Талия Мухаметшина
Талия Мухаметшина рассказала, что работа над проектом шла несколько лет. Он утверждает три важнейших аспекта: развитие городской среды, развитие инженерной и транспортной инфраструктуры

КУРС ДЛЯ СЕРДЦА КАЗАНИ

Сегодня в Казани в здании управления архитектуры и градостроительства городского исполкома состоятся публичные слушания по проекту планировки территории «Центр». Каким должен быть центр города, горожан приглашают обсудить в 16:00. Учитывая высокий интерес казанцев к судьбе исторического центра города, газета «БИЗНЕС Online» заранее встретилась с непосредственными разработчиками проекта — руководителем ЦРГП ОАО «Институт «Казгражданпроект» Талией Мухаметшиной и специалистом института Риммой Ерофеевой.

Территория планировки охватывает самое сердце Казани, а точнее 1181 га в центральной ее части. С севера она ограничена Казанкой до ул. Батурина и до развязки у моста «Миллениум»; с востока идет по ул. Вишневского до ул. Амирхана Еники, от ул. Тихомирнова до ул. Эсперанто; с юга — ул. Эсперанто, ул. Салимжанова, набережная озера Кабан у театра Камала, от набережной по ул. Марджани до площади Вахитова, ул. Тукая, ул. Сары Садыковой, ул. Фаткуллина. Отметим, что проектом не охватывается набережная от Кремля до моста «Миллениум», поскольку для этого участка разрабатывается свой проект планировки.

Как рассказала газете «БИЗНЕС Online» Мухаметшина, стоя у огромного чертежа в два человеческих роста, работа над этим проектом шла несколько лет. Он утверждает три важнейших аспекта: развитие городской среды, развитие инженерной и транспортной инфраструктуры.

СОКРАТИТЬ ЦЕНТРУ ДЕЛОВЫЕ ФУНКЦИИ, ДОБАВИТЬ КУЛЬТУРНЫЕ

В качестве первой цели разработчики указывают реорганизацию центра из административно-делового в социокультурный, духовный центр столицы республики. Эта территория занимает лишь около 2% всего города, и здесь проживают всего 55,5 тыс. человек (самое малое количество жителей в сравнении с другими районами). Тем не менее сейчас здесь сосредоточено 28% всех работающих в Казани.

— Отсюда и загрузка дорог. Наша задача — выровнять этот дисбаланс и добавить центру больше культурных функций, сократив долю деловых, — объясняет Мухаметшина.

Каким образом? Есть несколько путей. Во-первых, разработчики проекта планировки предлагают создать альтернативные деловые участки за пределами центра. Например, в квартале ул. Вахитова, Декабристов, Ибрагимова, где строится Арбитражный суд и деловая зона уже начинает формироваться. Утвержденный проект планировки «Седьмое небо» предусматривает наличие общественно-деловой зоны в районе международного конноспортивного комплекса, на пересечении Мамадышского тракта и Большого Казанского кольца. В перспективе одна из деловых зон может быть создана в районе грузового порта, который со временем также будет вынесен за пределы города.

Чтобы загрузить картинку, кликните по ней
Планировка территории с границами зон размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и иных объектов капитального строительства (чтобы загрузить картинку, нажмите на нее)

— Заставить переехать из центра мы никого не можем, но мы можем создать альтернативные участки за его пределами, чтобы сами предприниматели захотели разместить там свои учреждения, — говорит Мухаметшина.

Разгрузить исторический центр планируется, во-первых, за счет переноса объектов, которым по умолчанию не место в центре города: это промпредприятия, склады. Предполагается, что вынесены будут Республиканский клинический онкологический диспансер возле Кремля, следственный изолятор №1 УФСИН России по РТ, обувная фабрика «Спартак», ОАО «Таткрахмалпатока», ЗАО «Казанский завод нестандартного оборудования». При этом территория останется за предприятием.

— Фабрика «Спартак» сама готова переехать и уже создает свою базу в районе ул. Гвардейской. Но участок в центре останется за компанией, и она сможет, например, построить там жилье, — говорит Мухаметшина.

НАСЫТИТЬ ЖИЛЬЕМ, ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПУСТЫРЕЙ

Другая особенность центра Казани — наличие пустых, неиспользованных территорий при том, что район априори является наиболее востребованным и престижным. Какие-то кварталы обезлюдели после выселения людей из трущоб, какие-то — после закрытия уличной торговли. По словам Мухаметшиной, пока в центре Казани одна зона с высокой интенсивностью — это площадь Тукая, где данные значения сопоставимы с кварталами центра Парижа. Проект планировки ставит задачей повысить плотность застройки.

Правда, перенасыщать центр тоже нельзя — не выдержат коммуникации. Кроме того, от повышенной интенсивности не должны страдать объекты культурного наследия, и проект планировки это учитывает.

Особенность центра Казани — наличие неиспользованных территорий при том, что район является наиболее востребованным и престижным

В продолжение темы плотности застройки разработчики предлагают насытить центр города жильем, увеличив общую площадь квартир с 1,6 млн. кв. метров до 1,8 млн. кв. метров.

