ДЛЯ ПОНИЖЕНИЯ РЕЙТИНГА ОБЪЕКТИВНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК НЕТ

Рейтинговое агентство Moody's начало понижать рейтинги РФ еще в субботу, 18 октября. В этот день был понижен долгосрочный кредитный рейтинг России на одну ступень — с Baa1 до Baa2 с негативным прогнозом. Причинами снижения рейтинга были названы замедление в среднесрочной перспективе экономического роста в России и продолжающийся кризис на Украине, из-за которого против России введены санкции. Напомним, что ряду банков и компаний ограничен доступ к долгосрочным кредитам в США, ЕС и некоторых других странах, ограничен экспорт в РФ товаров и технологий для нефтегазового сектора и оборонки. На сотрудничество с рядом компаний ВПК наложен запрет.

Кроме того, как отметили аналитики Moody's, негативное влияние на ситуацию в отечественной экономике оказывают низкие цены на нефть (если в начале года они превышли $100 за баррель, то сейчас упали в район $85), продолжающееся бегство капитала (за январь-сентябрь из страны утекло $85,2 млрд.) и сокращение золотовалютных резервов Центробанка РФ (минус $55,4 млрд. с начала года), а также снижение доверия инвесторов, падение внутреннего спроса и трудности в доступе заемщиков к международным рынкам кредитования, вызванные все теми же санкциями.

В России посчитали действия агентства несправедливыми. Так замминистра финансов РФ Алексей Моисеев уверен, что правительство сохранило ответственную макроэкономическую политику, не отменило бюджетное правило и т.д. Министр экономического развития Алексей Улюкаев, говоря ранее о возможном снижении рейтинга, отметил, что такой шаг будет «либо некомпетентным, либо ангажированным», так как «объективных предпосылок» для этого нет. И действительно, на сегодня внешний долг нашей страны составляет менее 3% ВВП, а весь госдолг равен примерно 11% ВВП. Это один из самых низких показателей в мире (например, в США он более 100%, а в Украине — выше 60% ВП). «При желании такой долг можно погасить за один год», — отмечал Улюкаев.

У России также сохраняется положительное сальдо платежного баланса ($52,3 млрд. в январе-сентябре), что обеспечивает приток валюты в страну и снижает объемы продаж золотовалютных резервов Центральным банком. Но стоит признать, что падение цен на нефть снизит поступления нефтедолларов, при том, что спрос на валюту в следующем году вырастет. По данным ЦБ, российские банки и компании должны погасить $134 млрд. внешнего долга до конца 2015 года. Правда, минэкономразвития оценивает выплаты в $90 миллиардов. Но в любом случае текущих $454 млрд. золотовалютных резервов с лихвой хватит, чтобы закрыть все потребности рынка.

Тем не менее Moody's рейтинг понизило. В минфине сделали хорошую мину при плохой игре и заявили, что это решение особого значения не имеет. По мнению директора департамента долгосрочного стратегического планирования минфина Максима Орешкина, снижение рейтинга не затронет ни корпоративный, ни государственный сектор и не окажет серьезного влияния на стоимость внешних займов.

Последовавшее сегодня снижение рейтингов и прогнозов российских регионов и городов, и в том числе Татарстана, аналитики называют техническим. «Когда суверенный рейтинг снижается, логично, что это же агентство пересматривает рейтинги компаний и регионов. Мало у кого из них рейтинг может быть выше, чем федеральный, учитывая, что федеральный бюджет является гарантом по обязательствам. Поэтому, естественно, пересмотр логичен, я бы сказал, ожидаем», — поясняет Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «Финам».

При этом большинство экспертов отмечают политическую мотивировку данного шага. «Если бы была ситуация, вызванная только экономическими причинами, надо было бы по поводу такого понижения рейтингов переживать, говорит Агван Микаелян, управляющий партнер АКГ «ФинЭкспертиза». — Но на сегодняшний момент мы наблюдаем, что это политически ангажированное решение. Конечно, там есть доля экономики, но даже эта экономика, которая учтена, тоже жестко привязана к политике. Поэтому на сегодняшний момент мы имеем политически мотивированное решение рейтингового агентства, которое показывает меньшую привлекательность наших регионов».

