Борис Жихаревич
Борис Жихаревич: «Почему Минниханов все стягивает на себя? Он пока не может доверять министерствам»

КУДРИН ВОЗГЛАВИТ ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РТ

— Борис Савельевич, знаете, что больше всего удивило? Усилиями большого коллектива разработан главный документ республики более чем на три пятилетки. При этом текст был тихо и скромно опубликован на сайте проекта, причем в самое неудачное время — в пятницу вечером. Не было никакого общественного резонанса вокруг этого, никакого большого курултая, помпезных речей, «перерезания ленточки»... Даже логотип «Наследие Татарстана» презентовали намного ярче.

— Общественный резонанс еще предстоит создать. Опубликована лишь первая редакция стратегии, она разослана в министерства и ведомства, ее там изучают. А общественная активизация произойдет через такие вот интервью, как сейчас я даю в «БИЗНЕС Online». Для молодежной аудитории у нас приготовлен аккаунт «ВКонтакте», который мы скоро активизируем. Также состоялась встреча с руководителями СМИ. Думаю, что торжественное «перерезание ленточки» будет организовано в нужный момент, который определит наш заказчик.

— Какую роль в разработке стратегии играл экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин? Время от времени он встречался с президентом нашей республики...

— Леонтьевский центр «генетически» связан с Алексеем Кудриным, потому что он был руководителем комитета экономики и финансов в Санкт-Петербурге, разработка стратегии Петербурга начиналась при его участии. Мы до сих пор обращаемся к нему за помощью. Кудрин находится в хороших отношениях с президентом России, и его участие в разработке стратегии для Татарстана было дополнительным аргументом в нашей надежности. Конечно, Алексей Леонидович не только «прикрывал» нас «фасадом», но и вникал в суть проекта, реально участвовал во многих обсуждениях, давал и дает конструктивные советы.

print_46285.jpg
«Леонтьевский центр «генетически» связан с Алексеем Кудриным. Его участие в разработке стратегии для Татарстана было дополнительным аргументом в нашей надежности» (Алексей Кудрин (в центре), Борис Жихаревич (справа)

— Какой-то официальный статус Кудрин имеет в этом проекте?

— Он согласился возглавить экспертный совет по стратегии при президенте РТ, который сейчас создается в республике. В этот совет вошли такие ведущие отечественные экономисты, как ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Владимир Мау, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, Михаил Дмитриев, который ранее возглавлял центр стратегических разработок, а также бывший замминистра экономики РФ Андрей Клепач. Они будут выполнять функцию попечительского совета, с которым президент Татарстана сможет советоваться по ходу реализации стратегии.

— Все вами перечисленные относятся к одному лагерю либеральных экономистов, которые утрачивают прежние позиции в стране... Не было желания в экспертный совет включить тех, кто придерживается других взглядов? Не получится ли так, что страна будет строить, к примеру, мобилизационную экономику, а вы Татарстану предлагаете либеральный путь?

— Я присутствовал на нескольких дискуссиях на подобную тему между Кудриным и Миннихановым, когда Алексей Леонидович выступал за демократические подходы, предлагал отдавать больше полномочий, а Рустам Нургалиевич, соглашаясь, что теоретически это правильно, говорил, что практически для этого еще не созрели предпосылки... Если предлагаемый путь достижения принимается обществом, то способ достижения этих целей может быть разным.

«КОНСОРЦИУМ ИЗ 9 МОЩНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

— Борис Савельевич, сколько времени потребовалось на подготовку первого варианта стратегии?

— Считаю, Татарстан показал уникальный пример: во-первых, сам лидер региона осознанно заказал стратегию развития, понимая, для чего это нужно; во-вторых, он согласился с тем, что такую работу не надо делать впопыхах. Хотя во многих регионах дают на это полгода. Мы же считаем, что требуется год-полтора, чтобы активировать бизнес, экспертов, местное сообщество, поскольку мы рассматриваем это как социальный процесс коммуникации, в ходе которого люди обмениваются идеями, повышают свой уровень образования, растут ментально и совместно думают о будущем. Если о будущем за них подумал какой-то дядя, хоть и самый умный, то эффект будет не тот, это будет чужое. Рожденное вместе — это ценнее. Я горжусь тем, что у нас в стратегии есть «следы» этих рожденных вместе с местным сообществом идей, которые стали в каком-то смысле брендом.

