ОПЕК ПУГАЕТ РЫНОК

После некоторого периода стабилизации на уровне $82 - 85 за баррель нефти марки Brent цены вновь пошли вниз. Сегодня в начале торгового дня (00:20 мск) котировки марки Brent на мировых биржах опустились до отметки $79,7 за баррель, потеряв за последние 12 часов 1,8%, или $1,5. При этом затяжное падение продолжается уже с июля, когда цены начали снижаться от верхней планки $115 за баррель, к этому уровню потери составили 31%.

Причиной нынешнего падения котировок аналитики называют тот фактор, что страны-члены ОПЕК отклоняют призывы к сокращению добычи, сообщает агентство Bloomberg. «Ключевым моментом является увеличение добычи на фоне более мягкого сценария спроса. Похоже, существуют разногласия, одни считают, что Саудовская Аравия на встрече согласится начать сокращения, но я полагаю, что они не будут действовать в этом направлении», — приводит агентство слова стратега CMC Markets в Сиднее Майкла Маккарти (Michael McCarthy).

Сегодня в начале торгового дня (00-20 мск) котировки марки Brent на мировых биржах опустились до отметки $79,7 за баррель (Чтобы увеличить график, нажмите на него)
Сегодня в начале торгового дня (00:20 мск) котировки марки Brent на мировых биржах опустились до отметки $79,7 за баррель
(Чтобы увеличить график, нажмите на него)

Ранее американская газета The Wall Street Journal со ссылкой на представителя ОПЕК сообщила, что картель снизит квоты на добычу нефти в том случае, если котировки упадут ниже $70 за баррель. Генсек ОПЕК Абдулла аль-Бадри на конференции Oil&Money в октябре этого года в Лондоне заявлял, что падение мировых цен на нефть вызвано паникой и не отражает реального состояния рынка. «Мы видим, что спрос по-прежнему растет и что предложение тоже растет, однако масштабы роста предложения на самом деле не соответствуют снижению цен на 25 процентов, — отметил он. — Мы не видим серьезного изменения фундаментальных показателей. Спрос все еще растет, предложение также растет. ОПЕК изучает ситуацию, — говорит аль-Бадри. — Главное — не паниковать. К сожалению, все паникуют. Нам же надо сесть, подумать и посмотреть, как все будет развиваться».

Ближайший саммит ОПЕК намечен на 27 ноября в Вене. Но каким будет решение картеля, неизвестно никому.

ТАТАРСТАН ГОТОВИТСЯ К ПОТЕРЯМ?

Для России цены на нефть критически важны, ведь около половины бюджета формируется за счет поступлений от добычи и экспорта углеводородов. Как известно, прогноз минэкономразвития РФ на 2014 год — $104 за баррель. По итогам 10 месяцев средняя цена ушла ниже прогноза МЭР. Но бюджет РФ на 2014 год сформирован исходя из среднегодовой цены на нефть в $93 за баррель. То есть хотя текущие котировки значительно ниже, средняя цена ($103,04) еще имеет в запасе целых $10 и в этом году уже вряд ли сможет опуститься ниже заложенной в российский бюджет.

В РТ, которая также в значительной степени зависит от нефтегазового комплекса, ситуация схожая, но более сложная, поскольку у республиканского бюджета нет подушки безопасности в виде резервных фондов или возможности провести заимствования.

Во время парламентских слушаниий по бюджету на 2015 год министр финансов РТ Радик Гайзатуллин сообщил депутатам, что выпадающих доходов не будет, пока цена на нефть не опустится ниже $80 за баррель (бюджет формировался при стоимости нефти в $100 за баррель и 37 рублей за доллар). Нефть дешевеет, но курс доллара эту потерю частично восполняет, увеличивая выручку нефтяников. «Если будет падение ниже 80 долларов, то тогда начнется минусовая... Расчеты мы с «Татнефтью» провели — пока бюджет не теряет. А дальше уже пойдет снижение», — сказал министр.

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась в минфин РТ за комментариями, к моменту выхода статьи они получены не были.

