Казанская телекомпания KZN с января прекращает «петь дуэтом» с телеканалом «Звезда» и будет заполнять эфирную сетку самостоятельно. Таким образом, «Татмедиа» обзаведется собственным круглосуточным каналом — третьим на рынке после таифовского ТНВ и «Эфир-24» Андрея Григорьева. В агентстве обещают «не превращать патриотический канал в трешевый», но признаются, что сумму инвестиций, необходимых на свободное плавание, пока не рассчитали. Эксперты «БИЗНЕС Online» сомневаются в успехе предприятия и пророчат телекомпании скорое возвращение к прежней модели — с партнером меньшего калибра.
Мадина Тимерзянова (в центре) сообщила, что на телеканале «Звезда» жалеют о том, что расстаются с KZN |
60% ВРЕМЕНИ — НА ФИЛЬМЫ И СЕРИАЛЫ
Впервые о намерениях «Татмедиа» реформировать свой единственный казанский телеканал «БИЗНЕС Online» рассказывал еще в августе этого года. Необходимость перемен вызвана внешней причиной: многолетний партнер KZN военно-патриотический телеканал «Звезда», принадлежащий минобороны РФ, вошел во второй федеральный мультиплекс и будет вещать в Казани на собственной частоте — без региональных «примесей».
«С телеканалом «Звезда» отношения KZN будут расторгнуты. Точной даты прекращения сотрудничества нет — она в работе, — подтвердила «БИЗНЕС Online» генеральный директор KZN Мадина Тимерзянова. — Они жалеют, что расстаются с нами».
В этих условиях у канала было два пути: либо найти нового сетевого партнера (тот же «Эфир» Андрея Григорьева проделывал такую «пересадку» неоднократно), либо пуститься в свободное плавание. Телеканал выбрал второй путь. 29 октября федеральная конкурсная комиссия одобрила заявку KZN на собственное круглосуточное вещание, в настоящее время идет оформление лицензии, которое, как ожидают в телекомпании, завершится ориентировочно в начале января. После этого и состоится старт обновленного KZN.
20% эфирного времени канала будет отдано информационному вещанию, 20% — культуре и просвещению, а оставшееся — развлечениям |
По словам Тимерзяновой, 20% эфирного времени канала будет отдано информационному вещанию, 20% — культуре и просвещению, а оставшееся — развлечениям, в первую очередь художественным фильмам и сериалам. Собеседница газеты подчеркнула, что спорта на канале не будет совсем (хотя, по нашим данным, изначально спорт рассматривался как одна из возможных «фишек» канала — ред.).
Некоторые подробности о новом формате вещания KZN сообщили нашему изданию и в «Татмедиа»: «Пока постараемся сохранить тот формат, который был со «Звездой». Резко ломать контент мы не будем. Постепенно будем менять. Не будет такого, что из патриотического канала он превратится в трешевый», — рассказал генеральный директор ОАО «Татмедиа» Фарит Шагиахметов.
«НАДО ВСЕ СЧИТАТЬ, ОБЪЯВЛЯТЬ КОНКУРС…»
Сумму инвестиций, которая потребуется при переходе на новый контракт, ни в «Татмедиа», ни на телеканале не называют.
«Дополнительные ресурсы, конечно, потребуются. Будем расширять линейку собственных программ, больше создавать собственных продуктов. Будет, конечно, и покупной контент, — сообщила Тимерзянова. — Продолжим делать новости, аналитику, — это мы хорошо умеем. Вообще, переход на собственное вещание случился на 7-летие канала, и это большой шаг вперед, большая ответственность и рост».
Фарит Шагиахметов: ««Пока постараемся сохранить тот формат, который был со «Звездой». Резко ломать контент мы не будем» |
По признанию Шагиахметова, точного бюджета пока попросту не существует: «Надо все считать, объявить конкурс. Надо определить, сколько у нас будет собственного контента, а сколько придется закупать. Мы соберем коммерческие предложения, на основе которых объявим конкурс. Однозначно, покупного контента будет больше, чем когда работали с сетевым партнером, но точно пока сказать не могу», — ответил он.
