Чиновники от ЖКХ объяснили, почему казанцам придется доплатить сотни миллионов рублей за прошлогоднее тепло

326 млн. рублей остались должны казанцы поставщикам тепловой энергии за 2014 год — теперь эти деньги будут доначислены жителям 64% жилых домов Казани. Такие данные были озвучены сегодня на брифинге в кабинете министров РТ. Корреспондент «БИЗНЕС Online», присутствовавшая на мероприятии, услышала о причинах грядущего перерасчета: холодная погода, длинный отопительный период и просьбы жильцов «сделать потеплее».

СИНУСОИДА ЖКХ КАЧНУЛАСЬ НЕ В ПОЛЬЗУ КАЗАНЦЕВ

«Сегодня мы бы хотели проинформировать об оплате за жилищно-коммунальные услуги», — начал интригующе свое выступление на брифинге в Доме правительства заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ Алексей Фролов. Сразу возник вопрос, почему вдруг именно сегодня решили поднять вопрос на столь животрепещущую тему, ведь повышение тарифов и, соответственно, изменение в счетах татарстанцев должны произойти с 1 июля? Фролов объяснил: «Традиционно в этот период идет раздача счет-фактур, как раз в начале февраля люди получают счета за январь. Это у нас каникулярный период, когда люди находятся дома и идет достаточно большой объем потребления услуг: электроэнергии, воды... И платежка как раз носит большой объем потребленных услуг», — начал издалека замминистра. А потом перешел к сути: «По ряду управляющих компаний, там, где есть у нас 1/12 начисления за тепловую энергию, происходит перерасчет один раз в год, то есть происходит доначисление по факту потребления ресурсов».

Очевидно, что таким образом чиновники от ЖКХ решили упредить недовольство граждан, с удивлением обнаруживших очередное прибавление сумм в графе «теплоснабжение». Так оно и оказалось. После очень робкого и осторожного вступительного слова эстафету пояснений о грядущих тратах татарстанцев принял председатель комитета ЖКХ Казани Искандер Гиниятуллин. Он сообщил, что поставщикам тепловой энергии в Казани — Генерирующей компании и «Казэнерго» — граждане недоплатили 227 млн. рублей и 99 млн. рублей соответственно. Таким образом, жители столицы оказались должны поставщикам ресурса 326 млн. рублей. «Доначисления коснутся 3271 многоквартирного дома, что составляет 64 процента от общего числа домов», — сообщил Гиниятуллин. При этом есть и счастливчики, которым, наоборот, вернут средства, так как они потребили меньше тепла, чем заплатили за отопительный период, но это всего 314 домов, которым вернут 43,5 млн. рублей. 1,5 тыс. домов вообще корректировка не коснется.

Итого: энергетическим компаниям, за вычетом возврата средств, должны доплатить 283 млн. рублей. Гиниятуллин напомнил, что в последние три года корректировка менялась в разные стороны. Например, в 2011 году жителям было возвращено 11 млн. рублей, в 2012 году, наоборот, доначислено 133 млн. рублей, а в 2013 году опять весы качнулись в обратную сторону: гражданам было возвращено 38 млн. рублей. «В этом году мы видим цифру со знаком плюс. Наблюдается синусоида этого явления», — образно выразился председатель комитета.

При этом Гиниятуллин заметил, что пока говорить о каких-либо конкретных цифрах доначисления невозможно, так как управляющие организации сейчас только согласовывают свои расчеты.

ХОЛОДНАЯ ПОГОДА «ЗАЛЕЗЛА» В КОШЕЛЕК ГОРОЖАН

Далее председатель комитета постарался объяснить, почему так произошло. «По нашим оценкам, причиной этой корректировки явилось то, что, во-первых, фактическое потребление по итогам 2014 года оказалось больше, чем потребление в 2013 году. Отопительный период 2013 - 2014 годов с учетом досрочного пуска тепла был длиннее, чем в предыдущем периоде на 18 дней. 230 дней в прошлом году к 212 дням годом ранее», — пояснил выступающий. Но есть еще одна причина, и, как ни странно, кроется она в наличии узлов погодного регулирования. Казалось бы, именно эти системы призваны существенно экономить тепловую энергию, но в жизни происходит и другое.

«Мы наблюдаем такую картину: автоматика приборов настроена на нормативные параметры, то есть 18 - 20 градусов тепла в помещении. Но многие жители не согласны с таким режимом и принимают решение о перенастройке автоматики. Жители добиваются температуры в помещении 22 - 26 градусов, забывая иногда, что придется за это платить», — заявил Гиниятуллин. И привел пример микрорайона Азино-1, в котором весь жилищный фонд оснащен узлами учета и узлами погодного регулирования, но жители потребовали провести перенастройку системы, температура в помещениях была повышена, что, в свою очередь, дало прирост потребления ресурса и, соответственно, оплаты за него.

