Сегодня на улице Журналистов через дорогу от сгоревшего рынка открылся торговый комплекс «Витарус» — новый проект директора Вьетнамского рынка Дао Тхи Кой. А накануне в эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала о планах, которым не дал осуществиться поджог Вьетнамского рынка. Оказывается, мадам Кой собиралась открыть на Гвардейской торговый центр по типу «МЕГИ» или «Парк Хауса». Проект молла, уровень обслуживания в котором не уступал бы современным ТЦ, уже был готов на 70%. Планировалось, что в здании будут застекленные торговые места площадью 18 «квадратов». Но в октябре повторилась история 2006 года — на рынке вспыхнул пожар, который вновь отодвинул грандиозные планы хозяйки «Витаруса» на неопределенный срок.
ВЬЕТНАМСКИЙ РЫНОК ОТКРЫВАЛИ С УЗБЕКСКИМ ПЛОВОМ
Сегодня в Казани состоялось открытие торгового комплекса «Витарус», в котором вновь получили работу предприниматели, пострадавшие после пожара на Вьетнамском рынке. Официальное открытие было назначено на 10 часов, но уже за два часа в павильонах комплекса некоторые предприниматели оформляли прилавки к открытию. В еще пахнущем отделочными материалами здании народу было не так много, многие не спеша доставали товар, расставляли манекены, общаясь при этом между собой, а кто-то только-только прибывал на рабочее место.
«Я очень жду сегодняшнее открытие. После пожара долгое время я не могла торговать, и из-за этого убытки были немалые. Сейчас скорее хочется все это возместить, – поделилась эмоциями казанская предпринимательница Альфия Фаттахова. – Мы навезли кучу нового товара. К тому же близится Новый год, и, надеюсь, это привлечет больше покупателей, чем обычно. Праздник все-таки, нужно покупать подарки, так что пусть приезжают сюда к нам».
«Этот комплекс мы открыли на свои собственные средства. То есть вся моя семья помогла и вложилась в строительство «Витаруса», а сын даже приехал в Казань. Он работает во Вьетнаме, но приехал маме помочь. Уже два месяца здесь»», – рассказала директор Вьетнамского рынка мадам Кой. 38-летний сын Дао Тхи Кой – выпускник юридического факультета Казанского государственного университета, который сейчас работает начальником ревизионного отделения в министерстве торговли и промышленности Вьетнама.
Всех желающих в честь открытия угощали пловом |
Всех желающих в честь открытия мадам Кой угощала пловом: «Кто захочет, тот может попробовать плов, который мы приготовили». А накануне «непотопляемая» предпринимательница из Азии в обстоятельном интервью «БИЗНЕС Online» рассказала о том, как за столь короткий срок сумела возродить собственный казанский бизнес.
НА НОВОМ МЕСТЕ
Мадам Кой сидела за своим новым рабочим столом, в своем новом рабочем кабинете на третьем этаже «Витаруса». На столе перед директором – большая рабочая тетрадь и калькулятор, которыми она периодически пользуется, чтобы разложить по полочкам перед корреспондентом «БИЗНЕС Online» ситуацию с количеством торговых мест, их площадью и арендной платой для предпринимателей. За дверью ее кабинета – пара-тройка торговцев, каждый из которых пришел к мадам со своей индивидуальной проблемой. Все они терпеливо ждут, когда закончится интервью.
- Мадам Кой, вы переехали в новое здание. Обещали, что восстановите работу рынка через полтора месяца, и сделали это, с чем я вас поздравляю. Насколько здание на сегодняшний готово к приему предпринимателей и клиентов?
- Здание готово на 95 процентов, кроме третьего этажа. Пока желающих работать там нет, поэтому я не стала устанавливать там жалюзи, но сам павильон уже готов. Если желающие появятся, то мы в течение трех дней завершим оставшиеся работы. Наши вьетнамские рабочие очень быстро все делают. Первый и второй этажи уже готовы, в субботу все смогут работать.
«Непотопляемая» предпринимательница Дао Тхи Кой рассказала, как за столь короткий срок сумела возродить бизнес |
- Сколько торговых точек в новом здании?
- 450, но пока первый и третий блоки не работают. (Напомним, площадь торговых помещений составляет по 2,7 тыс. кв. м (6 блоков по 900 кв. м) на первом и третьем этажах, на втором этаже под торговлю отведен один блок площадью 900 кв. метров – прим. авт.). В данный момент у нас 244 желающих работать предпринимателя.
- Остальные места пока свободы?
