Как стало известно «БИЗНЕС Online», в начале января в центре исламоведческих исследований Академии наук РТ произошла значимая перестановка: на пост директора пришел до сих пор мало кому известный в научной среде Татарстана 36-летний ученый Ринат Патеев. Ранее возглавлявший этот центр известный политолог Рафик Мухаметшин, по официальной версии, намерен уделять большее внимание своей основной работе на должности ректора Российского исламского университета. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что центр должен популяризировать традиционный для РТ ислам и решать задачи, связанные с угрозой его радикализации.
Ринат Патеев |
ЗАНИМАТЬСЯ ПОПУЛЯРИЗАЦИЕЙ ТРАДИЦИОННОГО ИСЛАМА
Новый директор центра исламоведческих исследований Академии наук РТ Ринат Патеев приехал в Казань из Ростова-на-Дону и в марте 2014 года занял должность заместителя руководителя центра. «Он больше политолог, больше занимался Кавказом, — сообщил «БИЗНЕС Online» о своем преемнике первый с момента создания центра его директор (с сентября 2010 по декабрь 2014 года), доктор политических наук, профессор, ректор Российского исламского университета (с декабря 2006 года) Рафик Мухаметшин. — Патеев почти год работал моим заместителем в центре исламоведения, он профессионал и вполне сможет организовать работу».
О своих планах на новом посту «БИЗНЕС Online» рассказал сам Ринат Фаикович: «Центр исламоведческих исследований функционирует с 2010 года. Возглавлял его Рафик Мухаметшович, и сделано им было немало. На сегодняшний день исламская проблематика остается достаточно актуальной, поскольку ситуация, как мы видим, весьма непростая. Об этом свидетельствуют последние события в Париже (расстрел 7 января 2015 года журналистов французского сатирического журнала Charlie Hebdo, который опубликовал карикатуры на ислам и пророка Мухаммеда — прим. авт.), все, что связано с возникновением так называемого Исламского государства (ИГ — организация, действующая на территории Ирака и Сирии — прим. авт.). Все это говорит о том, что актуальность в исследованиях ислама продолжает оставаться достаточно значимой. Что касается непосредственно развития нашего центра, в том числе моей работы в связи с назначением директором, она будет связана с тем, чтобы придать практический, прикладной вектор исследованиям. В частности, необходимо усилить вектор социологических и политологических исследований и вывести работу центра на экспертно-аналитический уровень. Конечно же, нам необходимо ориентироваться на современный уровень научных исследований, стремиться консолидировать научные кадры специалистов в области ислама, которые в республике есть. К сожалению, эта работа сегодня пока что осуществляется разновекторно, многие специалисты работают по своему направлению, не слишком интересуясь, чем занимаются в этой же сфере коллеги, и поэтому варятся в собственном соку. Кроме того, необходимо усилить сотрудничество с другими научными учреждениями, которые занимаются исламоведением в Татарстане, в других регионах страны. Нам также нужно постепенно-постепенно наладить взаимодействие и сотрудничество с международными организациями в области исследования ислама как в рамках Союза независимых государств, так и за пределами СНГ».
Патеев также заметил, что работа центра исламоведческих исследований связана и с популяризацией традиционных установок татарского богословского наследия: «У нас академический центр, не богословский, но мы, считаю, обязательно должны заниматься популяризацией традиционного для Татарстана ислама, в первую очередь разрабатывая связанные с этим концепции».
Новый директор рассказал, что сегодня в центре работают 12 научных сотрудников, административный персонал — четверо. «В ближайшее время, — сообщил Патеев, — будут небольшие изменения, связанные с общей реструктуризацией Академии наук Татарстана, но существенно повлиять на центр эти изменения не должны». Что касается финансирования центра, его руководитель обтекаемо сказал: «Деньги для центра выделены, хотя в связи с экономическим кризисом есть определенные сокращения финансирования. Но они не скажутся серьезно на работе центра, в этом отношении все нормально». «В ближайшие месяцы, — говорит директор, — центр ожидают много организационных проблем первоочередной направленности. Хотим, например, создать научный совет».
