Завершающийся год ознаменовался 210-летием Казанского университета. Императорский указ о его открытии датируется 1804 годом, хотя реальное открытие, согласно воспоминаниям студента первого набора — будущего писателя Сергея Аксакова, случилось в 1805 году. О Казанском университете (ныне КФУ), о его выпускниках, ученых, ректорах, которые в разные времена формировали «традицию» столицы Татарстана как третьего университетского города России, «БИЗНЕС Online» рассказала бессменный директор музея университета Стелла Писарева.
«В 1978 ГОДУ МНЕ ТУТ ТОЛЬКО СТОЛ ДАЛИ»
— Стелла Владимировна, круглая университетская дата на взгляд обычного городского жителя проходит вроде бы незаметно. И все-таки ваш музей ее отметил последовательной серией мероприятий. Вспомните, если можно, подробнее об этих мероприятиях и их героях.
— Знаете, мы довольно многое успели осуществить. Что у нас было? Презентация фильма об Александре Михайловиче Понятове, который в 1910-х был нашим студентом, а в 1917 году эмигрировал в Америку и создал там первый в мире видеомагнитофон и фирму «Ампэкс» (AMPEX). Фильм о нем называется «Русский триумф на чужбине». Фильм документальный, сделан года два назад в Москве, и, по-моему, к его созданию имел отношение московский «Дом зарубежья». Вообще, об этом человеке мы узнали сравнительно недавно, где-то в 2011 году, когда в Казани отмечалось его 120-летие. Так вот к презентации фильма мы сделали о нем экспозицию: нашли его фотографии, его личное дело студенческое. Кстати, родственники Понятова живут здесь в Казани.
Еще одно мероприятие с документальной киносоставляющей — это встреча с нашей выпускницей Ольгой Ившиной. Она журналистка, сейчас работает в «Русской службе» «Би-би-си». Так вот она показала свой великолепнейший фильм о поисковой службе нашей молодежи «Могила известного солдата». А другой современник, правда, более взрослый, кому мы посвятили творческий вечер, — это поэт Николай Беляев. Он жил в Казани, печатался в «Комсомольце Татарии», в нашей университетской многотиражке. Пользовался большой популярностью. А потом вдруг уехал и провел годы в каком-то селе. Причем уехал туда вместе с женой — искусствоведом музея изобразительных искусств. В Казань он вернулся лишь недавно: получил квартиру благодаря нашему президенту. И мы провели, как я уже сказала, его творческий вечер. Дело в том, что он наш бывший студент. Причем в свое время окончил, какой бы вы думали, факультет? Геологический.
— Экзотично... А как вы отслеживаете и собираете все эти очень уж разнородные данные об университетских выпускниках?
— О, это то, с чего моя работа в университетском музее началась в 1978 году. Этим и сейчас продолжается.
— То есть вы музейный работник и по образованию, и по призванию?
— Никогда не думала о том, чтобы стать музейным работником. Я ведь училась на филологическом. Но так вышло, что нашу группу распределили в наркомат внешней торговли, а я как дочь «врага народа», конечно, туда попасть не могла. И ректор предложил мне остаться в аспирантуре. Вот тогда я пошла к своему профессору Вознесенскому и попросила, чтобы он разрешил мне поступать в аспирантуру на следующий год, так как я год хотела поработать. Профессор дал мне записку в музей Горького, с которой я пошла, чтобы предупредить директора музея, что буду работать там всего один год. А проработала там... 18 лет. Потом министерство меня переводом определило в Национальный музей на должность замдиректора. А вот уже оттуда меня «вытащил» университет.
Сперва, надо сказать, я очень сомневалась: получится ли у меня создать университетский музей? Долго отказывалась. В 1978 году мне тут только стол дали. И все. Но поставили цель: чтобы через год был создан музей университета. А в общем мне потребовался для этого год и два месяца. Кафедры, конечно, помогали материалами. Но и сама поднимала документы, письма, фотографии, добивалась материалов от разных людей из разных городов, сейчас даже трудно представить, как все это было... Тем не менее музей университета был создан. Причем с нуля.
«В ЭТОМ ЗАЛЕ ЖИЛ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВ»
— Возвращаясь к юбилейной дате, хочу спросить: а как-то отмечены музейными мероприятиями судьбы людей, чьи биографии исторически отдалены от нашего времени?