Затяжное падение нефтяных котировок продолжается уже с июля, когда цены начали снижаться от верхней планки $115 за баррель, к этому уровню потери составили 31% (Чтобы увеличить график, нажмите на него)

КОМПЛЕКС ФАКТОРОВ ПРОТИВ ДОРОГОЙ НЕФТИ

Насчет того, что лежит в основе падения котировок, есть немало разных версий. Многие считают, что ОПЕК сознательно накачивает рынок дешевой нефтью, чтобы выдавить с него дорогую сланцевую нефть из США. Другие полагают, что Саудовская Аравия и другие нефтяные монархии Персидского залива выполняют заказ США и действуют против России — своего конкурента на нефтяном рынке. Кстати, сегодня власти этой страны выступили с заявлением, в котором опровергли такую точку зрения.

Вице-президент «Лукойла» Леонид Федун считает, что снижение цен на нефть связано с действиями ОПЕК. По его прогнозу, в ближайшие два года с мирового рынка «уйдет 1 миллион баррелей», в результате чего «США останется нетто-импортером нефти, а Саудовская Аравия выполнит свою задачу». «Раз в 15 - 20 лет Саудовская Аравия и другие члены ОПЕК расчищают рынок от нерентабельных проектов», — заявил он на национальном нефтегазовом форуме, передает ТАСС. Ранее вице-президент и пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев говорил, что «Саудовская Аравия начала делать большие скидки на нефть», иимеющие характер «политического манипулирования», которое «может плохо кончиться» для ближневосточной страны. Вторым фактором падения цен, по мнению Леонтьева, стала «ворованная нефть ИГИЛ» (Исламское государство Ирака и Левантаприм. ред.), которая «поступает на рынок через Турцию и Израиль с тройным дисконтом».

Курс рубля сохраняет устойчивость и торгуется на 5,3% выше своего исторического минимума 48,6 рубля за доллар (Чтобы увеличить график, нажмите на него)

Президент РФ Владимир Путин назвал главной причиной продолжающегося падения цен на нефть замедление роста экономики. Об этом глава государства в преддверии визита в КНР заявил в интервью ведущим китайским СМИ. «Конечно, объективной причиной снижения мировых цен на нефть стало замедление темпов роста экономики, а значит, и энергопотребления в целом ряде стран», — сказал Путин.

Отметим, что перспективы роста мировой экономики пока пересматриваются только в негативном ключе. Так, в октябре МВФ снизил прогноз роста мировой экономики в 2014 году до 3,3% с 3,4% и в 2015 году — до 3,8% с 4,0%. Об этом говорится в прогнозно-аналитическом докладе МВФ, распространенном в преддверии очередного годового собрания руководящих органов фонда и Всемирного банка. Эксперты фонда предупреждают, что текущие оценки темпов роста «основаны на предположении, что ключевые факторы роста в развитых экономиках, включая... очень мягкую денежно-кредитную политику, будут оставаться в силе». Тем не менее ФРС США уже отказалась от мягкой денежной политики, что немедленно обернулось ростом курса доллара по отношению к евро.

Из-за слабого спроса и избытка предложения за счет наращивания добычи нефти (включая сланцевую нефть) в США на рынке образуется профицит черного золота. В октябре международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало доклад, в котором снизило прогноз спроса на нефть в мире с 92,6 млн. баррелей до уровня 92,4 млн. баррелей в сутки. МЭА уточнило, что и в следующем году спрос вырастет не так сильно, как предполагалось ранее — прогноз понижен с 93,8 млн. баррелй до 93,5 млн. баррелей в сутки.

Превышение предложения над спросом позволяет наращивать развитым странам запасы черного золота, что также давит на котировки. Согласно прогнозам аналитиков, коммерческие запасы нефти в США за неделю, завершившуюся 7 ноября, достигнут максимума с июля текущего года в 381,2 млн. баррелей, увеличившись с 380,2 млн. баррелей на позапрошлой неделе. Управление по энергетической информации министерства энергетики США опубликует данные по запасам 13 ноября.

Есть также фактор геополитики. Путин также отмечал, что на мировые цены на углеводороды всегда в той или иной степени влияет политика. «Более того, в некоторые кризисные моменты возникает ощущение, что в ценообразовании на энергоресурсы как раз и превалирует политика», — сказал он.

