Бросив вуз после первого года обучения, Альберт Зиннатов начал работать менеджером по продажам. Сегодня он в свой 31 год совладелец и руководитель рекламно-производственной компании с годовой выручкой в 60 млн. рублей. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал подробности установки первого коммерческого медиафасада в Казани, объяснил, почему лучше не иметь заказчика-хедлайнера, и поделился мнением, можно ли создать в России аналог китайского рекламного производства.
Альберт Зиннатов: «Новые люди могут думать, что я мальчишка, которого родители посадили на директорское кресло, но, глядя на мои действия, понимают, что это не так» |
«ЛЮДИ ВИДЯТ ЗАВЕРШЕННЫЙ ПРОДУКТ, НО ОНИ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ,
КАК СЛОЖНО ЭТО БЫЛО СДЕЛАТЬ»
— Альберт, недавно на пересечении улиц Декабристов и Чистопольская вашей компанией был установлен медиафасад, который на рынке называют первым коммерческим медиафасадом в Казани. Это действительно так?
— Медиафасад на Kazan Arena нельзя назвать коммерческим. Думаю, он даже вряд ли себя окупит, учитывая его стоимость, затраты на обслуживание и электроэнергию. К тому же, на мой взгляд, местоположение его не очень удачное для рекламодателей. Поэтому, наверное, это действительно так.
— Почему решили работать с медиафасадом?
— Я решил развивать разные направления, но смежные с рекламой. Место — на перекрестке Декабристов-Чистопольская — идеально подходит для установки медиафасада. Сложно найти хорошее рекламное место, удовлетворяющее все требования городского регламента. Кроме того, нужно получить согласие от собственника здания. Важны технические моменты, чтобы несущая способность стены позволяла разместить на ней такого рода конструкцию, чтобы была мощная подстанция. Мы запускали этот проект в течение года, было много сложностей на каждом этапе. Символично, что первый запуск у нас случился в день моего рождения.
— Во сколько вам обошелся этот проект?
— В районе 20 миллионов рублей.
— Планируете установить медиафасады еще где-то в городе?
— Конечно, хотелось бы, но пока рано говорить об этом, учитывая не очень хорошую экономическую ситуацию в стране. Я думаю, что следующий год будет тяжелым для всех рекламщиков. Но я уверен, что это направление в рекламе будет активно развиваться.
— Как рекламодатель отреагировал на этот новый носитель?
— Мы не ожидали, но интерес получился мгновенный. У нас дорогая аренда — порядка полумиллиона рублей в месяц. Плюс к этому электроэнергия, техническое обслуживание — в месяц получается серьезная сумма. Мы были готовы, что первые два-три месяца будут убыточными, но уже в первый месяц мы вышли в плюс.
Сейчас на стадии подписания серьезные договоры. Ряд московских компаний хотят заключить с нами эксклюзивные договоры аренды, то есть разместить рекламу, которая займет 100 процентов времени. У всех крупных компаний бюджеты закладываются с февраля-марта следующего года, и для этого мы проводим переговоры уже сейчас.
— Верите в этот носитель? В Казани уже был не совсем успешный опыт — медиафасад рядом с Кремлем был демонтирован.
— В Казани не было медиафасадов, кроме того, который на стадионе Kazan Arena. Видеотабло, которое установлено на магазине «Белка» по улице Татарстан, абсолютно иное по техническому заданию и характеристикам.
Я больше года занимался этим проектом, почти весь февраль в этом году провел на крупнейших предприятиях Китая для выбора завода-производителя. Совместил это с поездкой на международные рекламные выставки LED China-2014 и SING China-2014, чтобы быть в курсе последних инноваций в рекламном мире.
— В чем вообще особенности технического задания вашего медиафасада?
— Разработка новая, в основе экрана — алюминий, поэтому он сравнительно легкий — 300 квадратных метров весят всего лишь 6 тонн. Если бы мы монтировали видеоэкран, аналогичный «Белке», он весил бы в 2,5 раза больше. У нашего медиафасада очень хорошее качество изображения. И, поверьте, к нам было очень пристальное внимание со стороны руководства города, чтобы мы сделали качественную вещь.