— В вечернее время центр практически умирает, а возле Колхозного рынка ночью просто страшно ходить, — замечает Мухаметшина.

Жилье предлагается строить в кварталах Старо-Татарской слободы, Суконной слободы. Новое жилье тянет за собой строительство детских садов. В проекте планировки предусмотрены места для 9 новых детских садов. С их вводом количество мест в детских садах увеличится практически в 2 раза: с 1610 до 3120.

— Мы прописываем, что жилье может вводиться только в том случае, если рядом (в пределах 300 метров), есть детский сад, — акцентирует Мухаметшина.

ЗЕЛЕНЫЕ ЗОНЫ ЗАКРЕПЯТ, ЧТОБЫ НА НИХ НЕ ПОСЯГАЛИ

Новые рекреационные зоны, согласно проекту, появятся вдоль водных акваторий — набережной Волги, Казанки, озера Нижний Кабан. Существующие зеленые зоны — парки Черное озеро, Эрмитаж, Тысячелетия, конечно же, сохраняются.

— Существующие парки надо обязательно закреплять в проекте, потому что на них постоянно посягают, — признается Мухаметшина, добавляя, что сегодня найти новые зоны для парков очень проблематично. В существующих парках и скверах предполагается провести реконструкцию и максимально использовать резервы для организации небольших скверов, зеленых островков как на территориях общего пользования, так и внутри кварталов.

Чтобы загрузить картинку, кликните по ней

Проект планировки с указанием красных линий, линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (чтобы загрузить картинку, нажмите на нее)

ЛАНДШАФТ и ВЫСОТА

Специалисты «Казгражданпроекта» выделили еще одну особенность исторического центра Казани, которая ранее была лишена должного внимания, — ландшафтную.

— Центральная часть Казани располагается на трех террасах: первая и третья надпойменные террасы, вторая — это склон. Это уникальная особенность городского ландшафта, которую никто не охраняет, это богатство пространства, — говорит Мухаметшина и приводит примеры Санкт-Петербурга (организация ЮНЕСКО подчеркнула особенность его городского ландшафта — ровную поверхность) и Нижнего Новгорода (образ горы, города над Волгой). — В Казани же с верхних террас на нижние открываются прекрасные пейзажи. Чтобы эту особенность не нивелировать, мы предлагаем ввести ограничение по этажности.

Принцип простой: чем дальше от Кремля, тем выше этажность. Между ул. Лево-Булачной и Волгой высота здания не должна превышать 4 этажа (за исключением домов вдоль ул. Татарстан и участка от ул. Нариманова до Тинчурина). Такое же ограничение от ул. Право-Булачной до Профсоюзной. Повысить здания до 6 - 9 этажей разрешается на ул. Большой Красной при пересечении с ул. Пушкина и ул. Жуковского, а также ул. Гоголя. Единственный участок в рамках проекта планировки, который разрешает строительство зданий выше 10 этажей, расположен по ул. Ершова в районе ТРК «Корстон».

— Нужно сохранить исторический масштаб среды, в котором другое мироощущение, чем во многоэтажной застройке. Он уникальный, и эту уникальность надо сохранить, — считает Мухаметшина. — А низкую этажность можно компенсировать за счет плотности застройки.

ТРАНСПОРТ: ПУСТИТЬ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПОТОКИ

Вторая составляющая проекта планировки — транспортная, где разработчики, как выяснила газета «БИЗНЕС Online», предлагают реализовать довольно смелые идеи. Главной проблемой центра города является перегруженность улиц транспортом. А еще огромный транзитный поток — через центральный район проезжает 100 тыс. авто в день, из которых 60 тыс. остается в центре, остальные едут дальше.

Чтобы загрузить картинку, кликните по ней
Проект планировки с указанием высотных параметров застройки центральной части Казани (чтобы загрузить картинку, нажмите на нее)

Для решения этой проблемы разработчики проекта предлагают постепенно сокращать путевое хозяйство станции «Казань-1» (старый ж/д вокзал), переносить коммунальные объекты на северный ход железной дороги (что, кстати, было предусмотрено прежним генпланом) и вынести из центра города автовокзал.

Вторая задача — обеспечить скоростные связи центра с другими районами. Для этого предусмотрен пуск пригородно-городской кольцевой электрички через Дербышки и Юдино. Южные районы с центром города свяжет трасса ж/д ветки бывшего аэроэкспресса. И, конечно же, строительство метрополитена с двумя новыми линиями и пятью станциями.

Еще одно громкое предложение — организация одностороннего движения общественного транспорта по параллельным улицам. И если параллели ул. Тукая — ул. Садыковой, ул. Салимжанова — ул. Островского, ул. Московской — ул. Право-Булачной кажутся естественными, то пуск автобусов по ул. Дзержинского, параллельно ул. Карла Маркса вызывает вопросы. Но разработчики убеждены, что возможности для небольшого расширения дороги на Дзержинского имеются.

Намерение проектировщиков добиться интервала движения общественного транспорта в 1 - 3 минуты порадует многих. Сейчас основной транспортный поток приходится на считанное количество улиц, поэтому автобусные маршруты предлагается перераспределить по менее нагруженным улицам: Бутлерова, Достоевского, Волкова, Ново-Калининская, Туфана Минуллина, Профсоюзная, Астрономическая, Галиаскара Камала, Чернышевского. Правда, неясно, как ул. Достоевского попала в число «менее нагруженных» улиц.

