ШЕСТЬ ПЛЮС ОДИН

Подпись под указом о выделении грантов в размере 241,3 млн. рублей на развитие культуры, искусства и кинематографии президент РТ Рустам Минниханов поставил накануне своего визита в швейцарский Давос на Всемирный экономический форум. Согласно этому документу, в наступившем году гранты получат Татарский государственный академический театр оперы и балета им. Джалиля, Татарский государственный академический театр им. Камала, Большой государственный русский драматический театр им. Качалова, Татарская государственная филармония им. Тукая, Государственный ансамбль песни и пляски РТ, Государственный симфонический оркестр РТ, наконец, Государственное бюджетное учреждение культуры РТ «Татаркино».

6 из 7 названных учреждений на лике государственного культурного «фасада» республики Татарстан появились в 2008 году, когда главных потребителей культурных президентских грантов впервые собрал в «могучую кучку» Минтимер Шаймиев. С тех пор в списке главных республиканских грантоносцев случилась только одна ротация: в 2010 году после двухгодичного пребывания, татарскую культурную Синекуру покинул Государственный оркестр народных инструментов. С тех пор его место занято Татарской государственной филармонией. Наверное, справедливо. Надолго ли? Время покажет.

«В ЦЕЛЯХ... ПОСТАНОВЛЯЮ»

Шаймиевской эпохе обязана и головная формулировка ежегодного перепечатываемого президентского указа: «В целях оказания государственной поддержки наиболее значимым творческим проектам ведущих коллективов в области театрального, музыкального, хореографического искусства и кинематографии, в соответствии со статьей 282 закона республики Татарстан «О культуре» и указом президента республики Татарстан «Об учреждении грантов президента республики Татарстан в области культуры, искусства и кинематографии «постановляю... »

Далее — четыре (и тоже «шаймиевских») пункта с наименованиями получателей грантов, размером гранта, поручением кабмину РТ о «распределении средств...» и — четвертым пунктом — о «вступлении указа в силу» непосредственно с момента подписания его президентом.

Понятно, что с 2008 года цифры грантов менялись, об этом чуть позже. Необычно, что менялись и сроки выпуска указа. Так что теперь уже трудно понять, с какого момента и реально ли на год получали гранты учреждения культуры, указ о включении которых в соответствующий список выходил, скажем, 13 апреля, как это было в 2010 году, 2 марта, как это было в 2012 году, или пусть даже 11 февраля, как в 2013 году.

Указ на 2015 год вышел 16 января, как это было только еще один раз в местной истории. С прошлого года грантовый бюджет ни на копейку не поменялся — все те же 241,3 млн. рублей. В целом суммы государственных грантов за несколько лет выросли почти в пять раз — от 50 млн. рублей до нынешнего показателя. Таким образом, республика дала повод усомниться в продуктивности почти повсеместно насаждаемого секвестра культуры. По словам министра культуры Бурятии Тимура Цыбикова, в его регионе речь идет о секвестре в пределах 10 - 25% культурного бюджета. Хорошо, Бурятия — дотационный регион. Но в Москве и в Санкт-Петербурге ни для кого не секрет, что постановочный бюджет театров урезают где-то на 40%. На этом фоне неизменность суммарной цифры президентского гранта в РТ — уже разговор, хоть и «подпорченный» обстоятельствами текущего валютного курса по отношению к рублю.

«СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО»

При попытке уточнить размеры гранта каждому из названных учреждений культуры «БИЗНЕС Оnline» столкнулся с неожиданным препятствием. Ни министр культуры РТ, ни его первый заместитель не дали информации, несмотря на многочисленные попытки связаться с ними. Впрочем, источник, пожелавший остаться неизвестным, уточнил, что примерно в течение месяца гранты будут утрясать и направлять в наделенные ими культурные институции. Видимо, тогда «БИЗНЕС Оnline» и оповестит читателей о том, сколько конкретно каждым из 7 республиканских грантоносцев будет получено и на что потрачено. А в минкульте РТ, возможно, подготовятся к предметному разговору на темы выбора награждаемых, наличия в этом списке величин постоянных и практического отсутствия величин изменяемых. Возможно, поделятся и другими критериями выдвижения на президентские гранты, что, в общем-то, жителям республики с активной культурной жизнью вовсе не безынтересно.

