Победителем конкурса на лучший вопрос художественному руководителю — главному дирижеру ГСО РТ Александру Сладковскому стала главный хранитель фондов центра современной музыки Софии Губайдулиной Рамзия Усеинова. Она поинтересовалась, состоится ли премьера сочинения Губайдулиной в 2015 году и что нас ожидает в 2016-м — юбилейном для композитора — году. Победитель ответила на вопросы редакции и получила призы: ценную монету и фирменные часы «БИЗНЕС Online».
Рамзия Усеинова |
«КОМПОЗИТОР КОМПОЗИТОРУ — ВОЛК»
— Рамзия Галеевна, вы имеете отношение к музыке? Расскажите о себе.
— Родилась в Казани в Старо-Татарской слободе, долгое время жила в доме, построенном еще прадедом. Окончила музыкальную школу по классу скрипки, а затем — музыкальное училище и консерваторию по специальности «музыковедение». Недолгое время поработала в Нижнекамском музыкальном училище, в министерстве культуры РТ. А в 1984 - 2012 годах работала ответственным секретарем, заместителем председателя союза композиторов РТ. Сейчас работаю главным хранителем фондов центра современной музыки Софии Губайдулиной.
— Как вам работалось в союзе композиторов РТ?
— Вы представляете, что значит работать с творческими людьми, где каждый мнит себя Бетховеном или Шопеном? Есть даже такая негласная поговорка: «Композитор композитору — волк». Но я полюбила и работу, и этих людей, старалась быть им полезной.
— Вы работали при двух председателях союза?
— Да, мне выпало поработать с Мирсаидом Загидуловичем Яруллиным и Рашидом Фагимовичем Калимуллиным. Яруллин заступил на этот пост в 1978 году после Жиганова, а в 1989 году его сменил Калимуллин. Надо сказать, у Рашида Фагимовича как-то очень счастливо сочетаются хорошие менеджерские качества и талант композитора. На недавнем съезде союза Калимуллин переизбран на новый срок, а в правление вошло много молодежи.
МУДРОСТЬ ПОСВЯЩЕННЫХ И СИЛА АСТРОНАВТА
— У Александра Сладковского вы поинтересовались, почему на фестивале имени Софии Губайдулиной не исполняются ее произведения, услышим ли мы их хотя бы в 2016 году — юбилейном для композитора. Маэстро ответил, что право исполнять произведения Губайдулиной стоит очень дорого, а до нее самой и не дозвониться...
— В октябре этого года я и мои коллеги из центра Губайдулиной виделись с Софией Асгатовной в Минске, где звучали ее новые сочинения. Ей исполнилось 83 года, но она выглядит и чувствует себя замечательно! Как писала одна журналистка, «она обладает мудростью посвященных и силой астронавта». С ней не надо согласовывать исполнение ее произведений — она счастлива, если ее сочинение, пусть самое непродолжительное, будет звучать. А все права на свои произведения она передала немецкому музыкальному издательству Sikorski. Права на исполнение не надо выкупать, а просто арендовать ноты определенного произведения на какой-либо срок.
София Губайдулина на репетиции в Минске |
— Через год у Софии Губайдулиной — юбилей. Что готовит к этой дате ваш центр?
— Да, в 2016 году Софии Асгатовне исполнится 85 лет, и мы, конечно, хотим подойти к этой дате с какими-то интересными результатами. Например, немецкий музыковед Михаэль Курц в 2001 году написал книгу «София Губайдулина. Биография» к ее 70-летию. Книга объемом более 300 страниц издана на немецком языке, переведена на английский, а на русский — нет! Мы сейчас и так и сяк пробуем ее перевести и издать, но денег у министерства культуры на это нет, бюджет Казани не столь богат. А деньги нужны немалые с учетом роста евро, поскольку переводчики работают только за евро. Нам недавно три страницы перевели за 5 тысяч рублей...
Сегодня мы активно собираем дополнительную информацию о Губайдулиной, в том числе видеоинформацию. С этой целью мы встретились с ней в октябре в Минске, записали видеоинтервью и оркестровую репетицию исполнения ее произведений. Планируем к юбилею сделать фильм о Софии Губайдулиной в Казани: о ее учителях, о замечательных родителях, о родовом гнезде Губайдуллиных в Ютазинском районе. Кстати, прадед Софии Асгатовны Губайдулла-хазрат унаследовал от своего отца должность имама соборной мечети в деревне Байряка и основал медресе, названное по традиции его именем Губайдия. Это было вторым по значимости медресе после казанской «Мухаммадии» на всем юго-востоке страны. В конце XIX века там обучалось более 500 шакирдов со всего Поволжья и Урала. Сегодня по инициативе руководства района здания медресе восстанавливаются.
«ЦЕНТР СОФИИ ГУБАЙДУЛИНОЙ — ЕДИНСТВЕННЫЙ В СВОЕМ РОДЕ»
— Где находится центр современной музыки Софии Губайдулиной, чем он занимается?
