МОСКОВСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ КУХНЮ ТАТАРСТАНА

За интервью президента Башкирии Муртазы Рахимова, в котором он критиковал "Единую Россию", последовал визит в Уфу зам главы администрации президента РФ Владислава Суркова, а за визитом Суркова – отставка главы администрации президента Башкирии. За отставкой, в свою очередь – споры о том, договорился ли башкирский лидер о сохранении за собой поста, или же только надеется договориться и потому приносит "ритуальную" жертву. Вероятно, у этих споров большое будущее: Рахимов останется на своем месте, он там нужен. И причиной тому – не Рахимов, а, наоборот, Минтимер Шаймиев.

Принято считать, что между лидерами Татарстана и Башкирии много общего. И тот, и другой "бабай" (в прозвище, кстати, нет ничего обидного: по-татарски это просто "дедушка") возглавили республику на закате СССР. Оба создали сильные и непрозрачные бюрократические режимы. Оба нейтрализовали наиболее опасных националистов. Оба вырастили в своих республиках небольшой, но и не бесконечно тонкий слой людей, способных приобретать недвижимость по московским ценам и не заинтересованных в каких-либо внутренних революциях.

Сходства, действительно, существенные. Но на этом их список заканчивается, и начинаются различия. Все они не менее существенны, и все не в пользу президента Башкирии.

Рахимов вынужден действовать в сложном национальном ландшафте. Башкиры – народ титульный, но в столице республики численно преобладают татары. Одно это создает риски и ограничения для кадровых маневров, совершенно незнакомые Шаймиеву.

Вторая головная боль Рахимова – силовики. Местное МВД весьма самостоятельно и способно создать проблемы главе региона – например, спровоцировав общефедеральный скандал после известной "разборки" в городке Благовещенске. А на посту прокурора Башкирии появлялись люди, далекие от ее президента – например, питерский Александр Коновалов. Для Шаймиева же проблемы с силовиками исчерпываются возникающими иногда слухами о приходе на его место министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева. Обычно эти слухи долго не живут.

Ну и, собственно, нефть. Татнефть, стоимость акций которой, кстати, достигла почти докризисных уровней, надежно находится в руках правительства Татарстана (через номинальных держателей). А башкирский нефтекомплекс дезинтегрирован и передан АФК "Система". Это бы еще ничего, если бы не имиджевые потери, понесенные Рахимовым, когда в ходе нефтяных скандалов и судебных тяжб прежним бенефециаром республиканской нефтянки назывался его сын. Проблемы были бы еще больше – если бы не ЧОПовцы, вынужденные в Уфе стоять цепью на тротуарах, защищая "семейные" особняки. В Казани у их коллег служба полегче.

И, наконец, то, что еще важнее нефти: лояльность собственной бюрократии. В Башкирии с этим бывают проблемы, вспомним хотя бы прошлогоднее "предательство" руководителя президентской администрации Радия Хабирова, без согласования с патроном перешедшего на работу в Кремль. А из Татарстана в федеральные структуры в основном услужливо забирают тех, кто "перерос" свою должность и может стать конкурентом главе республики. Так, например, мэра Казани в свое время отправили полпредствовать на Дальнем Востоке.

Такой шаг федеральной власти вполне понятен. Шаймиев слишком силен, чтобы создавать ему проблемы. Но слишком силен он и для того, чтобы позволять ему бесконтрольно упрочивать свое положение. Видимо, поэтому и избрана федералами нынешняя тактика: вынуждают к уступкам Уфу, и, тем самым, дают понять, что могут и "доехать до Казани", там не слишком далеко. За тем, услышаны ли подобные сигналы на берегу Волги, наверняка следят очень тщательно. В конце концов, в кабинетах российских чиновников, занимающихся внутренней политикой, нередко на видном месте стоят серьезные книги именно о Татарстане. В том числе у тех, кто напрямую за этот регион не отвечает.

Константин Казенин
slon.ru