— Ну конечно. Например, сделали выставку, посвященную 220-летию Ивана Симонова. Это был профессор — астроном, который участвовал в первой русской кругосветной экспедиции, открывшей Антарктиду на шлюпках «Восток» и «Мирный». Экспедиция эта под руководством Белинсгаузена и Лазарева проводилась в 1819 - 1821 годах, Симонов был там единственным ученым. Мы возили эту выставку в энгельгардтовскую обсерваторию, которая была построена в начале ХХ века благодаря тому, что тогда наш ректор — астроном Дмитрий Иванович Дубяго подружился с одним увлеченным астрономией и философией человеком из Дрездена. Дмитрий Иванович вначале письмами обращался к нему, а потом и самолично туда ездил. Кончилось тем, что его дрезденский друг подарил свою частную обсерваторию нашему университету. Она была открыта в 1901 году, а ее бывший владелец — он умер в 1915 году, когда шла Первая мировая война, — завещал даже похоронить его в этой обсерватории. Его гроб перевезли сюда уже в наше время. Ну а из последнего, что у нас было, — это уже в ноябре месяце вечер памяти профессора Нордена, одного из людей, сыгравших огромную роль в развитии нашей геометрической школы.
— Казанская геометрическая школа, понятно, связана с именем Лобачевского. А какие-то другие школы, возникшие на базе Казанского университета, вы могли бы вспомнить?
— Химики. Тут же работали замечательные химики! Дом химической лаборатории Казанского университета был открыт в 1830 году. Там работали Бутлеров, Реформатский, Зинин, Морковников, Клаус. Кстати, 170 лет назад в лаборатории был «выведен» единственный открытый в России естественный элемент — рутений. В переводе с латыни рутений означает «российский». И сам его открыватель Клаус так и написал: «Я назвал этот элемент в честь своего Отечества». Это был 1844 год. Кстати, в октябре прошла как раз посвященная этому событию научная конференция...
— Потрясаще! В вашем изложении университетские даты громоздятся буквально одна на другую! А вы словно руку на пульсе истории держите. И держите так бдительно.
— Мне история университета дорога, потому что я действительно очень люблю свою альма-матер.
— Как и когда Казанский университет стал вашей альма-матер?
— Я была эвакуирована в Казань с Украины, из Харькова. Отец был разведчик. Семья переезжала из города в город. Потом отца расстреляли. Мы с мамой приехали сюда в годы войны. В университете я не только училась, но и жила. Вот в этом самом зале, где сейчас музей: тут было общежитие эвакуированных сотрудников академии наук СССР. Здесь, в этом зале, жил Дмитрий Сергеевич Лихачев. Тут же размещались эвакуированные из других городов ученые и студенты.
— Вы уже были студенткой?
— Да, я была студенткой первого курса. Занималась русской литературой. Тогда была очень модной такая проблема «Влияние русской литературы на европейскую литературу». Диплом у меня был «Роман Чернышевского «Что делать» и роман Золя «Труд». Вот так. Это было очень модно тогда: во всех сферах мы, оказывается, оказывали огромное влияние.
— А что вам из вашего постстуденческого времени, но еще до музейной работы об университете вспоминается? Какое-то, может, особенное взаимодействие гуманитарной университетской среды?
— Взаимодействие было действительно особенным в 1950 - 1960-е годы. Огромный был интерес и преподавателей, и студентов, например, к классической музыке. Бывало, не надо никого звать: на любой концерт люди шли сами. А сейчас совершенно другое, к сожалению, время настало: Абязов давал концерт, и, знаете, не очень-то много народу пришло.
«МЫ САМИ НЕ РАСПОЛАГАЕМ НИКАКИМИ ДЕНЬГАМИ»
— Тема «Музыка и университет» вообще любопытна. Я читала, что первым профессиональным композитором Казани был Александр Васильевич Новиков, который был и первым музыкальным преподавателем Казанского университета.
— Музыка тут жила с самого начала, потому что и зал, и его акустика, и архитектура, и атмосфера очень соответствуют настоящему музыкальному запросу. Каждый год на собраниях исполнялись кантаты, оды различные, был оркестр свой университетский. Музыкой формировался как бы университетский классический стиль.
— Даже в советское время тут был очень приличный хор.
— Да. Создавал его Усцов, потом Леванов. А в 1955 году была создана профессиональная капелла, должности хормейстера оплачивались и оплачиваются до сих пор.
— А как финансово существует музей университета?