Падение рынка нефти глава российского государства связал и со сложившимися условиями, позволяющими манипулировать ценами в зависимости от чьих-либо интересов. По словам Путина, к спекуляциям располагает «отсутствие четкой прямой связи между физическими рынками нефти и финансовыми площадками, на которых ведется торговля». При этом в торговле углеводородами активно используются производные финансовые инструменты, что еще больше усиливает волатильность нефтяных цен.

ЦЕНА НА НЕФТЬ БЕЗ ЗАГОВОРОВ И ЧУДЕС

Популярной версией, объясняющей происходящее на нефтяном рынке, является, естественно, теория заговора. Существуют некие силы, которые, объединив свои усилия, стремятся обрушить цены на нефть, чтобы насолить другим силам. При этом как-то забывается, что снижение цен на нефть может быть невыгодно нефтедобытчикам, но вполне может обрадовать нефтепереработчиков. В конце концов, потребителю нужна не нефть как таковая, а бензин и мазут, и производители нефтепродуктов, покупая дешевую нефть, увеличивают свои доходы.

Котировки нефти достигли минимальных значений с сентября 2010 года (Чтобы увеличить график, нажмите на него)

Те, кто не верят в мировой заговор, могут сказать, что история с нефтью — отражение классических теорий о спросе и предложении. На протяжении последних полутора десятилетий бурный экономический рост Китая (и общий экономический подъем в мире) тянул цены вверх, обогащая страны, которые в неполиткорректную эпоху ХХ века покупатели нефти называли «сырьевыми придатками свободных экономик» (сами себя они, конечно же, предпочитали называть иначе).

Но особенность рынка заключается в том, что если некий бизнес приносит сверхдоходы, обязательно найдутся желающие этим бизнесом заниматься. В мире значительно выросло предложение нефти, а также усовершенствовались технологии ее переработки. Другими словами, люди научились делать больше из меньшего количества нефти. Таким образом, предложение медленно, но верно начало превышать спрос на черное золото.

Любопытно, что если рассмотреть нефть как «инвестиционный товар» (об этом также любят говорить конспирологи), то мы увидим ее примечательную особенность. На протяжении последней трети века стоимость нефти, выраженная в золоте, соответствовала приблизительно 16 баррелям за унцию золота. Так вот, цены на золото так же снижаются уже несколько месяцев подряд, реагируя на восстановление экономики, в первую очередь американской.

Так или иначе, какими бы рискованными не были прогнозы в отношении цен на нефть и будущего российской экономики в ближайшие месяцы и годы, у этих прогнозов есть хорошая особенность — у всех нас будет хороший шанс убедиться в их правильности

ДЕМПИНГ И СПЕКУЛЯЦИИ МОГУТ «УРОНИТЬ» НЕФТЬ ДО $75

Анна Кокорева — аналитик «Альпари»:

— Цена на нефть марки Brent продолжает снижаться на фоне нежелания ряда стран-членов ОПЕК снижать объемы добычи сырья. По итогам торгов в среду североморская нефть с поставкой в декабре упала в цене на 50 центов до 79,88 доллара за баррель. Кстати, экспирация (наступление даты истечения срока действия опционаприм. ред.) декабрьских фьючерсов происходит сегодня, что тоже оказало негативное влияние на динамику котировок. Сегодня утром нефть торгуется на тех же уровнях.

Совершить небольшой скачок вверх не помогли даже заявления и прогнозы международного энергетического агентства. Сланцевый бум в США маскирует угрозу глобального дефицита нефти, связанную с конфликтами на Ближнем Востоке и Украине, а также сложностью нетрадиционной добычи нефти за пределами Северной Америки, говорится в ежегодном долгосрочном энергетическом прогнозе агентства. МЭА ожидает, что мировое потребление нефти в 2040 году возрастет до 104 миллионов баррелей в сутки с 90 миллионов баррелей в сутки в 2013 году за счет спроса на моторное топливо и другие нефтепродукты в развивающихся странах.

