МЕТАЛЛУРГИ ОБЪЯВИЛИ О ПОВЫШЕНИИ ЦЕН ПОЧТИ НА ТРЕТЬ

Российские производители металлопроката уведомили контрагентов о повышении стоимости продукции на 20 - 30% с января будущего года. Получили такие письма, в частности, крупные потребители металла — автопроизводители, вагоностроители и так далее. Как сообщает investing.com, потребители планируют пожаловаться в ФАС и правительство на это решение «металлистов».

В качестве мер поддержки лобби промышленников предлагается разобраться в ценообразовании, а также прикрыть границу для экспорта проката с целью поддержки внутреннего рынка. Например, посредством введения экспортных пошлин и квот — последние можно разыгрывать на аукционе. Соответствующие обращения собираются направить в объединении автопроизводителей РФ и ассоциации вагоностроителей.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров и Сергей Когогин
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров и гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин

Получение соответствующих писем от производителей металлопроката «БИЗНЕС Online» подтвердили на ОАО «КАМАЗ». В Ford-Sollers (Набережные Челны), на заводе им. Горького, а также в Магнитогорском металлургическом комбинате и «Северстали» оперативно прокомментировать ситуацию не смогли. На заводе металлической кровли «Базис Металл» от комментариев отказались. А руководство торгового дома «Северсталь-Инвест» в Поволжье готово комментировать не ранее понедельника. Еще один поставщик металла «Красный октябрь» также пообещал ответить лишь в понедельник.

«ПРИ ЧЕМ ТУТ ЛОНДОН?»

Как рассказал «БИЗНЕС Online» источник в автопроме, объединение автопроизводителей России сейчас готовит соответствующее письмо. «Там непонятная привязка идет к Лондонской бирже и к доллару, — рассуждает источник. — У металлургов зарубежных комплектующих в производстве нет. Есть, конечно, химикаты, но их доля в конечной продукции невелика. Поэтому вряд ли можно считать справедливой привязку цен на продукцию к Лондонской бирже и курсу рубля».

Доходы от продажи металла за рубеж в рублевом выражении растут за счет девальвации, это, в общем, очень похоже на нефтяников, за счет которых российский бюджет пополняется рублями. Тем более что ситуация сейчас сложная. И компенсировать внутренними ценами падение рубля потребители считают не совсем справедливым: цена формируется в России. Поэтому ценообразование и надо проверять: в конце-то концов, при чем тут сравнение с экспортными доходами?

«Нам непонятно, почему в итоге все отыгрываются на производителях конкретного продукта? — задается вопросом собеседник «БИЗНЕС Online». — В стране не так много тех, кто производит конечный продукт. Почему мы и покупатели должны оплачивать их, в общем-то, «хотелки»?

ФАКТОРЫ РОСТА: «МИНУСОВЫЕ» ПРОГНОЗЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ МЕТАЛЛА И КУРС РУБЛЯ

По мнению руководителя блока аналитики журнала «Металлоснабжение и сбыт» Виктора Тарнавского, производители металлопроката так ли иначе ориентируют свои цены на уровень мирового рынка. Предложением роста цен на 20 - 30% производители компенсируют падение рубля. Причем цены осенью на тот же плоский прокат в России на внутреннем рублевом рынке уже поднимали на 3 - 5%, поскольку они все больше и больше отставали от долларового паритета.

«Нынешнее резкое повышение также означает, что металлургические компании сейчас окончательно потеряли веру в то, что рубль когда-то вернется в прошлые позиции — они закладывают курс в районе 60 рублей за доллар, — отмечает эксперт. — Так что многое будет зависеть от рубля».

Тем более что российские производители — крупные поставщики за рубежом. Туда уходят горячекатаные рулоны, холодный прокат, в меньшей степени толстолистовая сталь. Стоимость поставок в Европу и Турцию — порядка $450 за тонну. И естественное желание для них — продавать в России за сопоставимые деньги.

