Еще один McDonald’s откроется в Казани в течение месяца, в перспективе также — «заход» сети в Елабугу. Об этом в эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» рассказал президент компании в России и Центральной Европе Хамзат Хасбулатов. Он поделился историей появления первого и единственного пока в России дома Роналда Макдоналда близ ДРКБ, раскрыл данные локализации (пока это 85%) и ценовой политики, а также объяснил важность строительства производства в Елабуге логистикой до Урала и Сибири.
Хамзат Хасбулатов: «С большой симпатией отношусь к тому, как в республике ведут бизнес» |
НОВЫЕ MCDONALD’S — В КАЗАНИ И ЕЛАБУГЕ
В этом году McDonald’s празднует свое 25-летие в России. 31 января 1990 года на Пушкинской площади в Москве открылся первый ресторан. В Казань McDonald’s пришел 9 лет спустя. В минувшие выходные в первом российском McDonald’s гостей и прессу встречал президент компании в России и Центральной Европе Хамзат Хасбулатов. Интервью с топ-менеджером проходили тут же — в зале обслуживания, так как заходить в производственные и административные помещения ни журналистам, ни кому бы то ни было без медкнижки запрещено. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось также пообщаться с Хамзатом Хамидовичем.
— Какие планы по расширению сети в Татарстане? Какие площадки рассматриваете?
— Татарстан — это один из примеров, где мы создали очень интересную интегрированную систему. У нас в республике около 20 предприятий: в Казани, Альметьевске, Набережных Челнах, Бугульме. В Елабуге откроется ресторан в этом году. Мы приняли решение разместить его там, где будет наш производственный кластер. Кстати, Татарстан — очень интересный регион с точки зрения приветствия инвестиций. Мы будем продолжать развиваться в регионе. Пока не знаю, какое количество проектов будет еще. Но в конце прошлого года в Казани мы открыли новое предприятие (в «Корстоне» — прим. ред.), а еще одно откроется в ближайший месяц в бывшем «Ланцелоте». Вообще, с Татарстаном у McDonald’s очень интересное сотрудничество. Например, первую семейную гостиницу в стране мы построили именно в Казани. Это уникальный проект, который является наглядным примером нашего участия в социальной жизни.
В августе 2013 года в Казани была открыта бесплатная семейная гостиница «Дом Роналда Макдоналда» |
— Почему для этого проекта была выбрана именно Казань?
— Не скрою, лично я с большой симпатией отношусь к тому, как в республике ведут бизнес. Президент и руководство республики обратились ко мне с просьбой поддержать Универсиаду в Казани. Я сказал: «Хорошо, поддержу. А что вы хотите?» Они ответили: «Нужно обеспечить питание волонтеров, атлетов и участников Универсиады». И мы построили временный ресторан в Деревне Универсиады, который обеспечил питанием всех волонтеров, которые были в Татарстане. Это достаточно затратная идея, но мы реализовали ее с большим удовольствием.
Во время одной из встреч в Казани с президентом Миннихановым я сказал: «Рустам Нургалиевич, может благотворительный фонд McDonald’s построить гостиницу для родителей, которые приезжают в Казань на лечение с детьми?» Таким семьям негде проживать, квартиры дорогие, неудобно. А им надо жить там месяцами, особенно это касается детей с онкологией и травмами. Я давно хотел в России построить такой дом, для Москвы был проект гостиницы со всей инфраструктурой. Минниханов долго сидел и смотрел на меня: «А для чего это?» Я сказал, что мне приятно что-то подобное сделать, но лучше Казани ничего не найду. Как же он быстро позвал главврача, министра! Он сказал, что есть республиканская больница, куда больше всего детей приезжает. Там мы и построили семейную гостиницу — она открылась во время проведения Универсиады-2013. На строительство было направлено около 200 миллионов рублей. При этом проживание в доме для всех его жильцов (и детей, и родителей) абсолютно бесплатно. Это чудесный проект.
— Еще где-то подобный проект планируется реализовать?
— Он уникальный для России и первый в Казани. Пока не знаю, будем ли еще где-то повторять этот опыт.
ЕЛАБУЖСКИЕ БУЛОЧКИ ПОЕДУТ ОТ ПОВОЛЖЬЯ ДО СИБИРИ
— В конце прошлого года экспертный совет минэкономразвития РФ одобрил проект ООО «Ист Болт Елабуга» по производству хлебобулочных изделий для McDonald’s в особой экономической зоне «Алабуга». Почему местом реализации проекта была выбрана именно эта площадка?
