С РЯДОМ КРИТИЧЕСКИХ ЗАМЕЧАНИЙ МОЖНО СОГЛАСИТЬСЯ, НО...

Казанский искусствовед Гузель Файзрахманова в последнее время написала для «БИЗНЕС Online» несколько статей с анализом выставок и выставочной деятельности ряда казанских музеев. Во всех своих статьях автор делает акцент на выставочной деятельности ГМИИ РТ, имея к нашему музею, видимо, особое «пристрастие».

При всем том, что с рядом критических замечаний автора можно согласиться и обсуждать, вызывает по меньшей мере удивление тон излагаемой критики в адрес музея — она недоброжелательная, тенденциозная, с неким душком желчности, высокомерной снисходительности, а местами — и прямого унижения профессионального уровня сотрудников и всей деятельности музея.

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан — единственный художественный музей республики, обладающий уникальной и богатейшей коллекцией русского, западноевропейского, восточного, отечественного искусства ХХ века, татарского изобразительного искусства — произведений, вошедших в золотой фонд классики татарского искусства ХХ — начала XXI веков. Традиции нашего художественного музея восходят к 1920-м годам, когда в нем работали П.М. Дульский, П.Е. Корнилов, позже — титаны и подвижники музейного дела Г.А. Могильникова, А.И. Новицкий, искусствоведы А.Д. Сысоев, А.Б. Файнберг, Д.К. Валеева, Р.Г. Шагеева, В.А. Цой.

Изучение и популяризация коллекции — одна из основных линий деятельности музея, и в этой области музей проводит огромную работу, приобщая зрителя к подлинным произведениям живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Музей регулярно организует выставки из своих фондов, кроме того, что работают его постоянно действующие экспозиции — русского искусства XVI - XX веков, русского авангарда, зал А.Ф. Лихачева — в главном здании музея; экспозиции произведений Н.И. Фешина, Казанской художественной школы, Казанского авангарда 1910 - 1920-х годв, татарского декоративно-прикладного искусства, татарского изобразительного искусства 1930 - 1940-х годов, Б.И. Урманче, Х.А. Якупова, И.К. Зарипова — в Национальной художественной галерее «Хазинэ».

Н.И. Фешин. Портрет Вари Адоратской. 1914
Н.И. Фешин. Портрет Вари Адоратской. 1914

Музей только за последнее время провел серию выставок искусства народов России, каждая из которых была сопровождена научным каталогом: мордвы, чувашей, кряшен, русского народа, крымских татар (кстати, предвосхитив события вокруг присоединения Крыма к России). ГМИИ РТ очень тесно сотрудничает с Русским музеем, ГМИИ им. Пушкина (наш искусствовед прошла мимо прекрасной выставки одной картины Альбера Марке из собрания этого музея, которая работала в начале зимы в «Хазинэ»), фондом Марджани, Государственным музеем Востока, центром РОСИЗО, многими зарубежными музеями. Начало планомерных контактов Государственного Эрмитажа начиналось в свое время именно в стенах ГМИИ РТ. Произведения из собрания ГМИИ РТ только за 2014 год были экспонированы в трех крупнейших городах Китая, в Швейцарии, Австрии, Италии, Словении, в городах России — Москве, Сергиевом Посаде, Омске, Челябинске, Калининграде.

ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ

Ежегодно музей проводит выставки, ко многим из которых выпускаются научные каталоги — их только за последние годы издано десятки: 7-томный издательский проект «Художественные сокровища Татарстана», проекты «Мир искусства», «Памяти 1812 года», монографические каталоги Б.И. Урманче, Р.Х. Нигматуллиной, А.Л. Прокопьева, А.А. Абзгильдина, Г.Л. Эйдинова, Г.А. Рахманкуловой, М.К. Мавровской, В.К. Федорова, Р.Ш. Каримуллина, Ф.А. Аминова, А.Р. Туманова и многих других. Музей также является организатором регулярно проводимых научных конференций всероссийского и международного масштаба, в одной из которых принимала участие и Г.Р. Файзразманова с изданием сборников научных статей. За всем этим стоит невидимая на первый взгляд, но огромная работа коллектива музея.

За кадром «анализа» остались, например, выставка «Идель-Арт» или выставки «Графкома» — эти выставки разве не отражают современное искусство? Или современное искусство — это исключительно так называемое актуальное искусство (contemporary art), где артефактом становится любой предмет, вещь, ассоциация, инсталляция, игра воображения, различные мульти, медиа и прочее?

