ТОТ ЖЕ «АШАН», НО ТОЛЬКО ПОМЕНЬШЕ И ПОБЛИЖЕ

Как стало известно «БИЗНЕС Online», в ближайшее время в Казани откроется 6 магазинов сети «Атак» — супермаркетов, которые развивает французская ретейлер-группа «Ашан». Информацию нашему изданию подтвердили в самой компании.

«Наша компания действительно планирует открывать супермаркеты «Атак» в Казани. Первые два магазина откроются в октябре по следующим адресам: улица Бурхана Шахиди, 17 (ТЦ «Модная Семья») и улица Сабан, 7а, — рассказал Станислав Калайков, директор по внешним связям ООО «Атак». — До конца 2014 года мы планируем открыть 6 супермаркетов в Казани, а также планируется развитие в других городах Татарстана, но не ранее 2015 года».

Известно, что магазин сети открывается в ЖК «Изумрудный город» на улице Габишева. На это место претендовали «Магнит», «Эдельвейс» и «Пятерочка», но в итоге предпочтение было оказано французам.

«Основное отличие супермаркетов «Атак» от гипермаркетов «Ашан» — это площадь торгового зала. Если в гипермаркете она составляет 7 - 10 тысяч квадратных метров, то в супермаркете — 800 - 3 тысяч квадратных метров», — уточнил Калайков. В то же время профессиональные участники рынка говорят, что особенность формата «Атак» в том, что в отличие от остальных игроков, которые предпочитают открываться на первой линии, французы работают внутри жилых кварталов. «То есть, допустим, есть жилой комплекс, внутри него есть дворовое пространство. И внутри этой территории и открывают «Атак». Такой интересный подход. К примеру, нужно отправить ребенка в магазин, он выходит во двор и, не покидая его пределов, может спокойно совершить покупку здесь», — говорит собеседник.

ФРАНЦУЗСКАЯ СЕМЕЙКА

Отметим, что в начале января 2013 года стало известно, что французская группа «Ашан» расширила свое присутствие на рынке России, приобретя у немецкой группы METRO сеть продуктовых гипермаркетов Real в Восточной Европе за 1,1 млрд. евро. В информации о сделке сообщалось, что «Ашан» примет активы и недвижимое имущество дочерних предприятий группы в Польше, Румынии, России и на Украине. Процесс коснулся и Казани.

Так, гипермаркет Real в Казани открылся в торгово-развлекательном комплексе Park House в конце 2006 года, занимая свыше 12,2 тыс. кв. м площадей, а в октябре 2013 года сменил вывеску на «Ашан».

Сам выход «Ашана» в Казань, как известно, был непростым. Французский ретейлер, который рассчитывал появиться в Казани еще накануне тысячелетия столицы, после долгих мытарств вокруг сдачи ТЦ «Южный» открылся только в октябре 2011 года. Площадь гипермаркета «Ашан» в Казани составила около 10 тыс. кв. м, а объем инвестиций — 500 млн. рублей.

В середине 2013 года группа «Ашан» решила открыть в Казани еще один свой формат — гипермаркет строительных и отделочных материалов «Леруа Мерлен» площадью 18 тыс. кв. метров. Объем общих инвестиций в проект — 1 млрд. рублей. И вот уже в конце 2014 года французы в линейку своих форматов добавят еще и продуктовые супермаркеты «Атак».

Мурат Ахмеров — директор A-Development, отмечает, что в схожем с «Атаком» формате работает «Карусель». «Учитывая новую политику «Ашана», «Атак», скорее всего, и будет ей радовать покупателей: низкой ценой, графиком работы (семь дней, допоздна)», — считает эксперт.

НАБЕГ РЕТЕЙЛЕРОВ В КАЗАНЬ

Отметим, что данный игрок не единственный, кто заявил о планах выхода на рынок Казани и Татарстана в эти месяцы.

Как стало известно «БИЗНЕС Online», в Казань выходит новый мощный игрок — федеральная сеть продуктовых дискаунтеров «Верный», которая насчитывает 200 магазинов в городах России. В столице Татарстана сетью уже арендованы четыре площадки. Событие является сенсационным для рынка вдвойне: проект инициировал предприниматель Андрей Рогачев — основатель «Пятерочки» и бывший акционер Х5, а в Татарстане сеть поднимать будет команда Радика Ибрагимова — бывшего управляющего поволжским филиалом Х5. Его в марте этого года уволили вместе со всей командой в результате ликвидации казанского офиса и переподчинения сети самарской штаб-квартире компании.

