Сегодня в Набережных Челнах побывал десант экологов во главе с министром Артемом Сидоровым и руководителем управления Росприроднадзора Фаритом Хайрутдиновым. Чиновники приняли участие в дискуссии с местным бизнесом о проблемах с контролирующими органами и о поддержке экологичных направлений предпринимательства. Как узнал корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавший на встрече, скоро в автограде начнут перерабатывать битумосодержащие отходы и построят пункты приема вторсырья.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАРДИНАЛЬНО ИЗМЕНИТСЯ С 2015 ГОДА...
Сегодня министр экологии и природных ресурсов Артем Сидоров встретился с предпринимателями автограда в формате «Бизнес и власть: откровенный разговор». На встречу также приехали уполномоченный по защите прав предпринимателей по РТ Тимур Нагуманов, руководитель управления Роспироднадзора по РТ Фарит Хайрутдинов и главный госинспектор РТ по охране природы Рамиль Низамов. Модератором выступил Нагуманов. Бизнес представляли директора известных в автограде предприятий малого и среднего статуса — торговые сети, мебельщики, топливный сектор, операторы рынка ТБО, кондитерская отрасль, сфера развлечений.
Первое предложение прозвучало со стороны Николая Атласова — учредителя и финансового директора ООО «Проминдустрия» и руководителя экологического комитета в Общественной палате РТ. Обращаясь к министру, Атласов обратил внимание на сложность и дороговизну сертификации предприятий по международному стандарту ISO и спросил, почему бы не ввести в Татарстане свой стандарт добровольной экологической сертификации для облегчения взаимоотношений между контрагентами. Сидоров высказался в том смысле, что предложение актуальное, перспектива собственного стандарта возможна и минэкологии готово эту тему обсуждать.
Отрицательный ответ дал Хайрутдинов на второе предложение Атласова — о передаче части надзорных полномочий в сфере экологии на места, чтобы бизнесменам проще было разбираться с экологическими декларациями и паспортами. Хайрутдинов напомнил, что контролирующими функциями татарстанский Росприроднадзор наделен федеральным центром и вопрос находится в сфере законотворчества.
«Но паспорта сейчас все равно будут меняться в сторону ужесточения, — добавил Хайрутдинов, — Законодательство кардинально изменится с 2015 года. Все полигоны ТБО должны войти в федеральный реестр, а все предприятия будут разделены на четыре категории в зависимости от уровня загрязнения окружающей среды. Те, кто соответствует четвертому уровню, получат зеленый свет от экологов, даже не будут подавать декларацию, а те, кто сильно загрязняет, будут платить больше. Мы со своей стороны и сейчас пытаемся облегчить предпринимателям жизнь — например, по закону если экологические платежи компании не превышают 50 тысяч рублей, они должны отчитываться на бумаге, если превышают — в электронной форме. Мы же не требуем бумаг, все могут отчитываться в электронном варианте. Но учебу по взаимодействию с контролирующими органами в Набережных Челнах мы организуем, раз надо».
...НО КОШМАРИТЬ БИЗНЕС ЭКОЛОГИ НЕ СОБИРАЮТСЯ
Хайрутдинов отметил в этой связи, что в автограде сейчас наблюдается снижение экологических платежей на фоне роста природопользователей-плательщиков. Так, если за весь 2013 год по Челнам было собрано 88,7 млн. рублей в экологический фонд, то в этом году к настоящему времени собрали всего 55 млн. рублей.
«Я сомневаюсь, что за оставшиеся два месяца сумма увеличится еще на 30 миллионов, снижение налицо», — отметил Хайрутдинов, уточнив, что принципиально он не в претензии, поскольку теоретически снижение платежей еще не означает уклонения от оплаты — возможно, предприятия модернизировались и снизили выбросы. Вопросы в этой связи вызывают главным образом платежи за утилизацию промышленных отходов, объем которых вряд ли мог уменьшиться, а вот сумма снизилась на 9 млн. рублей.
Между тем, как уточнил Хайрутдинов на вопрос директора сети магазинов «Впрок» Дмитрия Калачева, сразу, с января 2015 года, «кошмарить бизнес» экологи не собираются. На адаптацию к новым условиям работы предпринимателям дадут время — по вопросам, связанным с категорированием предприятий, до 2017 года, потом начнутся санкции. Некоторые основополагающие моменты законодательства будут внедрены только к 2020 году, иные — и вовсе к 2025-му.