Отметим, что Патеев фигурирует как автор ряда публикаций о состоянии дел в мусульманской общине кавказских регионов, о проблеме распространения ваххабизма в России, о роли зарубежных миссионеров, экстремизме. Вероятно, это и предопределило во многом его приглашение в Казань и последующее назначение — как сообщают наши источники в научной среде, оно было инициировано казанским Кремлем. Интересно, что на своей страничке в Facebook Патеев часто высказывается по проблемам Украины в довольно жестких выражениях: «укропы», «майдаунизм», а, например, радио «Эхо Москвы» характеризует как «либеральную помойку».
МУСУЛЬМАН В РОССИИ МНОГО, ИСЛАМОВЕДЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ БЫЛО
Центр исламоведческих исследований — структура АН РТ, малоизвестная широкой публике. Как рассказал Рафик Мухаметшин, вопрос о его создании поднимался еще на рубеже 2008 и 2009 годов, во время встречи мусульманской уммы с президентом республики, тогда Минтимером Шаймиевым в мечети «Марджани». «Те, кто это предлагал, имели в виду немного другое, может быть, открытие еще одного учебного заведения, — говорит Мухаметшин. — Но президент это предложение трактовал по-другому, да, сегодня очень актуально открыть центр исламоведческих исследований. Честно говоря, я думал, этот разговор забудется. Но на самом деле было дано поручение, и довольно быстро такой центр был создан».
«Мы говорим, что ислам в России и сегодня занимает и раньше занимал важное место, но я не могу назвать другой исламоведческий центр. Такого нет в Москве, нет в других регионах. Более того, сегодня и кафедру исламоведения найти в вузах России довольно сложно, — говорит профессор. — То есть мусульман в России много, но почти нет центров, которые бы профессионально, академически исследовали проблемы мусульман. Исламоведы есть, но они довольно раздроблены. Поэтому появление центра исламоведческих исследований, тем более в Татарстане, было естественно».
Рафик Мухаметшович напомнил, что в 2010 году он возглавлял отдел исламоведения Института истории имени Марджани АН РТ: «И когда создавался новый центр исламоведческих исследований, с директором Института истории Рафаэлем Хакимовым мы четко договорились, что у нас не должно быть конкуренции. Поскольку задачей отдела исламоведения является в основном исследование исторических аспектов развития ислама, богословского наследия и так далее, а вновь созданный центр должен больше заниматься современными проблемами. Перед этим центром мы поставили важную задачу — изучать проблемы исламской каноники, вести социологические исследования современного состояния мусульманской уммы. Очень актуальны сегодня и проблемы мусульманского права, использования норм шариата в светском государстве. Еще Российская империя, которую у нас долго ругали, по крайней мере, позволяла использовать какие-то элементы шариата, например, наследственное право, семейное право. Это полностью было отдано самим мусульманам, хотя они жили в православной империи».
Рафик Мухаметшин |
А сегодня, с сожалением заметил профессор, при слове «шариат» «многие встают на дыбы, начинают кричать «у нас светское государство». «Эта проблема, — считает Мухаметшин, — заслуживает обсуждения и изучения. Эти актуальные вопросы были поставлены и перед центром, и он в основном занимался проблемами, близкими к современности, их политическими, социологическими, экономическими аспектами. Хотя это задача не только одного научного центра».
ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ СМОТРИТ НА ИСЛАМСКИЙ МИР КАК НА ПРОТИВНИКА
Мухаметшин высказал «БИЗНЕС Online» свое мнение о том, какие сегодня стоят задачи перед центром исламоведческих исследований: «На сегодня очень важна экспертная оценка многих событий, которые происходят в мусульманском сообществе мира, России, Татарстана. Например, экспертная оценка того, что произошло недавно во Франции. Это требует более глубинного анализа, это нельзя возводить только к свободе слова, к тому, что мусульмане якобы выступают против свободы слова, а мы, французы, такие современные, являемся приверженцами демократии, защищаем свободу совести... Сегодня пишут именно так, довольно поверхностно. А на самом деле тут глубинный процесс, поэтому нужны эксперты, которые могли бы это увидеть и проанализировать. Подобных проблем сегодня очень много, и поэтому центр исламоведческих исследований, безусловно, очень нужен».