Объективно ситуация росту цен никак не способствует: зимой цены на прокат в России всегда падают, добавил Тарнавский. Сейчас же продажи падают еще и за счет падения реального спроса. Наблюдается падение в машиностроении — процесс лишь ускоряется, прогнозируется спад в строительстве. А в строительстве, как известно, до 60% стоимости — металлоизделия.

Чтобы увеличить график, нажмите на него

Кроме того, серьезнейший удар рынку нанесло решение ЦБ о поднятии ключевой ставки. Это значит, что банки поднимут ставку для бизнеса до запретительно высокого уровня — процентов до 25%, прогнозирует эксперт.

«Если ставку оперативно не понизят, будет просто обвал, — предупреждает он. — Вся ситуация на рынке металлопроката затрагивает более широкие процессы, которые затрагивают всю экономику! Будем ждать действий правительства, все сейчас в их руках. Автопроизводители, конечно, могут обратиться к правительству, провести переговоры с металлургами, чтобы объединяться и отстаивать свои интересы».

Аппетиты поставщиков металла повысить цены на 20 - 30% пока остаются аппетитами и, вероятно, будут корректироваться, прогнозирует эксперт. В качестве примера он приводит прошедший накануне круглый стол российского союза поставщиков трубной продукции. Они собираются поднимать цены на трубы на 15 - 20%, но повышение растянут на весь первый квартал, а не разом поднимут цену с 1 января.

ТАКИЕ СЮРПРИЗЫ БУДУТ ВСЕ ЧАЩЕ И ЧАЩЕ

За комментариями по ситуации «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам и потребителям металла.

Алексей Пахомов — гендиректор ассоциации предприятий и предпринимателей Республики Татарстан:

— Все товаропроизводители, машиностроительный комплекс, особенно КАМАЗ, пострадают. Получается, что себестоимость металла для них увеличится на 20 процентов. Соответственно, увеличатся затраты на производство изделия, а раз так, итоговая цена вырастет. Сейчас очень высокая конкуренция на рыке, значит, с повышением цен снизится конкурентоспособность. Конечно, это очень негативное явление, хотя мы понимаем, в связи с ситуацией на финансовом рынке такие сюрпризы будут возникать все больше и больше. Сожаление вызывает рост учетной ставки ЦБ до 17 процентов. Это практически отрезает возможности кредитования на пополнение оборотных средств под инвестпроекты. Сейчас затраты на кредитные ресурсы верстаются за 20 процентов. А при низкой рентабельности такие ресурсы бизнес физически не сможет использовать.

Спрогнозировать сейчас ничего нельзя, «черный вторник» никто не прогнозировал! Но тенденция была, мы видели, чувствовали и очень удивлялись, что все тихо. Меры не принимались, а мы, не имея информации от правительства, ни вектора, ничего, все делали вслепую, не зная, куда шарахаться.

А по поводу повышения цен: нужно смотреть у металлургов затраты. Может быть, они закупают импортное оборудование или комплектующие и ситуация соответствующим образом повлияла на их затраты? Нужно помнить, что метал нельзя брать в отрыве, с нового года подорожают все: и энергоресурсы, и транспортные расходы, у нас все взаимосвязано.

Олег Афанасьев — пресс-секретарь ОАО «КАМАЗ»:

— Мы не скрываем факта уведомлений со стороны металлургов, для нас они повысят цены до 30 процентов. Учитывая, что 80 процентов автомобиля сделано из металла... Мы можем сказать, что закупаем не очень много металла напрямую, но многие комплектующие также из металла. Это цепная реакция, которая потом приведет к подорожанию всего — тех же дисков. Письма уже пришли, там есть определенная формула пересчета цены, дается определенный срок, повышение, однозначно, будет с нового года. Насколько в конечном итоге подорожает продукция, сложно сказать, вероятно, на 10 - 15%, однако без расчетов и решений компании давать точный прогноз преждевременно.

