Мы публикуем продолжение интернет-конференции с генеральным директором торгового дома «Челны-хлеб» Эдуардом Юнусовым. Он рассказал, как кризис отразился на покупательной активности, какие продукты подорожали больше всего, стали ли люди чаще готовить дома, а также объяснил, за что могут посадить в тюрьму производителей белорусских колбас и почему в торты кладут пальмовое масло.
Эдуард Юнусов |
В УСЛОВИЯХ ОБМЕЛЬЧАВШИХ ДОХОДОВ
ПОКУПАТЕЛИ ВЫБЕРУТ МАГАЗИНЫ С НИЗКИМИ ЦЕНАМИ
— И снова вопрос о кризисе. Намного ли снизился средний чек в магазинах сети «Челны-хлеб» после Нового года? Стали ли люди экономить на продуктах? Ваш прогноз по развитию ситуации? (Эльвира Ахметова)
— Наверное, будет правильно посмотреть не только на наши магазины, а на рынок в целом. По исследованиям Nielsen, средний россиянин в декабре 2014 года стал походить на покупателя кризисных 2008 - 2009 годов. Каждый третий заявил, что доходы их семей в декабре 2014 года по сравнению с августом 2014 года снизились. 70 процентов россиян заявили, что на приобретение продуктов они стали тратить больше денег, чем тремя месяцами ранее. В среднем рост затрат оценивается в 19 процентов. Треть респондентов признались, что вынуждены покупать меньше товаров повседневного спроса, чем кварталом ранее.
По данным «Ромир», в декабре 2014 года повседневные потребительские расходы выросли в номинальном выражении на 24 процента по сравнению с ноябрем 2014 года. Это самый высокий предновогодний рост за весь период наблюдений «Ромир».
То есть мы видим, что индекс покупательской активности растет не за счет роста спроса или роста трафика, а в первую очередь за счет роста инфляции. И «Челны-хлеб» тут не исключение. Рост товарооборота происходит в основном за счет роста среднего чека, а не за счет роста числа покупок, совершаемых в сети. Потребители предпринимают экстренные меры по оптимизации собственных расходов: 78 процентов, по данным тех же исследований, в декабре заявили, что начали экономить. Удобство расположения, сервис и приятные впечатления от шопинга — ключевые параметры при выборе магазина в стабильной экономической ситуации — отходят на второй план. Существенную роль продолжает играть, по большому счету, лишь уровень цен и широта ассортимента — одним словом, возможность найти все нужные товары в одном месте по низкой цене. Очевидно, что в условиях обмельчавших доходов покупатели будут выбирать более дешевые бренды и магазины с низкими ценами. И чем «крепче» будет затягиваться кризис, тем ощутимее будут изменения в покупательских предпочтениях.
«Индекс покупательской активности растет не за счет роста спроса или роста трафика, а в первую очередь за счет роста инфляции. И «Челны-хлеб» тут не исключение» |
ЗА ГОД НА СВИНИНУ ЦЕНЫ ПОДНИМАЛИ 17 РАЗ
— На сколько увеличилась стоимость продуктовой части потребительской корзины в магазинах «Челны-хлеб» в 2015 году? Планируется ли заморозка цен на социально значимые товары? Какие продукты питания больше вырастут в цене и почему? (Анастасия Володина)
— До начала роста цен, пик которого пришелся на октябрь-ноябрь, нам ежемесячно приходило около 50 формуляров от поставщиков на повышение цен, которые касались порядка 500 наименований продукции. В ноябре же торговый дом получил уже 95 заявлений о повышении на 1532 наименования, а в декабре — 182 заявления на 3734 наименования. Соответственно, начали дорожать продукты и на полках магазинов. Поднялся ажиотаж. Прокуратура и другие инспектирующие органы проводят рейды, проверки, пишут нам предупредительные письма. СМИ рассказали, что во многих регионах есть проблемы с ФАС и прокуратурой у локальных ретейлеров. Нельзя сказать, что перегнули палку, но то, что сейчас ищут виновных только среди магазинов, это неправильно. Нужно комплексно к этой ситуации подходить.
