МИНИСТР ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ ТАТАРСТАНА ФАРИТ ФАЗЫЛЗЯНОВ УВЕРЕН: ПОДПИСКЕ НА ПЕЧАТНЫЕ СМИ ОСТАЛОСЬ ЖИТЬ ДВА-ТРИ ГОДА

Публикация газеты «БИЗНЕС Online» о провальных итогах подписки на печатные СМИ в Татарстане вызвала неожиданную реакцию со стороны руководства мининформсвязи республики. Глава министерства Фарит Фазылзянов в своем интервью нашему изданию, носящем фактически сенсационный характер, высказал прогноз, согласно которому в запасе у татарстанских печатных СМИ осталось не более-двух трех лет, чтобы успеть заскочить в уходящий поезд всеобщей интернетизации. По мнению министра, этого пока не осознают ни издатели, ни структуры, под контролем которых находятся госСМИ.  

ГАЗЕТАМ ОСТАЛОСЬ ДВА-ТРИ ГОДА

- Фарит Мансурович, как мы видим, падение спроса на печатные СМИ в кризис ускоряется, многие издания в РТ по итогам подписной кампании на второе полугодие потеряли около четверти тиража. Ваш прогноз – что будет с подпиской в ближайшее время?

- Буквально на днях у нас прошла серия совещаний с "Татарстан почтасы", где мы как раз обсуждали состояние дел по подписке как на издания, которые субсидирует правительство, так и на коммерческие. Действительно, в кризис темпы падения подписки увеличились. Наш прогноз: в ближайшие два-три года уровень подписки резко упадет.

Возможно, в итоге счет будет идти лишь на тысячи экземпляров печатных изданий, подписчиками которых, в основном, останется та возрастная группа читателей, которая традиционно обращается к печатной прессе.

- На чем основывается такой негативный прогноз?

- Главная причина - темпы роста информатизации и уровня проникновения Интернета делают свое дело. Люди все больше заинтересованы в том, чтобы мгновенно, в режиме онлайн получать достоверную информацию в сети Интернет. Из вашего ли издания, из "Республики Татарстан", "Ватаным Татарстан", "Вечерней Казани". Лично я на сегодняшний день гораздо больше обращаюсь к СМИ в Интернете, чем к их бумажным версиям. Кризис подстегивает этот процесс, люди экономят деньги. Мы видим, что и   в компаниях, и в госсекторе все больше задумываются над эффективным использованием средств, сокращают подписку на печатные СМИ, зная, что процентов 60-70 этих же материалов доступны в Интернете. В итоге число получателей информации из бумажных газет стремится к нулю.

Наступает эра информационного общества. Благодаря крупномасштабным проектам, которые мы реализовали в последние годы, уровень проникновения Интернета в республике вырос и достиг 32%. Хотя еще в начале прошлого года он равнялся 8%. В крупных городах, Казани, Челнах, уровень проникновения - свыше 40%. В районах республики - примерно 18-20%. Несмотря на кризис, рост проникновения Интернета будет продолжаться.

Я еще не упомянул, что у нас только мобильных пользователей Интернета 700 тысяч. Это все абоненты сотовой связи, которые обращаются посредством технологий GPRS , H и 3G . Итого набирается 1 миллион 200 тысяч реальных абонентов, которые пользуются услугами Интернет.

- Как же быть в этой ситуации печатным СМИ?

- Я считаю, что средствам массовой информации надо обратить внимание на несколько моментов. Первый – необходимо активно использовать новые технологии для того, чтобы обеспечивать миграцию информации из печати в электронную среду. Второй момент, наверное, наиболее важный, касается содержания. Если контент неинтересен, аудитория не будет читать газету ни в печатной, ни в электронной форме. И третье   – надо искать новые формы ведения бизнеса совместно с операторами телекома. Я уже давал однажды прогноз, что телекоммуникации и медиа будут сращиваться. За рубежом это уже происходит. Объясню с точки зрения бизнеса. Мы видим, что сегодня информационные ресурсы пользуются услугой хостинга телеком-операторов: например, ТВТ, Таттелекома или Телесета. Абонент платит этим компаниям за доступ в Интернет. Если человек обращается к вашему ресурсу, он потребляет трафик. По идее, должен быть организован взаиморасчет между производителем контента и оператором связи. СМИ должны получать отдачу от трафика, помимо того, что основной бизнес они делают на рекламе. Поскольку объемы рекламы падают, я считаю, СМИ надо скорее переходить на данную модель расчетов.

