ФЕШИН НА MACDOUGALL'S

Аукционные дома Лондона проводят в эти дни неделю русского искусства. Сегодня аукционный дом MacDougall’s выставит на торги произведения казанского художника Николая Фешина, а также Ильи Репина, Владимира Маковского, Бориса Григорьева, Николая Рериха, Ивана Шишкина. Откроет торги картина Фешина «Портрет Дуэны Ван Вехтен» с оценочной стоимостью от 900 тыс. до 2 млн. фунтов стерлингов. Это один из самых высоких эстимейтов среди выставляемых работ Фешина. Выше (за 3 млн. фунтов) выставлялась лишь «Черемисская свадьба».

«Это один из нью-йоркских шедевров Фешина. Работа очень качественная, и по живописи очень хороша. Это 1926 год, нью-йоркский период творчества, ранняя Америка в творчестве Фешина», — рассказала «БИЗНЕС Online» искусствовед Галина Тулузакова.

Портрет посвящен Дуэне Ван Вехтен — состоятельной женщине, которая занималась живописью и собирала коллекции. «Она сама являлась художницей, они были знакомы с Фешиным еще по Нью-Йорку, а затем по Таосу (штат Нью-Мексико, где Фешин жил в конце 1920-х - начале 1930-х годов). И несколько фешинских работ были в ее коллекции, в частности, ее фешинский портрет», — заявила Тулузакова.

По ее словам, высокая стоимость работы определяется ее качеством. «Картина, конечно, очень хороша по качеству. Она ранее продавалась на Sotheby’s, но не была куплена. Я даже знаю человека, который говорил, что у него есть интерес к этой работе, — один из украинских олигархов. Правда, не думаю, что ему сейчас до этого», — рассказала она.

Отметим, что аукционный дом MacDougall’s основан в 2004 году выходцем из России Екатериной МакДугалл и торгует исключительно русским искусством. МакДугалл родилась в Москве, в 1993 году окончила экономический факультет Лондонского университета, работала брокером и аналитиком в различных финансовых структурах Лондона. В своих интервью она рассказывала, что в середине 1990-х была аналитиком по первому IPO «Газпрома» и «Татнефти». «Летала из Лондона в Сибирь, Татарстан. Тогда появился опыт общения с российской бизнесовой и политической элитой», — вспоминала она в одном из интервью.

САНКЦИИ СКАЗАЛИСЬ НА РУССКОМ ИСКУССТВЕ: ЕМУ ГРОЗИТ «КИТАЙСКИЙ ИНТЕРЕС»

Вместе с тем выставляемые на Christie’s и Sotheby’s работы Фешина на торгах в понедельник не были проданы — впервые за несколько лет. Christie’s в этом году выставил на торги работу Фешина «Портрет Китаевой» (Portrait of Mademoiselle Kitaeva, 1912). Предпродажная оценка (эстимейт) данной работы составляет $639 - 959 тысяч. На аукционе Sotheby’s выставлен эскиз работы «Прачки» (The laundresses, эстимейт $150 - 250 тысяч). И Фешин здесь не исключение.

Всего же на Sotheby’s на торги было выставлено 37 лотов в диапазоне от Константина Маковского до Александра Дейнеки. Однако проданы были лишь 12 из них, то есть примерно 30%. Среди работ, которые не удалось продать, оказалась и знаменитая работа «Иван Сусанин» Константина Маковского, предварительно оцененная в 2,5 млн. фунтов. Еще один топ-лот торгов, «Бахчисарай» Бориса Кустодиева, все-таки был продан Sotheby’s, однако его финальная цена оказалась за переделами нижней границы предварительной оценки, передает ТАСС. Полотно ушло с молотка за 1,05 млн. фунтов стерлингов при эстимейте 1,2 - 1,8 млн. фунтов.

Арт-рынок русского искусства фактически замер. По словам главы «Sotheby’s Россия» Михаила Каменского, на результаты аукциона повлияло резкое падение курса рубля, а также общее ухудшение экономической обстановки в стране. «Лучшие работы по-прежнему продаются и продаются дорого. Однако интерес к работам среднего уровня во время кризиса неизбежно падает», — заявил Каменский. «Нет никаких сомнений в том, что геополитическая ситуация вызвала некоторые колебания на нашем российском рынке», — прокомментировал результаты аукциона Марк Полтимор — замглавы Sotheby’s Europe.

С ними согласна и Тулузакова. «Работы русских художников покупают в основном русские. Сейчас же с падением курса рубля и множеством проблем в экономике многим людям не до искусства. Я боюсь, что сейчас в качестве основных игроков за русское искусство выступят китайцы, которые очень интересуются классической живописью. Может быть, даже займут и авангард. Китай громадный, там очень много богатых людей. Мне жаль, если это произойдет, потому что лучше, если бы эти работы уходили в коллекции русским, тем более Фешин», — заявила Тулузакова в разговоре с «БИЗНЕС Online».

Вместе с тем на утреннем аукционе Christie’s были представлены более известные шедевры русского искусства, и они нашли своих покупателей. «Портрет Марии Цетлин» кисти Валентина Серова ушел с молотка за $14,5 млн. при довольно скромной стартовой цене в $2,4 - 3,1 миллиона. В итоге он стал самой дорогой картиной, проданной на русских торгах, обогнав «Труды Богоматери» Николая Рериха, которую год назад на аукционе Bonhams купили за $12,4 миллиона. Не в счет только авангардисты, традиционно продающиеся в рамках специализированных торгов. Среди них до сих пор лидирует «Супрематическая композиция» Казимира Малевича — самое дорогое проданное с аукциона произведение русского автора, за которое в 2008 году на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке отдали $60 миллионов. Такая ситуация, когда заметна активность в верхнем сегменте арт-рынка при спаде в среднем ценовом диапазоне, характерна для кризисных периодов. Собственно, как и на авторынке — премиум-класс теряет покупателя в последнюю очередь.