Могу рассказать, как мы добивались самых низких цен на продукты из «социальной корзины». В ноябре средний процент повышения на всю группу товаров составил 7,6 процента, а цены на социальную корзину повысились только на 4 процента, в декабре поставщики на 7,9 процента подняли цены, а на социальную корзину «Челны-хлеб» поднял лишь на 6 процентов. В январе повышение у поставщиков было на 5 процентов, у «Челны-хлеба» — на 4,8 процента. Когда пошел ажиотаж и мы не принимали цены, некоторые поставщики прекратили отгрузку. Чтобы не было зияющих пустот на полках, мы были просто вынуждены принять их условия. Сейчас ситуация постепенно стабилизируется, проходит ажиотаж, что позволит в феврале не только не поднять, но даже на 3 процента снизить цены на некоторые товары социальной корзины в магазинах сети «Челны-хлеб». Произойдет это за счет работы с поставщиками. Будем ужесточать систему рассмотрения заявок, вплоть до отказа от продукции и поставщиков, до расторжения контрактов по продукции, на которую предоставляется необоснованно высокое удорожание. Например, в среднем закупочные цены на мясо курицы за 2014-й год показывают 49-процентный рост. Конечно, подорожал комбикорм. Но рост этот не произошел резко осенью. По курице страна полностью отошла от импорта, но на этой теме поставщики поиграли однозначно. Начнем заключать новые контракты на аналогичную продукцию с более приемлемыми ценами.
Самая нестабильная ситуация у нас по свинине, на которую на протяжении прошлого года 17 раз поднимали цены. Сегодня на 2 процента подняли, завтра — еще на 4 процента, потом — на 0,5 процента и так далее в течение всего года. В итоге рост составил 46 процентов, причем скачок цен пришелся на май. Но в мае еще ничего не должно было дорожать.
«Самая нестабильная ситуация у нас по свинине, на которую на протяжении прошлого года 17 раз поднимали цены. Сегодня на 2 процента подняли, завтра — еще на 4 процента, потом — на 0,5 процента и так далее в течение всего года» |
— А почему растут цены на отечественные товары, которые были произведены еще до кризиса — например, на крупы?
— В ноябре произошел резкий рост цен на гречку из-за информации о гибели части посевов в Алтайском крае после выпадения снега. Однако во многом этот рост носит спекулятивный характер. В начале ноября руководитель института конъюнктуры аграрного рынка, академик Дмитрий Рылько сделал прогноз, что ажиотаж с гречкой пройдет, все уладится, и в сезон 2014 - 2015 годов рынок круп вошел с большими запасами гречки. А вот по рису существенный дефицит наблюдается, и здесь произошел в январе скачкообразный рост. Тем, кто обязан управлять спросом и предложением за счет экспорта и импорта, немножко не хватило оперативности, чтобы предпринять необходимые действия и предотвратить рост цен на рис.
— Из чего складывается цена товара, лежащего на полках магазинов «Челны-Хлеб»? Сколько процентов из тех денег, что заплатил покупатель, получает фермер, мясокомбинат и продавец? (Ренат Иштиряков)
— Возьмем вареную колбасу «Прима». Мясо — 61 процент, дополнительные ингредиенты — 10 процентов, издержки производителя (амортизация, транспорт, электроэнергия, зарплата и т.п.) — 13 процентов, НДС — 10 процентов, прибыль производителя — 6 процентов. Как видно из примера, производитель получает минимальную прибыль от конечной цены реализации.
Торговая сеть получает прибыль в виде разницы торговой наценки и издержек на логистику, хранение и т.п., что в конечном итоге не более 3 процентов от цены на полке. Ежегодно только на налоги у предприятий группы компаний «Челны-хлеб» уходит почти 900 миллионов рублей.
«СЕГОДНЯ МНОГО ПРОДУКЦИИ ИЗГОТАВЛИВАЕТСЯ НЕ ПО ГОСТУ, А ПО ТУ, И ЧТО ТУДА ПОЛОЖИЛИ, НЕИЗВЕСТНО»
— Вопрос от возмущенного покупателя. Почему на один и тот же вид товара наблюдается такой огромный разброс цен в разных магазинах? Помидоры в «Эссене» стоят 189 рублей, а в «Челны-хлебе» — почти 300 рублей. Покупателю абсолютно все равно, кто поставщик и какого сорта помидоры.
— Сеть «Челны-хлеб» представляет покупателям широкий ассортимент, только томатов мы можем предложить до 6 наименований. И не всякому покупателю все равно, какого сорта помидоры. В приведенном примере сравнили томаты из разных ценовых категорий, что неверно в принципе. Вот, например, томаты турецкие — 199 рублей за килограмм. Томаты «Кумата» (Турция) — 238 рублей, томаты сливовидные (Марокко) — 199,9 рублей, томаты на веточке (московский агрокомбинат) — 255 рублей, тепличные «Майские» (Татарстан) — 295 рублей. Видимо, покупатель и обратил внимание на последние. Что касается различий цен в разных магазинах, мы регулярно проводим акции на фрукты и овощи со значительным снижением в цене. Акции проводят и наши конкуренты, и, естественно, в разных сетях в разные периоды на аналогичную продукцию установлены разные цены. Это нормальная ситуация в условиях конкурентной борьбы.