— Наш центр находится на Тельмана, 29 — это дом, в котором прошли детство и юность Софии Асгатовны (1932 - 1953), и там сейчас есть мемориальные комнаты. Центр был открыт к 70-летию композитора в 2001 году. В свое время Булат Махмудович Галеев — руководитель НИИ «Прометей», хотел сохранить улицу Тельмана как музей деревянного зодчества, но практически уцелел только этот дом. В тот период к созданию центра подключились и председатель союза композиторов РТ Рашид Калимуллин, и мэрия Казани. Камиль Шамильевич Исхаков даже съездил к Губайдулиной в Германию, чтобы получить благословление на создание центра ее имени.
Центр современной музыки Софии Губайдулиной на улице Тельмана |
К тому времени София Асгатовна уже давно жила за рубежом, не единожды объехала весь мир. Надо сказать, всей так называемой московской тройке композиторов-авангардистов — Шнитке, Губайдулиной, Денисову — было некомфортно в России, их музыку не издавали и почти не исполняли. Всем им пришлось уехать. Но София Асгатовна себя авангардистом не считает, вот ее слова: «... «Авангардистами «нас назвали потому, что надо было найти бранное слово, чтобы как-то обругать нас. Но я ничего не имела против этого слова — не оправдываться же. Потом время изменилось, и это слово стало обозначать принадлежность к особому кругу прогрессивных людей. И я поняла проблематичность понятия «авангард в искусстве». Мне не захотелось быть впереди, сзади или сбоку кого-то. Я не хочу идти в стаде, в стае. Прогрессистское сознание является неправдой по отношению к искусству».
Восстановлением дома на Тельмана занимался Рашид Калимуллин, он же стал и первым директором центра. В то время центр современной музыки Софии Губайдулиной представлял собой концертно-фестивальную часть союза композиторов РТ. Почти весь аппарат союза по совместительству работал в центре. Мы проводили фестивали, концерты современной музыки, встречались с композиторами.
В 2011 году, в год 80-летия Губайдулиной, наш центр получил второе дыхание. У нас сменился директор — им стала Ляйля Ильдаровна Гарифуллина (мама оперной певицы Аиды Гарифуллиной — ред.), в здании сделали ремонт, увеличился штат сотрудников. В 2012 году я полностью перешла на работу в центр.
Мы занимаемся концертно-просветительской деятельностью — продвижением современной музыки (абонементы «Звуковые пространства Софии Губайдулиной», «Брависсимо») и научно-исследовательской работой, проводим уникальный фестиваль — марафон «Звучащий Дом Софии». Наш центр является местом встречи музыкантов самых различных направлений, местом поклонения нашей гениальной соотечественнице.
Центров современной музыки в мире много, а вот центр Софии Губайдулиной — единственный в своем роде. В Голландии в одном из центров современного искусства находится международная ассоциация современной музыки ISCM. Союз композиторов РТ в 1999 году стал ее членом. А София Губайдулина является персональным членом этой ассоциации, как и многих других ассоциаций. Также она почетный профессор десятка академий искусств и консерваторий всего мира.
ЕСТЬ НАДЕЖДА, ЧТО ГУБАЙДУЛИНА СВОЙ ЮБИЛЕЙ ОТМЕТИТ В КАЗАНИ
— София Асгатовна до сих пор активно пишет музыку?
— Она очень активно пишет музыку, как и прежде, полностью сконцентрирована на композиторской деятельности. В 2006 году она потеряла мужа, годом ранее умерла ее единственная дочь... Вместе с тем София Губайдулина не сидит на месте, ездит по всем миру на премьеры своих сочинений. К своему 85-летию она готовит новое крупное сочинение, которое ждут многие страны и оркестры. Нет сомнения, что это будет что-то особенное, при выполнении определенных условий премьера этого сочинения могла бы состояться на ее родине — в нашей прекрасной Казани!
София Асгатовна — человек религиозный, она уверена, что религиозность «является корнем существования человечества. В искусстве это такой корень, без которого оно не может существовать». Она считает, что искусство — это продолжение религии. Губайдулина достойно выполняет свою высокую миссию и уверена, что еще многое должна написать.
— Есть надежда, что Губайдулина в свой юбилей приедет в Казань?
— Надежда есть! Но для этого должны постараться все: и наш центр, и маэстро Сладковский, и руководители республики.
«КУЛЬТУРА ОСВЕЩАЕТСЯ ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО»
— Как давно и как часто читаете «БИЗНЕС Online»?
— Вашу газету я читаю буквально с самого основания. Я считаю, газета совершенно замечательная, стильная и очень необходимая именно сейчас! Она скромно позиционирует себя как республиканская, а я знаю, что ее читают далеко за пределами Татарстана. У вас очень сильный экономический блок, хорошо освещается общественная жизнь. Один Рафаэль Хакимов чего стоит! И культура освещается вполне достаточно. В адрес вашей газеты могу сказать только добрые слова! Вместе с тем я считаю, что в Казани мало специалистов, которые пишут о музыке. И это не вина наших СМИ, а беда.
— Рамзия Галеевна, спасибо за интерес к нашей газете. Успехов вам!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.