Нашлось место в проекте и для транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). ТПУ регионального значения предлагается сформировать в районе ж/д станции «Казань-1» и речного порта, а городского — у существующих станций метрополитена «Площадь Тукая», «Суконная слобода», «Кремлевская», а также на новых станциях метрополитена у Центрального парка и на площади Вахитова. Развитие всех видов общественного транспорта и формирования транспортно-пересадочных узлов позволит перейти к формированию единой интермодальной системы общественного транспорта, считают разработчики проекта.

ТРАНСПОРТНЫЕ КОЛЬЦА КАЗАНИ НЕ ДОЛЖНЫ ПЕРЕСЕКАТЬСЯ

Однако транспортные проблемы центра Казани невозможно решить без обходной магистральной дороги.

— Большое Казанское кольцо (БКК) построено, но не до конца — оно выходит на Кировскую дамбу, которая функцию обходной магистрали выполнять не может. Ведь дамба очень узкая, к тому же по ней ходит трамвай, — говорит Римма Ерофеева.

Для доведения Большого Казанского кольца до логического завершения по внешней стороне Кировской дамбы параллельно со старым мостом планируется построить еще один в 157 метров, а далее построить участок новой дороги в 3,5 км между Волгой и железной дорогой с выходом в южную зону. Малое Казанское кольцо (МКК) не должно пересекаться с Большим, за МКК закреплен участок вдоль внутренней стороны железной дороги — по Кировской дамбе, ул. Саид-Галеева, Шахиди, Камала, далее со строительством нового участка до ул. Братьев Петряевых и по ней к Эсперанто. Протяженность участка нового строительства по МКК составит 2,2 километра. Также предполагается строительство трех транспортных развязок по трассе МКК и реконструкция моста на озере Кабан по ул. Эсперанто.

Римма Ерофеева
Римма Ерофеева: «После того, как будет завершено строительство транспортных колец и снижена транспортная загрузка, мы можем говорить о непрерывности пешеходного пространства»

Улучшить движение в центре предлагается расширением ул. Салимжанова до 6 полос, а также ул. Достоевского (от ул. Вишневского до ул. Волкова для двустороннего движения). Запланировано также строительство 0,4 км дороги для соединения ул. Ахтямова с ул. Татарстан, а также 0,7 км завершающего участка ул. Роща Фрунзе до ул. Вишневского. После реконструкции ул. Саид-Галеева трамвай будет перенесен в центр проезжей части.

ПЕШЕХОДЫ И ВЕЛОСИПЕДИСТЫ

Пожалуй, самое смелое предложение — это идея освободить ул. Лево-Булачную от любого транспорта и сделать ее пешеходной. Таким образом соединятся две рекреационные зоны — у берегов Волги и Казанки и у озера Нижний Кабан, где маршрут продолжится по благоустроенной набережной вдоль ул. Салимжанова.

— Реализовать это предложение возможно только после того, как будет завершено строительство транспортных колец и снижена транспортная загрузка. Только после того, как будут созданы уличные парковки и усилен общественный транспорт. Только после этого мы можем говорить о непрерывности пешеходного пространства, — подчеркивает Ерофеева.

Чтобы с противоположного конца маршрут по дороге к Волге не уперся в железнодорожные пути, планируется строительство пешеходных мостиков в створе ул. Межлаука и ул. Чернышевского, а также строительство пешеходной эспланады Волга — Кремль и по Кремлевской набережной между Центральным стадионом и берегом реки Казанки. Предлагается также построить внеуличные пешеходные переходы через ул. Татарстан, Салимжанова, Кировскую дамбу, Эсперанто, Ершова, площадь Тукая.

Велосипедный транспорт видится разработчикам равноправным участником транспортного движения. А потому они предусмотрели сеть велодорожек общей протяженностью 32 км вдоль набережных, бульваров и пешеходных улиц, а также сеть велопарковок, увеличив их количество почти в два раза: с 12 до 22. Мечта для многих казанцев!

ИНЖЕНЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Проект предполагает и решение одного из самых больных вопросов исторического центра — практически стопроцентный износ инженерных сетей. Разработчики вместе с эксплуатирующими организациями согласовали все участки улиц, на которых требуется замена коммуникаций. Мероприятия по данному направлению масштабны. Они предполагают реконструкцию насосных станций, перекладку существующих водоводов и водопроводов протяженностью почти 50 километров. Строительство новых и перекладка существующих канализационных сетей протяженностью почти 42 километра. Строительство новых очистных сооружений и новой подстанции и многое другое.

Срок реализации проекта в жизнь не определен, но при этом он носит не рекомендательный, а обязательный характер. После его принятия исполкомом города документ будет служить краеугольным камнем при принятии решений о любых новых стройках и вложениях в центре города. Поспорить или поддержать проект планировки казанцы могут сегодня в 16:00 на публичных слушаниях в здании управления архитектуры и градостроительства исполкома Казани.