Одним из самых ярких событий завершившегося накануне в ЦСК «Смена» фестиваля интеллектуальной литературы стала публичная лекция известного исламского мыслителя и бывшего советского диссидента Гейдара Джемаля. В своем выступлении он обрушился на мировой порядок, функционирующий в качестве общества, полностью отчуждающего личность, и увидел «свет в конце тоннеля» в виде «цивилизации книги», которая опирается на Коран как единственный данный человечеству текст, который не может сфальсифицировать система. Речь пламенного борца с матрицей внимательно выслушал корреспондент «БИЗНЕС Online».
АНШЛАГИ В ЛЕКТОРИИ
Вечером в минувшую субботу в центре современной культуры «Смена» было многолюдно. Исключительно из этого факта можно было смело заключить, что фестиваль интеллектуальной литературы, проходивший здесь, удался. Народ сновал между прилавков с книгами от самых продвинутых издательств страны, кто-то попивал кофе, заедая его креативными пирожными, казанские социологи расходились после очередного мероприятия в лектории, где уже авторитетные люди от литературы размышляли на — ни много ни мало — тему: «Не пора ли русской прозе умереть?» Сошлись на том, что это уже практически произошло, разве что разошлись в том, как именно обставить ритуальные акты по этому поводу и насколько бурно и пышно стоит проводить поминки. Кстати, почему-то больше всего доставалось отсутствовавшему писателю и публицисту Сергею Шаргунову, который фактически предстал одним из символов этой самой «смерти русской прозы». А организаторы феста тем временем не без гордости рассказывали о том, что на всех лекциях и дискуссиях аудитория заполнена людьми, причем совершенно разной публикой — от молодых «неформалов», до вполне себе взрослых дядечек в пиджаках.
А главный фестивальный прайм-тайм был отдан на откуп Гейдару Джемалю, ставшему одним из главных хедлайнеров мероприятия. 67-летний исламский общественный деятель с репутацией энциклопедически образованного интеллектуала с пестрой биографией и неоднозначным отношением к его взглядам как в мусульманских, так и светских кругах. Некогда советский диссидент, выгнанный из МГУ и примыкавший к очень своеобразным столичным эзотерическим кружкам, группировавшимся вокруг философа Евгения Головина и писателя Юрия Мамлеева, возглавил исламский комитет России и стал одним из инициаторов создания отечественного «Левого фронта». Лекция Джемаля была заявлена под названием «Кризис глобальной системы и политический ислам». А в лекторий принесли еще стульев, потому что к выступлению в «Смену» подтянулась и новая публика, например, представители мусульманской общественности.
«ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЗЛО, КОТОРОЕ ПРОЕЦИРУЕТСЯ НА ЗЕМЛЮ»
Джемаль появился перед публикой, опираясь на трость, впрочем, на харизме, стали в голосе известного пламенного трибуна это никак не сказалось. Показалось, правда, что герой вечера не до конца знал, чего ждать от пришедших послушать его выступление, поэтому обошелся без обычных для такого случая приветствий и сразу обратился к делу. Впрочем, если кто-то ждал от столичного гостя подробного растолкования текущего политического момента, то остался несколько разочарован. Во время 30-минутного спича Джемаля не прозвучало ни одного имени современного политического лидера, ни названия ни одной из горячих точек на современной карте мира. Исламский философ рассказывал о том, как Коран помогает выйти из матрицы, в которую нас загоняет современная цивилизация.
Гейдар Джемаль |
«Если говорить строго, мы еще не живем в глобальной системе, — заявил свой первый тезис лектор. — Если бы мы жили в глобальной системе, то не было бы никакой надежды никакого шанса... потому что сущность системы — это ее полнота, закрытость и совершенство. Именно поэтому она система». При этом, по словам Джемаля, в нынешних условиях та самая зловещая система закрыта процентов на 90 - 95, то есть в ней еще можно обнаружить зазоры, в качестве которых выступают люди, которые все еще «не интегрированы своим сердцем и умом в существующий мировой порядок». А этот самый порядок основан на лжи («абсолютная метафизическая ложь»), которая выходит далеко за рамки несправедливого распределения материальных богатств. Главным здесь является то «фундаментальное зло, которое проецируется на землю». Джемаль говорил о том, что пресловутый «мировой порядок» был всегда и всегда был злом: «Мировой порядок — это бытие великого существа в форме коллективного человечества, даже не коллективного человечества, а того, что мы называем общество, т.е. инверсией человека».