04.jpg
«Горжусь тем, что у нас в стратегии есть «следы» этих рожденных вместе с местным сообществом идей, которые стали в каком-то смысле брендом»

Стратегия готовилась порядка полутора лет. Но если вы спрашиваете именно про текст, который у меня и у вас в руках и лежит на сайте tatarstan2030.ru, то тут технология была такая: 15 ноября 2014 года соисполнители передали свои фрагменты в центральную редакционную группу, 16 декабря текст нулевой версии первой редакции (в нем было около 200 страниц) был передан в министерство экономики РТ и разослан по министерствам, 29 декабря мы получили около 50 страниц замечаний и все праздники текст перерабатывали, чтобы получить версию от 12 января, которую 15 января презентовали президенту РТ (в ней уже было 159 страниц). А получив замечания президента и проведя корректорскую читку, получили версию от 22 января, которая размещена на сайте (в ней 152 страницы). Вы как профессиональные работники с текстами должны понимать, какая это была непростая и объемная работа, даже чисто редакционно-техническая. И пик собственно редакторской работы пришелся на новогодние каникулы. Конечно, текст еще будет улучшаться как по содержанию, так и по языку. На это у нас есть несколько месяцев.

— Большой коллектив принимал участие в разработке стратегии?

— Тоже уникальная ситуация, которая удивила многих наших коллег-консультантов. Чувствуя недостаток своей компетенции, мы пригласили специалистов из разных сфер и создали консорциум из 9 мощных организаций. Кроме Леонтьевского центра в него вошли Высшая школа экономики, Институт независимых социологических исследований, Независимый институт социальной политики, пространственными аспектами занималась петербургская лаборатория градостроительства, экономическую часть разрабатывала инвестиционно-консалтинговая компания «АВ», мы также привлекли японский Исследовательский институт Номура и EY (бывший Ernst&Young). На отдельные операции привлекался аналитический центр «Эксперт-Урал». А координацию, коммуникацию с заказчиком, общее редактирование документа осуществлял Леонтьевский центр.

ELG_9998.jpg
«Стратегия готовилась порядка полутора лет»

«16 ЛЕТ ВЗРОСЛЕНИЯ» ИЛИ «ПРЫЖОК ЗА ЧЕРТУ»?

Вами проделана огромная работа по разработке стратегии, но основной период сбора данных, анализа и выработки предложений пришелся на время до кризиса, когда экономика России и Татарстана была в ожиданиях подъема. Насколько актуальна стратегия «Татарстан-2030» в сегодняшних реалиях? (Айрат Сабирзанов)

— На сайте выложен подробный отчет Института Номура про анализ внешней среды с геополитическими акцентами. Это все изучалось, и тренды из этих выводов зафиксированы как тенденция внешней среды. Но мы всегда готовимся к прошедшей войне: мы знаем, что было, знаем, что сейчас, но как это изменится в будущем, мы угадать не можем.

Однако надо понимать, что стратегия — это не про цифры. Цифры «плывут», обстоятельства меняются. Цель же стратегии — создать набор идей, под которым подпишется большая часть элиты и населения, они поймут, что это правильные идеи, и в этом направлении начнут двигаться. Это документ общественного согласия и широкого народного обсуждения. Кризис — это временный «дождик», который пройдет, и мы вернемся на генеральную линию. И нам важно понимать, как будет устроен мир после этого «дождика». Если он сохранится в сегодняшних тенденциях, то стратегия поможет нам сейчас, в условиях ограниченных ресурсов, сохранить то, что будет важно в будущем.

— Но даже большая часть элиты не прочитает весь документ... У вас предусмотрено краткое популярное изложение стратегии?

— У нас предусмотрен выпуск презентационного буклета. Кстати, названия разделов стратегии, которые могли бы быть достаточно сухими, у нас уже сформулированы по возможности ярко и образно, например, «Накопление человеческого капитала — магнит для лучших». И названия флагманских проектов выполнены в этом же ключе, к примеру «Активное долголетие» и т.п.

— А вы не пытались смысл стратегии выразить одной фразой? Например, у Шаймиева был «девиз правления»: «Мягкое вхождение в рынок», потом: «Жизнь после нефти». У Медведева: «Модернизация и инновации».

— Мы думали над таким слоганом, который мог бы стать названием для стратегии, и до сих пор продолжаем спорить. Я предлагал два варианта. Первый вариант: «16 лет взросления». Поскольку мы отталкиваемся от человеческого капитала, то людям, которым сейчас 16 лет, к моменту завершения программы будет 32 года. Это период, когда человек формирует себя, к 30 годам становится понятно, кем он стал, раскрывается весь его потенциал. И Татарстан за этот период должен вырасти из лидера российского масштаба до лидера мирового масштаба, конкурентного на глобальном рынке. Встать в один ряд с теми регионами, которые являются точками роста мировой экономики.

