Сегодня внутрикорпоративные планы по ребрендингу КАМАЗа неожиданно вышли в публичную плоскость. Директор по рекламе и маркетингу автогиганта Ашот Арутюнян накануне в ходе московской конференции «Автопром-2014» заявил, что в компании прорабатывается вопрос о том, что новейшие грузовики — магистральный седельный тягач и самосвал на базе комплектующих Daimler — могут производиться под новым брендом. На самом автогиганте, судя по первым комментариям для «БИЗНЕС Online» из пресс-службы, оказались не готовы к таким радикальным шагам, мол, решений по ребрендингу еще нет: вопрос висит на стадии экспертных обсуждений маркетологов. А наши эксперты отметили, что в таком бизнесе, как продажи грузовиков, главное не в деталях бренда, а в качестве техники, и что сам по себе нынешний бренд компании является вполне достойным.
Поводом к ребрендингу стал выпуск новейших грузовиков (на фото магистральный седельный тягач 5490) |
РЕШЕНИЕ НЕ ПРИНЯТО, НО...
Сегодня планы по возможному ребрендингу КАМАЗа стали достоянием широкой общественности. На челнинском автозаводе, по данным «Известий», задумались ни много ни мало о смене исторического имени. Поводом для ребрендинга могут стать новый трехосный самосвал 65205, который появится на рынке в 2015 году, и магистральный седельный тягач 5490, дебютировавший в этом году. Собранные на базе комплектующих Daimler (двигатель, мосты и т.д.), машины имеют существенные отличия как внешние, так и по техническим характеристикам.
В пресс-службе ОАО «КАМАЗ» явно не ожидали такого резвого поворота от своих ведущих маркетологов, поэтому корреспонденту «БИЗНЕС Online» информацию о планах по ребрендингу не подтвердили, но и не опровергли.
«Вопрос находится на начальной стадии обсуждения, на уровень руководства он не выносился, никаких решений по данному вопросу не принято», — осторожно заявил пресс-секретарь компании Олег Афанасьев. Более того, по его словам, никаких решений по ребрендингу на уровне гендиректора не рассматривается. Все находится на уровне дискуссии в недрах заводских маркетологов. Пока даже на уровне экспертов никаких решений не предложено, объяснил он. Собственно, не факт, что идея вообще будет принята и подобное обсуждение выйдет на финальную стадию. У творчески работающих маркетологов достаточно много различных идей вплоть до того, как назвать тот или иной прицеп, однако это еще не означает их одобрения, добавил он. И разумеется, не идет речь также ни о каких затратах на ребрендинг (кстати, эксперты «Известий» называют сумму в 200 - 500 тыс. евро).
Напомним, что степной жеребец на эмблеме «КАМАЗа» появился в 1987 году, ранее о его замене никогда не говорили. Компания активно защищает свой бренд, постоянно инициируя различные судебные преследования всех, кто использует эмблему «КАМАЗа» в своих интересах без согласования с правообладателем. А из маркетинговых ходов по продвижению техники известен, к примеру, ролик со слоганом «Танки грязи не боятся» эпохи начала нулевых. В принципе, разговоры о ребрендинге в эпоху кризиса сами по себе звучат несколько абсурдно, если это не продуманная акция, чтобы заявить городу и миру, мол, видите, у нас все хорошо, даже о ребрендинге думаем. Но... По мнению наших экспертов, мнения которых приведены ниже, сам по себе брендинг для грузовиков — это дело второстепенное.
Степной жеребец на эмблеме «КАМАЗа» появился в 1987 году |
БРЕНД С ДРУГИМИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ СВОЙСТВАМИ
Стоит заметить, что информация о возможной перемене имени «КАМАЗа» была озвучена в ходе конференции «Автопром-2014». Об этом рассказал директор по рекламе и маркетингу производителя Ашот Арутюнян.
«Сейчас серьезно прорабатывается вопрос о том, чтобы сделать ребрендинг по этому продукту — не называть его «КАМАЗом» или называть его «КАМАЗом» с каким-то продолжением, — сказал он. — Конечно же, серьезный соблазн сохранить имя «КАМАЗ», потому что бренд раскрученный. Тогда нужно подумать, как отпозиционироваться, потому что это бренд с другими потребительскими свойствами».
Говоря о новых продуктах компании — самосвале 65205 и магистральном седельном тягаче 5490, Арутюнян заметил, что это «прообраз нового модельного ряда». «КАМАЗ-5490» построен на основе седельного тягача Mercedes-Benz Axor с использованием деталей «КАМАЗа», специально спроектированными челнинскими конструкторами для этой машины. Самосвал «КАМАЗ-65205» также в большой степени оснащен комплектующими Daimler. На фоне привычной отечественной кабины новые машины словно из будущего, отмечает журнал «За рулем». С ней хорошо поработали камские инженеры, а дизайнеры умудрились придать довольно заурядной внешности немецкого грузовика для межрегиональных перевозок статность полноценного флагманского тягача.
Ашот Арутюнян: «Конечно же, серьезный соблазн сохранить имя «КАМАЗ», потому что бренд раскрученный» |
НОРМАЛЬНОЙ МАШИНЕ ВСЕ РАВНО, ЧТО У НЕЕ НА НОСУ
Насколько для автогиганта актуальна смена бренда? Об этом корреспонденты «БИЗНЕС Online» спросили у маркетологов и дилеров.