Долго анализировали, адаптировали под фасад — это сложный процесс. Нанимали проектную организацию для того, чтобы провести экспертизу, насколько здание подходит для монтажа по весу, по энергопотреблению. К счастью, у собственника здания, на котором размещен медиафасад, есть резервная подстанция, которая может «питать» его отдельно, не в ущерб всем тем помещениям, которые находятся внутри. Электроэнергия в пиковом режиме обходится в месяц примерно в 250 тысяч рублей.
«Самое главное — это сделать качественную вещь и снизить ее себестоимость. Для этого я перевел свое производство на окладную форму оплаты» |
Изначально по паспорту экран должен был располагаться ниже. Спасибо Ивану Владимировичу Кузнецову и Дябилкиной Ирине Витальевне, которые поверили в нас и позволили разместить медиафасад выше — туда, где он сейчас находится.
Собрать и провести коммутацию 302 квадратных метров медиафасада — это очень непросто. Это не цельная конструкция, а состоящая из так называемых кабинетов, размером 1,2x1,2 метра, со сложной системой управления.
— Была история со взломом медиафасада в Киеве, на котором хакеры транслировали неэтичные сцены. Насколько высока опасность взлома?
— В Москве такой случай тоже был. На данный момент, хоть это и очень неудобно, мы не запускали удаленный доступ к нашему экрану, поэтому сейчас взломать его невозможно. Позднее мы сделаем это, чтобы управлять медиафасадом из офиса, но без ущерба безопасности.
— Сколько стоит размещение на медиафасаде?
— На экране можно разместиться от 50 тысяч рублей. Если сравнивать с другими рекламными носителями, например, билбордами, то, чтобы получить должный эффект от размещения, необходимо арендовать не менее 10 еврощитов, я это знаю по опыту проведения рекламных кампаний. Стоимость одного — в среднем 40 тысяч рублей, плюс печать изображений. Таким образом получается сумма порядка полумиллиона рублей в месяц. На медиафасаде за сумму гораздо более скромную, рекламодатель получает желаемое и повышает имидж компании и своего продукта. Хотя, думаю, сейчас рынок билбордов ожидает небольшое снижение цен.
« Интересно, но российские тендеры нам выигрывать проще, чем местные. В Казани даже с качеством и низкой ценой бывает сложно получить какие-то заказы» |
— Идея давно витала в воздухе, но удалось это только вам. Как получилось реализовать проект?
— Те, кто нас знают, в курсе, что у нас нет ни админресурса, ни мощного финансового потока. Сложность еще была в том, что многие хотели разместиться на этом месте, но договориться с собственником здания удалось только мне. Переговоры шли долго, договор аренды согласовывался три месяца. Далее процесс выбора медиафасада, покупки, доставки, пуско-наладки также был небыстрым. Люди видят завершенный продукт, но они не представляют, как сложно это было сделать.
— Как доставили из Китая 6 тонн?
— Морем до Владивостока, а потом на поезде.
«НАМ ДОВЕРЯЮТ ВЛАДЕЛЬЦЫ БИЗНЕСА. ТЕ, КОТОРЫЕ СЧИТАЮТ ДЕНЬГИ»
— Расскажите об основных направлениях вашего бизнеса.
— Основное наше направление — это производство наружной рекламы и широкоформатной печати. Сейчас запустили третье направление — это собственно медиафасад.
У нашей компании более 650 квадратных метров производства, это цех по производству рекламы. К сожалению или к счастью, у нас нет «хедлайнера» — у многих рекламщиков, как правило, есть один-два основных заказчика. Может поменяться ситуация в руководстве города или в рекламном отделе заказчика, и многие рекламные фирмы при потере этого своего хедлайнера пропадают, либо испытывают серьезные сложности.