Второй вариант краткого лозунга — «Прыжок за черту» — связан с идеей необходимости Татарстану перепрыгнуть через некую «оранжевую черту» от существующей крупнотоннажной индустриальной экономики в «умную» инновационную экономику, где уже находятся ведущие страны мира. Это клиентоориентированная малотоннажная экономика, поощряющая инновации, и создание новых продуктов с высокой добавленной стоимостью.

01.jpg
«Идея, заложенная в рисунок на обложке стратегии, легко прочитывается. Наш татарстанский барс готов прыгнуть за «оранжевую черту» — в инновационную экономику»

— Может быть, стратегию правильнее назвать «Прыжок барса»?

— Согласен. Я рад, что идея, заложенная в рисунок на обложке стратегии, легко прочитывается. Да, это аналогия с прыжком азиатских тигров — быстрорастущих экономик Юго-Восточной Азии. Мы не хуже азиатских тигров. Наш татарстанский барс готов прыгнуть за «оранжевую черту» — в инновационную экономику.

Этот термин «оранжевая черта» был кем-то предложен на Камской площадке, когда обсуждался переход к инновационной экономике. Смысл вот в чем. Есть современная, достаточно успешная индустриальная экономика Татарстана (в которой лидируют топливно-энерго-химический комплекс и комплекс обрабатывающей промышленности), но она в основном находится в четвертом-пятом технологических укладах, для нее характерен советский подход: крупные партии, массовая переработка. А инновационная или «умная» экономика — это то, к чему мы идем: клиентоориентированная экономика, когда число продуктов на выходе отвечает потребностям разнообразных клиентов, когда инновации все время порождают новые продукты, у которых есть высокая добавленная стоимость (за счет новизны они могут снимать «сливки» добавленной стоимости). Между этими двумя экономиками — «современной» и «умной» — и проходит черта.

tab460-1.jpg
Чтобы открыть картинку, нажмите на нее

Территория Татарстана неоднородна, и мы выделяем на рисунке три центра роста — это Казанская, Альметьевская и Камская агломерации. А барс, отталкиваясь от альметьевской нефти, опираясь на нее, стремится в инновационную экономику, которая всегда находится в столице. На наш взгляд, это очень емкая картинка и емкий лозунг: «Прыгнуть за черту», но выбрать окончательный вариант брендирования мы хотим совместно с местной общественностью.

В частности, 14 февраля в Казани стартовал молодежный конкурс «Стратегия Татарстана — моя стратегия». Одно из заданий конкурсантам — придумать рассказ о стратегии. Мы хотим, чтобы стратегия стала своей, а для этого в нее надо вжиться, надо ее понять. Может быть, в ходе конкурса родится что-то более интересное, чем предложенные нами логотип и слоган. Также молодежь может внести свои предложения в сам текст стратегии.

ИНСТИТУТ КЛАСТЕРНОЙ АКТИВАЦИИ И ХАРАКТЕР ПРЕЗИДЕНТА

— Борис Савельевич, в комментариях есть такая реплика нашего читателя: «Сначала определите конечную цель, какую вы видите социально-экономическую политику в 2030 году, а потом и вводите предложения по достижению!» (Random)

— Для каждой сферы у нас есть постановка целей, которая построена как описание желаемого состояния в 2030 году. Краткое изложение представлено на последнем слайде презентации стратегии.

460.jpg
Чтобы открыть картинку, нажмите на нее

Основные смысловые вещи связаны с понятием конкурентоспособности. Например, накопленный человеческий капитал обеспечивает конкурентоспособность Республики Татарстан. Это значит, что Татарстан — растущий регион с высокой рождаемостью и устойчивым миграционным притоком населения.

— Кстати, на этом слайде есть пункт, касающийся лично президента РТ. Написано, что он «отвечает за все». А к 2030 году какой должна стать его роль?

— У нас написано очень мягко: «Президент делегирует ответственность и контролирует достижение результатов в рамках надежной системы стратегического управления». Почему сегодня президент все стягивает на себя? Потому что, видимо, не может полностью доверять министерствам. В основном там происходит текущая суета, а на стратегическое планирование времени не остается. Поэтому для решения стратегических вопросов нами предложено создание Института кластерной активации, который напрямую будет подчиняться президенту.

Этот институт встроен в структуру модели, которую мы разработали для республики: «Татарстан: 7+5+3». Здесь 7 — это направления конкуренции, по которым конкурируют регионы и предприятия друг с другом: это рынки, институты, человеческий капитал, инновации и информация, природные ресурсы или доступ к сырью, финансовый капитал и реальный капитал в виде инфраструктуры. Это действительно позволяет структурировать конкурентную борьбу по тем линиям, где, достигая по каждому из них преимущества, мы продвигаем вперед фирму и регион в целом.