Игорь Козлов — генеральный директор «Бренд-ателье»:
— На самом деле это преждевременно, если не говорить вообще о целесообразности ребрендинга. Мы не знаем всех нюансов, поэтому если говорить как стороннему наблюдателю, этот вопрос сейчас абсолютно не актуален. Возможно, у них есть какие-то свои разумные доводы, но это похоже на пир во время чумы. Все имеет свое разумное объяснение, а здесь я его абсолютно не вижу.
Вопрос улучшения качества, вопрос социальных гарантий и вообще вопрос выживаемости КАМАЗа для меня гораздо выше, чем разговор о новых брендах. Бренд КАМАЗа достаточно устойчив, эту устойчивость поддерживает также и команда «КАМАЗ-Мастер». В любом случае появление нового бренда всегда вызвано определенными маркетинговыми задачами, которые решаются. Возможно, специалисты пытаются повысить капитализацию бренда. Пример — любой западноевропейский концерн, когда выпускает новую машину, всегда регистрирует дизайн кузова или кабины как торговую марку. Сам новый облик — это уже торговая марка. Присоединив сильный дизайн к сильному бренду, мы получаем обновленный бренд, и дополнительный графические составляющие здесь излишни.
В начале декабря КАМАЗ отпраздновал 45-летний юбилей |
Вопрос заключается в банальном сбыте продукции. Мы говорим о ликвидности товара, а новые грузовики явно не будут стоить дешевле, чем до этого. Даже если корону надеть на новые грузовики, их быстрее и с большим удовольствием брать не будут. Тут речь идет о платежеспособности заказчика и производственной целесообразности: покупатель будет сравнивать грузовики, выбор будет стоять не за маркетологами, а за покупателем. А тут бренд не сработает!
Михаил Дымшиц — генеральный директор бренд-консалтинговой компании «Дымшиц и партнеры»:
— Ребрендинг у «КАМАЗа» — абсолютно бессмысленное мероприятие, потому что это промышленное оборудование. В этом случае в основе отношения к бренду лежат исключительно потребительски характеристики данного продукта: насколько машина экономична, насколько удобна в использовании. У большегрузных автомобилей в различных модификациях есть четкие критерии сравнения, и поэтому какая там собственно эмблема — абсолютно без разницы. Мечущийся там конь или уставившийся в забор баран — это никак не влияет на продажи этих автомобилей.
Первый «КАМАЗ» сошел с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года |
Сергей Михайлов — замдиректора ЗАО «Авто-Трейд»:
— Мы как-то даже не задумывались о необходимости какого-то ребрендинга. С точки зрения привлекательности рекламы для грузовика она, конечно, дает какой-то эффект, но все же это не главное. Что несет за собой ребрендинг? Замена букв или замена шрифта, непонятно. Бренд — в любом случае КАМАЗ. Если по-другому лошадь нарисовать, это же ничего не меняет и на продажах не скажется. А вот если сделать очень качественно и недорого, то рынку никакой ребрендинг не требуется. Не атрибуты важны, а те машины, которые предлагает КАМАЗ.
Елена Юферева — генеральный директор Brandson Branding Agency:
— Бренд КАМАЗа можно считать одним из самых успешных брендов в автомобилестроении России. Кроме того, в данном случае бренд является также и одним из самых дорогих активов. Пожалуй, уместно сравнение бренда КАМАЗа с брендом Калашникова, в этом смысле не удивительно, что компания нуждается в «перезагрузке». Ребрендинг может и должен затронуть идеологическую составляющую, платформу бренда, а также визуальные атрибуты. Впрочем, о смене имени речи быть не может — благодаря успехам спортивной команды «КАМАЗ-Мастер» и самого автомобильного концерна узнаваемость марки во всем мире довольно высока. В этом году было объявлено о запуске спортивной одежды марки «КАМАЗ», что также добавляет ценности в бренд-копилку.
Хотя рыночные позиции КАМАЗа по-прежнему сильны, оборот и прибыль год от года снижаются. Ребрендинг, безусловно, связан с необходимостью серьезных вливаний в модернизацию конвейера. Ставка на сотрудничество с зарубежными производителями — рисковая стратегия, которая может принести существенный результат. Возможно, автопроизводитель не видит для себя другого сценария. КАМАЗ довольно давно сотрудничает с зарубежными компаниями — к примеру, с CNH (Case New Holland, принадлежащей FIAT Group). Но сейчас ситуация изменилась, компания ищет новых партнеров в лице опять же зарубежных инвесторов. Логично, что когда такой партнер будет найден, то первым шагом будет оптимизация бизнес-процессов, а также приведение бренда в соответствие с новыми задачами.
Основа любых работ по ребрендингу — это глубокое погружение в продукт компании, текущие эмоциональные и функциональные характеристики бренда, HR-ресурсы, аудит контактного поля бренда и восприятия текущего бренда потребителями. Это основа, которая позволяет делать выводы о том, каким должен быть бренд и его долгосрочная стратегия развития.
Что касается стоимости подобной работы, то ее можно оценить в 5 - 10 миллионов рублей в случае заказа работ по брендингу в российской брендинговой компании и в более 30 миллионов рублей в случае работы с европейской или международной компанией, при этом предельную цифру затрудняюсь назвать с учетом текущих валютных скачков, но это будет «не бюджетная» работа.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.