По данным «Альпари», в текущей ситуации долгосрочные прогнозы, как правило, не обладают высокой точностью и часто пересматриваются. Тем не менее потребление нефти действительно будет расти, но, несмотря на истощение традиционных месторождений нефти в мире и достаточно медленную в силу трудоемкости новых месторождений, дефицит нефти вряд ли будет.

Возможно, в прогнозе МЭА намеренно использована подобная формулировка, чтобы как-то оживить рынок нефти и поспособствовать росту котировок. Однако рынок отреагировал нейтрально. Если предположения МЭА со временем действительно начнут воплощаться в жизнь, то цены на нефть, безусловно, вырастут.

Кстати, данный прогноз идет в разрез с предположениями ОПЕК. В своем долгосрочном обзоре рынка картель придерживается идеи, что спрос на нефть будет падать, газ и уголь постепенно вытеснят черное золото с рынка. С технической точки зрения, Brent преодолела важный уровень поддержки и имеет все шансы упасть в цене до 75 долларов за баррель.

Интересно, что нефть WTI демонстрирует более сдержанную динамику, по итогам торгов в среду в Нью-Йорке техасская нефть с поставкой в декабре упала всего на 6 центов до 77,13 доллара за баррель. Возможно, от более сильного падения котировки уберегли данные Американского института нефти, согласно которым, запасы сырой нефти по итогам прошлой недели снизились на 1,5 миллиона баррелей. В целом WTI чувствует себя более уверенно, поэтому на короткий период времени спред между ценой на североморскую и техасскую нефть может сократиться.

Сегодня вечером энергетическое информационное агентство представит свои данные по запасам нефти в хранилищах США, которые определят дальнейшую динамику цен на легкую нефть.

Платон Магута — управляющий активами УК «Фонд Магута»:

— Причины падения цен на нефть в основном спекулятивные — все опасаются сокращения спроса в Азии и Европе, в результате чего может возникнуть избыток предложения. Одновременно на цены давит также и демпинг со стороны Саудовской Аравии. Вероятнее всего, в районе 80 долларов за баррель цены продержатся недолго — в этом случае вероятно существенное сокращение добычи сланцевой и трудноизвлекаемой нефти. К концу года вероятно повышение котировок выше 90 долларов за баррель.

«МЫ КАК ГОТОВИМСЯ? НОВЫЕ ПРОЕКТЫ ПОКА ПРИДЕТСЯ ОТЛОЖИТЬ»

Дилюс Шавалиев — генеральный директор компании ООО «Аттика»:

— У нас все активы в Татарстане завязаны на экспорте нефти и газа, мы же не отдельное государство, мы интегрированы в Россию. Раз республика нефтедобывающая, то, несомненно, цены на нефть окажут влияние как на экономику России, так и на экономику Татарстана. Чем выше цены на нефть, тем больше поступления в бюджет. Если в целом экономика России будет плохо дышать, то и субъектам экономической деятельности будет непросто осуществлять свою деятельность. Каждый субъект завязан на простых принципах спроса и предложения, если производитель что-то производит, при не очень хорошей ситуации в стране спрос на продукции упадет. Таким образом, можно говорить, что каждый субъект, да и каждый предприниматель, в определенной степени на себе ощутит издержки кризиса.

Мы как готовимся? Новые проекты пока придется отложить, ну и, конечно, более ручное внимательное управление, будем уделять больше времени работе по каждому из пунктов. А чтобы сворачивать что-то — нет, мы не собираемся. Я не думаю, что цены на нефть пойдут сейчас резко вверх или резко вниз. Полагаю, что на тех ценах, что есть сейчас на рынке нефти, мы и стабилизируемся. Через полгода или год я ожидаю оживления экономики, увеличения потребления, и мы потихоньку будем возвращать свои позиции.