«На самом деле мы понимаем, что 18 - 20 градусов в квартире — это холодно, особенно для квартир, где есть маленькие дети или пожилые люди», — признался Гиниятуллин. Но тем не менее за комфорт придется доплачивать: «При этом надо либо смириться с более низкими температурами в квартире, либо по факту платить за более высокую температуру», — констатировал реалии жизни председатель комитета.

В свою очередь, заместитель генерального директора ОАО «Генерирующая компания» Олег Зверев и заместитель директора ОАО «Казэнерго» Андрей Колокин, комментируя ситуацию, апеллировали к объективным факторам природного свойства, влияющим на физические. «Действительно, отопительный сезон был длиннее по сравнению с 2013 годом. Кроме этого, и среднегодовая температура была более низкой по сравнению с 2013 годом, ­— сообщил Зверев. — Если в 2013 году среднегодовая температура составляла минус 2,8 градуса, то в 2014 она составила минус 4,4 градуса. В цифрах это выглядит так: на 1 градус приходится 323 тысячи гигакалорий. Фактически только за счет того, что температура снизилась на 1,6 градуса, дополнительный прирост объемов тепла составил 517 тысяч гигакалорий — я говорю в целом по четырем городам, где теплоснабжение потребителей осуществляется от Генерирующей компании», — уточнил заместитель гендиректора Генкомпании. Его точку зрения поддержал коллега. «Перерасчет — в связи с более холодной температурой отопительного сезона прошлого года и более длинным отопительным периодом», — подтвердил Колокин.

Корреспондент «БИЗНЕС Online», принимавшая участие в брифинге, усомнилась в предоставленных данных о холодах, повлиявших на увеличение поставки тепла. Эта информация тем более вызывает недоумение, если учесть, что температура нынешней зимой нередко колебалась возле нуля с тенденцией на плюс.

«Речь идет в целом об общем отопительном периоде, который закончился в мае месяце прошлого года, а не о той зиме, которую мы с вами переживаем. Средняя температура, которую берут коллеги для расчета, — это температура, которую дает гидрометеостанция. Здесь информация не с точки зрения аналитики Генерирующей компании или «Казэнерго», или исполкома города, — вступился за энергетиков Фролов. — Это аналитика, которую ведет государственная структура, которая учитывает всю метеоситуацию на территории республики. По итогам окончания отопительного периода выдают соответствующую справку — среднюю температуру по итогам общего сезона». Вопрос журналиста издания о внутридомовых потерях тепла, которые также ложатся в счета жителей, Фролов адресовал самим жителям: «Потери внутри дома — это открытые подъезды, форточки — с этим должна работать управляющая компания. В случае таких фактов жители домов должны работать непосредственно с управляющей компанией. И она должна эту работу приводить в порядок. Более того, управляющая компания должна проводить пропаганду среди жителей с точки зрения мероприятий, которые они должны проводить у себя в квартирах».

Пока же, судя по всему, управляющим компаниям нет резона тратить время и средства на утепление домов, ведь все перерасходы тепла полностью компенсируются за счет населения. Одно радует: большинство жилищных компаний готовы договариваться с «ресурсниками» и растянуть «удовольствие» перерасчета на несколько месяцев. Тем более что в кризис на фоне подорожания лекарств и продуктов «сюрприз» в платежках едва ли оставит горожан равнодушными.

«НЕ ВСЕ ОТНОСЯТСЯ С ПОНИМАНИЕМ, УСТРАИВАЮТ ДЕМАРШИ...»

Участники рынка жилищных услуг прокомментировали «БИЗНЕС Online» ситуацию с перерасчетом по теплу.

Вячеслав Шелуханов — директор ТСЖ «Азино-1»:

— Отопительный сезон действительно был дольше, чем предыдущий. К тому же, если раньше мы держали температуру в домах на уровне 18 градусов, то теперь 22 - 24 градуса стали для наших жителей нормой. Мы уже сообщали им, что повышение температуры грозит повышением квартплаты. Так что все нормально. Не знаю, как у других управляющих компаний, но у нас в среднем доплачивают с квартиры по 1,4 тысячи рублей. Есть 15 домов, которым, наоборот, мы делаем перечисления. Все зависит от того, сколько показал общедомовой прибор учета.