Ранее эксперты рынка оценивали необходимый рост бюджета телеканала как минимум в два с лишним раза — с нынешних 30 до 70 млн. рублей.
БИТВА ЗА МУЛЬТИПЛЕКС
Реформы на KZN необходимо рассматривать в контексте грядущей «битвы конца» для регионального телевидения под названием «третий мультиплекс». Напомним, что еще в июне 2009 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ №715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах», который должен в корне изменить всю систему телевещания в стране. С этого момента она развивается по системе так называемых мультиплексов. Для понимания: под мультиплексом подразумевается объединение в единый цифровой пакет телевизионных каналов при цифровом телевещании. Каждый из мультиплексов занимает свою частотную полосу, и по мере их ввода в действие аналоговое вещание отключается.
По мере ввода в действие цифровых мультиплексов аналоговое вещание отключается |
В первые два мультиплекса вошли исключительно федеральные каналы. Третий изначально рассматривался как вотчина для регионального вещания — в его состав должны были войти четыре местных телеканала. Однако в прошлом году представители Роскомнадзора озвучили новую схему, согласно которой в состав мультиплекса войдут 7 федеральных каналов, местный филиал ВГТРК и лишь один-два региональных канала. Такое решение, согласно разъяснениям минкомсвязи, принято из-за того, что «только в 9 регионах есть два и более региональных канала, а в 38 регионах вообще нет региональных каналов с 24-часовым собственным программированием».
Пока что запуск третьего мультиплекса отложен до 2018 года, но перспектива его внедрения серьезно влияет на медиарынок. В Татарстане первый претендент на попадание в «прокрустово ложе» — ТНВ, который изначально полностью заполняет эфирную сетку самостоятельно. Также в прошлом году круглосуточный «Эфир-24» создал и Григорьев — пока что телеканал вещает в кабеле, но явно с прицелом на будущее в мультиплексе. Свой круглосуточный канал готовится создавать и ГТРК «Татарстан» — филиал ВГТРК.
В подвешенном состоянии остаются, однако, многочисленные муниципальные каналы, которые в Татарстане есть практически у каждого района. Большинство из них принадлежит «Татмедиа», так что KZN, по сути, часть этой сети. По мнению гендиректора холдинга «СТВ-Медиа» Абдулхака Батюшова, в будущем канал может стать базовым для всех телекомпаний, входящих в структуру «Татмедиа», этаким «ноевым ковчегом».
В любом случае с переходом KZN на круглосуточный формат мест в третьем мультиплексе по Татарстану остается меньше, чем претендентов. А будет ли четвертый, куда поместятся все желающие, пока вопрос.
В прошлом году круглосуточный «Эфир-24» создал и Андрей Григорьев (в центре). Телеканал вещает в кабеле, но явно с прицелом на будущее в мультиплексе |
«ПРЕДСКАЗЫВАЮ: КАНАЛ С ПОСТАВЛЕННЫМИ ЗАДАЧАМИ НЕ СПРАВИТСЯ»
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», не продемонстрировали большого оптимизма в отношении перспектив телеканала KZN.
Армандо Диамантэ — директор драмтеатра «Мастеровые», экс-директор челнинского филиала ТК «Эфир»:
— Предсказываю: канал с поставленными задачами не справится. Уход «Звезды» — очень сильный удар для KZN. Скорее всего, ему придется искать другой более скромный канал, не такой рейтинговый, который не вошел в пакет, и сотрудничать уже с ним.
Самостоятельно такой объем KZN потянуть не сможет, и уж тем более не создаст конкуренцию «Эфиру» и ТНВ. Давайте хотя бы вспомним опыт ITV: они договорились с мелким каналом и ретранслировали его. Такой же путь ждет и KZN. Что касается объемов бюджета, то тут многое зависит от контента, который предоставляет канал. Но если делать «все солидно» и по уму, то речь идет о миллионах долларов.
