Ангелина Мигранова и Родион Сабиров
Ангелина Мигранова и Родион Сабиров

ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ БЬЕТ ВСЕ РЕКОРДЫ ПО КОЛИЧЕСТВУ ЗРИТЕЛЕЙ

Ангелина и Родион, хотя наши читатели и в курсе, давайте начнем с классического вопроса: над чем сейчас работает театр «Театр. Акт»?

На этой неделе мы выпустили премьеру — древнегреческую трагедию «Антигона». С февраля месяца мы активно работали над ней, в том числе и летом. Поскольку в нашем театре мы занимаемся всем и вся, то помимо творческого процесса много сил отняла техническая сторона дела (изготовление декораций и реквизита, подбор костюмов, разработка музыкального и светового ряда и так далее). «Антигона» для нас не просто спектакль, а новая и доселе не пройденная ступень в нашем творчестве, здесь мы приближаемся к тому, о чем давно мечтали, к чему давно стремились, но не осмеливались вынести это на суд толпы. Но кто знает, может быть и провал. Мы пока еще не знаем.

— Расскажите в двух словах, о чем ваш спектакль тем, кто не был на премьерных спектаклях и не читал рецензий.

— Сам материал заключает в себе военную тематику. Мы не исключаем ее, однако она не является ведущей темой нашего спектакля. Война — это лишь следствие, неотъемлемый фон, на который опираются все происходящие события. Главным для нас является ее первоисточник, то, что зарождается в сердцах и умах людей, откуда в дальнейшем происходящие ссоры, войны и братоубийство.

Ангелина Мигранова в спектакле «Антигона»
Ангелина Мигранова в спектакле «Антигона»

Это вновь камерная постановка как и прежние ваши работы?

Да, безусловно. Масштаб декораций ни о чем не говорит. Этот спектакль бьет все рекорды по количеству зрителей: всего один ряд в 17 мест.

ЧИТАЕМ СЦЕНАРИЙ... НИ ОДНОЙ РЕПЛИКИ, ЛИШЬ КРИКИ ЗВЕРЕЙ...

Если оставаться в формате актуального, то фильм Алексея Барыкина «Сухая река», в котором вы исполнили главные роли, на фестивале мусульманского кино получил премию гильдии кинокритиков РФ. А вы как в него попали?

— Это произошло случайно, как раз в то время, когда наш «Театр. Акт» искал новый дом. Честно говоря, играть в кино не планировали, к этому прежде всего нужно быть хорошо подготовленными, а таковыми мы себя не считали. Звонок. Предложение сняться в главных и единственных ролях короткометражного фильма по сценарию Дениса Осокина у режиссера Алексея Барыкина и слова о том, что мы являемся единственными претендентами на этот фильм, разрешили все наши сомнения в себе. Читаем сценарий... ни одной реплики, лишь крики зверей... Такого мы точно нигде не играли и не сыграем... Безумно интересно. И мы согласились. В том время мы полностью окунулись в мир кино, начали читать соответствующую литературу, смотреть различные фильмы. Кстати, это нам очень помогло в дальнейшей работе над спектаклями.

Любые съемки это проверка твоих актерских навыков и самодисциплины, когда действовать нужно здесь и сейчас и нет времени на долгое раздумывание. А поскольку наш фильм снимали на природе: на открытом свежем зимнем воздухе, то снимать старались практически с одного дубля. Сами понимаете, зима, мороз... Приходилось быстро соображать и выдавать все по-максимуму за короткие сроки. Что-то придумывалось на ходу и дополнялось в конкретных обстоятельствах, работали в сотворчестве с режиссером, а нам это всегда безумно интересно.

Оставалось дело за малым — посмотреть на все глазами зрителя, в особенности на себя... Безумно волнительно, но и необходимо. Посмотрели. Остались приятно удивлены собой. Думали, совсем не сможем смотреть на себя со стороны без сарказма. Но все получилось достойно. Специальный приз на фестивале мусульманского кино, премия гильдии кинокритиков РФ — тому доказательство.