Именно общество как институт оратор и определил в качестве той структуры, в рамках которой индивид и лишается свободы. В этой системе «человек снят, а над ним торжествует его огромная тень», которая «его всосала и им управляет». Кроме того, по Джемалю, есть разница в том, какую роль играл мировой порядок на разных этапах истории. И в древности общество защищало человека от враждебной среды, к жрецам обращались за помощью в решении важных вопросов. Но и тогда это была ложная реальность, в которой «человеческий фактор отстранялся, превращаясь в свою противоположность», а над индивидуумом стоял фараон или кесарь. Сейчас же господствует «коллективный фараон», но уровень отчуждения несоизмеримо выше: «Современный человек — это ходячая матрица. Он является физически воплощенной, биологически реализованной манифестацией того, что социум нарисовал в качестве нужного ему человека... Люди кондиционированы, то есть проштампованы, определены матрицей, которая накладывается на них со дня рождения». Поддерживают существование этой матрицы, соответственно, все те социальные институты, сети и связи, в которые включен любой человек.
СТОЛКНОВЕНИЕ ДВУХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Что же делать в этой вроде бы безнадежной ситуации? Джемаль обращается как раз к тем людям, которые не верят в социум. По его мнению, у любого народа есть «две грамоты». Первая — официальная, вторая — тайная, которая была «дискурсом низа, в котором проявлялось его собственное, нетождественное официальному мировидение». В начале нашей эры в качестве тайной грамоты выступало христианство, а во времена Советского Союза — диссидентское движение. Причем для последнего тайным языком стал английский, на котором общались отечественные мыслители полуподполья. Но сейчас власти научились бороться с тайной грамотой путем создания интернета, который представляет собой «симулякр тайной грамоты и сознания низов». В нем нет ничего тайного. Есть свой язык, но это полуматерный язык форумов; есть свой дискурс, но это ложь, которую можно прочесть на многочисленных ресурсах; есть свои герои, но это не тайные авторы времен античности, а блогеры. «Массовый интернет, — считает Джемаль, — это убийство альтернативного сознания, оно разлагается в этой фальсификации». Интернет — мощнейшее оружие власти.
Современный мир оратор назвал «Цивилизацией антикниги», которой противостоит «Цивилизация книги», Священного Корана, данного в откровении: «Цивилизация книги — это камень преткновения для системы, которая вроде бы затопила уже все извилины мозга своей промывочной жидкостью». Коран — это тот якорь и опора, которые позволяют человеку, по Джемалю, отсеивать ту ложь и чепуху, с которой тот сталкивается ежедневно. Священное Писание — альтернатива матрице: «Те, кто стоит на платформе откровения, дискурса, текста, те не поддаются ни «нью эйджу», ни соблазнам язычества, ни либеральному скепсису, ни постмодерну. Они интактны, они неуязвимы». Религиозные тексты других цивилизаций, например Веды, отнюдь не запрещаются системой, но превращаются в культурные памятники и «постмодернистские фальсификации». «Единственный текст, который не может быть подвергнут фальсификации, — это текст прямого откровения, потому что ресурсов у системы, чтобы замахнуться на этот текст, нет. 14 веков этот текст «грызут», 14 веков его пытаются переиначить, но, поскольку Коран дан однажды в откровении и зафиксирован до последней точки, не получается изменить букву», — заявил Джемаль.
Современная цивилизация в кризисе именно потому, что не все ее принимают: «Есть те, кто воспринимает свой религиозный опыт как оппозицию сущему. И это, конечно, для мировой системы страшно. Она не хочет, чтобы эта позиция увлекла массы так называемого «золотого миллиарда». При этом, по Джемалю, Россия находится в авангарде недоверия к системе: «Это такая магическая земля... Здесь люди, может быть, иногда цинично, иногда вызывающе, но хихикают по поводу мировых ценностей и мировых стандартов. Они в них не верят». И это недоверие иногда сотрясает весь мир. «К сожалению, до сих пор она не достигала той амплитуды, чтобы Южный полюс стал Северным, а Северный — Южным. Но, может быть, в следующий раз повезет», — заключил оратор. Такие перспективы вызвали аплодисменты в зале...
После чего Джемаль ответил на ряд вопросов из зала, хотя и отказался говорить на острополитические темы. Поэтому просьба высказать свое отношение к «путинизму» так и осталась без ответа. В завершение беседы у героя вечера обнаружилось немало поклонников, которые захотели сделать совместное фото, а, спускаясь по уже ставшей знаменитой железной лестнице «Смены», один из слушателей все интересовался у рядом идущих: «А вы как думаете, тот, кто задавал вопрос про «путинизм», провокатор или коммунист?..»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.