- Да, пока свободны. Некоторые еще не знают, что мы уже открываемся, кто-то не хочет работать на третьем этаже, хотя аренда там будет на 5 тысяч дешевле, чем на первом и втором этажах. После пожара предприниматели ушли на другие рынки: «Адмирал», «Новая Тура», «Бик Зур» – вот три основных рынка, куда пошли работать погорельцы. Мне кажется, потихоньку люди вернутся или придут новые.
- Сколько предпринимателей работало на старом месте?
- Почти 600 человек. Первый и второй этажи сейчас занимают люди, которые уже работали со мной.
- Что теперь будет со старым рынком?
- Мы уже прекратили договор с компаний «Татагропромстрой» (собственник павильонов сгоревшего Вьетнамского рынка – прим. авт.). Теперь со старым местом нас ничего больше не связывает, собственник сам будет разбираться со своей землей и зданиями.
В новом здании 450 торговых точек, на старом рынке работали почти 600 предпринимателей |
- Сколько средств ушло на переоборудование здания, которое изначально планировалось использовать в качестве склада?
- Мы пока еще не до конца заплатили. На третий этаж вместе с оплатой труда рабочих еще нужно 2 миллиона. Общая же сумма вложенных средств составит, наверное, около 18 миллионов рублей.
- Сколько времени потребовалось, чтобы переоборудовать помещение под торговлю?
- Полтора месяца.
- Как вы и обещали.
- Да, успели. Мы начали вести работы в конце октября, и в конце ноября уже открываем торговый комплекс. На второй день после пожара я уже нашла хозяина здания, договорилась с ним насчет аренды.
ДОГОВОР С БРАТЬЯМИ ФРОЛОВЫМИ: КАК СКЛАДЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС
- Кто является собственником здания?
- Фирма «КБФ». Это «компания братьев Фроловых». Хозяина зовут Михаил Фролов.
- Что изначально планировалось здесь построить?
- Многофункциональные склады. Они хотели привезти товар и торговать им оптом. Но я успела забрать это здание (смеется).
- Какие сложности возникли, когда вы договаривались об аренде? Или владелец сразу пошел вам навстречу?
- Он сразу пошел нам навстречу. Для него это было выгоднее – сдавать помещение под склады дешевле, чем сдавать его в аренду под торговлю.
Старый Вьетнамский рынок сгорел 13 октября |
- Сколько средств пришлось вложить в комплексную систему пожаротушения?
- Этим занимался хозяин здания. Здесь изначально было отопление, электричество и все остальное. Когда сюда пришли представители исполкома, они сказали, что это здание достойно называться торговым комплексом. Условий для этого по закону достаточно.
- А 18 миллионов…
- Ушли на переоборудование здания. Эти средства – деньги нашей семьи, личные деньги. Пока я не могу брать деньги с торговцев, которые погорели. На следующий год мы посмотрим, во сколько обошлось оборудование, и разделим эту сумму на всех предпринимателей. И, может быть, за год эти деньги возвратятся. Такой большой суммы у предпринимателей сразу не будет. С марта-апреля мы начнем постепенно возвращать эти средства. Ситуация после пожара очень тяжелая. Кто-то вообще остался ни с чем, особенно первый зал. Горело так быстро, что они не успели ничего вытащить. Поэтому я вошла в их положение.
- Это большая помощь для предпринимателей.
- Я всегда понимала предпринимателей. Так было и после первого пожара в 2006 году, когда я потратила 20 миллионов на восстановление рынка и не вернула ни копейки из них. Тогда два месяца предприниматели сгоревшего пятого зала торговали бесплатно.
- Сколько торговых мест на первом этаже, какова площадь каждой ячейки и сколько будет стоить аренда для предпринимателей?
- Всего на первом этаже 189 мест: 162 места по 6 «квадратов», 27 – по 3 «квадрата». Аренда торговой ячейки площадью в 6 «квадратов» будет стоить 20 тысяч рублей, за 3 «квадрата» – в два раза меньше. Ни копейки прибыли эти деньги нам не принесут, все они будут уходить только на аренду здания. Еще 74 торговые ячейки – 63 больших и 11 маленьких – на втором этаже, из них занято только 31 место. На третьем этаже 157 маленьких и больших торговых мест, все они пока свободны.
- Это выгодные условия?
- Да, очень выгодные. Предприниматели не платят никакого залога. 19 лет назад залог составлял по 200 долларов – его вложили предприниматели-иностранцы: вьетнамцы, афганцы, китайцы. Для них была предусмотрена льгота – до пожара эти люди платили за аренду по 8 тысяч рублей за место, все остальные – по 14 тысяч рублей. В этом здании мы не берем ни копейки залога с предпринимателей. Слышала, что из «Бик Зура» и других рынков предприниматели уже хотят перебраться сюда.