Думается, что каждый должен заниматься своим делом. Музей изобразительных искусств — прежде всего классический музей с классической коллекцией, его главная задача — быть хранителем сокровищ, просветителем и популяризатором искусства. Музей, давая добро на проведение проектов, подобных «Леонардо да Винчи» или «Живые полотна Дали» (тем более заявленных как мультимедийные проекты — каждый образованный человек понимает, что это не оригинальное искусство), не претендует на их особое художественное качество или некий высокохудожественный уровень, прекрасно понимая и осознавая их настоящее предназначение. Тем не менее такая форма подачи материала — этот как раз современный уровень диалога со зрителем, современным зрителем с так называемым «клиповым» мышлением, который в подобной форме приобщается к произведениям мирового искусства. Другой вопрос, что сам проект может быть более высокого уровня или менее, с более дорогостоящим оборудованием, а значит, с качеством подачи или менее... Но и это не «устраивает» нашего оппонента.

Удивительно, с какой легкостью автор статей навешивает ярлыки, как лихо расправляется и на ходу уничижает, распинает всю работу коллектива музея, его сотрудников! Выпады в адрес сотрудников, которые, бедные, убогие, ущербные (по определению автора), не выезжают никуда и не видят музеи в других городах и странах, — это читать и смешно, и грустно: так не уважать своих коллег, находить повод для злорадства и, самое главное, голословного очернения и клеветы!

КАКИЕ ВЫСТАВКИ ПРОВОДИТЬ — ЭТО ПРЕРОГАТИВА МУЗЕЯ

Очень соблазнительно подняться на «олимп» и оттуда рассуждать о чистоте искусства или о чистоте экспозиции, о «белом кубе» музейного пространства. Г.Р. Файзрахманова упивается этой прекрасной теорией, которая самым замечательным образом известна и сотрудникам музея. Но мы, музейщики, живем в тех реалиях, которые нам предоставляет наша жизнь — с жестким бюджетом, с необходимостью зарабатывать деньги, на которые музей проводит выставки, делает ремонт экспозиционных залов и служебных помещений, кстати, и в галерее современного искусства в том числе (!), приобретает оборудование для фондовых хранилищ, реставрирует произведения, обеспечивает сопровождение каждой выставки пакетом продукции — это как минимум афиша, пригласительный билет, этикетаж, аннотирование, работа со СМИ, оформление графических произведений в рамы, что для художников-экспонентов является абсолютно бесплатными услугами музея (!!!), и многое другое.

Такое чувство, что Г. Файзразманова умышленно не замечает одного, тенденциозно акцентируя внимание на другом. Один музей (кстати, ГМИИ РТ — это не музей современного искусства!) не в состоянии закрыть своей деятельностью все ниши культуры или искусства — на это в Казани существует масса самых разных музеев, культурных центров, каждый из которых выполняет свою специфическую задачу, дополняя друг друга, и это замечательно. Замечательно, что открылся культурный центр «Смена» — он призван выполнять свою задачу, его деятельность рассчитана на одного зрителя и потребителя (используем здесь это слово), другие центры и музеи — на другого.

weltformat-6.jpg
«Сравнивать «Смену» и ГМИИ РТ некорректно, это несравниваемые величины; ведь никому не приходит в голову мерить одной меркой наш Национальный музей РТ и, положим, музей естественной истории в Казанском кремле?»

Никто не может диктовать и вторгаться столь бесцеремонным образом в политику того или иного музея. По поводу советов, какие выставки проводить ГМИИ РТ, — это все же находится в компетенции самого музея. А сравнивать, к примеру, «Смену» и ГМИИ РТ, мягко говоря, некорректно, это несравниваемые величины; ведь никому не приходит в голову мерить одной меркой наш Национальный музей РТ и, положим, музей естественной истории в Казанском кремле?!

Хотелось бы заметить уважаемому оппоненту, что игры в одни ворота не получится — как говорится, «ничего личного», но попрана честь музея, посредством серии статей идет целенаправленная акция по дискредитации музея в глазах общественности города и республики, да и всего сообщества людей, неравнодушных к искусству. Очень жаль, что в непростые времена и события, которые сегодня окружают всех нас, мы, музейщики, искусствоведы, разобщены; мы должны консолидироваться, вместе ставить задачи, решать проблемы. Выяснение отношений — задача неблагодарная, в которой трудно найти победителя и побежденного. Думается, что эти препятствия преодолимы.

Дина Хисамова