Абдулхак Батюшов — гендиректор холдинга «СТВ-Медиа»:
— Все понимают, что уход на самостоятельное вещание — мера вынужденная. При этом не могу сказать, что «Звезда» была хорошим локомотивом для KZN, однако совместное сотрудничество всегда целесообразнее с экономической точки зрения, и работать в какой-то степени легче. В любом случае, это очень серьезный и очень затратный шаг, и, скорее всего, этот проект никогда не окупится. Сомневаюсь, что новый KZN сможет составить конкуренцию ТНВ и «Эфиру». Взять тот же ТНВ, где работают около 600 сотрудников, то же самое касается проектов Григорьева, которые всегда носят бизнес-характер.
Понятно, что около 70 процентов контента канал будет покупать, но тут нужно учитывать следующее. Если ты покупаешь контент за два рубля, то и отдача будет на два рубля, соответственно, и количество телезрителей будет на два рубля. А можно купить шедевры, которые будут стоить колоссальных денег. Причем, отмечу, что один и тот же покупной продукт для ТНВ и KZN будет стоить по-разному, для KZN он будет дешевле — цена напрямую зависит от зоны охвата.
Кроме того, давайте не будем забывать тот факт, кто является учредителем KZN. Я думаю, что ОАО «Татмедиа» очень грамотно подошло к этому вопросу, по крайней мере, финансовые возможности были оценены правильно и адекватно. Проект, наверняка, просчитан не на один-два года, а на гораздо больший срок.
Айгуль Мирзаянова: «На мой взгляд, «Звезда» вообще мешала KZN, потому что там контент был очень специфическим» |
Айгуль Мирзаянова — PR-директор ГК «Нэфис»:
— Уверена, что Мадина Фатыховна как опытный телевизионный топ-менеджер хорошо подготовилась к этому моменту. Она разрабатывала несколько очень интересных проектов, и, дай бог, чтобы все они воплотились в жизнь. То, за что сейчас берется KZN, невозможно трудно и сложно, тем более что они планируют круглосуточное вещание. Без поддержки государственных властей здесь не обойтись никоим образом.
Хочу отметить, что тот продукт, который сейчас создает KZN, уже можно назвать конкурентоспособным, и если от них не будут требовать тотальной лояльности, то у канала есть все шансы замахнуться на «Эфир». На мой взгляд, «Звезда» вообще мешала KZN, потому что там контент был очень специфическим. Но вложения должны быть, конечно, просто гигантскими. С большим интересом буду наблюдать и, если надо, даже в чем-то поучаствую».
Справка Телерадиокомпания «Казань» была основана в 2000 году в рамках федеральной программы подготовки к 1000-летию столицы Татарстана и несколько лет фактически являлась производящей студией. Полноценное вещание на собственном эфирном канале началось в 2007 году. ТРК «Казань» входит в республиканский медиахолдинг ОАО «Татмедиа», который одновременно является ее учредителем, и работает с сетевым партнером — федеральным каналом НТК «Звезда». Вещание осуществляется на 29 ТВК, региональные окна занимают 25 часов в неделю преимущественно в прайм-тайм. |
Справка
Телерадиокомпания «Казань» была основана в 2000 году в рамках федеральной программы подготовки к 1000-летию столицы Татарстана и несколько лет фактически являлась производящей студией. Полноценное вещание на собственном эфирном канале началось в 2007 году.
ТРК «Казань» входит в республиканский медиахолдинг ОАО «Татмедиа», который одновременно является ее учредителем, и работает с сетевым партнером — федеральным каналом НТК «Звезда». Вещание осуществляется на 29 ТВК, региональные окна занимают 25 часов в неделю преимущественно в прайм-тайм.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 63
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.