МЫ МЕЧТАЕМ ПОСТАВИТЬ ЧЕХОВА, ОСТРОВСКОГО, ПУШКИНА, КУПРИНА, ШЕКСПИРА

Кажется, что у вас все было просчитано заранее — сначала абсурд Ионеско, потом американская драма, потом модный ирландский МакДонах. А как у вас идет процесс выбора текстов?

— По Беккету: «Человек завтрашний чужой сегодняшнему». Мы каждую секунду узнаем что-то новое, беспрестанно меняемся... Выбор материала для дальнейшей работы — прежде всего самовысказывание, способ самопознания для нас. Ставим то, что волнует в данный момент, что «не поставить просто не можем». Может быть, это плохо, но мы не планируем на несколько лет вперед, ведь каждый новый день рождает новые идеи...

Но наверняка у вас есть заветные пьесы.

Конечно, мы мечтаем поставить Чехова, Островского, Пушкина, Куприна, Шекспира и так далее. Во-первых, это классика, а она всегда актуальна, в ней звучат вечные вопросы, которые не устают волновать зрителя и по сей день. Во-вторых, в этих пьесах заключена психологическая глубина, которую, к сожалению редко встретишь, а то и вовсе не встретишь в современной драматургии.

А вы хотите иметь большую труппу? И чтобы еще был оркестр и хор?

— Мы не гонимся за количеством человек, прежде всего для нас важна сплоченная команда. Она может состоять как из 3, так и 20 человек, главное не количество, а качество для нас. Для нас театр — это все: работа, жизнь, а иногда и отдых, поэтому мы стараемся найти людей близких по духу, но не всегда это воплощается в жизнь. Например, за этот год мы расстались примерно с 10 людьми, никто в этом не виноват, никто не плохой, просто «наши пути не сошлись». Как в жизни, встречаются два человека, и они либо расходятся, либо живут душа в душу. Обучить, заразить материалом, привить актерскую базу для нас не проблема, найти «нашего человека» гораздо сложнее.

Чем-то другим вы сейчас занимаетесь?

Раньше помимо нашего театра мы работали в русском ТЮЗе в качестве артистов, теперь у нас есть возможность полностью заниматься только нашим «Театром. Акт». И как мы уже говорили, театр для нас — это все, и отдых в том числе. Например, за круглым столом, в кругу родных и друзей мы говорим... говорим о театре. Наверное, потому что пока есть та идеальная модель театра, в которую мы верим и к которой стремимся, а пока мы верим, верит и зритель...

Ангелина Мигранова с Романом Ерыгиным
Ангелина Мигранова с Романом Ерыгиным

МЫ ВЛЮБИЛИСЬ В ЭТОТ ФОРМАТ

Кроме того, у вас работает театральная студия, какие у нее функции?

— Во-первых, мы даем возможность людям прикоснуться к миру театра, попробовать свои силы в качестве актера, а также побороть стеснительность в себе, стать более уверенными и раскрепощенными. Во-вторых, самых достойных мы привлекаем в наш театр сначала в качестве технического персонала, далее даем возможность играть в спектаклях от самых маленьких до главных ролей, все зависит от трудоспособности и желания человека. С кем-то не сходимся и полюбовно расходимся... Все просто.

Чему вас научила работа с актерами?

— Когда мы имели возможность поставить спектакль на малой сцене театра имени Камала «В ожидании Годо», Фарид Бикчантаев отмечал хорошо проведенную работу с актерами. Вскоре он дал нам возможность поработать с его студентами третьего курса Казанского театрального училища и поставить с ними дипломный спектакль. Так возник наш первый опыт педагогики, тогда мы впервые ощутили ее вкус и втянулись в это дело. Обучая, мы обучались сами. Этот взаимообмен необходим, чтобы не «застыть» на месте и двигаться вперед: «Чтобы устоять на месте, нужно бежать, чтобы двигаться вперед, нужно бежать в два раза быстрее...»

Спектакль создавали в кабинете Марселя Салимжанова, а когда дело дошло до переноса его на малую сцену театра (там мы и планировали его играть), то поняли, что спектакль потерял свою индивидуальность. Тогда мы решили все оставить так, как есть, а зрителя посадить вокруг всего действа. Так родилась идея создания камерного театра, мы влюбились в этот формат и остаемся верными ему и по сей день.

