Эльмира Зарипова
Эльмира Зарипова: «Сегодня нужно говорить, прежде всего, о поддержке бизнеса, но это уже в плоскости макроэкономических тенденций развития»

ПЛАН ПО УВОЛЬНЕНИЯМ ВЫПОЛНИМ И ПЕРЕВЫПОЛНИМ?

В центры занятости республики поступила первая партия заявок от предприятий Татарстана о планируемых сокращениях персонала. Согласно прогнозу, будут уволены 2275 человек на 244 предприятиях. Наибольшее сокращение штата, как стало известно «БИЗНЕС Online», ожидается на «Нижнекамскнефтехиме» (300 человек), «Нижнекамскшине» (241), в международном аэропорту «Казань» (250), «Елабужских электросетях» (128), а также казанском филиале ОАО «Славянка» (111).

Много это или мало? Для сравнения: за весь прошлый год заявок поступило в общей сложности на 10 тыс. человек, в том числе 4 тыс. — в январе. То есть хотя за первую неделю «выполнено» больше 20% прошлогоднего показателя, ситуация укладывается в показатели относительно благополучных времен.

В отделе труда и занятости «Нижнекамскнефтехима» газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что данная мера связана с оптимизацией кадров и «это поэтапный процесс, который будет происходить в течение всего года». Пресс-служба предприятия на запрос не ответила.

Если нефтехимики в прошлом году не проводили больших сокращений, то для шинников нынешнее урезание штатов не первое. ООО «Нижнекамский завод грузовых шин» в прошлом году сократило 146 человек, а ОАО «Нижнекамскшина» — 141 человека (оба предприятия входят в группу «Татнефть»). Кстати, от сокращения спроса на комплектующие в прошлом году пострадало и «Мефро уилз Руссиа Завод Заинск» — СП по производству колесных дисков, сократившее 194 человек.

В целом в прошлом году самые большие сокращения прошли у железнодорожников: в ремонтном локомотивном депо «Агрыз-Южный» (Агрыз, 370 человек в связи с реорганизацией), ремонтном локомотивном депо «Бугульма-Грузовая» (315 человек). В Казани отличилась высшая школа: КФУ сократил 294 работников в связи с реорганизацией, КНИТУ-КАИ — 195 человек.

ДВЕ ТРЕВОЖНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Помимо заявок на сокращение работников на рынке труда республики в январе проступили и другие тревожные тенденции. Данные об этом привела сегодня на брифинге в кабмине министр труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова.

Во-первых, по ее словам, увеличилось количество официальных безработных: в центрах занятости республики в январе 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года наблюдается рост с 14,6 тыс. до 15,2 тыс. человек. Он незначительный и вполне может быть связан с сезонным фактором — традиционно «мертвым» зимним периодом, сообщила Зарипова. Однако анализ данных за прошлые годы показывает, что такой сезонный рост последние два года начинался лишь позднее, в феврале, а не в январе. Кроме того, последние годы безработица в республике устойчиво снижалась и осенью достигла исторического минимума. Теперь тренд, похоже, разворачивается в обратную сторону.

Во-вторых, в этом месяце резко скакнула вверх задолженность по зарплате. В декабре ее удалось снизить до 27 млн. рублей, однако в январе она увеличилась почти вдвое — до 48 млн. рублей. Тут ситуация аналогичная: в прошлом году наблюдалась тенденция на снижение — с пикового показателя в 186 млн. рублей в феврале задолженность благодаря «огромным усилиям» удалось сократить почти в 7 раз. И вот опять...

В минтруде предпочитают пока не делать прогнозы, но, судя по всему, дальше напряжение будет только нарастать. «Кризис наложился на длительные новогодние праздники, и раскачка идет именно сейчас, когда малый, средний бизнес начинают свои производственные циклы, начинают закупки уже по поднятым ценам. На ситуацию в экономике рынок труда в полной мере отреагирует с некой корреляцией даже не к концу февраля, а к середине марта, если не к концу первого квартала. Год начался тревожно», — сказала Зарипова.

Немного положительного. Прогнозируется, что средняя зарплата в Татарстане в январе составит 28,5 тыс. рублей, увеличившись на тысячу рублей по сравнению с январем-ноябрем прошлого года. Самая высокая зарплата в Альметьевском (32,7 тыс. рублей), Лаишевском (31,7 тыс. рублей), Нижнекамском (30 тыс. рублей), Лениногорском, Елабужском (по 28 тыс. рублей) районах и Казани (31,6 тыс. рублей). Самая маленькая — в Алькеевском, Муслюмовском и Аксубаевском районах (17,4 - 17,8 тыс. рублей).