Ректор РИУ также заметил: «Вот мы говорим о мусульманском сообществе Татарстана. Но, честно признаться, мы это сообщество очень плохо знаем. Когда в июле 2012 года в Казани был убит Валиулла хазрат, для всех нас это был сильнейший шок! И не только потому что убили человека в Татарстане выходцы из самого же Татарстана. Убийство любого человека — шок. Но у нас был шок и в том плане: а что произошло? Случайно ли это? Есть ли внутренние закономерности? Какие глубинные процессы происходят в мусульманской умме Татарстана? Поэтому сегодня очень важно дать объективную характеристику этих глубинных процессов. Конечно, это проблемы не только нашей республики, глобализация напрямую связана и с мусульманским миром. И мы видим, что радикализация, к сожалению, это объективная закономерность. Радикализация имеет очень разные формы, разные источники, но в первую очередь связана с тем, что мусульманский мир сегодня не может развиваться так, как хотел бы, ему не дают. Мы видим, что происходит в Ираке, в Ливии, что хотели сделать с Сирией. Западная цивилизации смотрит на исламский мир как на чуждую цивилизацию, как на противника. И, естественно, заинтересована, чтобы исламский мир не развивался полноценно, потому что через какое-то время он может стать экономическим, политическим и идеологическим конкурентом. А поскольку мусульманский мир не может противостоять западной цивилизации, это проявляется через радикализм и терроризм. Все процессы, которые происходят в Европе, надо изучать».
В круг интересов центра исламоведческих исследований, по мнению профессора Мухаметшина, должны входить и экономические проблемы: «Сегодня мусульманское сообщество и России в целом, и Татарстана в частности нуждается в развитии инфраструктуры. Это надо изучать и выработать рекомендации для мусульманского сообщества. Нужны социологические исследования. Например, они показали, что 50 процентов тех, кто считают себя мусульманами, вообще не посещают мечеть. Это как бы их проблемы, но, с другой стороны, получается, что такие люди вне уммы. Это надо проанализировать: такое вполне нормально для современного мира, или это радикализирует мусульманскую молодежь? Как работать с теми людьми, которые не слушают проповеди имамов? Которые не ходят в мечеть, но сидят в интернете, там находят для себя информацию... Все это требует серьезного изучения».
Фото: dumso.ru |
Еще одна важнейшая задача для центра исламоведческих исследований — более активно работать над тем, чтобы вернуть свое богословское наследие. «Мы очень плохо и поверхностно знаем свое богословское наследие», — говорит Рафик Мухаметшин.
СЕГОДНЯ ПЕРЕД ЦЕНТРОМ СТОЯТ ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ ЗАДАЧИ,
СВЯЗАННЫЕ С УГРОЗОЙ РАДИКАЛИЗАЦИИ ИСЛАМА
Смену руководства в центре исламоведческих исследований и стоящие перед ним сегодня задачи прокомментировали «БИЗНЕС Online» известные ученые.
Азат Ахунов — доцент кафедры востоковедения и исламоведения Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ:
— Судя по тому, что руководством РТ при создании центра исламоведческих исследований были предоставлены серьезные финансовые средства, определены 20 штатных единиц, предполагалось, что будут вестись очень активные работы по самым различным направлениям. Но с тех пор, честно говоря, какой-то особенно интересной информации о достижениях этого центра не было: что его сотрудники сделали, какие книги выпустили, какие конференции провели. Судя по публикациям в СМИ, по общению с коллегами, я не могу сказать, что центр занимался очень активной и плодотворной деятельностью. Сейчас много говорят об эффективности, наверное, стали требовать эффективности и от этого центра. Рафик Мухаметшович Мухаметшин, который возглавлял центр, — человек, очень востребованный в Татарстане, занимает высокие должности, отвечает за самые разные направления и, естественно, не может охватить вниманием их все. Поэтому вполне логично, что руководить этим центром будет человек, который сможет уделять ему все 100 процентов своего рабочего времени.
А проблем, которыми должен заниматься центр, много, их нужно изучать, нужно анализировать то, что происходит в мусульманской умме Татарстана, проводить социологические опросы, работать на предупреждение негативных явлений, которые могут возникнуть. Для этого нужно следить за ситуацией и ее контролировать. Кроме того, татарский ислам связан с татарским богословским наследием, которое еще не до конца изучено, потому что не хватало специалистов со знанием восточных языков, со знанием ислама. И это направление тоже должно попасть в поле зрения специалистов центра исламоведения, стать объектом для изучения. Я уверен, что эти два направления — изучение наследия и изучение современной ситуации в Татарстане, прогнозирование развития ситуации с исламом в республике, — то, чем мог бы заняться центр исламоведческих исследований. Хотелось бы пожелать этому центру наладить контакты с другими аналогичными структурами, которые существуют в нашей республике. Например, с федеральным ресурсным центром по развитию исламского и исламоведческого образования КФУ, который выполняет задачи по федеральному исламскому проекту. Есть и в других вузах группы или специалисты, которые занимаются исламоведением. Наверное, сейчас назрела ситуация, когда все эти силы как-то нужно объединить и скоординировать, это тоже одна из задач, которую может решить центр исламоведения.