Пять — это базовые экономические комплексы: топливно-энерго-химический, обрабатывающей промышленности, агропромышленный, инфраструктурный и комплекс услуг. Три — это экономические зоны вокруг трех агломераций: Казанской, Камской и Альметьевской. Стратегия предусматривает образование на их базе Волго-Камского метрополиса, который позволит создать синергию всех трех агломераций за счет создания скоростных транспортных коридоров.

02.jpg

— Вопрос о создании Института кластерной активации уже решен?

— Это наше предложение, к которому с трудом присматриваются... Институт должен иметь территориальные подразделения, которые помогают развитию агломераций и базовых экономических комплексов. Не надо создавать все заново, потому что в республике уже есть прообразы стратегических подразделений, к примеру, «Татнефтехиминвест-холдинг». Только надо наделить их необходимыми функциями.

— Сколько человек должно работать в этом институте?

— Это пока не продумывалось, мы предложили только принцип. Это должна быть частно-государственная структура, не сильно зажатая рамками штата и зарплаты, выходящая на самоокупаемость за счет сопровождения инвестиционных проектов, потому что одна из основных задач — привлекать в республику ресурсы и инвестиции, благодаря этому иметь возможность собрать действительно лучшие кадры республики и внешнего рынка.

— Но для этих целей у нас было создано агентство инвестиционного развития...

— АИРу тоже обозначено место. Но у предлагаемого нами института функции шире.

— В принципе, стратегическим планированием должно заниматься министерство экономики.

— Институт будет над министерством. Для нас аналогом была малайзийская организация PEMANDU, где работают специалисты высочайшей квалификации, пришедшие из бизнеса. В Малайзии это дает успех.

— И как этот институт освободит Минниханова от текучки, поможет ему передать часть функций в министерства? Ведь желание быть в курсе всего — это черта характера.

— Конечно, его характер мы не изменим. И очень хорошо, что у вашего президента такой характер: он помогает выделять Татарстан среди других регионов! Может быть, из-за этого возникает лишняя суета у подчиненных, но основной тренд правильный.

— Такой же стиль руководства был и у Шаймиева...

— Это уже традиция, а ломать традицию не надо. Если что-то работает хорошо, пусть вопреки теории, то пусть работает...

ТРИ ПРЕИМУЩЕСТВА И ТРИ ПРОБЛЕМЫ ТАТАРСТАНА

— Назовите, пожалуйста, пять плюсов и пять минусов Татарстана. Очень интересно, как наша республика оценивается экспертами со стороны. (Ирина А.)

— В презентации стратегии мы выделили не пять, а три конкурентные преимущества Татарстана: нефть и выстроенная цепочка ее переработки, позволяющие часть средств направлять на развитие региона; центральное евразийское положение, обеспечивающее доступность рынков при хорошей инфраструктуре; репутация передового региона, имеющего «национальный стержень» и высокий уровень управляемости.

К ключевым проблемам Татарстана мы отнесли следующие: первая — предпосылки «голландской болезни», когда относительно легкий доход от нефти развращает, а надо думать о более сложных путях развития, о диверсификации экономики; вторая — среднее качество человеческого капитала относительно глобальной конкуренции в силу вымывания лучших кадров в Москву и за рубеж; третья — системные проблемы конкурентоспособности на мировом уровне.

— Вы считаете, что в эпоху глобализации Татарстан сможет сохранить и даже привлечь со стороны лучшие кадры?

— Да, сегодня люди стали очень подвижными, они не сидят всю жизнь на одном месте, и каждый город в этом смысле превращается в поток, в котором люди некоторое время пребывают, потом уезжают, возвращаются. Именно в этом потоке надо учиться существовать. Татарстан является магнитом для прилегающих регионов, в том числе за счет имиджа образования. Из приезжих студентов лучших можно задержать на больший период, поскольку они приехали из худших условий.

Под анонсом о встрече с вами был анонимный комментарий такого содержания: «К нам рванут мигранты из других регионов, а нам-то какая от этого польза? Может, имело бы смысл создавать нам такую программу, в которой мы сами тут смогли бы развиваться без привлечения мигрантов со стороны?» И такие настроения довольно распространены. Если благополучие Татарстана во многом связано с нефтяной рентой, зачем делиться с приезжими?

