Информационно-аналитическая система для предпринимателей, проверяющих инстанций и прокуратуры заработает в Татарстане уже в следующем году, сообщил в минувшую пятницу министр экономики Татарстана Артем Здунов на заседании комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ. Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», в ближайшее время будут приняты и другие меры, призванные облегчить существование малого и среднего бизнеса. Впрочем, опрошенные газетой эксперты полагают, что нужно вообще свести к минимуму число проверок.
НОВАЯ СИСТЕМА ЗАРАБОТАЕТ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2015 ГОДА
Как рассказал министр экономики РТ Артем Здунов, в Татарстане разрабатывается информационно-аналитическая система «Мониторинг контрольно-надзорной деятельности». Она призвана обеспечить прозрачность многочисленных проверок бизнеса надзорными органами, на чрезмерную активность которых постоянно жалуются предприниматели, особенно в части внеплановых визитов.
«Надо максимально быстро сделать это. Какая форма публичности будет? Пришли, проверили, а где результат? — задал вопрос председатель комитета по экономике Рафис Бурганов. — Нужен сайт, где бы и бизнес писал о проверках, и сами проверяющие. В следующий раз, когда предписание дадут, инспектор задумается».
На это Здунов уточнил, что протестировать систему планируется в первом квартале 2015 года.
7 ВЕДОМСТВ, ПРОКУРАТУРА И БИЗНЕС
Идея возникла по итогам одного из заседаний экономического совета при президенте РТ, и на сегодня уже разработан проект указа президента об этой системе и определены органы контроля, которые будут в ней работать. Как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмен и его аппарат также станут операторами системы), пока это 7 ведомств — те, что, по статистике, создают наибольшие проблемы для бизнеса при проверках. Однако какие именно ведомства, собеседник газеты уточнять не стал.
Первый блок системы включает в себя реестр плановых и внеплановых проверок, второй — ежегодный сводный план проверок и отчет об их результатах. В течение трех дней после своего визита проверяющие должны будут выложить на сайт такие документы, как снимок протокола и основание выезда к предпринимателю. Для «надзирателей» в системе будет предусмотрена возможность согласовать свои проверки с прокуратурой. В свою очередь, предприниматель сможет обратиться к бизнес-омбудсмену и пригласить его участвовать в проверке контролеров. Кроме того, бизнесмены через «личный кабинет» смогут подавать жалобы на проверяющих.
В полной мере системой можно будет пользоваться уже в 2015 году, заверили «БИЗНЕС Online» в аппарате уполномоченного.
Напомним, весной бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов на совещании в прокуратуре РТ сообщал, что некоторые компании проходят через различные контрольно-надзорные мероприятия по 300 раз в году. При этом более 95% наложенных госорганами предписаний и штрафов затем отменяются судом из-за необоснованности. Как прозвучало на пятничном заседании, в уходящем году в республике проведено более 116 тыс. проверок предпринимателей, более половины из них — внеплановые и не согласованные с прокуратурой.
Республиканское «ноу-хау» в некотором роде предвосхитило послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию, в котором он поднял тему административного давления на бизнес и непрозрачности проверок. Напомним, Путин предложил освобождать на три года бизнес от плановых проверок в рамках муниципального и государственного контроля, если в течение трех лет претензий к компании со стороны надзорных органов не было.
«РОЛЬ ГОСУДАРСТВА КРАТНО ВОЗРАСТАЕТ, КОГДА ДЕЛА ПЛОХИ СТАНОВЯТСЯ»
Говоря о ситуации в бизнес-среде, Бурганов выразил мнение, что рост доллара и евро, инфляция и подорожание продуктов, тревожная в целом ситуация в экономике должны активизировать действия властей по поддержке предпринимателей. Более молодому поколению из министерства экономики и аппарата бизнес-омбудсмена Бурганов напомнил о хаосе 90-х и кризисе 2008 - 2009 годов. «Съежится этот малый и средний бизнес (без помощи — прим. авт.). Стоять на улице, торговать просто так уже нельзя (как в 90-е годы — прим. авт.), нельзя допустить, чтобы до этого дошло! Надо защитить то, что сможет жить в кризис», — призвал он. Поэтому, резюмировал он, нужно очень быстро, оперативно принимать важные решения.
«Роль государства кратно возрастает, когда дела плохи становятся. И спрашивать будут с нас (представителей власти — прим. авт.). Нам всем к этим вещам надо быть готовыми», — эмоционально прочел Бурганов краткое наставление более молодым коллегам.
Новая электронная система — не единственная мера, которая должна облегчить жизнь татарстанскому МСБ. Как рассказал «БИНЕС Online» представитель бизнес-омбудсмена, Нагуманов предложил консолидировать финансовую помощь государства, которая сейчас оказывается разрозненно — различными ведомствами по разным программам. Сейчас в кабинет министров внесен проект постановления «Об утверждении планов первоочередных мероприятий по совершенствованию механизмов государственной финансовой поддержки в РТ». Документом предлагается внедрить единый стандарт подачи и рассмотрения заявки на получение помощи, часть документов будет передаваться в рамках межведомственного взаимодействия, и бизнесменам нужно будет предоставлять меньше бумаг. Также планируется, что будет создан реестр, который позволит бизнесу получать нужную информацию, а власти — понимать, насколько эффективны механизмы финансирования, видеть общий объем выделенных средств и грантополучателей от всех ведомств.
«НАДО ЗАДУМАТЬСЯ, СТОИТ ЛИ ВООБЩЕ ПРОВОДИТЬ ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ»
Газета «БИЗНЕС Online» спросила у экспертов, как они оценивают новую идею.
Владимир Жуйков — заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты Татарстана:
— Сама идея правильная — сконцентрировать все в одном месте и в плане администрирования, и в плане мониторинга, и в плане контроля. То, что система создается из одного центра, — это хорошо, потому что можно будет добиться какой-то координации. Как это будет на практике, какой у этого центра будет регламент, пока говорить, конечно, рано.
Если сравнивать конец 90-х годов и настоящее время, то, конечно, жалоб и нареканий сейчас на порядок меньше. Есть определенная ответственность контролирующих и проверяющих органов. Бывают внеплановые проверки, которые не подпадают под закон «раз в три года». Процент выявленных нарушений заставляет задуматься, стоит ли вообще проводить внеплановые проверки, потому что они не выявляют ничего.
Зуфар Хакимзянов — руководитель ЗАО «Горпечать»:
— Недавно президент Владимир Путин в послании заявил о том, что вообще проверок должно стать меньше. В этом заключается главный посыл, а не в том, чтобы структуризировать их. Любая проверка отвлекает от прямой деятельности, а иногда из-за некомпетентности проверяющих органов тратится куда больше времени, чтобы разобраться с последствиями этой проверки.
Проверки, исходя из практики, бывают абсолютно разные: «для галочки», плановые и по заказу. Результаты по ним, соответственно, как ожидаемые, так и неожиданные: и объективные, и некомпетентные, отрабатывающие заказной характер проверки. Для максимального исключения проверок такого рода, думаю, помогло бы обязательное информирование о привлечении к ответственности заказчиков и исполнителей таких проверок. То есть чтобы новый ресурс позволял не просто оставлять жалобы, а обеспечивал возможность разобраться в ситуации и информировать предпринимателей о том, что наказали исполнителей и заказчиков таких проверок.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.