НА 1 ЧИНОВНИЧЬЕ КРЕСЛО 13 ПРЕТЕНДЕНТОВ!

Рынок труда оказался в ситуации неопределенности, считают в казанском филиале HeadHunter. «Компании не знают, будут ли открываться новые позиции и в каком количестве. В некоторых организациях временно заморожены бюджеты на подбор персонала. В тех компаниях, где пока приостановлено расширение штата, увеличивается нагрузка у текущих сотрудников — на них перекладывается часть обязанностей, — рассказала «БИЗНЕС Online» Наталья Парфенова, руководитель пресс-службы казанского филиала HeadHunter.

По данным компании, глобального понижения числа вакансий пока не наблюдается, как и увеличения количества безработных. Сейчас идет сезонный спад работодательской и соискательской активности на сайте. Основной причиной смены места работы остается уход по собственному желанию.

«На данный момент на сайте hh.ru по Татарстану размещено более 5 тысяч вакансий, в среднем на одну открывшуюся позицию претендуют четыре человека. Это говорит о невысокой конкуренции среди соискателей, — продолжает Парфенова. — За две недели наступившего года работодателями республики было размещено на 28 процентов вакансий больше, нежели за аналогичный период прошлого года. Резюме соискателей из Татарстана также не стало меньше: кандидаты активно размещают новые объявления, а также редактируют уже имеющиеся на сайте резюме».

Наибольшая конкуренция среди соискателей на рынке труда Татарстана сейчас наблюдается в сфере «госслужбы», где на 1 открытую позицию претендуют 13 человек, говорит Парфенова. Также из-за высокой конкуренции и малого числа вакансий испытывать затруднения с трудоустройством могут студенты и начинающие специалисты (9 человек на 1 вакансию), топ-менеджеры и бухгалтеры. Напротив, дефицит кадров ощущают работодатели, заинтересованные в рабочих кадрах (менее 1 резюме на 1 открытую вакансию), специалистах по маркетингу и PR, а также компании, работающие в медицинской сфере.

В связи с этим в наступающем году сложнее всего будет найти работу топ-менеджерам, начинающим специалистам и студентам, бухгалтерам, юристам и представителем сферы искусства и масс-медиа. Проблем с трудоустройством не возникнет у рабочего персонала (операторы станков с ЧПУ, электросварщики, слесари, комплектовщики и т.д.), работников, занятым в индустрии красоты (спортивные клубы, салоны красоты), консультантов, медработников и фармацевтов, а также IT-специалистов.

ДАЖЕ ТЕ, У КОГО РАБОТА ПОКА ЕСТЬ, НАЧАЛИ МОНИТОРИТЬ РЫНОК

В компании по подбору персонала Kelly Services в Казани, напротив, отмечают уменьшение числа вакансий. «Количество вакансий ниже характерного для этого времени года. Основные причины: нестабильная экономическая ситуация, осторожное отношение работодателей к расширению штата, а также желание максимально снизить издержки», — рассказала «БИЗНЕС Online» Елена Садыкова, руководитель отделения по подбору персонала Kelly Services в Казани.

Самое большое количество предложений на рынке Казани зафиксировано среди «синих воротничков» и соискателей уровня специалистов. При этом большая часть соискателей в данный момент заняты, то есть люди, чувствуя общую нестабильность, начали мониторить рынок труда, чтобы оценить, насколько быстро они смогут найти новую работу в случае необходимости. Наиболее востребованы сегодня работники с навыками продаж, инженеры разного уровня, а также специалисты в области медицины и фармацевтики. Переизбыток предложения сохраняется среди финансистов, юристов, административного персонала.

«Для большинства компаний год будет непростым. Сложно придется небольшим компаниям, так как крупные и средние игроки имеют больше возможностей снижения издержек. Среди работников наиболее уверенно себя будут чувствовать специалисты широкого профиля, совмещающие сразу несколько востребованных навыков», — говорит Садыкова.