«Очевидно, что это решение политическое», — соглашается Дарья Желаннова, заместитель директора аналитического департамента «Альпари». На ее взгляд, серьезных последствий ни для страны, ни для компаний, ни для регионов не будет. «Доступ к капиталам на европейском рынке для большинства российский компаний и так закрыт из-за санкций, а на азиатских рынках к России более лояльны, соответственно, внимание на снижение рейтинга по политическим причинам вряд ли обратят», — отмечает она.

Ведущий аналитик «Локо-Банка» Виталий Лакеев полагает, что снижение рейтингов вряд ли окажет существенное влияние на экономику большинства регионов. Он подчеркивает, что сейчас более заметное воздействие оказывает общая непростая ситуация в стране. В частности, на фоне повышения ключевой ставки ЦБ РФ, стоимость фондирования на публичных рынках для регионов с начала года выросла более чем на 2%. «Например, в октябре текущего года Красноярский край разместил облигации по ставке 11,5 процентов, тогда как год назад регион привлекал деньги на рынке по 8 процетов», — рассказывает он.

ТАТРСТАН БУДЕТ ЗАНИМАТЬ ТОЛЬКО У ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА

Напомним, что год назад, 21 ноября 2013 года, Moody's повысило рейтинг Республики Татарстан до уровня Bаа3, прогноз «стабильный». В результате рейтинг республики впервые по глобальной шкале агентства Moody's отнесен к рейтингам инвестиционной категории. По заключению аналитиков агентства, рейтинг отражал хорошо диверсифицированную экономику республики, улучшение показателей исполнения бюджета, консервативную бюджетную политику и сильную позицию ликвидности, а также значительно облегченную долговую нагрузку, что стало результатом проведенной реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета. При этом агентство ожидало, что усилия по консолидации бюджета будут поддерживаться устойчивым ростом экономики республики в ближайшие годы, в течение которых рост валового регионального продукта Татарстана будет опережать общенациональные показатели.

Но надежды не оправдались. В прошлом году рост валового регионального продукта составил всего 2%, вместо прогнозировавшихся 5,5% (российский ВВП вырос на 1,3%). В этом году ситуация ненамного лучше. Прогноз роста ВРП по году 1,3%, при общероссийском показателе в 0,8%. Бюджет у республики дефицитный. Министр финансов РТ Радик Гайзатуллин в минувший вторник на заседании комитета Госсовета по бюджету, налогам и финансам Госсовета РТ заявил, что по итогам 2014 года в бюджете может образоваться дыра в 23,5 млрд. рублей.

Moody's с учетом этих показателей и общей ситуации в стране в июле 2014 года понизило рейтинг Татарстана с инвестиционного уровня Baa3 до спекулятивного Ba3, правда, со стабильным прогнозом. Теперь прогноз изменен на «негативный».

Справедливости ради, стоит отметить, что наибольшее влияние кредитные рейтинги имеют при принятии решения банками или частными инвесторами о выделении средств тому или иному заемщику. С этой точки зрения, Татарстану ничего не страшно. Согласно обнародованному недавно проекту закона о бюджете на 2015 и 2016 - 2017 годы, республика не планирует брать в долг на финансовых рынках.

Собственно говоря, взять деньги на внешних рынках Татарстан не смог бы, даже если бы захотел. Дело в том, что республика выплачивает долги перед федеральным центром, взятые на Универсиаду, и по условиям реструктуризации этих кредитов, выход на рынки заимствований РТ запрещен. По данным миннфина РТ, на начало октября внутренний долг республики составлял 86 млрд. рублей, из которых 67,1 млрд. — как раз «универсиадские» кредиты. Еще 18,9 млрд. — это госгарантии в рублях и иностранной валюте.