Кроме этого, в середине августа в Казань вышел нижегородский франчайзи нидерландского ретейлера Spar. Первый казанский магазин сети, включающий в себя 190 торговых точек в России, открылся в новом жилом комплексе «Дружба». На следующий год еще два появятся в ЖК «Изумрудный город» казанского застройщика «Унистрой».

«БРЕНДОВ В ПРОДУКТОВОМ РЕТЕЙЛЕ В КАЗАНИ ПОКА НЕМНОГО»

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» появление нового игрока.

Иван Федяков — директор ИА «Инфолайн»:

— «Атак» — это один из брендов торговой сети «Ашан». Его отличает от «Ашана» то, что это магазин, работающий преимущественно в формате супермаркета. У «Ашана» есть формат «Ашан сити», который также работает в формате супермаркета, но «Атак» несколько отличается по ассортименту, по формату работы. Например, Real, который купила в свое время группа «Ашан», был переформатирован — часть магазинов была переформатирована в «Ашаны», а часть — в «Атак». Это чисто маркетинговый ход со стороны «Ашана». В бренде легко читается стилистика «Ашана».

«Ашан» как гипермаркет не является конкурентом супермаркету. У каждого формата есть свой клиент. «Ашан» больше является конкурентом «Ашану сити», чем «Атак», — это небольшие супермаркеты, которые могут открываться на арендованных территориях. Это стрит-ретейл (первый этаж) либо площади в торговых центрах. Конкурентом «Атака» являются абсолютно все супермаркеты: «Перекресток», «О'КЕЙ» и другие, а также местные игроки: «Бахетле» и т.д.

«Ашан» — мощная структура, которая может позволить себе играть в долгую и постепенно выдавливать конкурентов. Сам «Ашан» — третий по величине в России, его конкуренты — сети гипермаркетов «Карусель», «О'КЕЙ», «Лента».

Андрей Васюткин — руководитель отдела исследований и консалтинга «Магазин магазинов»:

— Продуктовый ретейл в Казани не перенасыщен. Брендов в продуктовом ретейле пока немного.

Если смотреть вообще на ситуацию в целом в России, то в Москве, например, работает очень много брендов в продуктовом ретейле. И что интересно, несмотря на не очень хорошую ситуацию в экономике, появляются новые форматы. Появляются новые сети, которые работают в чуть измененном формате супермаркета, формате магазина у дома.

«Атак» — это супермаркеты, ниша, в которой работают достаточно много игроков. Может быть, в своем сегменте компания будет конкурировать и с «Бахетле», и с другими классическими супермаркетами. Все будет зависеть от локации выбранных площадок.

Вообще сегмент развивается очень активно. В Москве продуктовый ретейл — это один из двух основных арендаторов помещений. Есть множество концепций, которые не реализованы, но востребованы сейчас покупателями. Компании рассматривают концепции, и новых открытий стоит ждать и в Казани.

Роман Гринченко — аналитик «Инвесткафе»:

— Магазины «Атак» являются представителями формата супермаркетов компании Groupe Auchan S.A., приоритетными задачами которых является представление небольшого количества SKU (учетная единица прим. ред.) на полках для достижения низких цен. Вследствие этого данный магазин имеет некоторые конкурентные преимущества в текущих экономических условиях перед другими сетями, ориентированными на более состоятельную аудиторию. На данный момент наблюдается переориентация предпочтений потребителей в пользу продуктовых сетей, представленных в более низкой ценовой категории, коей и является сеть «Атак».

По данным компании, доля супермаркетов в товарообороте группы «Ашан» составляет 18 процентов, при этом исходя из инвестиционной программы менеджмент видит хорошие перспективы для развития данного формата. В инвестпрограмму заложен значительный объем инвестиций в развитие супермаркетов по всему миру, который составляет порядка 850 миллионов евро. Я предполагаю, что порядка 10 процентов из этой суммы придется на открытие новых магазинов в России, что означает усиление экспансии сети на нашем рынке.

Основными конкурентами сети «Атак» в Казани будут магазины, придерживающиеся политики, направленной на продажу товаров по низким ценам. В целом они будут вполне стандартными: «Магнит», «Пятерочка» и т.д.