— Мы сами не располагаем никакими деньгами. Единственное, что мы имеем, это какие-то отчисления за недавно учрежденный к нам платный вход. А вообще, мы на бюджет ректората существуем.
— И сколько человек сейчас являются сотрудниками музея?
— Нас тут 8 человек. Основная часть работает здесь не меньше 20 лет, а некоторые и больше. У нас есть главный хранитель и работник фондов, который занимается учетом и хранением; у нас есть художник; есть человек, который занимается просветительским отделом.
— А из молодых?
— У нас два молодых сотрудника: одной около 30, мы ее девочкой считаем, а второй около 40. Вот самые молодые наши. И сейчас мы все очень переживаем, потому что университетская атмосфера совершенно изменилась с приданием нам федерального статуса. Это значит, к нашему университету чего только не присоединили: Елабужский институт, пединститут, финансово-экономический институт. Нам говорят одно: зарабатывайте деньги. Теперь у нас платный вход. Но мы же со студентов брать не будем, с участников конференций брать не будем, с правительственных делегаций само собой...
— ...а правительственные делегации хаживают?
— Мы издали книгу почетных гостей, так вот вы не представляете: кто только ни оставил в этой книге своих автографов!
«БЫЛ ЕЛЬЦИН. БЫЛ МЕДВЕДЕВ»
— Кто например?
— Во-первых, президенты многих стран: Финляндии, Китая, Турции. Был Ельцин. Был Медведев. И очень много было ученых, деятелей литературы, искусства: Чингиз Айтматов, Юрий Соломин, Нонна Мордюкова, Евгений Евтушенко... Был правнук Толстого Владимир Ильич Толстой. Он часто приезжал сюда, когда был директором «Ясной Поляны». Мы установили доску Толстого — сейчас это единственная доска на фасаде главного здания, так вот Владимир Ильич приезжал, в частности, и на открытие этой доски.
— Лев Николаевич учился же тут совсем недолго.
— Три года он тут учился. И каждый год 9 сентября мы проводим обязательный его День памяти. Вообще, в ежегодном режиме нашего музея три таких дня памяти: Толстого (9 сентября), Бутлерова (15 сентября) и Лобачевского (в декабре). Делаем выставки, проводим экскурсии, возлагаем цветы к их памятникам или к памятным доскам. И не стоит путать день памяти с вечером памяти. Кстати, один из последних вечеров памяти был посвящен нашему бывшему ректору, которому в этом году исполнилось бы 100 лет, Михаилу Тихоновичу Нужину. На посту ректора он был 25 лет.
— Кто он был по специальности?
— Механик.
— Могли бы вспомнить научные профили бывших ректоров Казанского университета?
— Первый ректор был медик. Лобачевский был математик и геометр. Симонов Иван Михайлович — он тоже был ректором университета — астроном. Были юристы — несколько человек в разное время. Был географ — Векслин. Химики были, в частности, Камай. Сейчас у нас ректор — экономист, хотя он и окончил физический факультет. До него был физик — Салахов, который сейчас стал президентом академии наук Татарстана...
— Будто близких родственников перечисляете. В общем, объем отмечаемых музеем юбилейных дат внутри 210-летия Казанского университета зашкаливает. Страшно даже спрашивать еще о чем-нибудь запланированном вами...
— А, собственно, дальше я могу только перечислить статьи, которые уже опубликованы или будут публиковаться на сайте или в каких-то отдельных изданиях: «Университет в Первой мировой войне», «Плакатин — первый декан историко-филологического факультета», «Первый генетик университета — Слепков», статьи о Симонове, Горяеве, Берге и других наших ученых.
— Кто пишет эти статьи?
— В основном я их писала. И пишу.
— Фантастический кругозор, подогреваемый, по-моему, чувством какой-то личной связи с этими людьми!
— Я действительно люблю университет. А чтобы и молодые его полюбили, мы проводим конкурс «Знаете ли вы историю альма-матер?» Сейчас 9-й конкурс провели. Знаете как? Мы даем приблизительные вопросы. Ребята готовятся. Мы выставляем литературу. Конкурс проводим в два тура: первый тур — команды факультетов из пяти человек и второй тур — капитанский конкурс, индивидуальный.
— Какой же бонус победителям?
— Раньше победители выезжали в Елабугу и другие знаменательные места Татарстана. А последние два года победители ездили в Петербург, где им устраивали экскурсии по музеям. Посмотрим, что в этом году предложит ректорат.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 93
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.