У нас несколько другой путь — есть и основные заказчики, но работаем по широкому спектру. Нам доверяют владельцы бизнеса, те, которые считают деньги. У нас нет госзаказов. Мы являемся победителями тендеров региона Поволжье — например, МТС, «МегаФон», Сбербанк, «Билайн», с которыми у нас годовые контракты. Интересно, но российские тендеры нам выигрывать проще, чем местные. В Казани даже с качеством и низкой ценой бывает сложно получить какие-то заказы. По наружной рекламе работаем с такими клиентами, как «Лукойл», «Башнефть», Интехбанк, сеть аптек «36,6», «Сакура» и многие другие. Мы выигрываем тендеры за счет собственного производства и профессионального подхода.
«Не хочу в случае тяжелого периода сокращать коллектив. У нас работают профессионалы, знающие свое дело. Заново набирать такую команду будет очень сложно» |
Я расписал для себя пункты, необходимые для получения заказа. Самое главное — это сделать качественную вещь и снизить ее себестоимость. Для этого я перевел свое производство на окладную форму оплаты. Дело в том, что у многих рекламщиков производство работает на сделке. Нужно, например, сделать входную табличку для организации — скажем, она будет стоить по сделке тысячу рублей. У нас цена высчитывается по нормочасам, и выходит, скажем, 250 рублей. Плюс я напрямую закупаю в большом количестве светотехнику в Китае. Еще одна позиция — собственная печать. Например, нужно отпечатать баннер, сделать полноцветное изображение, и мы это делаем на своих печатных станках. Когда к нам кто-то обращается, мы поставим свои светодиоды, свои блоки, у нас своя печать. В результате цена продукта получается гораздо ниже, чем у конкурентов. Хотя многим в Казани наш демпинг цен не нравится.
— А в наружку не пытались выйти?
— Нет. Если покупать, то нужно покупать не менее 50 еврощитов. Мы не обладаем пока такими финансовыми возможностями. Даже «Неон-Арт» не смог позволить себе купить, у него осталось всего 18 конструкций, и вряд ли они приносят им такой доход, какой был раньше. Меряться возможностями с московскими игроками невозможно. Насколько я слышал, этот сегмент рынка испытывает трудности, и даже сейчас, в пик сезона — октябрь-декабрь, много свободных поверхностей. Обычно в это время мы всегда переходили на две смены, потому что не успевали выполнять текущую работу — так много ее было. Приходилось даже отказываться от заказа, потому что план работы был расписан на месяц вперед. Сейчас, конечно, объемы есть, но мы выполняем их без переработок. Думаю, в следующем году часть рекламных компаний вообще закроется, особенно сложным будет начало года. Буду рад, если ошибусь в этом прогнозе.
— В чем причина?
— Это и кризис, и санкции, все вместе. Думаю, сейчас мало желающих открывать бизнес или много вкладывать в существующий. Люди настороженны, будут смотреть на развитие ситуации уже в следующем году.
— Тем не менее с игроками наружной рекламы вы активно сотрудничаете?
— После проведения торгов по наружной рекламе произвели и установили по городу 60 рекламных еврощитов для компании «Постер». Наши мощности позволяют выполнить эту работу за месяц, хотя это серьезная работа — металлические конструкции размером 3х6 метров. Руководство компании отправило мне благодарственное письмо, оставшись довольными качеством и сроками исполнения заказа.
«В этом году меньше заказов на вывески, в следующем будет еще меньше. Регламент жестко ограничивает размеры, количество и типы вывесок» |
Помимо этого можно упомянуть, что мы выполняем подсветку зданий. Во многих группах в социальных сетях я видел, как люди выкладывают красивые фотографии подсветок казанских зданий. В центре города это, например, Clever house, Bilyar Palace, здание банка на улице Марджани. Сейчас выполняем еще одну подсветку для Clever house. Также оформляем автозаправочные станции — это «Лукойл», «Башнефть», «Автодорстрой» в Казани и по Татарстану. География монтажей у нас очень большая — весь Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Ростов, Краснодар и другие города в радиусе 3 тысяч километров. Причем мы не прибегаем сейчас к шеф-монтажу: кроме изготовления наша бригада выезжает и сама монтирует. Так мы решили делать после случая, когда привлеченная бригада не справилась с элементарным монтажом и мы чуть не потеряли заказчика. Сейчас мы теряем часть прибыли, потому что бывает невыгодно отправлять свою бригаду на далекие расстояния, но лучше сделать качественно, чем потерять заказчика.