«УПУЩЕН МОМЕНТ ВЫСОЧАЙШИХ ЦЕН НА НЕФТЬ»

Павел Шацких — генеральный директор ОАО «Электроприбор»:

— От цены на нефть мы зависим опосредованно, но нас интересует курс доллара относительно рубля. Мы реализуем достаточно серьезную программу переоснащения производства, закупаем оборудование — не будем скрывать, оно импортное. Оборудование приобретается в лизинг, а цены уже давно фиксируются в иностранной валюте, поэтому важно, каким он будет. Зависимость курса от стоимости нефти оценят эксперты, но эта зависимость настораживает. Постоянное подорожание импорта при отсутствии отечественных аналогов, даже если это потребительские товары, также беспокоит меня как потребителя.
Самая большая проблема, на мой взгляд, упущен момент высочайших цен на нефть, который продолжался с 2009 по 2012 годы. Нефть же имеет свойство и кончаться, и дешеветь. Эти сверхдоходы надо было разумно использовать на создание новых рабочих мест, новых предприятий. Не берусь судить важность таких событий, как Олимпиада, Универсиада и так далее, но создание производств для экономики очень важно.

«ПЕРВОЕ, НА ЧТО НАДО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ, — ЭТО РАСХОДЫ»

Олег Афанасьев — пресс-секретарь ОАО «КАМАЗ»:

— Наша компания, безусловно, отслеживает нефтяные позиции. Напрямую стоимость нефти на наши финансовые показатели не влияет. Но, к сожалению, зависимость экономики России от цен на нефть очень высока. Мы давно, еще с прошлого кризиса 2007 - 2008 годов, отметили: чем ниже стоимость нефти, тем ниже инвестиционная активность в России и тем ниже готовность инвестировать в грузовик как инвестиционный продукт. В отличие от легкового транспорта, грузовики покупают для зарабатывания денег — и никто впрок или по случаю скидок их не покупает. А вот если у бизнеса есть заказы на строительство, перевозки и так далее, грузовик нужен. С этой точки зрения давно уже у нас есть такая «считалка»: как только рост ВВП падает ниже 4 процентов, рынок тяжелых грузовиков стагнирует. После снижения темпов до 2 процентов рынок начинает снижение. Мы сейчас наблюдаем именно эти явления.

Что мы предпринимаем? Часто и ваше издание, и другие СМИ нас ругают за жесткие меры экономии, например, если мы переходим на четырехдневку. Но в условиях снижения спроса и падения продаж первое, на что надо обращать внимание, — это расходы. Как только мы увидели такую тенденцию, которая началась примерно год назад, был разработан этап программы повышения эффективности бизнеса, главным пунктом которого становится снижение себестоимости каждой модели грузовиков. Основной эффект от них мы рассчитываем получить в 2015 году.

Второе направление — это защита российского рынка грузовиков от недобросовестной конкуренции. Кроме того, мы всегда поддерживаем инициативы государства по внедрению новых технологий. Например, использование газомоторного топлива повышает конкурентоспособность именно российских производителей, потому что в России достаточно далеко продвинулись в части газомоторных двигателей. Мы являемся одними из лидеров по разработке газовой техники в мире. И развитие рынка газомоторной техники также одно из перспективных направлений.

НЕФТЯНЫЕ «КАЧЕЛИ» НЕПРЕДСКАЗУЕМЫ

Баранов Дмитрийведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

Мировой нефтяной рынок зависит от огромного числа самых разных факторов и откликается практически на любые события в любой части света, поэтому наивно полагать, что кто-то может влиять на него достаточно долгое время. Практически сразу найдутся другие игроки, которые будут действовать таким образом, чтобы вернуть ситуацию к равновесию, в частности, они могут уменьшить объемы поставки нефти на рынок. Колебания цен на нефть происходят регулярно. Цены то снижаются, то вновь растут. Эти своеобразные «качели» давно известны в мире, и рынок к ним относится весьма спокойно. К примеру, 4 февраля текущего года баррель нефти Brent стоил 105,27 доллара, а уже 18 февраля — 110,63 доллара за баррель. Или, к примеру, 2 апреля баррель марки Brent стоил 104,7 доллара, а уже 24 апреля — 110,41 доллара за баррель. Так что до конца года возможно повторение практически любой ситуации: и скачкообразного роста цены, и стремительного падения вниз. Однако следует помнить, что такие колебания краткосрочны и затем рынок достаточно быстро отыгрывает их.