— Чего боится этот комментатор? Что у него приезжие отнимут рабочее место? Но на эту ситуацию надо посмотреть с другой стороны: надо развивать свой бизнес, оказывая услуги этим приезжим. Если же сообщество в принципе не желает впускать в регион «чужаков» и депутаты примут соответствующий закон, то республика некоторое время просуществует хорошо, но потом-то все «загнется». Ведь конкуренты примут не такую политику.

05.jpg

«ЧЕМ КРУПНЕЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ»

— Так какое количество населения прогнозируется в Татарстане к 2030 году?

— Идут споры по этому поводу, оптимистично было бы ориентироваться на 4,5 миллиона человек. Это огромная работа — достичь этого числа! И все зависит от конкурентоспособности: если республика сумеет стать сильно привлекательной, то народ сюда потянется. Нет определенного показателя размера региона или города для успешного экономического развития, но считается, что чем крупнее, тем лучше. Поэтому мы ввели термин «Волго-Камский метрополис», объединяющий три ареала концентрации населения в республике: Казань, Челны с Нижнекамском и Альметьевск, поскольку будут развиваться скоростные магистрали.

— То есть регионы объединяются в единый организм за счет увеличения скорости передвижения? Что для этого надо сделать — построить высокоскоростную дорогу или пустить электрички?

— Проектом ВСМ предусмотрена остановка не только в Казани, но и в Челнах. Учитывается и тот случай, если не будет ВСМ: тогда речь идет об улучшении существующих дорог. Нами введены два термина — «Волжско-Камский поток» и «Чистый путь» — для развития срединной части Татарстана, где расположены небольшие города и сельские поселения. В них надо вдохнуть жизнь, например, через туризм. Эти места могут стать и зоной постоянного комфортного проживания, получив быстрый доступ к культурным центрам и работе.

— У вас есть расчеты, сколько должна стоить высокоскоростная дорога?

— Есть план-минимум и план-максимум. План-минимум — это ВСМ Москва — Казань, средства минтранса России на казанский участок в размере 64 миллиардов рублей. Это реконструкция всех участков трассы М7, дорога Шали — Бавлы в пределах региона, южный обход Казани с мостом через Волгу, дальний обход Камской агломерации с мостом через Каму в районе Соколки, реконструкция дороги на Набережные Челны, кольцевое железнодорожное движение в Казани. Стоимость этой первой очереди — 284 миллиарда рублей. Вторая очередь — это 2020 - 2030 годы. Здесь в том числе предусмотрена короткая дорога между аэропортом и ОЭЗ «Алабуга» с новым мостом через Каму. Отдельно по мостам есть проект «Семь стратегических мостов Татарстана». Вообще мы попытались нарисовать идеальную транспортную схему, чтобы связать пространства.

print_646175_898826.jpg
14 февраля в Казани начался молодежный конкурс «Стратегия Татарстана — моя стратегия» (на снимке конференция в КФУ)

СТРАТЕГИЯ ДЛЯ КАЖДОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РТ

— Что предусматривает стратегия для развития отдельных регионов Татарстана?

— У нас есть раздел «Стратегии экономических зон». Например, видение перспективы для Казанской экономической зоны таково (зачитывает): пространство интеграции территорий инновационного развития городской агломерации и сельских территорий пояса формирующего влияния, нацеленных на индустриализацию хозяйственной деятельности. Казанская экономическая зона — территория развития «умной» экономики.

Пространственное развитие ориентировано на поддержку перехода к пятому и в перспективе к шестому технологическому укладу. Перспективные функции Казани и ее новых спутников Иннополиса и «Смарт Сити Казань»: передовой университетский центр и научно-исследовательский центр мирового уровня; глобальный конкурентоспособный информационно-технологический полюс; финансовый центр полюса роста «Волга-Кама»; транспортно-логистический хаб.

По каждой экономической зоне отраслевые комплексы показаны в разрезе муниципальных районов. Перспективное видение Камской экономической зоны: лидер промышленно-технологического развития полюса роста «Волга-Кама», территория «новой индустриализации» и развития высоких технологий. На базе развивающихся в рамках Камского инновационного территориально-производственного кластера машиностроения и нефтехимической промышленности будут созданы новые индустриальные проекты. Пространственное развитие ориентировано на переход к пятому технологическому укладу с повышением плотности многоэтажной застройки, коренным улучшением экологических характеристик среды жизнедеятельности, без расширения застроенных территорий за счет земель сельскохозяйственного назначения.