И все же, снижение рейтинга и пересмотр прогноза при всей их заметной политической составляющей — это не очень хороший сигнал. Как отмечают аналитики, любое снижение рейтинга автоматически повышает стоимость заимствований для частных заемщиков, что косвенно перекладывается и на региональный бюджет, если кредиты гарантируются республикой.

Велика также вероятность того, что инвесторы начнут замораживать свои проекты из-за возросшей неопределенности, полагает Алексей Вялкин, директор департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ. «Понижение рейтинга, безусловно, продолжает линию санкций. Наиболее серьезно санкции затронули нефтегазодобывающие регионы. Особенно те, где в последние годы реализуются несколько крупных проектов с участием европейских и американских компаний. Соответственно, в сложившейся ситуации не следует ожидать старта новых проектов в этой сфере с привлечением иностранного капитала. Основную роль тут играют даже не сами санкции, а связанная с ними неопределенность. А это основной враг инвестора. Никто не может гарантировать, что отрасли, пока еще не попавшие под санкции, через какое-то время не постигнет участь нефтегазодобычи», — отмечает он.

С точки зрения привлечения реальных инвестиций, международный рейтинг не является главным фактором при выборе инвестором региона, возражает Лакеев. Сороко добавляет, что те западные инвесторы, которые хотели уйти из России, уже ушли. «Сильного оттока капитала из-за снижения рейтинга я не предполагаю», — резюмирует он.

«ТАТАРСТАН ОСТАЕТСЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ НА ОБЩЕРОССИЙСКОМ ФОНЕ»

Вадим Хоменко — вице-президент академии наук РТ, доктор экономических наук:

— Таких рейтингов много, и порой оценки их очень разнятся. Не всегда в полной мере рейтинговые оценки отражают реальную ситуацию. Впрочем, в данном случае, Moody’s — это авторитетное рейтинговое агентство, я тоже поглядываю соответствующие рейтинги. То, что выявлена соответствующая тенденция, — здесь, наверное, есть доля объективности, потому что сегодняшняя ситуация во многом завязана на политической. Возможно, изменение рейтингов связано с изменением макро-ситуации. Макро-ситуация играет большую роль, чем ситуация внутри республики. А учитывая, что отраслевая структура Татарстана такая же, как у России, это в большой степени сказывается и на Татарстане. Татарстан имеет ту же самую конфигурацию экономики и примерно те же самые проблемы, как и у России. Мы очень сильно завязаны на импортных поставках, а это нас утяжеляет. Есть проблемы по линии поставок технологической продукции, по финансовой линии, выстраиваемой между западными банками и Татарстаном, ситуация с ценой на нефть, которая продолжает падать, и проблемы с заполнением республиканского бюджета. Если по продуктам питания мы как-то выходим из положения — есть альтернатива, то по технологическим поставкам справляться с ситуацией сложнее. Когда технология производства нацелена на тех или иных поставщиков, заменять из на ходу очень сложно. Ситуация.

Думаю, с точки зрения тех позиций, которые Татарстан развивает, привлекательность для инвесторов существует. Мы видим это на примере ряда объектов, проектов, включая крупные технологические проекты, например, «Иннополис». В принципе Татарстан остается привлекательным на общем российском фоне. Но эти крупные тенденции будут снижать рейтинги как у Татарстана, так и у России в целом. Думаю, китайские инвесторы не обратят внимания на негативные прогнозы по рейтингу Moody’s. У Китая есть собственная позиция, и, судя по тем шагам, которые Китай делает, он как раз может воспользоваться ситуацией разрыва отношений с Западом в свою пользу. Интерес к России колоссальный у Китая, Россия — это ближайший партнер, обладающий теми ресурсами, которых Китаю не хватает для дальнейшего развития.