Еще одно направление, на которое руководителям СМИ следует обратить внимание - мобильные устройства. Люди начинают постепенно привыкать к их возможностям. Я всегда в пример привожу то, чем пользуюсь сам - iPhone. У него есть доступ в Интернет через 2G , 3G и Wi -Fi . Газета "Комсомольская правда", например, создала свое издание для пользователей iPhone. И я "Комсомольскую правду" больше выписывать не буду. То же самое сделал "Коммерсантъ", "АиФ" планирует. Задаю себе вопрос: а где же Республика Татарстан и ее средства массовой информации? Почему они этим не занимаются? Ответ очень простой: они испорчены госфинансированием и по этой причине не заинтересованы в собственном, в том числе техническом, развитии.

Человеку неважно, в каком виде он получает информацию: в печатном или в электронном. Он выбирает лучший вариант с точки зрения технологии и ценообразования. Зачем я буду подписываться на газеты, которые приходят через сутки, через двое порой? Мне вчера приносили график доставки газет по республике. Есть 5-6 районов, куда газеты вообще доставляются только на второй день. Кому они интересны?

"ПОКА НЕ ПОЗДНО, НАДО ДЕЛАТЬ РЕВОЛЮЦИЮ"

- То, о чем   вы говорите, обсуждается многими медиаменеджерами в республике. Но, насколько мы понимаем, в виде какой-то оформленной концепции идея интернетизации СМИ в Татарстане не существует?

- На мой взгляд, не хватает мощной реформы в СМИ, включая государственные, которая позволила бы с использованием новых технологий вывести их на качественно иной уровень.

Причин здесь несколько. Одну мы наблюдали в свое время в сфере телекоммуникаций. Она заключается в том, что определенная монополия и господдержка развращают, на наш взгляд, СМИ в части подготовки материалов и распространения. Зачастую используется административный рычаг, в полуприказном порядке людей заставляют подписываться на газеты. Но люди и время меняются…

Да, есть бюджет, вроде бы, неплохой, и отказаться от него тяжело. Пока течет денежная река, зачем мне стремиться зарабатывать что-то? Сытый человек всегда ленивый. Голодный или искусственно поставленный в условия быть голодным начинает бегать. Но кто-то должен взять на себя роль реформатора. Мы хотим предложить пересмотреть стратегию развития СМИ. Хотя сделать это надо было еще года два-три назад. Я так понимаю, этим вопросом никто не занимался, и сейчас надо наверстывать. Наша задача – показать агентству "Татмедиа", что есть новые технологии, мировые тренды, от которых они отстают. Они должны проводить учебу, оптимизацию структуры СМИ. Самое главное, еще раз подчеркну: вопрос не в технике, не в средствах доступа, а в содержательной части. Если продукт неинтересен, то не только "бумажная" подписка отомрет, но и в электронном виде тяжело будет заставить читать.  

Пока не поздно, в эти процессы надо вмешаться. Во-первых, можно серьезно сэкономить бюджетные средства, уйти от старых технологий, во-вторых, внедрить новые системы оплаты труда, новые показатели эффективности. Надо в СМИ делать революцию, определять новую систему управления процессом. В Сингапуре, когда я спросил: "У вас есть в госаппарате статья финансирования СМИ?" - на меня недоуменно посмотрели: а что это?

ТАЙНА ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ

- Фарит Мансурович, наша газета сообщала о том, что многие издания в республике ведут политику сокрытия истинных подписных тиражей. Известно, что одним из условий договоров между издателями СМИ и почтой является обязательство распространителя никому не передавать данные о результатах подписки. Для чего из этого делается секрет?

- Я думаю, что это попытка редакций скрыть результаты своей работы от своих хозяев, акционеров. Когда есть попытки сделать ситуацию непрозрачной, возникает повод задуматься. Мы, кстати, посмотрели, как идут продажи печатных СМИ в розницу. Максимум тысяча экземпляров у большинства. Это капля в море.

- Вы отводите печатным СМИ времени даже меньше, чем медиамагнат Руперт Мердок, который недавно сказал, что их эпоха продлится не более 5-10 лет.

- Я считаю, что в нашей республике этот процесс идет очень быстро. Тяга к новым технологиям у нас еще выше, чем на Западе. Население у нас менее консервативно. Обратите внимание, ряд крупных американских изданий полностью отказались от бумажного печатания. Это мощный сигнал всему рынку. Конечно, бумага еще долго не отомрет. Есть определенные слои населения, которые привыкли к печатным ресурсам. Но в целом, даже если с точки зрения экологии, грин-технологий смотреть на этот вопрос, то, конечно же, надо уходить от технологий каменного века.

Ринат Билалов,
Лилия Хабибуллина