Перспективное видение Альметьевской экономической зоны — территория диверсификации экономики, модернизации нефтегазового комплекса на основе развития высоких технологий в области нефтедобычи и перехода к ее глубокой переработке, индустриализации сельскохозяйственных видов деятельности. Пространственное развитие ориентировано на многоукладную диверсифицированную экономику, обеспечивающую работу данной территории в качестве «Восточных ворот Татарстана» при акценте на развитие Альметьевской агломерации и зон трансграничного сотрудничества, повышение статуса и привлекательности малых городов и сельских населенных пунктов за счет улучшения качества среды и активизации потенциала саморазвития.

— Всем экономическим зонам вы рекомендуете развивать отрасль сервиса. Сервис у нас очень слаб?

— Это общая слабость по сравнению с передовыми экономиками. Доля сервиса в экономике у нас низка. Причем имеются в виду все виды сервиса: и финансовый, и профессиональный, и бытовой.

«ТАТАРСТАН ГОТОВ СТАТЬ ЦЕНТРОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»

— Каковы ключевые идеи в сфере экономики?

— Мы предлагаем термин «татарстанская технологическая инициатива» в ответ на общероссийскую технологическую инициативу, предложенную Путиным в послании Федеральному Собранию. Татарстан готов стать центром этой инициативы. Это создание объектов, которые живут в «умной» экономике. Мы изучили ведущие мировые технологические тенденции и сопоставили их с потенциалом существующих предприятий Татарстана в развитых комплексах. Основные инновации — это области искусственного интеллекта, информационные технологии, нанотехнологии, биотехнологии, когнитивные технологии, социогуманитарные технологии, аддитивные технологии (3D-printer).

В результате мы предложили создать в республике 10 инновационных кластеров: smart-материалы, smart-машины, smart-оборудование, smart-IT, smart-образование, здоровый образ жизни, smart-инфраструктура, чистое питание, биосистемы, устойчивая энергия. И названы конкретные предприятия, которые могли бы работать в этих направлениях.

— Все это — венчурные проекты, реализация которых под большим вопросом...

— Отдельный блок стратегии посвящен инновационной политике, один из принципов которой — право на ошибку. Когда от авторов проекта ждут только успеха, им сложно выживать. Идея — создать такую экосистему инноваций, в которой понимается инновационное мышление, инновационная культура. А инновационная культура включает право на ошибку.

— А за счет чьих денег будут реализовываться эти венчурные проекты? Сколько вообще денег надо?

— С одной стороны, вопрос про деньги важный, с другой стороны, для стратегии на 15 лет он бессмысленный. Можно говорить о стоимости первой очереди реализации стратегии. Федеральный закон требует, чтобы была оценка финансовых ресурсов, и мы, конечно, сделаем ее. Но пока просто написано, что размер инвестиций будет уточняться по ходу разработки плана мероприятий по реализации стратегии.

— Иннополис включен в блок «Татарстанская технологическая инициатива»?

— Иннополис мы считаем важным проектом для «Стратегии-2030». Чтобы его наполнить жизнью, план мероприятий по реализации стратегии на первом этапе мы предлагаем строить вокруг блока «Татарстанская технологическая инициатива», где Иннополис был бы пространственной локацией для этих кластеров.

— Почему в «Стратегии-2030» нет анализа доходов и расходов бюджета РТ и соответствующих прогнозных показателей? Нет оценки инвестиций в развитие транспортной, инженерной, энергетической, социальной инфраструктуры? Не определены источники финансирования? (Игорь Савельев)

— Про инвестиции это неправда. Мы инвестиционный портфель детально изучали, обнаружили неполноту и нестыковки в нескольких базах инвестиционных проектов, которые существуют в республике. Об этом есть упоминания в тексте. Сам бюджет тоже анализировался. Надо сказать, что у нас кроме текста стратегии есть 3 тысячи страниц отчетов. Но включать в стратегию информацию про бюджет с точки зрения цифр — это нерационально. Мы сюда можем включить какие-то идеи по изменению логики бюджета, например изменения принципов налогообложения. А вот бюджетные доходы и расходы — это уже уровень госпрограмм.

— Эти 3 тысячи страниц отчетов — для служебного пользования?

— Все они находятся у нашего заказчика — у министерства экономики РТ, а выжимки из них есть на сайте стратегии. Я не считаю, что отчеты для служебного пользования.

111.jpg
Чтобы открыть картинку, нажмите на нее

КЛАСТЕР КАК ЕДИНАЯ СИЛА И МЕСТО ДЛЯ КОНКУРЕНЦИИ

— В стратегии часто упоминается понятие «кластер». Что это такое в вашем понимании?