«РЕШАЮЩИМИ БУДУТ ФЕВРАЛЬ И МАРТ»

Число вакансий в Татарстане снизилось на 15%, из них 11% приходится на сезонное снижение и только 4% — на экономическую ситуацию в стране, говорит Павел Лебедев — руководитель направления исследований рекрутингового портала Superjob.ru. «На данный момент долгосрочные прогнозы делать сложно. Решающими месяцами для понимания дальнейшего развития событий на рынке труда станут февраль и март 2015 года», — прокомментировал он ситуацию «БИЗНЕС Online».

По данным компании, сохранится стабильный спрос на квалифицированных рабочих и инженеров; специалистов сферы IТ, особенно в сегментах Big Data, мобильной разработки, интернет-безопасности; менеджеров по продажам; бизнес-аналитиков, риск-менеджеров; топ-менеджеров с опытом антикризисного управления.

К наиболее уязвимым в смысле занятости отраслям относятся банковский сектор, сфера строительства, рекламный бизнес, туристический сегмент и сфера услуг. «Наиболее востребованными будут «универсальные» сотрудники, которые смогут совмещать несколько смежных направлений, а также высококвалифицированные специалисты любых профессий», — утверждает Лебедев.

«КАК НИКОГДА ПЛОТНО РАБОТАЕМ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ ПРЕДПРИЯТИЙ»

В министерстве труда, занятости и соцзащиты РТ, куда газета «БИЗНЕС Online» обратилась за более подробным комментарием, лишь подтвердили общее количество планируемых к сокращению сотрудников, не став уточнять названия предприятий. Ситуация на рынке труда РТ стабильная, но требует постоянного мониторинга и «как никогда плотной работы с руководителями предприятий», сообщила газете «БИЗНЕС Online» Эльмира Зарипова — министр труда, занятости и социальной защиты РТ.

Эльмира Амировна, что происходит сегодня на рынке труда Татарстана? Чувствуется ли какое-то напряжение?

— По сравнению со многими регионами Российской Федерации ситуация на рынке труда Татарстана по итогам 2014 года достаточно благоприятна и стабильна. Сегодня экономически активное население в республике — 2,075 миллиона человек, а занятых — 1,977 миллиона.

Наша республика в последние годы характеризуется высоким уровнем экономической активности, высоким уровнем занятости населения. Например, по численности безработных граждан, если смотреть по тем, кто зарегистрирован в центрах занятости населения, то мы в этом году приблизились к 20-летнему историческому минимуму. Уровень регистрируемой безработицы на конец 2014 года составил 0,74 процента от численности экономически активного населения республики (то есть меньше, чем в августе 2008 года, перед активизацией кризиса, когда уровень зафиксировали в 1,02% — прим. ред.). Это позитивные моменты, которые наблюдаются сегодня в структуре занятости населения.

Но если сравнивать декабрь 2014 года и январь 2015 года, то на учете в центрах занятости населения по республике состояли 14651 человек и 15211 человек соответственно. Это при том, что на рынке труда 35 тысяч вакансий. Рост к январю незначительный, но он есть. И эта тенденция требует внимания. Конечно, играют роль и сезонные факторы — традиционно к летним периодам наблюдается спад численности безработных, а в январе, феврале и марте — рост (добавим, что в январе сезонный рост начался впервые за последние два года, обычно он начинался в феврале — прим. ред.). Сейчас мы мониторим ситуацию и не можем отрицать, что это те законы рынка труда, которые имеют место быть всегда.

— У нынешней ситуации с безработицей есть какие-то характерные признаки или особенности?

— Можно отметить, что по структуре 60 процентов безработных составляют женщины, 20 процентов — каждый пятый — это молодой человек в возрасте до 29 лет. Соответственно, реализуемые нами программы по содействию занятости — это те, что направлены на поддержку молодежи в части переобучения, переподготовки, профориентации, а также те, что направлены на поддержку женщин, которые сегодня готовы и хотят совместить обязанности по воспитанию ребенка с трудовыми отношениями.

В прошлом году мы обучили более 800 женщин — это самый высокий показатель по Приволжскому федеральному округу. На этот год запланировано обучение 1 тысячи женщин, и эта программа подкреплена финансово. Все программы, реализуемые нами, проводятся в рамках госпрограмм содействия занятости населения. Мы еженедельно мониторим ситуацию, тесно работаем с предприятиями, со структурами малого и среднего бизнеса. В этом году нам дают информацию не только крупные и средние предприятия, но и предприятия малого и среднего бизнеса. Это позволяет нам говорить о том, что наши сведения достаточно точны.