Изначально, когда я покупал печатные станки, мы преследовали одну цель — снижение себестоимости. А потом к нам начали обращаться люди с просьбой что-то отпечатать. Мы не позиционировали себя как печатники, но затем, когда заказов стало много, на последней рекламной выставке в Москве купили две хорошие дорогие печатные машины и начали печатать для других рекламных контор. Так незаметно развилось новое направление.
— Не хотите развивать направление создания дизайна, брендбука, фирменного стиля для компаний?
— Мне больше нравится производство. Талантливые дизайнеры занимают свою нишу, и мы в нее идти не хотим.
— Кто работает в вашей нише? Кто ваши конкуренты?
— Компаний много, конкуренция огромная! Мне хотелось бы, чтобы рекламная сфера деятельности лицензировалась. Если есть дизайнеры, инженеры, собственное производство, станки, выполнен ряд других условий, выдается лицензия, — для рынка это было бы здорово. Появляется много кустарных производств, когда делается вывеска, через три месяца она ломается, а эта фирма уже закрылась и предъявить претензии некому.
«Хотелось бы делать красивые вещи, делать что-то новое в Казани. Сейчас все стандартно — пластик, оргстекло и закрытое свечение» |
— Высок ли порог входа на рынок производства рекламы?
— У кого-то даже нет производства. Они могут заказывать печать у нас или даже перезаказывать заказы. Кто-то работает как посредник.
— Вы проводили полноценные рекламные кампании?
— Да, лично руководил открытием порядка 20 обувных гипермаркетов сети «Маттино» по всей России.
«Я НЕ СЛЫШАЛ О ТОМ, ЧТОБЫ МОЖНО БЫЛО У НАС ДЕЛАТЬ
АНАЛОГ КИТАЙСКОМУ ПРОИЗВОДСТВУ»
— Какие тенденции в наружной рекламе вы увидели во время посещения выставки в Китае?
— Это крупнейшая выставка, и в сентябре в Москве на похожей выставке делать уже нечего. В Китае тренды идут к открытым пикселям, но по городскому регламенту у нас запрещено размещение открытого свечения. Мне кажется, что запретили открытое свечение потому, что раньше диоды паялись вручную, многие открытые диоды перегорали, тем самым портя вид. А пиксели делаются на заводах и не выходят из строя так, как открытые диоды.
Вывеска «Корстон» — это открытое свечение, смотрится очень красиво. Хотелось бы делать красивые вещи, делать что-то новое в Казани. Сейчас все стандартно — пластик, оргстекло и закрытое свечение. В городе сейчас мало того, что радует глаз и привлекает внимание.
— Вывески часто гаснут — «Татнефть Арена», банк «Зенит», и это смотрится не очень красиво.
— Я тоже наблюдал эту картину. Насколько я помню, рекламную вывеску для банка «Зенит» делала компания «Неон-Арт» — на мой взгляд, лидер по производству рекламы в Татарстане. Перегорание букв — это стандартная ситуация, выход из строя блока питания. Блок питания может выйти из строя в течение 1,5 - 2 лет, и это очень оперативно исправляется. Самое главное — быстро реагировать на ремонтные работы.
«Еще одна позиция — собственная печать. Например, нужно отпечатать баннер, сделать полноцветное изображение, и мы это делаем на своих печатных станках» |
— После посещения китайского рекламного производства, что бросается в глаза? Какие есть отличия от российского?
— Я был в Гуанчжоу, Шеньчжене. Конечно, впечатляют масштабы. Я был на серьезных производствах, но, конечно, в Китае есть и кустарные производства, на фоне которых российские тоже будут смотреться солидно. Медиафасады рассылаются из Китая по всему миру, поэтому сложно сравнивать наше и их производство.