— Мы несколько лет назад обсуждали идею размещения такого кластера в Татарстане, учитывая то, что это особая экономическая зона. Тем более что история отношений между Татарстаном и нашим брендом действительно вызывает у меня только симпатию. В республике с радостью поддерживают инвестиции, желают создать у себя все современное. Я был одним из главных сторонников привлечения инвестиций в Татарстан, мы хотели привезти туда многих инвесторов. Когда мы открывали первое предприятие, там никого не было. Я всегда говорил и продолжаю говорить, что с точки зрения инвестиционной привлекательности это один из самых ярких и позитивных примеров.
Когда мы рассматривали «Алабугу» как место размещения кластера, то нашли в этом решении огромное преимущество и потенциал. Во-первых, важно размещать производственные предприятия поближе к ресторанам, которые построены компанией в Поволжье, на Урале и в Сибири. Во-вторых, этот проект может быть реализован очень быстро.
Завод «Белая дача» в «Алабуге» |
Сначала мы запустили завод «Белая дача» по переработке овощей, вторым будет дистрибьюторский центр, который «Хави Групп» построит там же — для того чтобы нам минимизировать издержки по логистике. На третьем этапе запустятся еще два предприятия: финская компания «Хухтамаки» разместит там завод по производству упаковки, а «Ист Болт» построит свою пекарню. Уже запущен процесс согласования с Республикой Татарстан. Это вторая волна, но мои мысли, наверное, уже дальше идут. Но я пока не буду с вами ими делиться, ведь руководство республики ответит: «Давай быстрее приводи их сюда».
Однако я всегда буду поддерживать этот регион, потому что он привлекательный для инвестиций, а руководство адекватное: нет вопросов, связанных с бюрократическими препонами, достаточно ответственно держат слово. Можно уверенно вести бизнес.
— «Ист Болт Елабуга» будет единственным поставщиком булочек в регионе? Какой рынок охватят елабужские булочки?
— Когда мы закончим, кластер будет охватывать Поволжье, ближайшие регионы, Урал и до Сибири. Скорее всего, мы рассматриваем «Алабугу» как один из кластеров, который теоретически мог бы поставлять продукцию в Казахстан, если мы там откроем предприятия. На этом этапе там уже есть работающий завод «Белая дача». Второй этап — запуск дистрибьютерского центра, который бы управлял логистикой, а дальше два разных инвестора по упаковочным материалам и пекарня. Будет ли она единственной? Не знаю. Но на данном этапе у них первый проект вне Москвы, который будет запущен для обеспечения этого региона.
«НЕ БЫЛО НИ ОДНОГО СЛУЧАЯ ПИЩЕВОГО ОТРАВЛЕНИЯ»
— В 2014 году в ваших ресторанах прошли масштабные проверки Роспотребнадзора. Некоторые связали их с политическими событиями и трендами. Почему все-таки McDonald’s стал крайним в санкционной войне?
— Я оставлю этот вопрос, чтобы вы сами догадались. Мне важно, чтобы я увидел суть претензий. Моя публичная позиция и позиция компании была такова: с большинством этих претензий мы не согласны, считаем их необоснованными. Если мы находим решение на встречах и обсуждениях этих претензий, мы снимаем их с повестки. Если нет — отстаиваем свои интересы в судах. Для нас репутация очень важна, потому что мы уверены в том, что мы делаем и как мы это делаем. Я могу точно сказать, что компания McDonald’s в России является примером ответственного и добросовестного бизнеса. Мы знаем, какую продукцию мы получаем, каким образом она поступает и насколько эта продукция качественна и безопасна. За 25 лет мы обслужили более 3 миллиардов посетителей в России, у нас не было зафиксировано ни одного случая пищевого отравления. Это феноменальный показатель.
«Благотворительностью мы занимаемся, но бизнес для нас является мотивацией» |
Также это один из стимулов для нашего дальнейшего роста. Мы остаемся признанными лидерами индустрии питания, нас всегда ставили и ставят в пример. Я не буду возвращаться к мотивам проверок. Выводы нужно делать вам и всем остальным. Наша задача — продолжать успешный бизнес, гордиться тем, что мы делали и делаем. Это заслуга огромной команды наших работников, поставщиков. Я как глава компании знаю нашу продукцию, знаю, за что мы отвечаем. Поэтому у меня нет никакого пессимизма: да, проверки были и будут. Мы живем в стране и во время, когда, к сожалению, могут быть любые решения. Мы всегда подчеркиваем, что находимся вне политики. Мне важнее мой работник, мой посетитель. Посмотрите, в McDonald’s посетители всегда довольны: люди смеются, улыбаются, радуются.