— Споры по поводу определения, что же такое кластер, не прекращаются, и уже насчитываются сотни определений. Поэтому на сайте мы разместили глоссарий стратегии. В нашем понимании кластер — это объединение конкретных предприятий разного размера с центром в виде крупного предприятия, которое раздает свои функции на аутсорсинг, сохраняя постоянные связи.

Есть несколько типов кластеров с точки зрения связей между его участниками. В Татарстане чаще всего это спицеобразный кластер, где есть крупный центр — ступица колеса, и спицы сильных связей к более мелким и слабее связанным друг с другом участникам по окружности. Мотором является центральное предприятие, и в его орбиту вовлечены поставщики, в том числе поставщики идей, генераторы инноваций. Кластер отличается от вертикально интегрированного холдинга тем, что внутри него сохраняются самостоятельность предприятий и конкуренция между ними.

Основная идея кластера заключается в том, что он выступает как единая сила, когда конкурирует с внешней средой и вырабатывает решения, полезные для всех его участников, но при этом в нем остаются независимые фирмы, для которых конкуренция является мотивом для работы и развития. И это позволяет сохранять эффективность. Вместе с тем мы считаем, что кластер существует тогда, когда есть центр управления в виде ассоциации предприятий или независимой управляющей компании, с которым сотрудничают все члены кластера, который помогает им поддерживать общую политику.

— В стратегии вы предложили «креативный кластер» Казанской экономической зоны. Что вы имели в виду?

— Под креативными индустриями понимают медиа, производство контента, дизайн. И в Казани все это существует.

— А что может быть центром в этом кластере, если мы говорим о спицеобразной его структуре?

— В Казани для описания креативного кластера, пожалуй, больше подходит не модель спицеобразного кластера с выраженным главным предприятием, а сетевая модель, когда все связаны со всеми. И даже центр управления может быть сетевым. Ведь интернет как-то управляется...

— Как его активировать?

— Активировать можно через льготы, в том числе через помещения, где тусуются креативщики. К примеру, популярна идея «лофтов» — приспособления старых промышленных помещений под новые креативные пространства, где проходят выставки, дискуссии, концерты. У вас такое тоже уже есть — «Смена», очень продуктивный проект, на мой взгляд. Профессиональный и подробный разговор о поддержке креативных индустрий состоится 10 - 11 апреля в Казани на Calvert Forum. Необходимо, чтобы креативное сообщество осознало себя единым целым и продемонстрировало власти свой потенциал.

— Для Казани вы не рассматриваете туризм как один из центров роста?

— Мы рассматриваем туризм для Татарстана в целом как мощную отрасль специализации. Здесь есть и культурно-историческая составляющая, и рекреационная. Туризм вполне может стать заметной частью экономики. Туристический кластер в стратегии идет под брендом «Слияние цивилизаций», то есть в центр поставлена все-таки культурная составляющая. С объединением отраслей культура — туризм — рекреация, с созданием совместных продуктов и совместной продажей разных составных частей отдыха: это и гостиница, и музей, и какой-то интерактив, и обычная рыбалка.

КАК УВЕЛИЧИТЬ ДОЛЮ МСБ ДО 40%?

— Какое место в стратегии отводится малому и среднему бизнесу?

— Этот раздел у нас назван «Экосистема предпринимательства». Отношение к предпринимателям — и крупным, и мелким — должно быть очень уважительным, потому что они готовы брать на себя риски, и таких людей немного. Поставлена задача увеличения доли малого и среднего предпринимательства до 40 процентов.

— За счет чего доля МСБ вырастет?

— Хотелось бы получить развитие высокотехнологичного малого бизнеса, который будет работать на аутсорсинге у крупных предприятий.

— Но как этого добиться?! В стратегии нет механизма увеличения доли МСБ?

— В своих рассуждениях на эту тему мы часто упираемся в федеральные ограничения и в исторически-ментальные ограничения. Почему-то в России не все получается, что получается в других странах... Почему-то мы бегаем по кругу: оттепель — заморозок, оттепель — заморозок... Надеюсь, в Татарстане будет легче решить эту проблему, потому что у вас просвещенный президент, он понимает необходимость этого, и у него есть ресурс: он может принудить к правильному. Вот если он даст команду крупным предприятиям отдавать на аутсорсинг часть своих функций, кто-то из них прислушается.

— И Шаймиев об этом говорил, и Минниханов уже говорил...

— Нам кажется, президент Татарстана должен быть инициатором заключения договора элит. Республика много вложила в становление предприятий, и теперь они должны повернуться лицом к малому бизнесу. Зачастую для работы предпринимателей требуется то, что у крупных предприятий является отходом производства. По большому счету от крупняков немногое требуется: просто повернуться и увидеть людей.

