Игорь Куск
Игорь Куск

СОЖИТЕЛЬ АДВОКАТА В СУДЕ

Сегодня в Верховном суде Татарстана начали отбор присяжных, которые будут выносить вердикт предполагаемым участникам банды «Кусковские» из Нижнекамска. На скамье подсудимых — 47-летний Игорь Куск, 39-летний Нияз Шайхатдаров, 36-летний Евгений Балдин и 38-летний Тимур Халиков.

Куск, по данным источника «БИЗНЕС Online» в правоохранительных органах, сожительствовал с тем самым адвокатом Ириной Плотниковой, которую 3 октября Ново-Савиновский районный суд Казани признал виновной в даче взятки. За деньги Плотникова пыталась добиться увольнения сотрудника уголовного розыска Марселя Гафарова, который руководил группой по ликвидации группировки «Кусковские». У Плотниковой, по версии следствия, были с Гафаровым личные счеты.

В зависимости от роли каждого подсудимые обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 209 («Бандитизм»), пп.«а», «ж», «з» ч. 2 ст. 105 («Убийство двух и более лиц, совершенное организованной группой, сопряженное с бандитизмом»), пп.«ж», «з» ч. 2 ст. 105 («Убийство двух, совершенное организованной группой, сопряженное с бандитизмом») и ч. 3 ст. 222 («Незаконный оборот оружия, совершенный организованной группой») УК РФ.

В Верховном суде Татарстана недавно вступили в силу новые правила — осуществлять съемку в зале суда не разрешают, если дело рассматривает коллегия присяжных заседателей. Журналистов с камерами в зал отныне будут пускать только после оглашения вердикта. По всей видимости, эти нововведения связаны с тем, что излишние внимание прессы, по мнению суда, может навредить присяжным, которые должны быть максимально объективны.

Ирина Плотникова
Ирина Плотникова

Председательствующим судьей по делу «Кусковских» стал Эдуард Абдуллин — в прошлом личность медийная. До прихода в Верховный суд Татарстана он долгое время работал старшим помощником руководителя следственного комитета РФ по РТ, отвечая за работу со СМИ. До назначения на эту должность Абдуллин являлся старшим прокурором-криминалистом прокуратуры.

УБИЙСТВО ИЗВЕСТНОГО СТРОИТЕЛЯ

Как полагает следствие, в середине 1990-х годов Куск организовал объединение молодежи под неофициальным названием «Нижний Китай». А в 1998 году с целью установления криминального лидерства в Нижнекамске среди других подобных группировок города, личного обогащения и установления криминального контроля над коммерческими предприятиями Нижнекамска и Казани он создал и возглавил вооруженную банду «Кусковские». В арсенале банды имелись три автомата, семь пистолетов, четыре гранаты, а также боеприпасы и взрывчатые вещества.

Пожалуй, самый громкий эпизод, который инкриминируется подсудимым, — убийство Балдиным и Шайхатдаровым генерального директора ОАО «Татсантехмонтаж» 48-летнего Бориса Ваймана, заслуженного строителя Татарстана. Он был застрелен 18 марта 2004 года в Казани у входа в офис компании на улице Гагарина. Киллер подошел к Вайману вплотную и выстрелил ему в голову. Звука выстрела никто не слышал, и задержать убийцу по горячим следам не удалось. Его компания занималась монтажом сантехники в жилых домах, строящихся в Казани по программе ликвидации ветхого жилья, и в то время считалась монополистом в этой сфере.

По версии следствия, поводом для убийства послужило недовольство коммерческой деятельностью Ваймана, а также попытка взять предприятие под криминальный контроль. К слову, за три года до этого был убит 61-летний предшественник Ваймана на посту генерального директора ОАО «Татсантехмонтаж» Василий Лузганов, почти 20 лет возглавлявший предприятие. Он был убит выстрелом в голову 26 февраля 2001 года в подъезде собственного дома на улице Карла Маркса в Казани. Убийца произвел два выстрела из пистолета Макарова с глушителем. По одной из версий, Лузганова застрелили участники казанской ОПГ «Жилка», которая в середине 90-х годов «подмяла» под себя завод. В 2000 году господину Лузганову удалось отобрать у жилковских несколько помещений «Татсантехмонтажа».

Куска задержали в Нижнекамске 18 сентября 2007 года как подозреваемого в убийстве Ваймана. Но задержанный категорически отрицал свою вину, а доказательств, достаточных для предъявления официального обвинения, следствию не удалось добыть. В итоге его осудили по статье «Незаконное приобретение, передача, хранение, перевозка и ношение огнестрельного оружия и боеприпасов». Задержанный полностью признал свою вину, а потому настоял на особом порядке рассмотрения дела — без следствия. В итоге Нижнекамский городской суд признал его виновным и назначил пять лет условно.

В 2008 году Верховный суд РТ признал пятерых «кусковских» виновными. В итоге исполнители «заказов» Ильнур Ханипов и Константин Чубыкин были приговорены к 15 и 12 годам колонии строгого режима соответственно. Шайхатдаров и Павел Бажитов — к 7 годам каждый, а Балдин, который вновь оказался на скамье подсудимых, был приговорен к 5 годам лишения свободы.