Марат Хайруллин — директор фонда политических исследований и технологий, экс-депутат Госсовета РТ:

— Я думаю, что в нынешних условиях, когда санкции касаются запрета доступа нашим предприятиям и банкам к западным финансовым институтам, снижение кредитного рейтинга скажется в меньшей степени. Но снижение кредитного рейтинга всегда является негативным моментом. И, конечно, надо выяснять причины, почему это произошло. Инвесторы, когда собираются вкладывать деньги, разумеется, обращают внимание на кредитные рейтинги. И в этой ситуации руководству республики и правительству нужно принимать усилия к тому, чтобы этот рейтинг повысить. Что нужно сделать? Быстрее воплощать в жизнь, выводить на проектную мощность все те проекты, которые были заявлены в послании президента, в программах правительства республики. Это покажет, что Татарстан действительно является регионом с благоприятным инвестиционным климатом. То, что нужно делать, уже давно известно. Я думаю, что недавняя смена руководства агентства инвестиционного развития связана именно с этим. Здесь действительно произошло определенное «снижение показателей». Кроме этого, нужно запускать промплощадки, чтобы они были не только в Тюлячах, в Алабуге. Нужно обратить внимание и на повышение роста малого и среднего бизнеса. Исходя из всего этого, инвесторы и будут определять, благоприятный или неблагоприятный климат в регионе.

Владимир Назаров — директор научно-исследовательского финансового института минфина РФ:

— На самом деле влияние именно этого действия минимально, потому что речь идет о том, что корпоративные, региональные и муниципальные рейтинги приводятся в соответствие с тем, что Moody’s понизило рейтинг в целом по нашей стране. Поэтому логичен пересмотр всех корпоративных и национальных рейтингов, потому что они не могут быть выше странового. Чтобы все это выровнять, они пересмотрели эти рейтинги. В самом действии Moody’s тоже большой новости нет, потому что до этого два других крупнейших рейтинговых агентства Standard&Poor’s и Fitch уже провели понижение рейтингов. Как правило, в мире финансов идет ориентация на двух из трех. Если два из трех понизили, то на решение третьего никто внимания не обращает, так как само собой разумеющееся, что третий присоединится в первым двум. Поэтому это техническое действие Moody’s как в отношении всей нашей страны, так и дальнейшее снижение по муниципалам и регионалам.

Также надо отметить, что в целом финансовые рынки для нашей страны закрылись и давно. Международные агентства просто отфиксировали факт нашей биографии, нам от этого хуже уже не стало. Было, по сути, принято политическое решение, и мировые финансовые рынки очень четко его оттранслировали, после этого агентства только зафиксировали сложившийся баланс сил. Совсем плохо будет, если следующим шагом рейтинговые агентства лишат наши бумаги статуса инвестиционных и переведут в разряд спекулятивных, иногда их еще называют мусорными облигациями. Вот тогда будет действительно плохо, потому что это будет, по сути, запретом на дальнейшее инвестирование в Россию, как сейчас есть, а это будет запрет держать российские бумаги. Ни один крупный фонд по своим правилам не сможет держать более или менее приличную долю наших бумаг, ему придется их продавать. Это будет, соответственно, следующим нашим эволюционным движением. Нынешнее действие Moody’s пока нагнетает внешний фон, но, в общем, все действия, которые могли быть, уже произведены, это констатация факта, приведение всех оценок к одному знаменателю.

Марат Сафиуллин — директор ГБУ «Центр перспективных экономических исследований при Академии наук Республики Татарстан», проректор по вопросам экономического и стратегического развития КФУ:

— Хотелось бы в первую очередь обратить внимание, что рейтинги таких агентств, как Standard & Poor's, Moody's Investors Service и Fitch Ratings являются наиболее важными для биржевых спекулянтов и портфельных инвесторов, в меньшей степени для прямых, которые ориентируются не на макроиндикаторы, политическую ситуацию и условные рейтинги, а на конкретные рынки и экономические задачи. На международных фондовых рынках компании и проекты как Российской Федерации так и Татарстана практически не представлены. Если посмотреть структуру иностранных инвестиций в экономику Республики Татарстан, то портфельные инвестиции составляют небольшую долю (в 2012 году – всего 6%, в 2013 году - 0,6%). Основной объем иностранных инвестиций приходится на прямые инвестиции (78,5% в 2012 году, 45,7% - в 2013 году) и прочие кредиты (15,4% - в 2012 году, 53,6% - в 2013 году). Сильная годовая флуктуация прямых инвестиций и кредитов объясняется реализацией и введением крупных проектов в высококонцентированной экономике Татарстана, развитием особой экономической зоны "Алабуга". Так что, принципиальных изменений, кроме возможного удорожания кредитов как внутренних, так и внешних, с нашей точки зрения, ожидать не стоит. Более того, системная политика Татарстана по формированию инфраструктурных и промышленных площадок, делового климата и самое главное - качества жизни и городской среды, начинает приносить плоды и, на наш взгляд, и будет формировать основной вектор развития.