Рядом с комплексом запланирована остановка общественного транспорта и стоянка на 400 автомобилей |
В ПЛАНАХ ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР НА ГВАРДЕЙСКОЙ
- О покупке в Казани здания в собственность не думали?
- Нет, они не продаются, да и я не хочу покупать.
- Почему?
- У меня есть земля, просто я не успела построить торговый центр. Это участок площадью 2 гектара на улице Гвардейской в Советском районе, я купила его 9 лет назад. Проект уже есть, но я его приостановила, потому что люди убежали в «Новую Туру», «Адмирал». Нет людей, которые вложили бы со мной капитал в строительство. Тогда бы ничего ни у кого не пришлось арендовать.
- Получается, если бы не пожар, вы бы сейчас занимались проектом торгового центра?
- Такие планы у меня были давно. Одна фирма даже подготовила рабочий проект, завершенный на 70 процентов. Но потом мне пришлось отложить эту идею, потому что люди убежали. Одна я не могу строить. Со временем, кто знает, может быть, и построим (смеется). Дай бог, все нормально будет, может быть, построим.
Люди сказали гендиректору Закирову: «Мы не вернемся к вам, если мадам Кой здесь не будет. Она дает нам стабильную арендную плату, работу. Мы будем с ней, где она» |
- Каким был бы этот торговый центр? Вроде «МЕГИ» или «Парк Хауса» или больше рынок?
- Именно торговый центр. Там каждый торговый павильон будет стеклянный, его площадь будет составлять 18 квадратных метров. До пожара хотелось его построить. Я предлагала построить торговый центр «Татагропромстрою» (ОАО «Татагропромстрой» – собственник зданий сгоревшего Вьетнамского рынка – прим. авт.), но он не согласился. Я ему (Иреку Закирову – гендиректору ОАО «Татагропромстрой» – прим. авт.) сказала: «Мы пополам построим», – но он молчал. Он не хотел на моей земле… А после пожара он на мои деньги хотел построить на своей земле торговый комплекс. Я отказалась. И он поставил условие: если мы не вложимся в строительство на месте сгоревшего рынка, он не пригласит нас обратно и сам найдет нового застройщика. Я ответила: «Хорошо, я уйду».
- Вы разошлись мирно или это был конфликт?
- Никакого конфликта. На собрании с предпринимателями, которое мы вели вдвоем, он объявил всем, что «мадам Кой больше не будет с нами работать, потому что не согласна вложить деньги сюда в новое строительство. Поэтому мы с ней расторгли договор». Я сказала, что у меня нет средств – сотни миллионов нет, есть 10, которые я вложу в соседнее здание, где построю павильоны для всех желающих. Люди сказали генеральному директору Закирову: «Мы не вернемся к вам, если мадам Кой здесь не будет. Она дает нам стабильную арендную плату, работу. Мы будем с ней, где она». Я заметила, как он переменился в лице, и поспешила заверить предпринимателей, что мы расстаемся друзьями. Я сказала им, что если через год Закиров построит новое здание и вспомнит обо мне, пригласит, – я вернусь. Я ведь в пяти шагах от старого рынка. Вернусь и буду руководить двумя объектами, если бог даст. Потом он, насколько мне известно, собирал людей без меня, говорят, предлагал вложить деньги в новое строительство – они отказались. Но это уже не мое дело, я с ним рассталась. Если будут деньги, лучше я построю торговый центр на своей земле.
НОВЫЙ «ВИТАРУС»: СВОИ СТОЯНКА И ОСТАНОВКА
- Кто будет обеспечивать безопасность на объекте? Вы наверняка набрали новую команду для охраны?
- Да, это новая команда. Хозяин здания их сам нанял, они уже работают. Я поручила ему это дело. Оплату их услуг мы поделили пополам, но он сам находит людей.
- Сколько человек будет в службе безопасности?
- Я не знаю, но мы уже поставили видеокамеры на 1 миллион рублей – они есть в каждом углу (смеется).
Аренда торговой ячейки площадью в 6 «квадратов» будет стоить 20 тыс. рублей, за 3 «квадрата» – в два раза меньше |
- Когда я подъехал к торговому комплексу, на улице перед дорогой работал экскаватор. Чем там занимаются рабочие?
