Иван Грачев, как член комиссии Дворковича, выразил готовность «замолвить слово» за татарстанских энергетиков
Иван Грачев как член комиссии Дворковича выразил готовность замолвить слово за татарстанских энергетиков

«ДУМАЛИ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЙДЕМ»

Напомним, что в рамках оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) электростанции получают деньги за два товара — за саму электроэнергию и за готовность ее предоставить в случае пиковых нагрузок, то есть за поддержание генерирующей мощности в рабочем состоянии. Право получать плату за мощность дается не всем поставщикам, а только тем, кто пройдет конкурентный отбор (КОМ), который каждый год проводит системный оператор Единой энергосистемы (СО ЕЭС). Он собирает заявки всех поставщиков энергоресурсов, затем отбирает наиболее эффективные и дешевые предложения, формируя оптовую цену мощности, которую затем пропорционально оплачивают все потребители.

Итоги такого конкурса на 2015 год были подведены в конце сентября. Для энергетиков Татарстана его результаты оказались шокирующими: 5 из 8 генерирующих станций республики не выдержали конкуренцию с поставщиками электроэнергии из других регионов. Это две станции ОАО «Генерирующая компания» (казанская ТЭЦ-1 и казанская ТЭЦ-2), уруссинская ГРЭС, нижнекамская ТЭЦ-2 (принадлежит ОАО «Татнефть») и казанская ТЭЦ-3 (ОАО «ТГК-16»). Прошли через сито только заинская ГРЭС и нижнекамская ГЭС (обе станции входят в состав Генерирующей компании), а также нижнекамская ТЭЦ-1 (ТГК-16).

«Станции Генерирующей компании КОМ не проходили и ранее, потому что они реально дорогие, — прокомментировал ситуацию «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора Генерирующей компании Айрат Сабирзанов. — Но то, что не прошли Нижнекамская ТЭЦ-2 и Казанская ТЭЦ-3, — такое случилось впервые. Особенно поражает, что не прошла станция «Татнефти» (Нижнекамская ТЭЦ-2 ред.), где вводят два дополнительных блока, и вот эти новые блоки не отобраны!»

По его оценке, общий совокупный убыток энергетики Татарстана из-за непопадания в КОМ составит более 2 млрд. рублей. И это еще «повезло», что отбор был проведен только на год, а не на пять лет, как это предполагалось ранее, добавляет замдиректора Генерирующей компании.

По словам Айрата Сабирзянова, не прошедшие конкурентный отбор татарстанские станции будут претендовать на статус вынужденного генератора
По словам Айрата Сабирзанова, не прошедшие конкурентный отбор татарстанские станции будут претендовать на статус вынужденного генератора

Похоже, неожиданными оказались результаты конкурса и для других выбывших. Так, именно в конце сентября, когда стали известны результаты отбора, внезапно ушел на пенсию 60-летний директор Нижнекамской ТЭЦ Владимир Будилкин. Его сменщик на посту рулевого не назначен до сих пор.

В ЗАО «ТГК Уруссинская ГРЭС» были уверены в том, что отбор пройдут, как и в прошлом году, когда станция вошла в квоту так называемых «дорогих» генераторов. «Это очень неприятно, что не прошли КОМ, думали, обязательно пройдем, — рассказал нашему изданию руководитель по работе на ОРЭМ Руслан Хабибуллин. — Стоимость заявили в пределах тех затрат, которые существуют у нас на сегодня».

СПРОС ПАДАЕТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАСТЕТ

Пострадал, впрочем, не только Татарстан. В целом по России объем «выпавших» мощностей на 2015 год, по данным СО ЕЭС, составил 15,4 ГВт, что почти в пять раз больше, чем годом ранее. На Татарстан приходится чуть больше десятой части — у нас за бортом остались 1,67 ГВт мощности. А, например, в Ленинградской области — 2,7 ГВт, в Ростовской — 1,9 ГВт, в Мурманской — 1,4 ГВт и так далее.

