При реконструкции взлетно-посадочной полосы казанского аэропорта была похищена четверть миллиарда рублей

«У НАС АЭРОПОРТ ПРОПАЛ ИЛИ ДЕНЬГИ?»

Сегодня в Верховном суде Татарстана решилась дальнейшая судьба уголовного дела в отношении 33-летнего Ярослава Глущенко, который подозревается в хищении четверти миллиарда из федерального бюджета, выделенных на реконструкцию взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Казань, выполнявшейся в преддверии Универсиады.

Факт хищения многомиллионной суммы обнаружился по результатам проверки исполнения бюджетного законодательства при расходовании средств, которые были выделены федеральным бюджетом на реконструкцию. В ходе проверки татарская транспортная прокуратура установила, что между основным подрядчиком ЗАО «Трест Камдорстрой» и ООО «Волгоспецмонтаж», генеральным директором которого является Глущенко, был заключен договор субподряда на общую сумму 599,8 млн. рублей (компания из Волгограда работала на объекте в качестве субподрядчика). Однако компания «Волгоспецмонтаж», по версии следствия, выполнила работы на сумму 274,9 млн. рублей, а оставшаяся часть денег в размере 257,8 млн. рублей была похищена.

«Камдорстрой», как известно, один из китов дорожно-строительной отрасли Татарстана, считается, что он находится еще с 90-х в орбите влияния Владимира Швецова — бывшего министра транспорта Татарстана, ныне работающего в московской команде вице-мэра столицы Марата Хуснуллина. Специализация — строительство дорог и реконструкция аэродромов. В частности, компания вела строительные работы в аэропорту Бегишево (Нижнекамск), работала в Казани, на аэродроме ВВС в Кубинке, а также в Емельяново (Красноярск), Толмачево (Новосибирск), в Астрахани, Кургане, Минеральных Водах, на аэродроме КАПО им. Горбунова в Казани. В Татарстане компания строила дороги в ОЭЗ «Алабуга», реконструировала трассу М7, тянула Большое казанское кольцо и выполняла капремонт дорог к Универсиаде (один из объектов — мост «Миллениум») и пр.

Ярослава Глущенко
Следствие считает, что фирму «Стройдивизион» учредил Ярослав Глущенко, чтобы выводить через счета этой компании денежные средства

Летом процесс по громкому уголовному делу начался в Лаишевском районном суде Татарстана. 13 августа защитнику предпринимателя Айрату Хикматуллину удалось добиться возврата дела прокурору «в связи с наличием существенных недостатков, не позволяющих его рассматривать». В основном претензии касаются подсудности — дело в том, что фирма Глущенко работала в Волгограде. Но прокуратура и потерпевшая сторона, ЗАО «Камдорстрой», возврат дела прокурору обжаловали.

— У «Камдорстроя» исчезли деньги, и фактически все три тома обвинения содержат один тезис: «А давайте виноват в этом будет Глущенко», — заявил сегодня, выступая перед председательствующим, Хикматуллин. — Не установлено ни каким образом было совершено хищение, ни в какое время, ни каким способом. Причем здесь Лаишевский район? Для меня это тоже загадка. Только потому что там находится аэропорт? Так у нас аэропорт пропал или денежные средства? Единственное, что связывает моего подзащитного с этим местом, — это то, что он являлся учредителем одной из фирм, которая осуществляла работы. Но эта фирма находится в Волгограде. При таких обстоятельствах суд справедливо заметил: необходимо расследовать и обосновать детали хищения.

Представитель прокуратуры назвала решение Лаишевского суда необоснованным и в своем коротком выступлении попросила судью, удовлетворить апелляцию и направить дело на новое рассмотрение по существу в тот же Лаишевский райсуд.

— Я считаю, что «Камдорстрой» является конкретным заказчиком сфабрикованного уголовного дела против меня, — неожиданно заявил Глущенко, который вышел на связь с судом посредством видеоконференции, в настоящее время он находится в чистопольском СИЗО. — Они это сделали, чтобы скрыть свои преступления. Судья первой инстанции разобрался в деле и понял, что это абсурд! Прокурор пишет в своем представлении: «Глущенко прекратил работы на объекте». Ваша честь, мне инкриминируют преступление в сфере экономики, по факту речь идет о хищении денежных средств. Каким образом я мог совершить хищение и легализацию в Лаишевском районе на территории аэропорта? Я что, будучи учредителем, копал взлетную полосу?

Айрат Хикматуллин
Айрату Хикматуллину удалось добиться возврата дела прокурору «в связи с наличием существенных недостатков, не позволяющих его рассматривать»

Трех минут хватило судье, чтобы вынести решение: Верховный суд Татарстана отправил дело на новое рассмотрение в Лаишевский райсуд. Теперь дело будет рассматривать другой судья.

КАК ГЛУЩЕНКО ВОЮЕТ С СУБПОДРЯДЧИКОМ

О том, как Глущенко мог похитить деньги, из обвинительного заключения детально выяснить сложно, так как этот процесс формулируется следующим образом: «при неустановленных следствием обстоятельствах, в неустановленном следствием месте, в неустановленное следствием время, действуя совместно и по предварительному сговору с неустановленными следствием лицами...»

— Моего клиента обвиняют в том, что он не исполнил полностью свои обязательства. То есть в деле имеют место явные чисто гражданско-правовые отношения, — говорит Хикматуллин. По словам адвоката, фирма «Волгоспецмонтаж», директором которой является Глущенко, была подрядчиком и заключила договоры на проведение некоторых работ с субподрядчиком. Большую часть работ компания из Волгограда выполнила, но его подвел субподрядчик.

По словам Хикматуллина, злоключения Глущенко начались после того, как он обратился в суд в отношении недобросовестного субподрядчика. Но после этого в отношении его подзащитного возбуждается уголовное дело, его арестовывают, тем самым не давая возможности судиться в арбитраже.

— Заявления Глущенко в арбитраже не рассматриваются в связи с неявкой, при этом он не может никому передать доверенность — ему в этом отказывают суды. А второй раз обратиться нельзя, — продолжает Хикматуллин. — Человек выполнил работы на 300 с лишним миллионов рублей, а в обвинительном заключении пишут, что он сделал это, чтобы создать видимость. При этом следствием по непонятной причине не рассматриваются договоры «Волгоспецмонтажа» с субподрядчиками. В доказательство своих слов Глущенко готов предоставить все необходимые документы, но никто его не слушает.

Глущенко указывает в своих показаниях, что субподрядчиком стала компания ООО «Стройдивизион». Защита Глущенко заявляет: ЗАО «Камдорстрой» имеет самое непосредственное отношение к этой компании, а ей в какой-то момент отдали на откуп часть работ по реконструкции, которые выполнены не были. В обвинительном заключении совершенно иная версия: следствие считает, что фирму «Стройдивизион» учредил сам Глущенко, желая выводить через счета этой компании денежные средства. Устанавливать, к кому был близок субподрядчик «Стройдивизион», теперь, по всей видимости, снова будет Лаишевский райсуд. «БИЗНЕС Online» удалось в системе «Контур-Фокус» обнаружить лишь одну компанию с таким названием, зарегистрированную в Екатеринбурге.

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась в ЗАО «Камдорстрой» с официальным запросом с целью выяснить отношение компании к версии подсудимого Глущенко и природу фирмы «Стройдивизион», но к моменту публикации ответ не был получен.