" ТАТАРСТАН ПОЧТАСЫ" ЗАСЕКРЕТИЛ ИТОГИ ПОДПИСКИ НА ПЕЧАТНЫЕ СМИ, ЧТОБЫ СПРЯТАТЬ КАТАСТРОФУ?
Такого еще никогда не было: 1 июля финишировала подписная компания на печатные СМИ на второе полугодие, а все госструктуры хранят молчание о ее итогах. "Татарстан почтасы" (основной распространитель печатных СМИ в республике) ссылается на какую-то коммерческую тайну. Пресс-служба кабмина скромно отсылает в агентство "Татмедиа". Здесь тоже не спешат обнародовать полные данные… В конце концов мы выяснили, что количество подписчиков периодической печати в РТ с начала года сократилось в среднем на 20-25%, а по отдельным изданиям – в разы. Такого резкого падения не было с начала 90-х годов. Сокрушительный удар по изданиям, тиражи которых медленно, но верно падали все последние годы, наносит финансовый кризис.
ПОЧТОВЫЙ СЕКРЕТ
До сих пор, спустя три недели после окончания подписки ее официальные итоги нигде не опубликованы. Это при том, что традиционно руководство почтовиков по окончании практически каждой подписной кампании докладывало об очередных успехах. Нынешнее молчание вполне объяснимо – уже по итогам подписки на первое полугодие оснований для оптимизма не осталось ни у кого. Известно, что на первое полугодие 2009 года разовый подписной тираж печатных изданий в Татарстане составлял 1,65 млн. экземпляров или 84,6% к уровню подписки годичной давности. С тех пор кризис лишь усугублялся.
Иными словами, и без официального отчета ясно, что результаты подписки в целом носят негативный характер. Интересно, что официальным путем узнать всю полноту картины по подписке оказалось невозможно – в "Татарстан почтасы" ссылаются на пресловутую коммерческую тайну, которой они связаны с издателями (а интересы читателей, рекламодателей и государства, заинтересованных в транспорентности это ведомство, вероятно, не интересует?). Последние, в свою очередь, далеко не всегда заинтересованы в том, чтобы конкурентам и рекламодателям стали известны истинные данные о тиражах. Тем более, что часть печатных СМИ до сих пор в своих выходных данных публикуют завышенные (порой в разы!) цифры.
Однако, "БИЗНЕС Online" удалось получить часть данных о общих тиражах в "Татмедиа" (речь идет о тиражах, выходящих из типографии). Другую часть информации, наиболее важную – о итогах подписки – мы получили по неофициальным каналам. Причем люди, передававшие ее были страшно напуганы, словно речь шла как минимум о золотовалютных запасах Татарстана. На основе этих данных были составлены таблицы, из которых можно получить более или менее объективную картину тиражей СМИ в Татарстане.
Кстати, стоит объяснить, из чего сейчас складываются тиражи периодических изданий. Ряд наш СМИ до 90-95 % тиража распространяют по подписке ("Вечерняя Казань", "Республика Татарстане", "Ватаным Татарстан"). Другие, например, "Аргументы и факты", "Комсомольская правда", большую часть тиража продают через розничную сеть: почтовые киоски, магазины. Многие издания практикуют различные виды альтернативной подписки. Например, авиакомпания, ВУЗ, бензоколонка и т.п. могут выкупать часть тиража, а затем бесплатно распространять среди пассажиров, студентов, клиентов. Причем эти данные, как правило, в почтовой статистике не отражаются, так как доставкой газет и журналов в этих случаях редакции занимаются самостоятельно.
РЕКОРДЫ ПАДЕНИЯ
Ниже мы публикуем две таблицы. Таблица №1 – данные о подписных тиражах СМИ в Татарстане. Причем, они ретроспективные - начиная с первого полугодия 2006 года по второе полугодие 2009 года. (Все что касается прошлой информации взято из данных "Татарстан почтасы").
В таблице №2 приведены сведения Татмедиа по тиражам газет в первом и втором полугодии 2009 года, причем это данные, что называется, "со станка", то есть данные типографий, позволяющие судить о том, сколько газет реально печатается.
Все эти цифры позволяют достаточно четко представить себе картину с тиражами и подпиской на печатные СМИ в Татарстане. Фактически многие издания из состояния плавного снижения перешли к своей финальной стадии – свободному падению, которое в кризис лишь ускоряется.
Обратим внимание читателей на некоторые данные из таблиц.
Серьезные проблемы с подпиской возникли у газет "Труд" (минус 74 % за год – одной из причин стало закрытие регионального выпуска), "Время и Деньги" (минус 26% за год).
Уменьшение числа подписчиков у газеты "Татарстан яшьлэре", на первый взгляд, в пределах нормы – 12 %. Однако стоит вспомнить, что в золотые времена, в середине 90-х, это было популярнейшее молодежное издание, выходившее тиражом более 200 тыс. экз. Поэтому сегодняшние 30 000 для нее – это катастрофа.
