Вид на стройку в Сен-Сев
Вид на стройку в Сен-Сев

«ПРИЕЗЖАЙ, У НАС ТУТ ВСЕ ТАКИЕ!»

Партисипативные стройки (chantiers participatifs) — отличный пример того, что новое — это хорошо забытое старое. Суть их такова: человек, задумавший строить дом, не прибегает к услугам профессионалов, а зовет на помощь добровольцев (прямо как в старые добрые времена в какой-нибудь традиционной деревне). В итоге стоимость дома составляет столько, сколько стоили сами строительные материалы. Это, конечно, выгодно. Но все-таки чаще всего вопрос экономии здесь не главный. Как правило, партисипативные стройки затеваются борцами за экологию и противниками идеологии потребления. В общем, людьми немного странными. Таковыми оказались и те, которых мне пришлось встретить во Франции.

А случилось это в августе, когда настроение у меня было отвратительное: вид на жительство к тому времени уже месяц как был просрочен, работа все не находилась, и, чтобы отвлечься от этих проблем, я решила съездить на какую-нибудь партисипативную стройку. Их теперь довольно много повсюду, можно сказать, что явление стало модным.

Поскольку идей, куда ехать, у меня не было, я стала искать в интернете. Первое, что выдал поисковик, — стройка неподалеку от Ля Реоль. Я посмотрела по карте: городок этот находится всего в 60 км от Бордо, туда даже поезда ходят. Это меня полностью удовлетворило, так что я свои поиски на этом закончила и сразу же написала по указанному на сайте адресу. В письме я уточнила, что вообще-то физической силой не отличаюсь и в жизни своей, кроме того, чтобы красить двери и класть плитку в бане, руками ничего не делала, но очень хочу помочь стройке, насколько это возможно. Мне ответили, мол, приезжай, у нас тут все такие.

Через пару дней, дождливым утром, я уже была на вокзале городка Ля Реоль. Там меня встречал Филипп — человек с таким видом, будто ему вообще все в жизни без разницы, но зато простой и вроде бы доброжелательный. Он-то как раз и затеял всю стройку вместе со своей женой. Проект таков: построить в глухой деревне Сен-Сев дом для своей семьи (жены Амели и двух детей), а вокруг дома разбить ферму по всем правилам пермакультуры и жить в полной автономии по отношению к окружающему миру. Ну, и приглашать школьников на экскурсии, чтобы развивались.

Жизнь в вагончике
Жизнь в вагончике

НУЖНО ДЕЛАТЬ ВСЕ НАОБОРОТ

Лирическое отступление: хочу рассказать в общих чертах о том, что такое пермакультура. Нынче многие (специалисты и неспециалисты) приходят к выводу, что сельское хозяйство в том виде, в котором мы его имеем в настоящее время, неэффективно и в конечном итоге ведет в тупик. Все держится на химических удобрениях, а они, убивая бактерии и всяческих жучков, живущих в земле, делают почву бесплодной и абсолютно зависимой от тех же самых удобрений. Так вот сторонники пермакультуры размышляют о таком сельском хозяйстве, которое бы не нуждалось в химических удобрениях, а являлось бы полностью уравновешенной и самодостаточной системой. Для этого, по их мнению, не нужно бороться с сорняками, глубоко боронить землю, засеивать одной культурой большие площади и держать домашних животных отдельно от грядок. Нужно делать все наоборот. Примерно такую ферму я, кстати, уже видела в 2002 году в Абхазии. Мы там проводили каникулы с семьей, и в саду наших хозяев среди помидоров и огурцов, рассаженных под мандариновыми деревьями, весело бегали курицы.

Мастерская
Мастерская

Филипп с женой ведут блог в интернете, который, собственно, и привел меня к ним. Перед отъездом я читала в этом блоге, что в конце августа планируется уже возводить деревянный каркас. Я готовилась увидеть хотя бы пару стоящих вертикально стен. Но ожидания и действительность расходились. Выгрузившись из филиппового грузовичка, я увидела весь размокший от дождя участок с вырытыми траншеями для фундамента. Подойдя ближе, приметила, что фундаменты готовы примерно на две трети, не больше.

«СОЛОМА — ТОЖЕ СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ. СЕРЬЕЗНО!»

Второе открытие того же утра: любителей работать бесплатно мало. Я-то думала застать стройку, кишащую трудолюбивыми добровольцами — ну, уж человек 20 должно было быть, на мой взгляд. На деле нас оказалось пятеро: Филип, две женщины Мирен и Дельфин, русский Сергей и я.

Быт был устроен так, как чаще всего и бывает на стройках подобного рода (если верить Филиппу, который их перевидал не один десяток за последние годы). Волонтеры приезжают со своими палатками, спальным мешком, фонариком и другими предметами первой необходимости. Еда — вегетарианская, само собой, предоставляется хозяевами. Обед и ужин готовят добровольцы в порядке очереди. Туалет — сухой, с опилками, обустроен в кустах ежевики. Душ тоже. Каждый желающий помыться набирает утром полный мешок воды (похожий на черную грелку с краником) и оставляет его на целый день греться на солнце. К вечеру, как ни странно, вода действительно горячая. Правда, быстро остывает, поэтому принимать душ желательно до наступления сумерек.

