Марат Ахметов, Ильшат Фардиев и Арслан Хамидуллин во время визита министра сельского хозяйства РФ на ООО «Челны Бройлер» (июль 2014 г.)
Марат Ахметов, Ильшат Фардиев и Арслан Хамидуллин во время визита министра сельского хозяйства РФ на ООО «Челны-Бройлер» (июль 2014 года)

«ПОЧЕМУ Я УШЕЛ, НАДО СПРАШИВАТЬ У ФАРДИЕВА»

Больше полусотни строителей пикетировали перед новогодними каникулами птицефабрику «Челны-Бройлер», требуя оплаты за ремонт корпусов после разрушительного августовского урагана. Как удалось выяснить «БИЗНЕС Online», казанский субподрядчик ООО «КровТорг», починивший 27 объектов птицефабрики, не может получить с «Челны-Бройлера» 127,8 млн. рублей и по этому поводу в конце декабря направил письма президенту РТ и в МВД.

Пикантность ситуации заключается в том, что финансовый конфликт возник на фоне исчезновения 34-летнего гендиректора ООО «Челны-Бройлер» Арслана Хамидуллина, который успел проработать в этой должности всего четыре месяца — с июня по октябрь 2014 года. Именно он после августовского урагана выступал от лица компании с официальным заявлением, в котором оценил общий ущерб фабрики и трех агрофирм холдинга «Агросила» в 570 млн. рублей.

Приход Хамидуллина к руководству фабрикой стал событием неожиданным. Он сменил на этом посту опытного гендиректора Залиля Хасанова, который уходил вовсе не по собственному желанию. В мае, перед его увольнением, предприятие произвело на 20% продукции больше, чем годом ранее, и вообще никаких проблемных вопросов на повестке дня не наблюдалось. Отметим, что Хасанов ушел не только с фабрики, а в принципе из структур, считающихся близкими к Фардиеву. Сейчас он директор по развитию в ООО «Политруб», занимается полиэтиленовым производством.

Залиль Хасанов (справа)
Залиль Хасанов (справа) ушел не только с фабрики, а в принципе из структур, считающихся близкими к Фардиеву

«Почему я ушел, надо спрашивать у Ильшата Фардиева, — заявил Хасанов «БИЗНЕС Online. — Мы давно работали вместе: и на «Заинском сахаре», и в «Агросиле». Да, я ушел не по своему желанию, но Фардиеву только благодарен. Сейчас ко мне время от времени приходят молодые птицеводы, я их консультирую. У меня были проблемы со здоровьем, на сердце коронографию делали в Германии, сейчас я прекрасно себя чувствую. Фардиев меня в этом поддержал. Может быть, Ильшат Шаехович, позаботившись о моем здоровье, решил, что мне вредна такая работа. А может, из-за того, что я маленького роста, не очень красивый, возможно, нужен был привлекательный молодой человек. Арслану пожелал только удачи, но я его почти не знаю».

Упоминание гендиректора Сетевой компании Ильшата Фардиева здесь и далее нуждается в пояснении. Дело в том, что сегодня среди собственников челнинской компании он не числится. Однако 66% доли в ООО «Челны-Бройлер», согласно информации, размещенной на сайте Акибанка, принадлежит ЗАО «МЭКТ», 50% акций которого, в свою очередь, записаны на Диляру Гизатулину супругу Фардиева. Еще 17,2% доли в «Челны-Бройлере» принадлежит ООО «ИНВЭНТ» — головной фирме электротехнической корпорации, которая тоже считается близкой к бывшему главному энергетику республики.

В карьере Хамидуллина (справа) многое объясняет удачная женитьба на племяннице Фардиева

«БЫЛ БЫ У МЕНЯ 1 МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ, КУПИЛ БЫ ЯХТУ ЛИБО УЕХАЛ ЖИТЬ В ИСПАНИЮ»

Как утверждают несколько источников на фабрике, в карьере Хамидуллина многое объясняет удачная женитьба на племяннице Фардиева.