Произошло это в основном по двум причинам. Во-первых, из-за тяжелой экономической ситуации в России СО ЕЭС скорректировал прогноз по энергопотреблению — вместо роста предвидится спад на 1,8%. А это порядка 5 ГВт. Во-вторых, что более существенно, вводится в эксплуатацию 7,3 ГВт новых мощностей. И подавляющая часть из них — по программе ДПМ (договоры на предоставление мощностей). Участники этой программы, напомним, из конкурентного отбора выведены — их мощности оплачиваются в рамках ОРЭМ в обязательном порядке по установленному при подписании договора тарифу.

А раз спрос падает, а предложение растет, выход один — «сократить число пайщиков». «Отлетели» все те, кто просто по уровню цены, предполагаю, был в хвосте. Экономика не растет так, как предполагалось раньше, до всех политических событий, и потребность в энергии не растет, как предполагалось раньше. И это не может не найти отражения в конкурентной ситуации по продаже мощности на рынке», — прокомментировал ситуацию «БИЗНЕС Online» международный эксперт в области электроэнергетики Борис Механошин (в 2010 - 2012 годах он был технически директором холдинга «Межрегиональная распределительная сетевая компания»).

ПОЧЕМУ НАША ЭНЕРГЕТИКА ОКАЗАЛАСЬ В ХВОСТЕ?

Почему же татарстанские энергетики со своими ценами оказались неконкурентоспособными при отборе и позволили себя выдавить? Первая причина очевидна — предельный износ и моральное устаревание татарстанских энергомощностей. Две казанские ТЭЦ Генерирующей компании построены в 30-х годах прошлого столетия, а благополучными до последнего времени считались ТЭЦ-3 (1968 год запуска) и Нижнекамская ТЭЦ-2 (1980 год). Итоги конкурсного отбора показали, что и они в своем нынешнем состоянии не отвечают требованиям рынка.

О второй причине кризиса татарстанской энергетики «БИЗНЕС Online» писал неоднократно. Эта та самая программа ДПМ. В рамках этого механизма в стране планируется до 2030 года ввести 40 ГВт новых мощностей. Программа реализуется в 44 регионах РФ и оценивается в 5,4 трлн. рублей. Однако Татарстан в число регионов, которые получают гарантированный возврат инвестиций, не вошел — проект распространялся только на структуры, возникшие на базе РАО ЕЭС, куда «Татэнерго» не входило. В результате только в 2013 году татарстанцы инвестировали в другие регионы порядка 11 млрд. рублей, в 2014 году — уже 17 миллиардов. А до 2027 года потребители республики профинансируют создание энергомощностей за пределами Татарстана на 161 млрд. рублей.

«Если нам не платят, зачем нам тогда нужен этот оптовый рынок? Если оптовый рынок нам невыгоден, значит, мы могли с него уйти, конечно, юридически это оформив», — с негодованием комментировал эту тему на прошлогодней коллегии минэкономики и минпромторга президент РТ Рустам Минниханов.

В 2011 году программа ДПМ была свернута — поезд ушел. Но Татарстану все же удалось запрыгнуть на подножку — структуры Виктора Вексельберга переуступили Генерирующей компании право ввести в рамках ДПМ новые блоки на казанской ТЭЦ-2 и Елабужской ТЭЦ общей стоимостью порядка 20 млрд. рублей. Эти проекты пока находятся в стадии реализации, но и они по сравнению с цифрами, приведенными выше, — слабое утешение.

Не войдя в систему ДПМ, республика пошла своим путем — путем передачи энергоактивов крупным потребителям в обмен на обязательство их модернизировать. Так, «Татнефть», которой досталась Нижнекамская ТЭЦ-2, инвестирует в ее модернизацию порядка 10 млрд. рублей. Примерно столько же вкладывает ТАИФ, который на казанской ТЭЦ-3 строит газовую турбинную установку мощностью 389 МВт. Проблема, однако, в том, что стоимость модернизации ложится в тариф, а он вне тех нерыночных льгот, которые дает ДПМ, оказывается неконкурентоспособным.