Как реагируют люди? Как обычно, не все относятся с пониманием, устраивают демарши, отказываются платить. Естественно, стараемся объяснять. Во-первых, мы написали на оборотной стороне счет-фактуры, что и как. Во-вторых, к счет-фактуре присоединили еще один листок, где объяснялось, почему мы производим перерасчет. Обязательно нужно проводить разъяснительную работу...

По закону управляющие компании должны производить перерасчет раз в год. Каждая компания определяет сроки самостоятельно. Кто-то этим занимается в конце отопительного сезона, мы делаем перерасчет с 1 января по 31 декабря — захватываем часть предыдущего сезона и часть этого. Некоторые УК решили растянуть это удовольствие: жильцы будут доплачивать в январе, марте и мае по частям. Но мы посчитали, что это лишнее. Просто позволяем нашим жителям расплатиться до июля без начисления пеней.

Марат Нуриев — депутат Казгордумы, директор УК «Уютный дом»:

— Управляющие компании обязаны раз в год делать перерасчет в зависимости от показаний приборов учета. Это указано в постановлении правительства №344. Управляющие компании выбирают время, когда им удобно это делать. У нас, например, перерасчет был в сентябре перед началом сезона.

Сколько придется переплатить с квартиры, зависит от показаний общедомовых приборов учета и площади квартиры. Самые большие начисления за год были в районе 3 тысяч рублей. При этом были и возвраты — по тысяче-полторы. Мы не можем разбивать этот платеж на несколько месяцев, программа обеспечения не позволяет это сделать. Расход тепла зависит и от жильцов, их коллективной ответственности. Если люди берегут тепло — не оставляют открытыми форточки, подъезды, в этих домах действительно экономят.

Что касается самих жильцов, все относятся по-разному. Сказать, что все счастливы, не могу, но что все выходят на улицы — тоже не могу. С людьми надо работать. Это непростой процесс. Это все-таки не чьи-то «хотелки», это жизнь. Трагедию из этого не нужно делать, нужно людям объяснять. И объяснять правильно.

Михаил Застела — член Общественной палаты РТ:

— Перерасчет можно производить только по окончании отопительного сезона. Вдруг завтра «лето» наступит? Поэтому лично я постараюсь повлиять на то, чтобы перерасчет произвели весной. По моим данным, маловероятно, что за год будет перерасход. А если они сейчас соберут, потом уже никому не вернут. То, что морозы у нас ударили уже в октябре, не показатель. Если вы помните, тогда многие жаловались, что в домах было холодно, значит, они не повышали температуру.

Олег Зверев — заместитель генерального директора ОАО «Генерирующая компания» по вопросам реализации тепловой и электрической энергии:

— В Казани принят расчет за услуги теплоснабжения по системе 1/12. На деле эта схема работает таким образом: за основу расчета берется предыдущее годовое потребление и делится равными долями на 12 месяцев. Именно такое потребление выставляет собственнику жилья или нанимателю управляющая компания. Такое же потребление выставляет к оплате и ресурсоснабжающая организация.

Далее по итогам года производится перерасчет. Его суть в том, что высчитывается разница между фактическим потреблением (показанным счетчиками) и начислениями, которые производились в течение года. Перерасчет может быть произведен как в сторону увеличения, так и сторону уменьшения платежей.

К примеру, по итогам отопительного периода 2012 - 2013 годов ОАО «Генерирующая компания» вернуло жилищным организациям Казани более 32 миллионов рублей. По итогам отопительного периода 2013 - 2014 годов сумма корректировки составляет более 227 миллионов, которые выставлены управляющим компаниям, ТСЖ и ЖСК Казани.

Причинами увеличения потребления в истекший период являются более продолжительный отопительный сезон (+20 дней), более низкий уровень среднегодовой температуры (на 1,6 градуса в 2014 году температура была ниже по сравнению с 2013 годом), желание собственников увеличить температуру воздуха в жилых помещениях.

В данном случае необходимо еще раз обратить внимание, что более прозрачной является альтернативная система платежей, когда потребили оплачивают за энергоресурсы соразмерно факту потребления и только в тот период, когда услуга оказывается. Такая система, к примеру, принята в городе Набережные Челны. Потребители автограда не только оплачивают услугу теплоснабжения по факту потребления, но и расчет стоимости подогрева горячей воды для них также производится по факту фактической температуры подогреваемой воды. Зимой температура холодной воды может составлять 3 - 4 градуса, тогда как в летний период для подогрева воды температурой 15 - 20 градусов потребуется меньше теплоносителя.