ПРОБЛЕМА МИГРАНТОВ ВОЛНУЕТ МЕНЕЕ 4% ТАТАРСТАНЦЕВ

Сегодня расширенное заседание совета при президенте РТ по межнациональным и межконфессиональным отношениям и координационного совещания по обеспечению правопорядка в РТ провел в казанском Кремле лично Рустам Минниханов.

«Межнациональное, межконфессиональное конструктивное взаимодействие — одно из условий успешного развития республики, — открыл совещание президент РТ. — Позитивный характер межконфессиональных отношений является нашим конкурентным преимуществом, а его сохранение — приоритетное направление нашей политики». Татарстан как успешный регион привлекателен для проживания, но в то же время республика подвергается проникновению чуждой идеологии и носителей радикальных течений, отметил Минниханов, отметив, что эти проблемы являются предметом постоянного контроля со стороны властей. В этой сфере необходимы постоянный мониторинг с привлечением экспертов, взаимодействие с гражданским обществом и СМИ. Особенно внимательно ситуацию должны мониторить на местах — эту ответственность Минниханов возложил на глав районов.

Как обстоят дела с мониторингом, рассказал кремлевский куратор этой тематики в Татарстане — замруководителя аппарата президента РТ Александр Терентьев. В 2014 году бюджет государственных программ в сфере национальной политики составляет 330 млн. рублей, запланировано 310 различных мероприятий, продемонстрировал он слайд. «В то же время анализ исполнения программы за 10 месяцев выявил нарушение сроков мероприятий, объемов их финансирования, — отметил он. — Наибольшее отставание — у министерства образования, министерства культуры». Кроме того, муниципалитетам до 1 октября было рекомендовано разработать свои программы по реализации национальной политики, включить подпрограммы по профилактике терроризма и экстремизма. Но работа эта идет с отставанием: в числе отличников, выполнивших задачу, Казань и еще полтора десятка районов.

Александр Терентьев
Александр Терентьев

Жителей Татарстана куда больше волнует проблема низких доходов, чем межнациональные и межконфессиональные вопросы, привел Терентьев результаты мониторинга. Лишь 1,4% опрошенных татарстанцев считают проблемой угрозу терроризма и религиозного экстремизма, а притеснения на национальной почве волнуют 1,3% респондентов. Проблемы взаимоотношений с мигрантами отмечают втрое больше опрошенных — 3,9%, но, к примеру, рост коммунальных платежей тревожит свыше половины населения!

НАДО НАЗЫВАТЬ ФАМИЛИИ, НАЗЫВАТЬ ПРИЧИНЫ

В целом национальная политика должна строиться на решении двух глобальных задач. Первая — поддержка языков, обычаев и традиций народов Татарстана, выстраивание взаимодействия с гражданским обществом, научным сообществом, СМИ. Вторая — профилактика экстремизма, предупреждение обстоятельств, вызывающих напряженность, общее снижение конфликтности, отметил Терентьев. В целом национальная политика должна опираться на лучшие достижения и практики, включая научные. Причем экспертное мнение должно быть именно профессиональным.

«Даже создание совета экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам было трактовано отдельными деятелями как реакция на события. Безусловно, это полный абсурд», — отметил Терентьев.

Тут его прервал Минтимер Шаймиев, но о чем конкретно говорил госсоветник РТ, «на галерке» слышно было плоховато. Можно было, правда, различить слова, что федеральные СМИ контролируются и некоторыми государственными структурами, а также то, что проблему надо обнажать. Именно поэтому в Татарстане не боятся говорить об этом, продолжил мысль Минниханов. Для этого и проводятся совещания, подобные сегодняшнему, с участием общественности, экспертов, СМИ, ответственных чиновников.

«Есть некие эксперты так называемые, которые ратуют за то, чтобы была дестабилизация, было все плохо, — согласился с оценкой некоторых публикаций Минниханов. — Если бы мы ничего не говорили сами, то это значило бы, что наш рейтинг хорош... По большому счету такие совещания везде надо проводить. У нас ситуация под контролем, мы знаем! Республика у нас многонациональная, многоконфессиональная, поэтому очень внимательными надо быть...»