В 2004 году он получил диплом менеджера в КГФЭИ и юриста в КФУ, в 2009 году защитил диссертацию как кандидат экономических наук на тему «Отношения собственности на землю в трансформационной экономике». Далее некоторое время работал советником председателя правления Акибанка — не чужого для Фардиева финансового учреждения. Затем перспективный специалист пошел на повышение, став начальником управления анализа и планирования в «АК БАРС» Банке, откуда и перешел к управлению крупным производством. В феврале 2014 года Хамидуллин был назначен директором «Челны-Бройлера» по экономике и финансам, а уже в июне занял пост гендиректора.

Арслан Хамидуллин (фото с его страницы в соцсети Facebook)
Арслан Хамидуллин (фото с его страницы в соцсети Facebook) посетил курорты и рестораны Женевы и Парижа

На сайте институтской группы КГФЭИ в своем досье Хамидуллин написал, что если бы у него был $1 млн., то он либо потратил бы деньги на яхту, либо уехал бы жить в Испанию. С птицефабрики, как утверждают наши источники, он ушел по-английски в конце октября и, говорят, в первое время отвечал на звонки — из Италии, Франции, Швейцарии... По его аккаунту в сети Facebook нетрудно отследить перемещения в этот период — это курорты и рестораны Женевы и Парижа. При всех обвинительных домыслах на фабрике его запомнили и как человека набожного — по несколько раз в день он обязательно читал намаз...

Сегодня на птицефабрике одни утверждают, что Хамидуллин исчез не просто так, а якобы прихватил с собой деньги подрядчиков, кроме того, успел «навариться» на зерне, курах, покупке служебного Mercedes по завышенной цене. Называют цифру в 300 млн. рублей — ничем, впрочем, не подтвержденную. Другие считают, что молодой гендиректор не мог заниматься злоупотреблениями на глазах у службы безопасности и что его, вероятно, хотят подставить. Где правда, а где наветы, в данном случае может установить только следствие. Но факт остается фактом — на страничке «Руководство» официального сайта «Челны-Бройлера» сегодня пустое место, а в новостях отсутствует информация даже о назначении Хамидуллина.

В конце октября прошлого года Хамидуллин путешествовал по Европе
В конце октября прошлого года Хамидуллин путешествовал по Европе

«КОГДА МЫ СДАЛИ ОБЪЕКТЫ, СИТУАЦИЯ ИЗМЕНИЛАСЬ КАРДИНАЛЬНО»

Исчезновение гендиректора могло так и остаться внутренним делом «Челны-Бройлера», но к фабрике возникли вопросы финансового характера. Как рассказал «БИЗНЕС Online» гендиректор ООО «КровТорг» Адель Хайруллин, после августовского урагана птицефабрика наняла его компанию для восстановления порушенного производства.

Правда, не напрямую, а через цепочку из двух «прокладок», которые сами никакой работы не выполняли. От «Челны-Бройлера» деньги шли генподрядчику «Калибри», из «Калибри» должны были прийти в «Авангард», который, собственно, и нанял реальных строителей. Причем о самом существовании «Калибри» строители, подписывая договор, даже не знали.

Гендиректор и формальный учредитель «Калибри» Александр Петрунин, как утверждает Хайруллин со слов сотрудников службы безопасности «Челны-Бройлера», не имеет доступа к счету своей компании и не знает, какие средства через него прошли. «Авангард», по информации того же источника, возглавляет некий Сергей Герасимов — неработающий гражданин, на которого записаны десятки фирм. На практике же, по словам строителей, все переговоры от лица «Авангарда» вел лично Хамидуллин. А интересы «Калибри» сейчас представляет его родная сестра Фарида Хамидуллина.

В договоре, заключенном между «КровТоргом» и «Авангардом», была обозначена сумма 217,5 млн. рублей. В начале декабря все работы по 27 корпусам общей площадью свыше 90 тыс. кв. м были закончены.