Рафаэль Батыршин (в центре) |
ВЫБРОСЫ ОТ МАШИН ДОСТИГЛИ 70% ВСЕГО ОБЪЕМА
Интересный вопрос затронул гендиректор ООО «РариТЭК» Рафаэль Батыршин как один из идеологов газомоторной стратегии КАМАЗа. Являясь дилером челнинского автогиганта, «РариТЭК» занимается установкой на грузовики газовых систем, предпродажной подготовкой и ремонтом автомобилей на газу. Батыршин напомнил, что сегодня владельцы машин, оснащенных двигателями стандарта «Евро-0», платят такой же транспортный налог, как и ответственные автовладельцы, эксплуатирующие «Евро-5». Сидоров согласился с несправедливостью такого подхода и сообщил, что этот вопрос татарстанское минэкологии беспокоит не меньше, чем «РариТЭК».
«Ряд законодательных инициатив нами подготовлен, — подтвердил Сидоров. — В Госсовете с нашим комитетом по экологии мы этот вопрос уже обсуждали, так или иначе с этой инициативой мы будем выступать — по дифференциации транспортного налога в зависимости от класса двигателя. Большая работа ведется и на федеральном уровне. У федерального министерства сейчас есть инициатива по экологической маркировке транспорта, по ограничению въезда в населенные пункты не только по массе, но и по экологическому классу двигателя. Если говорить о состоянии воздушного бассейна, то сегодня Татарстан уже имеет от автотранспорта большую часть выбросов, чем от предприятий. Чем крупнее населенный пункт, тем более ярко выражена эта проблема. И в Казани, и в Набережных Челнах выбросы от автотранспорта превышают 70 процентов от всех загрязнений воздуха. Мы рассматриваем в этой связи и субсидирование перевода транспорта на газомоторное топливо — на 2015 год субсидии тоже предусмотрены. Более 400 единиц автобусов и спецтехники будет профинансировано. Я знаю, что Челны около 100 автобусов в 2013 году получили. Это очень важная программа, она будет развиваться».
К словам министра Хайрутдинов уточнил, что если в автограде 14,2 тыс. т загрязняющих воздух веществ дают стационарные источники, то машины — все 36,4 тыс. тонн.
«НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ЭТОТ ЗАВОД ПРИОБРЕЛ Я...»
Оживленную дискуссию вызвало высказывание Евгения Вайнера — гендиректора ООО «Аква-регион», который рассказал, что примерно 8 лет назад в Челны привезли оборудование для переработки битумосодержащих отходов. Они образуются после капремонта кровель, а оборудование позволяет вторично использовать из них около половины — например, в строительстве дорог. Однако готовый и полезный бизнес зачах на корню, хотя последние 15 лет в городе активно ведется капремонт кровель на промышленных предприятиях и ежегодно около 10 тыс. т отходов закапывается на полигонах.
Айрат Насыбуллин, во времена внедрения этой технологии бывший начальником Прикамского ТО минэкологии, подтвердил, что завод запускали с мэром Ильдаром Халиковым, который активно поддерживал вопрос, и начали тогда производить битум из кровельных отходов. Но сегодня, действительно, 10 тыс. т добра закапывается в карьерах, серьезно загрязняя окружающую среду, так как это отходы третьего, довольно высокого класса опасности.
Хайрутдинов по этому поводу сообщил, что если раньше Росприроднадзор не мог контролировать миграцию битумосодержащих отходов, то теперь такая возможность появляется. «Сейчас ведь лицензируется только обезвреживание и захоронение, — рассказал Хайрутдинов. — Крупные предприятия что делают? Как побочный продукт берут отходы, отдают какому-нибудь малому предприятию, а дальше мы не можем контролировать, потому что деятельность не лицензируется. Кроме того, с 1 августа 2014 года есть регламент: пока технология не внесена в реестр на сайте центрального аппарата Росприроднадзора, мы использование этих отходов разрешить не можем. Заявитесь и можете использовать свою технологию».