До того, как полностью сосредоточиться на своих постановках, вы работали в театре на Булаке и в ТЮЗе.

— Да, с первого и началась наша карьера, учась еще в театральном училище, мы играли спектакли для зрителей, а это, безусловно, хорошая практика и ценный опыт, там мы создали наш судьбоносный спектакль «Лысая певица», который участвовал и победил в режиссерской лаборатории, после чего мы были приглашены главным режиссером ТЮЗа Владимиром Чигишевым в его театр, а Фарид Бикчантаев предложил поставить «В ожидании Годо» у себя в театре имени Камала. В скором времени мы ушли из молодежного театра на Булаке, хотя благодарны ему и по сей день. Если бы не он, кто знает, был бы ли у нас сейчас свой театр?

И из ТЮЗа мы тоже недавно ушли. Нас уговаривали остаться, но решение мы приняли еще в прошлом году после ухода из жизни Владимира Борисовича. Многие не верили в это, казалось бы, ушел один, пришел другой. В театрах все просто. Но потерялся некий смысл, то, ради чего ты приходишь и тратишься.

Тогда, работая в ТЮЗе, мы с головой и ушли в наш театр, стали ездить на фестивали (за этот год мы приняли участие в пяти), огромная благодарность руководству ТЮЗа, которое дало нам такую возможность. Фестивали — это здорово, это общение, опыт. Ты смотришь, чем другие дышат, а у тебя каждый раз стресс. Тебя видят впервые и судят по тому, как ты сработал в данный момент, тебя разбирают, обсуждают, говорят что-то полезное. Мы поняли, что это нам интересно и мы будем продолжать в том же духе. Сами понимаете, что такое репертуарный театр, афиша на месяцы вперед. Поэтому, дабы никого не подводить, мы честно покинули его.

«Про спонсора даже не спрашивайте, у нас его до сих пор нет. Буквально — «заработали на елках»
«Про спонсора даже не спрашивайте, у нас его до сих пор нет. Буквально заработали на елках»

НА АРЕНДУ ЗАРАБОТАЛИ НА ЕЛКАХ

Как вы нашли свое первое помещение в «Казанском подворье»?

Так совпали звезды... Идея зародилась давно («Плох тот солдат, который не хочет стать генералом»), она долго жила в нас и волею судьбы в один обычный день воплотилась в жизнь. Все было незамысловато и просто. Мы шли по улице Баумана, решили зайти в понравившееся место, положившись на привычное «а вдруг...» И 1 апреля 2012 открыли «Театр. Акт» спектаклем «Лысая певица». Ремонт делали сами все январские праздники. Про спонсора даже не спрашивайте, у нас его до сих пор нет. Буквально заработали на елках, ну и без кредита не обошлось. Именно там родился наш незабываемый спектакль «Королева красоты» по одноименной пьесе МакДонаха.

Но никогда не бывает все гладко: спустя полгода арендатор повышает аренду вдвое, и наш только что родившийся театр оказывается без крыши над головой. Хотя мы ни о чем не жалеем — трудности закаляют, значит, это для чего-то было нужно... И действительно, было время все обдумать и выбрать: сдаться и забыть все, как прекрасный сон, или идти дальше. И мы пошли...

А как зазывали на первый спектакль?

Через социальные сети и только. Средств на рекламу у нас нет. К тому времени зритель свой уже начал появляться.

А потом переехали в Дом актера?

— После долгого поиска — да. Долго и упорно мы искали подходящее помещение и даже находили приличные, одно «но» — сумма аренды была слишком высока. В Дом актера не шли намерено, очень много мы слышали советов туда не идти, мол, зритель туда не ходит и тому подобное. Правда, многие режиссеры пытались здесь что-то создать, но никто надолго не задерживался. И снова звезды совпали в нашу пользу. На выставке художника Сергея Скоморохова мы случайно встретили Фарида Рафкатовича Бикчантаева, который недавно вернулся из Москвы с фестиваля «Золотая маска», там он был экспертом и сообщил, что даже в Москве говорят о нашем театре, однако с такими темпами нас быстро забудут. На вопрос «что делать?» он предложил нам переехать в Дом актера, ведь Фарид Рафкатович является председателем союза театральных деятелей. Мы доверились ему и переехали туда со всем своим скарбом. Правда, формат театра не вписывался в огромный для нас зал и тем более сцену. И вновь, но уже с опытом за плечами, мы собственноручно сделали ремонт на сцене... Перенесли действо на сцену и зрителя в том числе — формат сохранен, все довольны. По сей день «Театр. Акт» вполне себе успешно функционирует на сцене Дома актера.