— Сейчас ведется много разговоров об импортозамещении, реиндустриализации страны. Как вы думаете, можно воспроизвести это в России?
— Думаю, на таком же уровне вряд ли. У Китая много знаний в плане светотехники. По крайней мере, я не слышал о том, чтобы можно было у нас делать аналог китайскому производству. В Китае тоже производится разное. Какая-то вывеска может быть ярче, какая-то тусклее — на таких вещах и строится тендер. Я закупаю партии светодиодов, исходя из яркости и других характеристик. Хороший продукт у меня получается даже дешевле аналогов, которые считаются в России дешевыми. Владельцы бизнеса, которые вникают и в цену, и в качество, выбирают нашу компанию.
«Производство разместилось на 650 квадратных метрах, офис — на 300 квадратах, а штат увеличился почти до 50 человек» |
В ПОЛИГРАФИИ ТОЖЕ ИДЕТ СПАД
— Рекламщики после принятия новых правил по наружной рекламе жалуются на слишком жесткий регламент.
— В этом году меньше заказов на вывески, в следующем будет еще меньше. Регламент жестко ограничивает размеры, количество и типы вывесок. Когда заказчик хочет сделать что-то крупное и яркое от ценника в 100 тысяч рублей, то по регламенту остается 20 тысяч рублей. А трудозатраты те же, время уходит на ее согласование, работу менеджера, дизайнера, инженера, конструктора, затем идут производственные процессы. Я согласен, если бы это распространялось только на центр города, но в таком виде работать на рынке становится сложнее. Что касается стел, крышных установок, на мой взгляд, есть спорные моменты.
— Когда вы решили, что компании необходимы собственные цеха — металлообрабатывающие, сборочные, покрасочные?
— Когда был рядовым менеджером, у нас не было практически ничего. Был маленький цех и маленький офис, а в штате трудились около 10 человек. Сейчас производство разместилось на 650 квадратных метрах, офис — на 300 квадратах, а штат увеличился почти до 50 человек. Сейчас есть свое печатное оборудование, производственные цеха, сильные инженеры. Мы изготавливали и монтировали одновременно две автозаправочные станции «Башнефть», параллельно готовились текущие заказы. Для ТРЦ «Франт» изготовили и смонтировали стелу в 23 метра. Разумеется, чтобы собирать такую махину, нужно большое производство. Цех у нас задействован не на все 100 процентов, но для того, чтобы иметь возможность зацепиться за такие тендеры, надо иметь серьезное производство. Не хотелось бы сокращать людей или уменьшать цех, надеюсь, до этого не дойдет.
— Что нового происходит на рынке полиграфии?
— Если у нас идет какой-то спад, то и в полиграфии тоже. Перед Новым годом, праздниками, у них, уверен, будут заказы — блокноты, поздравительные календари, но январь-март следующего года вызывает не страх, но опасения.
«Ни для кого не секрет, что первая статья бюджета компании в крупном или среднем бизнесе, которая идет под сокращение в непростой экономической ситуации, — это реклама» |
— Сравните этот спад и кризис в 2008 году.
— В 2008 году я не ощущал остро кризисные звоночки, потому что тогда я работал менеджером, у меня была ответственность только за себя, я хорошо стоял на ногах, у меня были серьезные заказы. В самый разгар кризиса в 2008 году я вообще улетел отдыхать на Бали, в Индонезию.
Сейчас я переживаю больше, потому что не хочу в случае тяжелого периода сокращать коллектив. У нас работают профессионалы, знающие свое дело. Заново набирать такую команду будет очень сложно.
— Вы сказали, что следующий год будет тяжелым для рекламодателей. На основании чего делаете такие прогнозы?