Тут Минниханов развернулся к Терентьеву и отметил, что доклад достаточно обтекаемый, попеняв, что заранее не были получены эти материалы. Затем он потребовал конкретики: если есть какие-то недоработки, надо называть фамилии, называть причины, а иначе вопросы так и останутся нерешенными. А для примера поинтересовался, почему до сих пор не все муниципалитеты приняли госпрограмму по нацполитике.

«Что вы сделали, чтобы они были приняты? — спросил президент РТ. — Для этого вы и существуете, мы вас определили центром ответственности. Вот из этих мелочей все и набирается: здесь не сделали, здесь не собрали, здесь человек некомпетентный. А потом удивляемся...»

ТАТАРСТАН ЛИДИРУЕТ В ПФО ПО ЧИСЛУ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НО...

О состоянии дел в пресечении преступлений в сфере экстремизма рассказал министр внутренних дел по РТ Артем Хохорин. В Татарстане за 2014 год зарегистрировано 50 преступлений экстремистского характера, причем республика оказалась в лидерах в Поволжье по числу таких преступлений. Если сравнивать с соседними регионами, то в РТ число экстремистских преступлений почти вдвое выше, чем, скажем, в Кировской области, и впятеро выше, чем в Нижегородской, Оренбургской областях или Пермском крае. С начала года к уголовной ответственности привлечены 12 членов организации «Хизб-ут-Тахрир» и 10 членов других экстремистских организаций.

Однако эти цифры, по мнению Хохорина, вовсе не означает, что в Татарстане все совсем плохо, а лишь говорят о том, что правоохранительные ведомства активно и профилактически трудятся на этой ниве. Например, в сфере противодействия экстремизму вынесено 132 прокурорских предостережения, продемонстрировал он слайды. Так что успокаиваться, в общем-то, тоже не следует. Экстремистски настроенные проповедники находят последователей в республике и даже возглавляют ряд мечетей, действуют радикальные неонацистские течения в молодежной среде, отметил Хохорин.

Рассказал он также о расследовании преступлений, совершенных иностранцами: их стало заметно больше. За 11 месяцев 2014 года зарегистрировано 391 преступление — годом ранее за тот же период их было 334. Серьезно снизилось число убийств — на 64%. Но с 3 до 8 случаев выросло число разбоев, а преступлений «в сфере половой неприкосновенности» стало больше почти в 8 раз: с 5 до 44 преступлений. Особенностью 2014 года Хохорин назвал околокриминальные, по сути, конфликты между представителями разных национальностей, которые тем не менее получили большой общественный резонанс с национальным окрасом. Он привел в качестве одного из примеров ситуацию в Апастовском районе, когда пьяные «временно проживающие» оказали активное сопротивление полицейским.

В качестве одной из мер контроля за ситуацией Хохорин предложил внести в систему «Народный контроль» возможность заявок по признакам экстремистских проявлений — эту идею поддержал Минниханов. Кроме того, президент назвал правильным системный подход в работе с мигрантами. Приезжие должны чувствовать себя комфортно в Татарстане, но вместе с тем они не должны создавать в республике «чайнатауны» и жить своими компактными анклавами.

Леокадия Дробижева

ТАТАРСТАН КАК ТЕРРИТОРИЯ НОСИТЕЛЕЙ ИДЕИ ИМПЕРИИ?

О работе в Казани рассказал мэр Ильсур Метшин. Выступили также эксперты, в частности, ответственный секретарь экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам Александр Большаков и замдиректора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин. Но хлопали, пожалуй, больше руководителю центра по исследованию межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадии Дробижевой, которая, кстати, хороша известна читателям нашей газеты и которая подвела некоторую фундаментальную базу под все высокое совещание, введя присутствующих во всероссийский контекст.