Рафаэль Хакимов — вице-президент Академии наук РТ, директор Института истории им. Марджани АН РТ:
— Центр исламоведческих исследований создавался под задачи, поставленные аппаратом президента РТ и связанные с межконфессиональными отношениями, выработкой межконфессиональной политики в республике. Это, можно сказать, научное сопровождение национальной, этноконфессиональной политики в РТ. У меня тут свое видение: если это академическое учреждение, оно не может быть очень уж приземленным: «поди туда, поди сюда», а должно все же вырабатывать некие концепции в этой сфере и проверять их на практике, смотреть вместе с госслужащими, как и что получается или не получается. Я боюсь, в центре немножечко приземлились до уровня социологических исследований, таких вот вещей. По крайней мере, трудно судить, что у них есть какое-то важное научное направление. С моей точки зрения, сегодня перед центром стоят очень важные задачи, связанные с угрозой радикализации ислама. Это остается основной темой. И эту проблему нельзя преодолеть только спецслужбам, у них свои задачи.
А перед центром стоит важная задача, связанная с идеологией: какой именно ислам у нас должен быть? Когда, например, говорят «не радикальный», этого недостаточно для того, чтобы ответить на такой вопрос. И когда говорят, что террор и ислам — это разные вещи, опять тут есть некие недоговоренности, подмена понятий. Потому что если эти радикальные мусульмане обучаются в наших медресе, если в проповедях звучат радикальные фразы, если у нас следуют мазхабам, а мазхабы требуют, чтобы государство было исламским, а значит халифат и шариат, получается, подменяют светское законодательство, то нельзя сказать, что радикальный ислам совсем уж не порожден исламом или исламскими учреждениями, как угодно. И в Коране можно найти фразы, к сожалению, в пользу и того и другого. Там есть эти фразы, если их оторвать от контекста, от исторической ситуации, которая была при пророке. Если всего этого не учитывать, то Коран можно использовать как угодно. Чтобы найти из всего этого правильный выход, надо опираться исключительно на наши традиции, и не на какие другие. Найти все эти компромиссные варианты, найти общий язык с какими-то организациями «Братьев мусульман» — все это нам не нужно. Это не здесь порождено, это все чужое, привнесенное, и пусть оно там и останется, где оно зародилось. А у нас зародилось в Х веке, мы всю эту историю знаем, показало себя успешно до революции, и все это нужно продолжать. Есть учебники, по которым учились наши имамы, и эти учебники надо вернуть, а не переводить с арабского из Саудовской Аравии или каких-то других стран... Наши богословы на голову выше всех остальных. И то, что муфтий Татарстана объявил нынешний год Годом татарских богословов — одно из последствий той моей статьи о мазхабах, которая вышла в «БИЗНЕС Online». Идея очень простая: вернуть наши традиции и следовать этим традициям, отказаться от мазхабов, признать светский характер Татарстана, России, уважать те религии, с которыми живешь бок о бок. Вот на это, с моей точки зрения, и должен работать центр исламоведческих исследований.
Справка
Ринат Патеев родился в 1978 году в Ростове-на-Дону. Окончил факультет социологии и политологии Ростовского государственного университета (2004). В 2006 году на кафедре политологии и этнополитики Северо-Кавказской академии государственной службы защитил кандидатскую диссертацию на тему «Политические аспекты мусульманского образования в России: история и современность». Кандидат политических наук.
Работа:
С 1 июля 2010 по 1 марта 2014 года — кафедра теоретической и прикладной политологии Южного федерального университета, старший преподаватель.
С марта 2014 года заместитель директора, с 1 января 2015 года — директор в центре исламоведческих исследований АН РТ.
Научные интересы: исламоведение, изучение системы исламского образования в России и за рубежом, проблемы модернизации исламских сообществ.
Автор более 30 научных публикаций в России и за рубежом, в том числе двух монографий: «Политические аспекты мусульманского образования в России: история и современность», «Ислам в Ростовской области».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.