— Я знаю, что ваши юристы, ни разу не явившись в суд, выиграли у татарстанского Роспотребнадзора.
— Мы много где выигрываем.
КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ — СТОПРОЦЕНТНАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ
— Вы не раз говорили, что на 85 процентов — это отечественная продукция. Где оставшиеся 15 процентов?
— На 85 процентов я являюсь патриотом, а на 15 процентов... Я шучу (смеется). Создание производственного кластера в Татарстане — это дорогостоящий проект. Конечно, дешевле было бы покупать продукты где-то еще. Но мы делаем это для того, чтобы убедиться, что есть гарантии качественной, безопасной продукции, которую мы отслеживаем от поля до прилавка.
Наша конечная цель — разместить все 100 процентов того, что используем, в России. Возможно, это слишком оптимистично. У меня 25 лет в голове звучит: «Поддержи местного производителя». Нет, это экономически не так уж выгодно. Но эта мысль становится, наверное, частью решения социальных вопросов, а не потому что мне кто-то эти задачи ставит. За всем, что мы делаем, конечно, стоит экономическая целесообразность. Мы делаем бизнес. Благотворительностью мы занимаемся, но бизнес для нас является мотивацией.
Президент Татарстана и мэр Казани приняли участие в благотворительной акции «МакХэппи День» (2012 г.) |
— Запрет на ввоз определенных продуктов из некоторых стран как-то отразился на ваших 15 процентах импортной продукции?
— Мы всегда знаем, что возможны непредвиденные ситуации. И 25 лет говорим о том, что нужны местные поставщики. Были даже такие поставщики, которым приходилось платить больше, чем если бы получали продукцию из-за рубежа. Но стабильность — основа нашего успеха. Не политическая, а экономическая стабильность. Это очень важно.
Поэтому если говорить, каким образом можно было бы оставшиеся 15 процентов локализовать, то есть один продукт, который больше всего для меня представляет интерес, — картофель. В свое время, когда я ездил на открытие завода «Белая дача» в «Алабуге», Минниханов меня спросил: «Хамзат, а ты не хочешь разместить тут завод картофеля? У нас в Татарстане и картошка растет». Я говорю: «Я понимаю, что растет, но мне нужна другая картошка, и чтобы росла интереснее». Вот это один из самых приоритетных проектов, которые мы хотим реализовать в России.
К сожалению, санкции, запрет на ввоз, финансовая и экономическая ситуация в стране немного отложили этот проект. Но мы все равно будем к этому идти. Зато «Биг Мак» весь российский: салат из «Алабуги», булочка из Солнцево (пока), соус из Питера, мясная котлета из Брянска, Калининграда или Московской области.
— Если девальвация рубля продолжится, цены у вас повысятся?
— Мы должны воспринимать реальность, в которой живем. Инфляция означает, что я буду платить дороже за те поставки, которые сегодня получаю, а работодатель и властные органы должны думать, как эту инфляцию возмещать за счет поднятия зарплаты, увеличения пенсий, стипендий. Мы работаем в одних условиях. Чтобы нам быть более привлекательными для посетителей, мы должны держать уровень цен ниже уровня инфляции. Это мы делали всегда и будем продолжать. Перекладывать все трудности на потребителя — это не моя цель. У нас этого нет. Мы всегда говорим: «Я дотирую за счет собственных затрат и издержек доступность меню, чтобы люди продолжали приходить к нам». У нас это получается.
— А вы сами питаетесь в McDonald’s?
— Я жду, пока мы закончим интервью. Я уже голодный (смеется).
Справка
Хамзат Хасбулатов родился 15 апреля 1956 года в станице Сас-Тюба Казахской ССР.
1978 год — предприятия общественного питания Москвы, в том числе в ресторанах «Регата» и «Будапешт».
1988 - 1999 годы — ЗАО «Москва-Макдоналдс», директор первого ресторана «Макдоналдс» в России на Пушкинской площади в Москве.
1999 год — McDonald’s в России, президент.
2002 год — McDonald’s на Украине и в Беларуси, президент.
2005 - по настоящее время — McDonald’s в Восточной Европе, президент.
В России 488 предприятий сети McDonald’s, около 20 из них расположены в Татарстане.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 44
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.