Николай Железнов — директор ЗАО «Центрметалл»:

— Поставщики меняют цены на металл два раза в день. Официальных уведомлений мы не получали — ситуация меняется слишком быстро, целый день сидеть на телефоне или факсе и получать эти официальные уведомления никто не будет. Конечно же, это отражается и на нашем ценообразовании. Сейчас нам очень тяжело работать с клиентами. Выставляешь одни цены — к вечеру они уже другие.

Думаю, пока не стоит ждать падения спроса, народ будет раскупать продукцию, заполнять склады. Повышение спроса будет связано не только с концом года и освоением бюджетных средств, но и этим ажиотажем, связанным со скачками курса доллара, евро. Потом, ориентировочно в феврале, произойдет спад — будут пользоваться своими запасами. И когда цена более-менее «устаканится», пойдут новые заказы.

Евгений Гордеев — начальник отдела капитального строительства ООО «СтройГрад-Каскад»:

— Сейчас на рынке домостроения используется монолит, бетон, а что касается металла, то он в совокупности занимает приблизительно 40 - 50 процентов, являясь одним из основных материалов на стройке. Естественно, если стоимость металла повышается на 20 процентов, то как минимум на столько же поднимется и стоимость дома. Но мы пока не слышали, чтобы в последнее время были подобные резкие скачки стоимости металла.

Рустем Юнусов — директор строительной компании ООО «Фарус»:

— Повышение на 20 - 30 процентов — достаточно серьезный рост, и он прилично повлияет на стоимость строительства. Таким образом, повысится и железобетон, и стоимость монолитных конструкций. Хотя на самом деле стоимость металла повышается достаточно часто. Честно говоря, очень сложно говорить сейчас о какой-то конкретной конечной стоимости — повышать цену тоже нужно до определенной планки, просто потом у людей не будет покупательской способности и какой тогда смысл строительства вообще. Возможно, что-то будет замораживаться. Что касается доли металла в строительстве, то многое зависит от типа зданий. Например, в монолитном строительстве она очень большая. Да, сейчас есть некий задел, на ближайшие два-три года, так, в следующем году мы планируем сдать примерно 15 тысяч квадратных метров. Вероятнее всего, цена на эти метры будет уже гораздо выше.

Анатолий Вакуленко — аналитик ИХ «Финам»:

— Сталь на мировых биржах не котируется, поскольку это не настолько однородный товар, как, например, золото, медь или никель. Обычно ее продают по двусторонним контрактам. Но в последние два года цены на сталь в мире растут, что, естественно, делает экспорт более привлекательным для производителей, особенно с учетом ослабления курса рубля.

Что может означать такой рост для российской промышленности? Произойдет пропорциональный рост издержек, который сильнее всего ударит по тем отраслям, где стоимость металла составляет значительную долю себестоимости. Если в автомобильной промышленности доля стоимости металла в готовой продукции менее 10 процентов, то в трубной, например, свыше 60 процентов.

Дальнейший рост будет зависеть от многих факторов курса рубля к основным валютам, динамики внутреннего спроса на металл и продукцию из него, политики правительства, которое во избежание роста цен на внутреннем рынке может повысить экспортные пошлины.

Если говорить о состоянии рынка, то внутренний спрос в последний год снижался. Это связано с замедлением отечественной экономики. Но сейчас, на фоне ослабления рубля, производство может оживиться и внутренний спрос возрасти.

P.S. После выхода публикации в некоммерческом партнерстве «Объединение автопроизводителей России» пояснили, что объективных причин для роста цен на металлопродукцию нет. Как рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель исполнительного директора организации Алексей Сереженкин, металлурги объясняют рост цен общими словами. «Мы считаем, что должны быть переговоры самих заводов с конкретными металлургическими компаниями. Мы не видим реальных причин. Конечному производителю всегда хуже всего — он зависит от поведения поставщиков материалов, компонентов и так далее», — пояснил он. Между тем прямой импорт тех же автомобилей после падения рубля становится дороже, это вроде бы плюс для отечественного автопрома. Но удорожание металла сводит это преимущество на нет без объективных внутренних причин, полагают в объединении.