- Мы установим там остановку, нам разрешило министерство транспорта. Они сейчас рисуют проект, согласуют его, ведь раньше остановка находилась чуть дальше. А там, где работает экскаватор, раньше находился павильон, его убрали – там будет въезд для автомобилей. По требованию пожарных, должны быть отдельные въезд и выезд на территорию рынка, чтобы не возникало заторов.
- На сколько автомобилей рассчитана стоянка?
- На 400 автомобилей, но если потребуется, мы арендуем у соседей еще один гектар. Соседи добро дали, а я им предложила открыть свою платную стоянку, пока мы здесь работаем. У нас стоянка будет бесплатной.
- Увеличится ли цена на товары предпринимателей, желающих покрыть свои убытки от пожара?
- Думаю, нет. Если повысят, товар покупать не будут. Конечно, цены повысятся по сравнению с теми, что были раньше, в связи с ростом доллара, все товары везут в Россию из-за границы. Все товары, которые везут сюда официально, в основном из Вьетнама, Китая.
Задерживать более директора «Витаруса» корреспондент «БИЗНЕС Online» не стал и вышел в приемную, где встречи с мадам ждали уже около 10 человек.
Справка
ООО «Витарус» основано в 2002 году, занимается сдачей внаем нежилого недвижимого имущества. Единственным владельцем общества с уставным капиталом 10 тыс. рублей является директор Дао Тхи Кой. По данным СПАРК, выручка компании за 2011 год составила 94,9 млн. рублей, чистая прибыль — 22,5 млн. рублей.
Дао Тхи Кой родилась 16 июня 1949 года в городе Винь, расположенном в Центральном Вьетнаме, в многодетной семье. После окончания в 1968 году школы Дао Тхи Кой была направлена для обучения в Советский Союз. С 1968 по 1969 год училась в Воронежском государственном университете, затем перевелась в Волгоградский государственный педагогический институт на историко-литературный факультет. После его окончания в 1973 году Дао Тхи Кой вновь вернулась во Вьетнам, где два года проработала в Ханойском институте иностранных языков на кафедре русского языка по специальности «русская и советская литература». Затем перевелась по семейным обстоятельствам в родной Винь, где с 1975 по 1987 год работала в Государственном педагогическом институте. В 1985 году Дао Тхи Кой защитила на кафедре литературы квалификационную научную работу «Семейная проблема и ее решение в романе Толстого «Анна Каренина».
В 1987 году Дао Тхи Кой была направлена в СССР в качестве переводчицы для вьетнамских работниц — на швейные фабрики №9 и №4 города Казани. Совместно с казанской швейной фабрикой №4 она создала компанию «Витарус». В 1994 году она открыла «Торговый дом иностранцев», в 1995 году — рынок на улице Журналистов. С 1996 года Дао Тхи Кой является директором оптово-вещевого рынка иностранцев, больше известного как Вьетнамский рынок.
Пожар
13 октября 2014 года на Вьетнамском рынке вспыхнул пожао, который уничтожил имущество и товары, принадлежавшие около 600 предпринимателям. Огонь уничтожил три торговых павильона, а имущество предпринимателей и сама торговая площадка, принадлежавшая ОАО «Татагропромстрой», не были застрахованы. Мадам Кой предположила, что каждый предприниматель потерял в результате произошедшего от 500 тыс. до 2 млн. рублей. Площадь выгоревших павильонов составила 4 тыс. кв. м, а это половина территории всего торгового объекта. Жертв удалось избежать благодаря тому, что тогда на рынке был традиционный для понедельника санитарный день.
31 октября МВД Татарстана распространило сообщение о задержании подозреваемого в поджоге 26-летнего жителя Казани Максима Николаева. МВД предоставило видеозапись с камер наружного наблюдения, зафиксировавших, как Николаев поджигает один из павильонов, с которого и началось распространение огня. По информации силовиков, ранее задержанный молодой человек был судим 6 раз за кражи, грабеж и мошенничество. Николаев полностью признал свою вину, буквально сообщив, что поджог совершил из хулиганских побуждений в состоянии сильного алкогольного опьянения. Следствие инкриминирует Николаеву преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 167 УК РФ («Умышленное повреждение и уничтожение чужого имущества, совершенное из хулиганских побуждений, путем поджога»).
«Поджог может быть выгоден пустующим рынкам, которым надо заполнять свои площади, — признавалась мадам Кой в интервью газете «БИЗНЕС Online».
Вьетнамский рынок горел и ранее — в апреле 2006 года. Согласно заключению пожарных, это произошло из-за замыкания электропроводки.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.