Рейтинг Республики Татарстан от Moodys и Fitch Ratings

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Moody’s

Ba3

Ba1

Ba1

Ba1

Ba1

Ba1

Ba1

Ba1

Ba1

Ba1

Baa3

Ba3

Fitch

-

-

ВВ

ВВ

ВВ+

ВВВ-

ВВВ-

ВВВ-

BBB-

ВВВ-

BBB

BBB

Изменение кредитных рейтингов и прогнозов по Республике Татарстан

Период

Moodys

Fitch Ratings

2007 год

в январе 2007 года рейтинг подтвержден на уровне Ва1, прогноз «стабильный»

в феврале 2007 года рейтинг повышен с уровня ВВ до уровня ВВ+, прогноз «стабильный»

2008 год

в феврале 2008 года рейтинг подтвержден на уровне Ва1, прогноз «стабильный»

в апреле 2008 года рейтинг повышен с уровня ВВ+ до уровня ВВВ-, прогноз «стабильный»

2009 год

в июне 2009 года рейтинг подтвержден на уровне Ва1, прогноз снижен до «негативный»

в марте 2009 года рейтинг подтвержден на уровне ВВВ-, прогноз «стабильный»

2010 год

в феврале 2010 года рейтинг подтвержден на уровне Ва1, прогноз «негативный»

в июне 2010 года рейтинг подтвержден на уровне ВВВ-, прогноз «стабильный»

2011 год

в феврале 2011 года рейтинг подтвержден на уровне Ва1, прогноз повышен до «стабильный»

в августе 2011 года рейтинг подтвержден на уровне ВВВ-, прогноз «стабильный»

2012 год

в марте 2012 года рейтинг подтвержден на уровне Ва1, прогноз «стабильный»

в августе 2012 года рейтинг подтвержден на уровне ВВВ-, прогноз «стабильный»

2013 год

в ноябре 2013 года рейтинг повышен с уровня Ва1 до уровня Ваа3, прогноз «стабильный»

в августе 2013 года рейтинг повышен с уровня ВВВ- до уровня ВВВ, прогноз «стабильный»

Июль 2014

Ba3, прогноз «стабильный»

ВВВ, прогноз «негативный»

Ноябрь 2014

Ba3, прогноз «негативный»

-

Краткое описание рейтингов Moody's и Fitch Ratings

Категории рейтингов

Оценка международного рейтингового агентства

Краткое описание

Fitch Ratings

Moody's

Инвестиционные

AAA

Aaa

наивысший уровень кредитоспособности — минимальный кредитный риск

AA+

Aa1

очень высокая кредитоспособность — очень низкий кредитный риск

AA

Aa2

AA-

Aa3

A+

A1

высокая кредитоспособность — низкий кредитный риск

A

A2

A-

A3

BBB+

Baa1

хорошая кредитоспособность — умеренный кредитный риск

BBB

Baa2

BBB-

Baa3

Спекулятивные

BB+

Ba1

спекулятивный рейтинг — существенный кредитный риск

BB

Ba2

BB-

Ba3

B+

B1

в значительной степени спеукулятивный рейтинг — высокий кредитный риск

B

B2

B-

B3

CCC

Caa1

реальная возможность дефолта — очень высокий кредитый риск

Саа2

Саа3

СС

Ca

вероятность дефолта — состояние близко к дефолту

С

C

неизбежность дефолта — вероятность выплат мала

RD

-

отказ от платежей по некоторой части обязательств

D

-

дефолт по всем обязательствам