— Думаю, ни для кого не секрет, что первая статья бюджета компании в крупном или среднем бизнесе, которая идет под сокращение в непростой экономической ситуации, — это реклама. Поэтому рекламщики первыми почувствуют на себе изменения. Многие понимают, что следующий год будет очень тяжелым. В связи с этим мы уже сейчас предпринимаем ряд шагов, чтобы уверенно себя чувствовать в любой ситуации. Надеюсь, в том числе благодаря медиафасаду. Помимо того, что нам платит рекламодатель, мы еще получаем возможность дальнейшего партнерства, потому что основное наше направление работы — это все-таки рекламное производство по наружной рекламе и широкоформатной печати.
— Как воспринимаете рекламу в Казани? Скучная или все в порядке?
— Мне кажется, что не хватает креатива, яркости, каких-то нестандартных вещей. Для этого и бюджеты огромные не нужны, просто немного творчества. Мы взяли идею у «Яндекса» и разместили баннер на конструкции по улице Павлюхина — «Мы работаем на Салиха Сайдашева». Имеется в виду улица, на которой находится наш офис, и из-за этого даже был небольшой ропот. У «Яндекса» было написано «Мы работаем на Льва Толстого».
«Мой плюс как руководителя в том, что я знаю все внутренние процессы» |
«Я ЗНАЮ, ЧТО НУЖНО МЕНЕДЖЕРУ ДЛЯ ХОРОШЕЙ РАБОТЫ»
— Расскажите о себе. Где вы учились, как пришли в компанию?
— Я родился в Казани. У меня нет высшего образования. Я поступил в педагогический институт на специальность учитель географии и биологии, отучился первый курс. Учась на дневном отделении, было очень сложно себя обеспечивать. В компании «3 АРТ» был набор менеджеров по рекламе, я позвонил туда. Это был 2003 год, и компания тогда была совсем неизвестная. Я ничего не знал в этой сфере, но быстро втянулся, мне стало интересно.
Сейчас мой плюс как руководителя в том, что я знаю все внутренние процессы. Я знаю, что нужно менеджеру для хорошей работы, какие у него могут быть сложности, чем ему можно помочь. Новые люди, которые приходят в компанию, могут думать, что я мальчишка, которого родители посадили на директорское кресло, но, глядя на мои действия, понимают, что это не так. Более того, родителей я потерял очень рано, поэтому привык решать серьезные задачи самостоятельно. Я ко всем сотрудникам отношусь с большим уважением, они обращаются ко мне по имени, могут позвонить с любой просьбой.
— Когда вы стали собственником компании?
— Три года назад. Около 8 лет проработал менеджером, затем поступило предложение стать совладельцем компании. У меня есть партнеры по бизнесу, обязанности у нас распределены, каждый ответственен за свои сегменты, благодаря этому мы стремительно развиваемся.
— Какие у вас увлечения?
— Спорт. Люблю ходить на спортивные матчи, смотреть, как играет «Рубин». Стараюсь не пропускать ни один домашний матч. В 2012 году ездил на чемпионат Европы по футболу. К сожалению, не удалось поехать в Бразилию на чемпионат мира, был занят медиафасадом. В будущем планирую поехать на чемпионат Европы во Францию, если наши не подведут. Увлекаюсь рыбалкой.
— Назовите три секрета успеха в бизнесе.
— Я бы пока сам послушал советы от гуру бизнеса. Секреты банальны — надо любить свою работу. Я ее очень люблю, люблю развиваться. Если ты с удовольствием едешь на работу, обязательно чего-то добьешься. Второе: надо стараться выполнять свою работу честно. Когда я был менеджером, меня учили не стараться заработать деньги, а стараться сделать дело хорошо. Это будет оценено, и тебя запомнят. Конечно, важно еще трудолюбие.
Визитная карточка компании
Рекламно-производственная компания «3 АРТ».
Собственники компании: три физлица. Альберту Зиннатову принадлежит 33%.
Дата создания компании: 1 июля 1998 года.
Направление: производство наружной рекламы и широкоформатной печати, медиафасад.
Количество сотрудников: 50 человек.
Выручка компании за 2013 год: 60 млн. рублей.
Визитная карточка руководителя
Альберт Зиннатов
Дата и место рождения: 27.09.1983 г., Казань.
Семейное положение: женат, есть ребенок.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.