Душ в кустах
Душ в кустах

Дом тоже вполне себе в духе партисипативных строек. Фундаменты — «циклопические», как их называют Филипп и Амели, ленточные, бутовой кладки, с раствором на известке. (Конечно, на известке, а не на цементе! Это же так экологично). В качестве арматуры — стержни бамбука. Стены — деревянный каркас, утеплитель — солома. Тут не надо смеяться, солома — тоже строительный материал. Серьезно!

Солнечные грелки для вечернего душа
Солнечные грелки для вечернего душа

В этом доме, когда он будет достроен, поселятся Филипп и Амели, чтобы уйти подальше от городской цивилизации и приблизиться к природе. Но рядом с ними и теперь живут люди, которые к ней уже подошли на удивление близко. Если и называть кого-то дауншифтерами, то только их и таких, как они!

«ВСЕ ХОРОШО, ТОЛЬКО КЛЕЩЕЙ МНОГО»

Неподалеку от участка, где идет стройка, прямо в лесу, живет Ками, девушка лет 22-х. Она родилась в Бордо, выросла там же. Насколько я поняла, после школы нигде не училась. Работала добровольным социальным работником с детьми и пожилыми людьми, пока не съездила в Таиланд, где провела несколько месяцев на традиционной таиландской ферме. Этот опыт настолько перевернул ее мировоззрение, что она решила отказаться от благ цивилизации и научиться жить в гармонии с природой. Так и живет с прошлой весны в лесу возле деревни Сен-Сев. Держит маленький огородик и кроликов — просто для удовольствия. Говорит, все хорошо. Только клещей много.

А на дороге, ведущей к палатке Ками, стоит юрта. Там живет женщина, тоже решившая воссоединиться с природой. Вся в татуировках и с интересно выбритой головой. Она живет не одна: с ней ее маленькая дочь.

Кроме этих двух дам я познакомилась еще с одной своеобразной парой. Плотник Жиль, француз, его жена — испанка и их трехлетний сын вот уже почти год странствуют в своем вагончике в поисках места, где бы им хотелось остаться жить. Они начали с севера Франции и пока уголок своей мечты не нашли. Тем временем их сын растет, можно сказать, на природе, и называет вагончик «домом». По дороге они решили помочь Филиппу и в ожидании, когда дело дойдет до работы с деревом, поселились на его участке.

Партисипативная кухня
Партисипативная кухня

Если говорить честно, то и сами добровольцы на партисипативной стройке — народ незаурядный. Дельфин — молодая женщина лет 30 с красивой правильной речью, такая высокая и бледная, что ее можно принять за петербурженку в десятом поколении. До недавнего времени она работала в Париже по своей специальности (озвучивала фильмы), но потом решила построить себе дом, и с тех пор занимается только тем, что ездит с одной партисипативной стройки на другую — собирает навыки.

Мирен — болезненная женщина лет 40, приехала в Сен-Сев со своей собакой. Чем она в жизни занималась, я так и не поняла. Говорит, что на стройку приехала, чтобы развлечься и подтянуть здоровье. Привыкнув к ее пугающей поначалу внешности (в городе я бы приняла ее за бродягу), понимаешь, что это очень добрый человек и чуткий собеседник.

«БЛАГОТВОРНОЕ ДЕЙСТВИЕ БИОПОЛЕЙ УСТРИЦ»

Кроме меня на стройке был еще один человек из России — Сергей, приехавший во Францию из неблагополучной России 90-х. Видимо, с тех пор на родину он не возвращался, поэтому представления его о России соответствуют скорее тем далеким реалиям, чем сегодняшнему дню. Он — коктейль из несовместимых, казалось бы, качеств: бывший военный, ударившийся одновременно в аюрведу и православную веру, занимается по утрам йогой, вечерами покуривает травку и уверен, что эта практика необыкновенно развивает его с духовной стороны. За все годы жизни во Франции он так и не выучил толком французского, на зато говорит очень много и охотно. Его одного и слышно целый день. Только о своем армейском прошлом рассказывать он почему-то не захотел.

Наконец, сам Филипп — тоже человек не из тех, кого встречаешь каждый день на улице. Он убежденный противник работы за деньги и потому вот уже несколько лет нигде не работает, числится на бирже труда, получает пособия и ходит с одной партисипативной стройки на другую. Филипп принимает помощь добровольцев как должное. Считает, что они хотя и работают на его благо, взамен получают от него гораздо больше, а именно: продвинутые идеи об обществе будущего, единении с природой и так далее. Он верит в благотворное действие биополей устриц, в целебные силы камней, покупает порошок с чудодейственными бактериями и даже читал «Анастасию» со звенящими кедрами.

И Филипп, и все добровольцы, с которыми я встретилась на этой стройке под городком Ля Реоль, — это все очень открытые, дружелюбные и располагающие к себе люди. Я даже разделяю многие их убеждения: и о том, что общество не может бесконечно жить по принципу «после нас хоть потоп», и о необходимости поисков более гармоничного сосуществования с окружающим миром, и о важности экологических проблем. И все-таки не могу не задаваться вопросом: почему такие серьезные общечеловеческие истины глаголят только из уст чудаков и аутсайдеров? Здоровое стремление жить благоразумнее и сохранить на этой Земле кое-что для будущих поколений так часто превращается в экстремизм и полный уход из общества... Экологическая тематика всегда имеет некую бредовую окраску, которая мешает ее проникновению в широкие мыслящие слои. А жаль! Идеи-то важные, правильные.