«Весь объем работы сделала наша организация, — рассказывает Хайруллин. — Мы тоже нанимали субподрядчиков, собрали около 200 строителей по нескольким республикам. В итоге мы получили на сегодня 97,8 миллиона, часть зарплаты рабочим отдали, и теперь они пикетируют «Челны-Бройлер», а мы (руководство «Кровторга»ред.) вынуждены были продать свои личные машины, чтобы перед Новым годом хоть что-то дать обозленным рабочим».

И.о. гендиректора «Челны-Бройлер» Адель Хайруллин
Адель Хайруллин: «Фардиев сказал: деньги, мол, мы дали, делайте корпуса»

В конце октября, когда Хамидуллин уже перестал появляться на стройке, «Калибри» и «Авангард» были перерегистрированы в марийский город Волжск. Затем «Авангард» не заплатил строителям за один корпус, после чего «КровТорг» вынужден был остановиться: денег не было, материалов — тоже, рабочие начали «бузить».

Однако фабрика не могла позволить себе паузу в строительстве — гибель дорогих импортных яиц, из которых тут растят бройлеров, обернулась бы огромным ущербом. И тут 8 ноября на рабочее совещание, как утверждает Хайруллин, приехал Фардиев. Строитель рассказывает, что первым делом он попытался успокоить рабочих и объявил, что фабрикой отныне управляет и.о. гендиректора Дильшат Ситдиков, который до этого отвечал за производственные вопросы.

«Фардиев сказал: деньги, мол, мы дали, делайте корпуса, — вспоминает Хайруллин. — Я ему рассказал все как есть при личной встрече, и он ответил, что никогда никого деньгами не обидел, что вопрос решится. Через две недели, снова на совещании, похвалил нас за то, что не сломались, и поручил «Челны-Бройлеру» заключить с нами прямой договор. Потом несколько раз решение менялось, мы продолжали работать. Но когда сдали объекты, ситуация изменилась кардинально».

Вначале, по словам руководителя «КровТорга», вместо 127,8 млн. оставшегося долга «Челны-Бройлер» предложил выплатить только 78 млн. по новой смете. Строители согласились даже на такие условия, приняв в зачет предоставленные фабрикой материалы. Этих денег хватало, чтобы закрыть долги перед работниками, поставщиками и арендодателями техники.

«Но через четыре дня они передумали и прислали факсом письмо: требуйте деньги с «Авангарда», потому что «Челны-Бройлер» выполнил свои обязательства перед генподрядчиком. Вот и все, Фардиев больше не отвечает ни на звонки, ни на СМС», — разводит руками строитель.

На запрос в адрес Фардиева с просьбой прокомментировать ситуацию, направленный «БИЗНЕС Online» неделю назад в Сетевую компанию, ответа не поступило.

«НАРОД НЕ ХОЧЕТ ПОНЯТЬ, ЧТО «ЧЕЛНЫ-БРОЙЛЕР» ЗДЕСЬ НИ ПРИ ЧЕМ»

Эту же позицию в разговоре с «БИЗНЕС Online» подтвердил Ситдиков.

«Челны-Бройлер» оплатил работы в полном объеме ООО «Калибри» — 154 миллиона рублей, — заявил Ситдиков корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Кроме того, на 30 с лишним миллионов «Челны-Бройлер» закупал стройматериалы, об этом есть информация в нашей бухгалтерии. Народ (пикетирующие строителиавт.) не хочет понять, что «Челны-Бройлер» здесь ни при чем. Почему «Калибри» или «Авангард» не платят «КровТоргу», я понятия не имею. Все 27 корпусов входят в эти 154 миллиона. Мы не могли заключить прямой договор с «КровТоргом», ведь у нас уже был договор на этот объем работ с «Калибри». Да, действительно, разговор об оплате работ «КровТоргу» с нашей стороны был, но мы же не можем дважды оплачивать одни и те же работы?! Посмотрим, что будет дальше, скажут нам оформлять договор, так оформим».