Уже известно, какие компании планируют сокращения сотрудников в 2015 году?

— Все мы живем в обществе и видим, что сужается сектор экономики, предоставляющий рыночные услуги. Это финансовый, банковский сектор, страховщики, которые пересматривают численность сотрудников в сторону оптимизации. Есть колебания в строительном секторе, но они сезонны. По данным центров занятости населения, в январе на 15 тысяч безработных человек приходится 35 тысяч вакансий.

Вы допускаете, что в течение года возникнет ситуация, как во время кризиса в 2009 - 2010 годах?

— Сейчас ситуация на рынке труда зависит от развития экономики, от учетной ставки, от доступности кредитов для крупного и малого бизнеса, от того, какие меры будут приняты на федеральном уровне. Рынок труда — это следствие всех процессов, которые происходят в экономике. В любом случае хотелось бы отметить, что все существующие программы и социальные гарантии в отношении наиболее уязвимых слоев населения будут выполнены в полном объеме.

Какими возможностями для разрешения кризисной ситуации располагает министерство?

— С 1 января 2015 года законодатель предоставил нам больше прав в отношении соблюдения прав трудового законодательства. Например, если работодатель подменяет трудовые отношения с работником гражданско-правовыми, то будут применяться меры административного наказания. Например, наложение административного штрафа на юридических лиц — от 100 тысяч до 200. Кроме того, есть гарантии в отношении соблюдения требований по выплате минимального размера оплаты труда (МРОТ). Республиканским соглашением между профсоюзами, объединением работодателей и правительством МРОТ в республике установлен на уровне 6420 рублей, что на 7 процентов выше, чем по России на 2015 год. В муниципальных образованиях действуют комиссии, на которых рассматриваются предприятия с зарплатой ниже социальных минимумов. В планах — введение новой категории в системе «Народный контроль», где население сможет сообщать о фактах невыплаты заработной платы, задержек, случаев применения «конвертных выплат», а также случаев неоформления трудовых отношений.

На днях прошел Гайдаровский форум, на котором вице-премьер правительства России Ольга Голодец подчеркнула, что в первую очередь будут поддержаны драйверы экономического роста. Соответственно, сегодня мы говорим об изменении структуры занятости. Прежде всего поддерживать эффективный бизнес, который станет точкой роста. По республике это предприятия нефтехимического комплекса, ОЭЗ «Алабуга», Иннополис и другие.

Если говорить о том, готово ли вообще государство к поддержке ситуации с занятостью, то у нас есть опыт 2009 - 2010 годов. Тогда были реализованы разного рода программы. Например, организация временных общественных работ, организация профессиональной переподготовки, переобучения, организация самозанятости населения, то есть открытие и развитие собственного бизнеса. Такой опыт есть на уровне и страны, и республики. Татарстан активно участвовал во всех программах, разработанных федеральным центром. В сложившихся условиях мы, конечно, также будем участвовать в них, как только они будут разработаны. В настоящее время с федеральным министерством труда ведем предварительную работу с тем, чтобы быть готовыми к обучению и переподготовке кадров.

Приказом минтруда России 30 декабря прошлого года создана межведомственная комиссия федерального уровня по мониторингу ситуации на рынке труда. В республике, в свою очередь, даже в благоприятный с точки зрения экономики период не прекращал работу экономический совет при президенте республики, который был создан в прошлый кризис для оперативного реагирования на ситуацию. На днях состоялось его очередное заседание, на котором были обсуждены актуальные вопросы развития промышленности.

С федеральным ведомством уже проговаривались суммы, которые будут выделены Татарстану на реализацию программ в случае ухудшения ситуации?

— Суммы будут исходить из заявленных объемов, и в больше мере они будут ориентированы на поддержку бизнеса. Все социальные гарантии финансово подтверждены. Сегодня нужно говорить прежде всего о поддержке бизнеса, но это уже в плоскости макроэкономических тенденций развития.

Резюмируя, можно ли говорить о том, что сегодня ситуация на рынке труда стабильна?

— В любом случае мы должны быть собраны и держать руку на пульсе. Когда мы говорим «стабильная ситуация», никакого расслабления быть не может. Однозначно, сегодня рынок труда требует постоянного мониторинга с тем, чтобы в любой момент предложить возможные пути решения, чтобы сразу отреагировать, подключить необходимые ресурсы и инструменты в полном объеме. И, как никогда, мы плотно работаем с руководителями предприятий.