Зритель на вас влияет?

— Без зрителя нет театра. Однако, мы не стараемся идти ему в угоду. Для нас важен художественный успех, идеально, чтобы он сочетался со зрительским, но в равных пропорциях. Не хочется долго умничать на тему, что должно произойти с нашим зрителем после спектакля, скажем кратко: стремимся к тому, чтобы у него внутри что-то ёкнуло после просмотра. Радует, что приходят порой люди, по которым по окончании видно, что именно этот спектакль им был сейчас необходим. На первый взгляд может показаться, что у нас сплошь тяжелые и мрачные постановки, однако все это неоднозначно. «Лысая певица», например, веселый и задорный спектакль, хотя сама тема печальная. В «Однажды все мы будем счастливы», наоборот, сквозь тяжесть и грусть, как на фотобумаге, проявляется светлая тема.

Что интересно, у вас камерность не от безысходности, недостатка места, а намеренный шаг.

— Конечно. Однако в «Антигоне» мы предпочли бы иное расположение зрителя, как в амфитеатре, но такой возможности у пространства, увы, нет. Когда мы участвовали на фестивалях в Перми, Челябинске, Екатеринбурге, Тюмени не раз встречали камерные театры. Не камерные площадки, а именно театры. Конечно, мы будем стремиться, чтобы он занял свое законное место среди академических, молодежных и детских театров.

Честно говоря, пока никакой поддержки от государства мы не ждем. Работать надо, вставать на ноги. Верим, что все придет...

Мастера театральной режиссуры РТ Александр Славутский и Фарид Бикчантаев
Мастера театральной режиссуры РТ Александр Славутский и Фарид Бикчантаев

ЗДОРОВО, ЧТО БИКЧАНТАЕВ ЕСТЬ В КАЗАНИ

А вы сами ходите в казанские театры?

Да, нам интересно. Всегда интересно посмотреть, чем дышат другие. Почему «произошло» или «не произошло».

Татарский национальный театр вам интересен?

Театр имени Камала? Конечно. В восторге от артистов, с которыми мы работали в нашем спектакле «В ожидании Годо». Причем они работали на добровольной основе, без приказа. Работали с отдачей и верой в нас, репетировали до 22 часов, а бывало и до двух ночи, в перерывах идущих спектаклей они прибегали, в костюмах, к нам на репетиции. Хорошо тогда было... Смотрели «Трех сестер», «Черную бурку», «Однажды летним днем». Хорошо, что есть такой театр. Там есть команда и идет беспрерывный поиск (они приглашают педагогов, устраивают тренинги по различным дисциплинам, коллектив обновляется каждый сезон), в общем, не успевают «застыть». А «застыть» может любой театр, пропадает некая студийность, все становится понятно и предсказуемо. Здорово, что Бикчантаев есть в Казани. Конечно, можно сказать, что мы его хвалим, потому что он нам помогает. Ну, а кто нам еще помог?

«До сих пор не верится, что мы что-то серьезное из себя представляем»
«До сих пор не верится, что мы что-то серьезное из себя представляем»

Вы родились в Казани. Как ваши друзья отнеслись к тому, что вы стали актерами?

Они удивлены, конечно. Вот, Ангелина, учась на втором курсе института, даже родителям не говорила, что будет поступать в театральное. У Родиона желание пришло внезапно в последний год учебы в школе, он просто попробовал его осуществить.

Бывает так, растет ребенок с детства театральный, про такого говорят: «Артист растет». У нас такого не было. Мы оба окончили театральное училище по специальности «актер драмы», режиссерского образования не имеем. До сих пор не верится, что мы что-то серьезное из себя представляем. И будет здорово, если появится больше театров, появится здоровый спортивный интерес. В Москве, Питере все постоянно пробуют, идет непрерывный поиск. Самое страшное — это когда все одинаково.