Конкретные объемы гранта, предоставляемые каждому получателю, поручено установить кабинету министров Татарстана.

«НЕСМОТРЯ НА СЛОЖНУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ, ГРАНТ СОХРАНИЛСЯ. ЭТО ВАЖНО»

О ситуации с грантами высказались культурные деятели республики.

Юрий Жуков — директор ансамбля песни и танца РТ:

— О нынешнем гранте мы пока ничего не слышали. Если же говорить о традиционных грантах, которые берут свое начало с 2005 года, то этот указ действительно ежегодно подписывается и ведущим коллективам республики даются гранты. Это оперный театр, театр им. Качалова, театр им. Камала, это симфонический оркестр, это фольклорый оркестр музыки и ансамбль песни и танца РТ в том числе. На что будет потрачен грант целевой, который ежегодно выдается республикой? Там есть несколько задач, которые стоят перед нами. Первое — это наши творческие программы, которые мы должны реализовывать. Второе — это концертно-гастрольная деятельность, третье — оснащение материально-технической базы и четвертое — надбавки ведущим артистам за их мастерство. Вот по этим четырем направлениям идет расходование гранта. Что касается суммы, то традиционный наш грант всегда составлял 4 миллиона 240 тысяч рублей.

Ильфир Якупов — директор Татарского государственного академического театра им. Камала:

— Сумма для каждого учреждения конкретно пока неизвестна. Как и указано в документе, сейчас кабинету министров поручено распределить общий бюджет гранта между перечисленными организациями. Нашему театру два года подряд выделяется одинаковая сумма — 36 миллионов 360 тысяч рублей. Сам грант театр им. Камала получает с 2006 года. Естественно, мы благодарны президенту, министерству культуры Татарстана за такую поддержку. И совершенно справедливо: республика Татарстан в смысле поддержки учреждений культуры остается одним из передовых регионов России. И в этом году, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, грант сохранился, это важно. Возможно, не будет индексации суммы гранта, это пока неизвестно. Но в любом случае, такая поддержка со стороны правительства, согласитесь, делает честь руководству республики.

Стратегия распределения гранта в театре им. Камала стандартная, из года в год. Каждое учреждение культуры, получившее данный грант, обязано предоставить смету расходов и подробный отчет в конце года. То есть мы изначально планируем, на что будут направлены средства. Наша заявка на грант звучала в этом году так: «Инновационный подход в реализации творческих проектов и ребрендинг, модернизация и укрепление материально-технической базы, популяризация современной татарской драматургии и обмен творческим опытом с ведущими театральными коллективами России и дальнего зарубежья». К этой формулировке добавлю, что этот год у нас станет гастрольным. То есть львиная доля уйдет на гастрольную деятельность. Далее стандартно часть средств гранта направляется на повышение материального благосостояния творческих работников — это нельзя назвать ни зарплатой, ни премией. Это именно материальная поддержка. И, конечно же, значительная сумма будет направлена на новые постановки и реализацию проектов театра Камала, которых у нас традиционно немало.

Александр Сладковский — художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ:

— Насчет гранта в настоящую минуту, боюсь, внятно прокомментировать не смогу. Позавчера дирижировал Девятой симфонией Брукнера в Будапеште, вчера проводил репетицию и юбилейный вечер Юрия Башмета в московском зале Чайковского, а сейчас лечу в Казань, чтобы подработать программу нашего выступления с ГСО РТ в Мариинском театра 23 января. Насколько я понимаю, речь идет все же не об основном нашем президентском гранте, который и есть наш бюджет. Это, возможно, тот грант, который был бюджетом Государственного оркестра еще до меня, при Шаймиеве. Это было что-то около 12 миллионов рублей. И, конечно, если бы мы жили только на них, то оркестру пришлось бы ограничиться лишь очень скромной концертной деятельностью и парой детских абонементов. А вообще, хочу сказать, что в наше время поддержка президента республики особенно важна. Потому что без нее не было бы ни наших гостей-звезд, ни такого количества программ, мы не могли бы ездить на гастроли, и у нас не было бы тех замечательных инструментов, которые мы имеем.