Само сегодняшнее совещание, по мнению одного из главных в России экспертов по межнациональным вопросам, могло бы стать примером для федеральных властей.

«Обычно мы собираем членов совета, а здесь собрались все те, кто проводит национальную политику, представители общественных объединений, — отметила она (напомним, что Дробижева — член совета по межнациональным отношениям при президенте РФ). — Татарстан показывает очень хороший пример для всех нас, работающих в этой сфере».

В значительной мере опыт республики показывает, как за исторически короткое время можно изменить ситуацию в этой сложной сфере. Опросы, которые проводятся в Татарстане, показывают, что уровень межнациональных отношений в республике оценивается очень высоко.

«Если в целом по стране мы имеем оценку благополучия на уровне 50 - 60 процентов, то в Татарстане — 70 - 80 процентов, — заявила она. — Это уже сама по себе хорошая оценка». Кроме того, еще один интересный показатель — уровень доверия друг другу. «Русские и татары — как они доверяют друг другу? Мы получили довольно неожиданные даже для нас данные. 92 - 93 процента (русские и татары — одинаково) доверяют друг другу. И это очень, я бы сказала, неожиданно для нас было. Потому что по Москве мы только что получили данные — там уровень доверия где-то на уровне 50 процентов. А открыто, полностью доверяют друг другу 28 процентов. Значит, в Татарстане благополучнее».

Еще одна крайне любопытная цифра, которую озвучила эксперт, — это ассоциация России как общего дома. И в России оценка в среднем — 47 - 50%. В Татарстане, Башкортостане, Якутии это 80 - 90%. То есть истинные патриоты России, можно сказать, носители идеи империи — это не москвичи и жители областей и краев, а представители национальных республик, кстати говоря, в основном тюрских. Так сказать, потомки Золотой Орды...

Где видит Дробижева проблемные ситуации? Систематически в национальных республиках поступают данные о проблемных ситуациях по отношению к власти в части представительства национальностей. Вместе о каком-либо ущемлении говорят в разы меньше людей. Однако это тоже нельзя не учитывать при принятии решений, отметила Дробышева. От вопроса представительства она перешла к вопросам языка, которые также остро обсуждаются в национальных республиках. Знание двух языков для госслужащих также очень важный момент, и важно, чтобы это не было конфликтом для общества. Площадки обсуждения этих проблем могли бы быть сформированы в муниципальных районах и даже в школах: более 50% родителей полагают, что знание татарского языка необходимо.

Дробижева также отметила крайне жесткую риторику в отношении Украины, льющуюся с экранов ТV. И этот негатив необходимо менять — в конце концов, силовым способом межнациональные отношения восстановить не удастся никогда.

«На самом деле то, что русские и татары друг друга не делят, — как бы размышляя, начал Минниханов. — И то, что в школах мы учим вместе — не делим на русские и татарские классы, дети общаются... То, что мы десятилетиями создавали, можно разрушить, мы это лучше чувствуем. Присутствие во власти других национальностей мы тоже внимательно смотрим. Смотрели бы столько, сколько мы смотрим эти вопросы! При равных условиях мы всегда стараемся, чтобы представитель другой нации...»

Минниханов согласился и с оценками той риторики, которая звучит сейчас по ТV. Можно наговорить столько, что потом у нас шансов не будет, а за каждое сказанное слово надо отвечать.

В общем, после такого совещания осталось немало пищи для размышлений. В сухом остатке, как ни странно, та мысль, что за мир в Татарстане можно быть спокойным (не теряя, конечно, бдительности). Однако за Россию-матушку стало тревожно, с учетом фактора наваливающегося кризиса, Украины, действительно какого-то нездорового угара по ТV, постсоветского опыта распада и цифр социологов. Поэтому главный вопрос должен был прозвучать в казанском Кремле так: а можно ли сохранить островок спокойствия в бушующем море? Или все-таки Татарстан может как-то влиять на российскую повестку дня, связанную с межнациональными вопросами? Не одному же Путину за это биться...