РАБОТА ФЕШИНА В ДЕСЯТКЕ САМЫХ ДОРОГИХ РУССКИХ КАРТИН

Ранее картины Фешина представляли для покупателей неизменный интерес. По версии ARTinvestment.ru, интернет-проекта, посвященного рынку русского искусства, его картина «Маленький ковбой» стала восьмой в списке самых дорогих проданных на аукционах картин русских художников. Это полотно было реализовано с торгов в 2010 году за $11,2 миллиона (стоимость полотна значительно превысила эстимейт). В июне этого года на Sotheby’s был куплен «Портрет женщины в голубом» Фешина за $245 тыс. при том, что эстимейт составлял $120 - 150 тысяч. Осенью прошлого года на «русских торгах» в Лондоне картины Фешина проданы за $3 миллиона. Картина «Обнаженная», ставшая топ-лотом одного из вечеров на Sotheby's, была продана за 1,2 млн. фунтов ($2,38 млн.), хотя эстимейт полотна составлял 500 - 700 тыс. фунтов. В июне 2012 года на торгах аукционного дома Sotheby’s в Лондоне одним из главных лотов стал портрет «Миссис Фешина с дочерью». Не меньший интерес вызвал и «Портрет Кати». Обе работы 1925 года, так называемого нью-йоркского периода, одного из лучших у Фешина в Америке. Обе работы на торгах были проданы почти за 2 млн. фунтов. В ноябре 2012 года на аукционе Christie’s в Лондоне работа Фешина «Портрет мадемуазель Подбельской» была продана в частную коллекцию за $3,3 миллиона (2,05 млн. фунтов стерлингов).

Как ранее в интервью газете «БИЗНЕС Online» рассказала Тулузакова, интерес к творчеству Фешина будет расти. «Я знаю несколько вещей, которые могут быть очень интересны, они находятся в частных коллекциях. Есть несколько вещей в американских собраниях очень хорошего качества, которые тоже могут продать. По крайней мере, в последнее время «выплывают» очень симпатичные работы, например «Портрет отца», — рассказала Тулузакова. — В Европе Фешина знают плохо, он там еще будет открываться. В Америке его тоже знает лишь юго-западный регион. Его очень любят в Китае благодаря русскому художнику-живописцу Константину Максимову, который какое-то время жил и работал в Китае, преподавал искусство масляной живописи, вел мастер-класс в Пекине, в Китайской академии художеств».

ЗАВИСИТ ОТ МНОГИХ ФАКТОРОВ

Михаил Миндлин — генеральный директор государственного центра современного искусства, искусствовед, специалист в области современного искусства, архитектуры и дизайна:

— Конечно, ситуация экономического кризиса в стране оказывает свое влияние, это безусловно. С другой стороны, мы видим, что продажи топов русского искусства, то есть произведений высшего эшелона, продолжают ставить новые рекорды. Только что на Sotheby's был продан женский портрет работы Валентина Серова («Портрет Марии Цетлин»прим. ред.) почти за 15 миллионов, поэтому говорить о провале не совсем правильно. Другой вопрос, что произведения искусства среднего уровня стали продаваться хуже. Но пока нельзя сказать, что наблюдается общая стагнация. Хотя могу заметить, что произведения современного искусства, также продолжают бить рекорды, весьма успешно продаются, как и произведения российских художников, которые уже конституированы международной художественной сценой.

Андрей Толстой — директор ассоциации искусствоведов:

— Я допускаю возможность, что нынешняя геополитическая обстановка неблагоприятно влияет на востребованность русских художников на лондонском аукционе, но не в качестве главной причины. Дело в том, что основные покупатели русского изобразительного искусства за границей — это русские или русскоязычные коллекционеры. Распространяется ли на них фактор геополитики? Мне кажется, что далеко не в той степени, как на других покупателей.

То, что обыкновенно происходит на торгах, зависит сразу от нескольких факторов, перечислить которые займет много времени. Скажем, не последнюю роль играет жанр, в котором выполнено выставленное на аукцион полотно. В случае Николая Фешина, которого я в ни коем случае не считаю художником второго ряда, а наоборот, выдающимся виртуозом кисти, это «Портрет Дуэны Ван Вехтен». Если он не будет сразу же приобретен в чью-то коллекцию, не стоит по этому поводу сразу бить тревогу. Дело в том, что портрет — вещь индивидуальная, интимная. Это всегда личная история. Ведь художник выбирает модель для портрета «под себя» или выполняет его для узкого круга семьи. И когда портрет выходит за пределы этого круга, он не всегда быстро находит себе адекватного созерцателя. Прежде чем портрет уйдет в чью-то коллекцию, должен быть достигнут психологический комфорт между полотном и владельцем такого вида работы.

Михаил Мильчик — историк искусства, архитектор-реставратор, кандидат искусствоведения, профессор:

— Я немного знаком с этими торгами. Думаю, что в последние годы западноевропейский арт-рынок был перегружен русским искусством, и это некая реакция на избыточность. Хотя не исключаю, что в какой-то степени могла сказаться общая неблагоприятная политическая ситуация. И третья, наиболее вероятная причина, — стартовые оценки были завышены, это тоже не исключено.

Валерий Береснев