Ситуация осложняется еще и тем, что, хотя акты выполненных работ подписали проверяющая комиссия «Челны-Бройлера» и авторского надзора (КИСИ), по 8 корпусам нет подписи Ситдикова. Подрядчики утверждают, что 154 млн. рублей — это сумма лишь за ремонт 19 корпусов, по которым подписаны акты всеми сторонами, причем это сумма, причитающаяся генподрядчику. Исполнитель получил из этих денег лишь 97,8 млн. рублей.

При этом, по информации, которая фигурирует в заявлении «КровТорга» в правоохранительные органы, после августовского ЧП «Челны-Бройлер» должен был получить в качестве страховки целых 345 млн. рублей. Впрочем, Ситдиков заявил, что он только-только возглавил предприятие и не в курсе никаких страховых выплат...

ООО «Челны-Бройлер»
Выручка ООО «Челны-Бройлер» — 6,5 млрд. рублей (по итогам 2012 года)

СЕСТРА ХАМИДУЛЛИНА ВСЕ ОПРОВЕРГАЕТ

Пока стройкой со стороны заказчика занимался Хамидуллин, «Челны-Бройлер», «Калибри» и «Авангард» выступали в одной связке. Теперь же руководство фабрики от генподрядчиков всячески открещивается. Во время пикета строителям даже было объявлено, что ООО «Челны-Бройлер», так же как и «КровТорг», подало по поводу сложившейся ситуации заявление в полицию.

В службе безопасности «Челны-Бройлера» «БИЗНЕС Online» не стали раскрывать суть заявления, посоветовав обратиться в межрайонный отдел по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП). На запрос «БИЗНЕС Online» в МВД РФ по РТ заместитель начальника пресс-службы Ленар Давлетшин подтвердил, что материалы в отношении Хамидуллина находятся в республиканском УБЭП, однако возбуждено ли уголовное дело, неизвестно: «Люди, которые этим занимаются, сейчас в командировке, с ними невозможно связаться».

Неясной в этой истории остается позиция самого Хамидуллина. Строители говорят, что, уже будучи за границей, он зачем-то передал руководству «КровТорга», что строителей могут кинуть с деньгами... Значит ли это, что дело не только в нем?.. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось дозвониться до сестры Хамидуллина Фариды, которая, напомним, представляет в переговорах ООО «Калибри». Она отказалась отвечать на вопросы о местонахождении своего брата и своем собственном положении в подрядной организации. В первом разговоре, который состоялся перед Новым годом, она без объяснений опровергала все, что рассказали другие участники ситуации, для собственных же комментариев попросила отсрочку на каникулы. Однако узнать версию этой стороны конфликта нам при всем желании не удалось: в назначенный день Хамидуллина отказалась от встречи, заверяя, что финансовые вопросы с «КровТоргом» разрешились к общему удовлетворению, а все остальное — в том числе и отсутствие гендиректора «Челны-Бройлера» — прессы не касается.

Фарида Хамидуллина
Фарида Хамидуллина: «Даже сказать нечего! Мы с «КровТоргом» обо всем договорились, будем оформлять документы, которые снимут все вопросы»

«Даже сказать нечего! Мы с «КровТоргом» обо всем договорились, будем оформлять документы, которые снимут все вопросы», — заверила Хамидуллина «БИЗНЕС Online» и рекомендовала забыть эту тему.

В «КровТорге» эти слова сначала полностью опровергли, но буквально через несколько часов из компании сообщили, что Хамидуллина все же предложила строителям заключить договор переуступки права требования, с которым «КровТорг» сможет напрямую требовать невыплаченные деньги с заказчика. Таким образом, сегодня «КровТорг» и «Калибри» объединились против «Челны-Бройлера» и, как стало известно вчера, подали совместный иск в арбитраж на сумму 181,1 млн. рублей.

«БИЗНЕС Online» будет следить за развитием этой детективной истории.

«НОРМАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ДЛЯ НАШЕГО НЕНОРМАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», оценивая сложившуюся ситуацию, отметили, что, к сожалению, на сегодня это вполне обычное явление, когда непосредственные исполнители работ не получают в итоге оговоренных сумм, но припомнить, чтобы в Татарстане бесследно исчез топ-менеджер такого крупного предприятия, как «Челны-Бройлер», никто не смог.

Рустем Юнусов — директор ООО СК «ФаРус»:

— Я не припомню случаев в нашей республике, чтобы кто-то из руководителей крупных предприятий убегал с деньгами на руках. В России подобное случается, конечно, мы об этом постоянно слышим по телевизору. Хотя, может быть, это просто не афишировалось. Что касается ситуации, когда непосредственные исполнители, которые выполняют работу, не получают за это оговоренных сумм, то это обычное явление. Все деньги сначала достаются генподрядчику, а уж подрядчикам — что останется, после того как будут скорректированы сметы, урезания, выявлены недоделки.

Как теперь помочь строителям? На самом деле у них шансов получить свои деньги мало. От строителей теперь, конечно, уже ничего не зависит, от сотрудников «Челны-Бройлера» — тоже. На мой взгляд, может помочь только какое-то политическое решение руководителей республики, если это действительно значимое предприятие, которое нужно региону. У власти могут быть рычаги воздействия на собственников. А если денег нет, никто их не заплатит.

Эмиль Гатауллин — адвокат:

— Я с подобными случаями в своей практике не встречался. Если Хамидуллин действительно сбежал с деньгами, то этот инцидент характерен, скорее, для лихих 90-х, когда многие банки разорялись по этой причине. Из банков же деньги проще всего забирать. Насколько я помню, банк «Сельские дороги» постигла такая участь. Там руководитель скрылся вместе с деньгами. Конечно, в наше время с усовершенствованными возможностями слежения, с международными связями в деле розыска преступников странно наблюдать такое. Хотя, думаю, если западные страны пойдут в своей санкционной политике еще дальше, такие примеры будут повторяться. Если человек, готовый бежать на Запад с деньгами, будет уверен в том, что сможет представить дело в том ключе, что он политический беженец, что на него давит режим, наверное, подобные случаи будут достаточно распространенным явлением. Забрать-то деньги руководителю компании несложно — важно же их сохранить. И если доверие к нашей правоохранительной системе будет подорвано, а оно, в общем-то, уже и подорвано всякими «делами Ходорковского» и прочим преследованием бизнеса, то люди будут готовы на крайние меры.

По поводу того, что отсутствовал прямой договор с исполнителем и не было разрешения на строительные работы, — это нормальная практика для нашего ненормального времени. А лишние посреднические звенья — это всегда предмет для тщательной проверки. Конечно, это ненормально. Зачем людям лишние посредники, если они ничего от себя не вкладывают? Если он не обладает даром организации строительства, даром ведения переговоров, составления смет, снижения цен. Я даже затрудняюсь дать рецепт, как кинутым строителям в этой ситуации поступить. Можно попытаться признать их потерпевшими, если дело по факту побега руководителя возбуждено. А если нет, то нужно обращаться с заявлениями в правоохранительные органы. Либо обращаться в суд, обжаловать отказ, если таковой будет, привлекать СМИ, благодаря которым это дело будет предано огласке.

Ильдус Сафин — директор ООО «Центр инжиниринга и управления проектами»:

— Я не припомню, чтобы кто-то из руководителей серьезных организаций, предприятий так поступал. Но в данном случае могу лишь сказать: сколько веревочке ни виться, а конец будет. Со структурами Ильшата Фардиева нам работать не приходилось, но от коллег и знакомых ничего негативного в плане невыполнения обязательств я не слышал. С «Челны-Бройлером» сложная ситуация, конечно. Если человек принял решение исчезнуть, значит, у него были веские основания обрубить концы. Наверное, будет вся эта тягомотина в виде продолжительных судебных процессов, но я больших перспектив в них не вижу. Ну будет решение — требовать-то не с кого.