НОВЫЙ ЗАКОН О ТОРГОВЛЕ ЗАЩИТИТ ПОСТАВЩИКОВ, А ТОРГОВЫЕ СЕТИ ОГРАНИЧИТ В ДОМИНИРОВАНИИ В РЕГИОНАХ
В Госдуму внесена итоговая редакция закона "Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ". По мнению татарстанских экспертов, новый законопроект с одной стороны облегчит вход продукции местных производителей на полки розничных сетей, а с другой может ограничить развитие сетевой торговли. Но есть и сомнения – некоторые считают, что поборы с поставщиков могут приобрести разнообразные скрытые формы.
РУКА ПРЕМЬЕРА
Своим стремительным прохождением через многочисленные процедуры согласования (кстати, новая редакция до сих пор не получила согласования у минфина, минсельхоза и минюста) новый законопроект обязан российскому премьеру Владимиру Путину. Он в июне провел специальное совещание с участием крупнейших розничных сетей и ассоциаций производителей по вопросам регулирования розничных рынков, которое неожиданно для его участников переместилось в один из московских гипермаркетов, где Путин на месте лично изучил схемы ценообразования.
8 июля законопроект был с дополнениями и замечаниями федеральной антимонопольной службы и минэкономразвития передан в минпромторг. Первое его чтение должно состояться уже в июле, в сентябре закон может быть принят, а в силу он вступит 1 января 2010 года.
Столько пристальное внимание правительства к вопросам ритэйла эксперты объясняют тем, что вопросы продовольственной безопасности, особенно в условиях кризиса, становятся для власти стратегическими.
БЕЗ СКИДОК И ПЛАТ ЗА ВХОД
Новый закон "Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ" предусматривает единственный вид скидок — в зависимости от объема приобретенного товара. В прошлое уйдут и такие нелюбимые поставщиками санкции как плата "за вход", плата за изменение ассортимента поставок, возмещение убытков от порчи товара, даже когда он уже перешел в собственность сети.
По мнению экспертов, одним из наиболее важных положений законопроекта является установка жестких сроков возврата средств за поставленную продукцию. Так, по сообщению газеты RBC daily , продовольственные товары со сроком годности менее десяти дней, а также замороженное мясо курицы, свинина и говядина подлежат оплате в течение десяти рабочих дней; продовольственные товары со сроком годности от десяти до 30 дней — в течение 30 рабочих дней; продовольственные товары со сроком годности от 30 дней, за исключением алкоголя и табака, — в течение 45 рабочих дней. Алкогольная и табачная продукция, жевательная резинка и консервы сети должны оплачивать в течение 75 рабочих дней. Что интересно, включение жвачки и консервов в последнюю категорию продуктов настояли сами ритэйлеры. Сами производители предлагали срок до 45 дней.
БОЛЬШЕ 25 НЕ СОБИРАТЬ
Сюрпризом стала для торговых сетей появление накануне внесения законопроекта в Госдуму новой статьи, которая фактически накладывает ограничения на развитие ритэйла. Согласно статье 16 "Ограничение действий по приобретению торговыми сетями новых торговых объектов" розничные сети с оборотом свыше 1 млрд. рублей не смогут открывать новые магазины в регионах, где их присутствие составляет 25%.
Правда, эти ограничения не распространяется на сделки, совершенные до вступления закона в силу, т.е. до 1 января 2010 года.
Напомним, что сегодня согласно антимонопольному законодательству компании могут охватывать лишь 35% рынка.
Ритэйлеры считают, что под новые ограничения попадут около 200 торговых сетей.
Так, по мнению председатель совета директоров компании АБК Владислава Егорова, сеть с оборотом 1 млрд. рублей может состоять из 200 магазинов у дома или 30 супермаркетов или даже один гипермаркет. Исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис считает, что годовой оборот в размере 1 млрд. рублей — обычный показатель для сети из пяти-шести магазинов.
Мнение экспертов Каким образом новый закон повлияет на деятельность торговых сетей и производителей в Татарстане? Газета «БИЗНЕС Online» обратилась с этим вопросам к экспертам и участникам рынка. Владимир Голяков - коммерческий директор Казанского булочно-кондитерского комбината: Марсель Шамсутдинов - экс-владелец торговый сети "Райдэн": Игорь Шевелев - директор по маркетингу и рекламе торговой сети "Бахетле": |
БИЗНЕС Online
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.