Когда министр поинтересовался, в чем собственно проблема у перерабатывающего завода, Насыбуллин обмолвился, что завод расположен неудачно — в санитарно-защитной зоне оказались дачные участки, и садоводы подняли шум. Однако ремарка не получила продолжения, а Вайнер уточнил, что ему для сбыта конечной продукции нужен некий административный ресурс, чтобы производители покупали переработанный битум в 10 раз дешевле нового, получаемого на нефтеперерабатывающих заводах.
— Нет, подождите... Заставлять покупать ваш битум никто не будет, — уже не в первый раз вынужден был напомнить Нагуманов о том, что проблемы рынка сбыта следует решать самостоятельно. — Если у вас такой хороший бизнес, вероятно, есть какая-то другая проблема. Это может быть недостаток контроля за захоронением отходов или нюансы с расположением. Надо смотреть отдельно.
Однако ситуацию вдруг прояснил Атласов, сделав неожиданное признание.
— Я просто в курсе этой проблемы, — скромно начал он. — В 2006 году на уровне муниципалитета была достигнута договоренность, по которой закупили технологию и все предприятия, работающие с кровлями, должны были туда привозить отходы. Но прошло время, отходы не везлись. На сегодняшний день этот завод приобрел я. Нам осталось только решить вопросы нормативной документации, — заверил он, намекая, что тяготы решения этих самых вопросов неплохо было бы разделить с экологами, раз уж бизнес такой идеологически выдержанный.
ПРОБЛЕМЕ ПАРКОВОК ПОСВЯТЯТ ОТДЕЛЬНУЮ ВСТРЕЧУ
Вопросы коррупционных рисков в контактах с контролерами от экологии первым поднял гендиректор ТПП Набережных Челнов и Закамья Иван Шигин. Он поделился с министром, что когда на предприятие приходит сотрудник ведомства и не обнаруживает экологического паспорта, то он начинает рекомендовать конкретные организации, способные этот паспорт оформить. Шигин попросил назвать горячую линию, по которой можно было бы сообщить о фактах такого мелкого административного лобби, дав понять, что рекомендации экологов по выбору фирмы бывают настойчивыми. Телефоны Шигин получил, и стороны договорились о том, что возглавляемая гендиректором ТПП Набережных Челнов и Закамья фабрика «Идея комфорта» подготовит данные по былым эпизодам.
Тему поддержал и представитель ООО «ЭКО Полимер-Сервис» Никита Тюмков, рассказавший, что крупные и средние предприятия региона отказываются сдавать полимеры и полиэтилен на переработку, предпочитая отдавать их своим перекупам, а те уже задорого отдают переработчикам. Ситуация не позволяет честным труженикам работать с рентабельностью. Тюмков пожаловался, что честному переработчику на эти предприятия путь заказан. И Сидорова, и Хайрутдинова тема весьма заинтересовала, они также попросили подготовить информацию по таким предприятиям, хотя Нагуманов популярно объяснил Тюмкову, что ни одно государственное ведомство не возьмется лоббировать бизнес-интересы его компании.
«Однако при прочих равных условиях, — добавил Нагуманов, — когда действительно есть проблемы со входом на предприятия — здесь у нас работает целый ряд ведомств, с которыми можно взаимодействовать. Это и «Татнефтехиминвест», и министерство промышленности — они могут встроить вас в общую струю, а дальше уже конкурируйте сами».
Также предприниматели попросили поддержки минэкологии в вопросах организации парковок в Челнах и выделения земель под пункты приема вторсырья. Земельный вопрос Сидоров переадресовал представителю администрации города — заместителю руководителя исполкома города по экономике Наталии Кропотовой, отметив, насколько это важная тема — сбор готового вторсырья на фоне всех сложностей сортировки мусора на полигонах. Кропотова подтвердила, что проблема сборщиков с землей в исполкоме известна и вопрос выделения участков сейчас решается.
Что касается парковок — едва ли не основной социальной проблемы на сегодня в автограде, то инициатор вопроса не смог или не захотел публично объяснить, какой конкретно помощи он ждет от экологов в проблеме создания компании на основе государственно-частного партнерства. Поэтому было решено инициировать отдельную встречу с участием представителей министерства, предпринимателей и администрации города, посвященную бизнесу на парковках.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.