333.jpg
Чтобы открыть картинку, нажмите на нее

ЕСЛИ ХОТИМ БЫТЬ ГЛОБАЛЬНО КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМИ...

— Два этапа подготовки стратегии завершены. Что дальше?

— 15 марта начнется процесс официального согласования стратегии и плана мероприятий по ее реализации — министерства начнут визировать документ. Через месяц, 15 апреля, документ попадает в кабинет министров РТ. Предполагается, что примерно 15 мая стратегия будет внесена на утверждение в Госсовет РТ в качестве республиканского закона. Кстати, депутаты у нас спрашивали: вы гарантируете, что стратегия будет реализована? Странный вопрос, ведь они сами и должны принять законы, на базе которых будет реализовываться стратегия...

— Министерства уже ознакомились с первым текстом стратегии?

— Да, они текст прочитали и уже задавали нам вопросы, спрашивали, можно ли что-то поправить. Им также совместно с нами предстоит составить план реализации стратегии. И это при том, что никто в России не знает, как это делать. Федеральный закон вышел только что, и документа под названием «План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития» еще никто не делал. Татарстан будет первым регионом.

— Нужен план на ближайшие пять лет?

— В том-то и дело, что закон предусматривает план на весь срок реализации стратегии, на 15 лет!

— Видимо, придется каждые пять лет дальнейший план корректировать или переписывать?

— Обязательно, у нас заложен годичный цикл для обновления плана мероприятий и госпрограмм и трехлетний цикл для корректировки или обновления стратегии.

— С какими регионами Европы и Америки вы можете сравнить Татарстан? (Гатиатулин Аскар)

— Нами выбраны регионы, которые являются полюсами роста, на одной из схем в стратегии Татарстан сравнивается с ними: Флорида, Мичиган, Осака, Канагава, Тиба, Хоккайдо, Прованс-Альпы-Лазурный берег, Юго-Восточная Англия, Северо-Западная Англия, Восточная Англия, Северный Рейн — Вестфалия. Это не значит, что Татарстан на них похож, но это значит, что показатели этих регионов могут быть ориентиром для республики, если мы хотим быть глобально конкурентоспособными.

222.jpg
Чтобы открыть картинку, нажмите на нее

«ПОКА НЕТ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА, НЕТ И ЭЛИТЫ»

— Как вы считаете, в Татарстане вообще есть элита, которая способна брать на себя ответственность за развитие территории? Или она пока псевдоэлита?

— На этот вопрос есть жесткий ответ: пока нет общественного договора, это не элита. Считаю, сначала надо договориться внутри элиты. И от этого во многом зависит судьба стратегии. Но раз Рустам Нургалиевич заказал разработку стратегии, он намерен предпринять все меры для ее реализации. Должен появиться какой-то коллективный субъект, который пытается думать о будущем республики, может быть, даже за пределами срока своей жизни. Мы и исходили из гипотезы, что наш заказчик хочет сделать доброе для людей, проживающих на территории Татарстана, чтобы у них были хорошие перспективы.

Подобные темы нами поднимались — об изменении менталитета, об изменении отношений в структуре верхушки. Мы пытаемся записывать в стратегию какие-то вкрапления правильных слов о том, что элита должна быть ответственна. Условно говоря, если уж элита ставит своих детей на высокие посты, но пусть она сначала их выучит.

Для себя я считаю программу-минимум выполненной, потому что сам процесс разработки стратегии был выстроен так, что мы смогли поговорить на эти темы с большим количеством людей, и разговор был очень творческим, в его процессе рождалось много идей.

2.jpg
«Нам хотелось бы получить не только голую критику, но и свежие идеи»

Мы гарантируем, что в своем проекте аккумулировали мировой научный и практический опыт в вопросе человеческого капитала, но сработает ли это у вас в республике, мы гарантировать не можем. Надо прямо сказать: если удастся реализовать, то это очень хорошая стратегия; если не удастся, то это будет очень хорошая книга. И книга — это тоже очень хорошо: ее может кто-то где-то прочесть, поумнеть и что-то применить.

— На сайте стратегии опубликован первый текст проекта для общего обсуждения, и граждане могут высказать свое отношение к ней, внести предложения. Вы действительно надеетесь извлечь из этого какую-то реальную пользу — получить совсем новые идеи?

— Конечно, надеемся! Иначе зачем мы все это затевали? Стратегия — это документ общественного согласия, принимаемый после широкого общественного обсуждения. Конечно, нам хотелось бы получить не только голую критику, но и свежие идеи.

Смотри также:

Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г.