Продолжает снижаться число подписчиков у безусловного лидера казанской прессы - "Вечерней Казани". Ее тираж впервые официально на нашей памяти ушел ниже отметки в 30 тыс. экземпляров.
Более 11 % подписчиков за год потеряла другая городская газета - "Казанские ведомости". Тираж "ежедневки" скатился ниже планки в 5 тыс. экземпляров, "толстушка" похудела до 27 тыс. (если говорить о подписке).
НЕРЫНОЧНЫЕ СМИ УМРУТ
Подвести итоги первого полугодия 2009 года и летней подписной кампании газета «БИЗНЕС Online» попросила участников и экспертов медиарынка. Александр Латышев - главный редактор газеты "Республика Татарстан": Фарит Шагиахметов - первый заместитель руководителя республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа": Рашид Галямов - генеральный директор ИД "Парадигма": Ильдар Миргалимов - заместитель главного редактора газеты "Ватаным Татарстан": Игорь Каймаков - директор казанского филиала "Коммерсантъ-курьер": Эрик Хайруллин - главный редактор газеты "Вечерние Челны": |
Наталья Голобурдова
Таблица 1. Тиражи.
Тиражи по подписке за 2006-2009 год. Данные "Татарстан почтасы"
|
|
1 п/г 2006 (с учетом альтер- нативной подписки) |
2 п/г 2006 |
2 п/г 2007 |
2 п/г 2008 |
2 п/г 2009 |
% 2 п/г 2009 к 2 п/г 2008 |
1 |
Ватаным Татарстан |
20100 |
16272 |
15242 |
17512 |
16054 |
91,7 |
2 |
Вечерняя Казань |
40530 |
29263 |
26365 |
27814 |
26081 |
93,8 |
3 |
Время и Деньги |
2473 |
1738 |
1635 |
1187 |
875 |
73,7 |
4 |
Звезда Поволжья |
570 |
477 |
432 |
508 |
588 |
115,7 |
5 |
Казанские ведомости |
30504 |
27211 |
30000 |
30143 |
26971 |
89,5 |
6 |
МК в Татарстане |
1756 |
1149 |
547 |
355 |
160 |
45,1 |
7 |
Молодежь Татарстана |
3704 |
1765 |
2626 |
1427 |
923 |
64,7 |
8 |
Республика Татарстан |
22848 |
23045 |
23847 |
26215 |
26661 |
101,7 |
9 |
Татарстан яшьляре |
51064 |
42674 |
37421 |
33510 |
29492 |
88 |
10 |
Шахри Казан |
3427 |
3198 |
2935 |
5393 |
3558 |
66 |
11 |
Татарстан |
7976 |
7561 |
7996 |
8423 |
1347 |
16 |
12 |
Известия |
1438 |
1162 |
1066 |
909 |
710 |
78,1 |
13 |
Комсомольская правда |
9200 |
7419 |
6592 |
6754 |
5059 |
74,9 |
14 |
Российская газета |
3037 |
2583 |
2351 |
2104 |
1407 |
66,9 |
15 |
Советский спорт |
1265 |
980 |
925 |
709 |
464 |
65,4 |
16 |
Труд |
12201 |
12259 |
7082 |
9047 |
2325 |
25,7 |
Таблица 2.
Тиражи за I и II полугодие 2009 года. Данные Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа"
№ |
Наименование газет |
I полугодие |
II полугодие |
1. |
АиФ |
30 052 |
28 880 |
2. |
Известия |
1 475 |
1 400 |
3. |
Российская газета |
3 691 |
2 940 |
Российская газета-"толстушка" |
88 003 |
87 086 | |
4. |
Коммерсант |
2 465 |
2 255 |
5. |
Труд |
1 892 |
1600 |
Труд-7 |
14 360 |
6 029 | |
6. |
Комсомольская правда |
9 646 |
10 490 |
Комсомольская правда- "толстушка" |
31 761 |
36 310 | |
7. |
Республика Татарстан |
10 680 |
10 709 |
Республика Татарстан-"толстушка" |
33 223 |
33 325 | |
8. |
Ватаным Татарстан |
16 077 |
14 280 |
Ватаным Татарстан-"толстушка" |
16050 |
17 170 | |
9. |
Вечерняя Казань |
32 900 |
28 352 |
10. |
Казанские ведомости |
5 700 |
4 590 |
Казанские ведомости – "толстушка" |
36 850 |
35 200 | |
11. |
Шахри Казан |
5 210 |
4620 |
Шахри Казан – "толстушка" |
6 210 |
6 252 | |
12. |
Время и деньги |
1 903 |
1 623 |
Время и деньги–"толстушка" |
2 955 |
2 800 | |
13. |
Звезда Поволжья |
3 780 |
3 780 |
14. |
Мэгърифэт |
7 500 |
6 700 |
15. |
Мэдэни жомга |
3 670 |
3 031 |
16. |
Татарстан яшьлэре |
36 500 |
31 770 |
17. |
Сабантуй |
7 560 |
5 015 |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.