ВСЯ НАДЕЖДА НА ДВОРКОВИЧА

Пролетевшие мимо кассы энергокомпании выход видят в одном — получить статус вынужденного генератора. Его получают станции, которые не могут быть выведены с рынка, так как помимо выработки электричества обеспечивают теплоснабжение потребителей, либо от них зависит энергобезопасность региона. Для таких станций устанавливается спецтариф на мощность, действующий два года. По словам Сабирзанова, на этот статус попытаются претендовать все не прошедшие конкурентный отбор татарстанские станции.

«Нам деваться некуда, другого варианта нет. Надеемся, что пройдем, потому что мы же не можем оставить город без тепла, — подтвердил «БИЗНЕС Online» начальник отдела по работе на ОРЭМ ООО «Нижнекамская ТЭЦ» Александр Доброхотов.

С ним солидарен и его коллега с Уруссинской ГРЭС Руслан Хабибуллин: «Все теплоснабжение поселка Уруссу завязано на нашей ГРЭС. Если откажут в режиме вынужденной генерации, для нас это будет очень большой потерей. Станция не только станет убыточной, она может встать. Но я думаю, что такого не допустят, потому что у нас население — 10 тысяч человек».

Все эти надежды обращены к правительственной комиссии по развитию электроэнергетики под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича. Но далеко не факт, что она пойдет навстречу. По информации «БИЗНЕС Online», заседание состоялось вчера, но вопрос был признан сложным, поэтому решение отложили до следующей недели.

Есть у татарстанских энергетиков и еще один, правда, довольно призрачный шанс отыграться. Компания «Лукойл-Волгоградэнерго» обратилась в суд с требованием признать итоги КОМ на 2015 год недействительными. В качестве обеспечительной меры суд заморозил ситуацию, запретив заключать договора с победителями отбора. «Если вопрос с признанием итогов КОМ не будет решен в ближайшее время, работа рынков электроэнергии и мощности будет парализована», — комментировал эту ситуацию в середине октября председатель правления НП «Совет рынка» Максим Быстров.

ГРАЧЕВ: «КОЛЛЕГИ, ОБРАЩАЙТЕСЬ КО МНЕ ЗАРАНЕЕ»

Председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев с удивлением узнал от корреспондента «БИЗНЕС Online», что татарстанские компании оказались в такой неприятной ситуации и намерены просить вынужденный статус. «В 2012 году ко мне обращались с аналогичной проблемой, — напомнил он (Генерирующая компания попросила думского лоббиста татарстанских энергетиков помочь Казанской ТЭЦ-2, которую хотели отлучить от оптового рынка мощности; тогда Грачев пояснил, что в КТЭЦ-2 вложены огромные средства на модернизацию и «отбивка» этих денег серьезно влияет на стоимость вырабатываемой электроэнергии, поэтому оптовый рынок и не принимает ее продукцию), — и у Дворковича на комиссии вопрос решили. Нынешней весной я говорил: «Коллеги, обращайтесь ко мне заранее». Но обращений не было. Поэтому детально понять, кому и что нужно, довольно трудно», — сокрушался в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Грачев. Тем не менее он как член комиссии Дворковича выразил готовность замолвить слово за татарстанских энергетиков.

При этом Грачев подчеркнул, что в том числе и на примере татарстанских компаний мы наблюдаем противоестественность выстроенной в России электроэнергетической системы: «Механизмы системы ценообразования уродливые, они в принципе не стимулируют обновление мощностей. Эти фантастические представления о том, что рынок все разрулит, привели к куче никому не нужных ходульных механизмов, в том числе предоставления режима вынужденной генерации... Надо начинать с признания реформы провальной, что очевидно любому практику, потом — определить, как ее перереформировать, а далее смотреть, что на себя государство возьмет в части инвестиций, как сделать так, чтобы не пострадал потребитель. Но этого делать не хотят».