— А какие из перечисленных томатов самые экологически чистые и качественные?
— Конечно, наши отечественные помидоры. Они же, как видим, и самые дорогие. Правда, не могу сказать, что турки балуются и шлют нам непонятную химию. Сейчас с этим никто не шутит. Любой товар в магазине соответствует допустимым нормам потребления. Но если в целом про качество товара говорить, картина вырисовывается мутная. ГОСТ — это проверенные стандарты, которые оправданы и по себестоимости, и по структуре производства. Но сегодня очень много продукции изготавливается по техническим условиям, а не по ГОСТу. И что там внутри этих ТУ, по какому процессу продукт приготовили, как и что положили, неизвестно.
А потом мы лечимся таблетками и тратим на них те деньги, которые могли бы заплатить за качественный, но дорогой товар. Вот я знаю, что «Челны-хлеб» производит хлеб по классическим рецептурам, по сборникам ГОСТов. А выходит конкурент, у которого та же продукция с низкой ценой. За счет чего это происходит? Хорошо, если у него современные линии, на которых вместо сотни два человека работают. Но чаще причина такой низкой цены либо в том, что у него зарплата в конвертах, либо в том, что он какие-нибудь заменители кладет. Мы же работаем по-честному — и налоги платим, и заменители вредные для здоровья не кладем.
«Я очень много сил и денег потратил на строительство фабрики и создание самого бренда «Тортугалия». Помню, как мы фабрику открывали, как автоматизировали этот процесс» |
ПРОИЗВОДИТЬ ЗДОРОВУЮ ПИЩУ СЕГОДНЯ НЕРЕНТАБЕЛЬНО
— К слову, о заменителях. Компания «Челны-хлеб» производит торты под брендом «Тортугалия». Вы туда пальмовое масло кладете?
— Я очень много сил и денег потратил на строительство фабрики и создание самого бренда «Тортугалия». Помню, как мы фабрику открывали, как автоматизировали этот процесс. Помню, как мы принимали решение, на каких сливках работать — на растительных или на молочных. Ситуация 10 лет назад и сейчас практически идентичная. В Европе 95 процентов кондитерской продукции делается на молочных сливках. Угадайте, какой процент «кондитерки» в России производится на растительных сливках? Те же 95 процентов. Хотя и оставшиеся 5 процентов не знаю, кто производит. Могу сказать, что качество продукции, которое мы производим в «Тортугалии», соответствует всем ГОСТам, но растительные сливки мы тоже применяем, как и все остальные в нашей стране.
— Теперь вопрос про мясо. На круглом столе с депутатом Госдумы Альфией Когогиной вы выразили сомнение в необходимости создания в Челнах предприятия по глубокой переработке мяса и производству колбасных изделий «Камская Нива». Вот ваши слова: «В отрасли переработки мяса на колбасу нет никакого дефицита, мы сами такой переработкой занимаемся. Есть дефицит в самом мясе. Именно поэтому мы работаем с наценкой лишь в 5 процентов, почти в убыток. Говядины нет, свинины мало». Хотелось узнать, куда делось мясо, ждет ли нас дефицит этого продукта и как торговый дом решает эту проблему? (Григорий К.)
— Мы выбрали мясную переработку, так как хотели отдалиться от того сегмента, в котором работают федеральные сети. Мясо — один из самых сложных и ответственных продуктов. Работать с ним могут только лучшие сотрудники компании. Кстати, наш торговый дом один из немногих, имеющих в своей структуре химическую и бактериологическую лабораторию. Мы ее создавали специально под мясное направление. Есть у нас кабинет ветврача, постоянно присутствуют два контролера, которые оценивают состояние мяса.
Так вот, в декабре исполнилось два года нашей компании ChelnyFood — комбинату по переработке мяса. Мы инвестировали в его открытие порядка 200 миллионов рублей. Когда мы только запустили комбинат, охлажденной говядины и свинины был большой выбор. И предложение от фермеров было по адекватной цене. Но сейчас фермеры проснулись. Тенденция повышения закупочных цен на охлажденное мясо началась еще в начале 2014 года. Самое большое увеличение закупочных цен произошло на охлажденное мясо курицы. Я уже говорил, что по курятине цены за 2014 год увеличились на 49 процентов, а среднее увеличение закупочных цен на охлажденное мясо свинины составило 46 процентов. А вот роста закупочных цен на охлажденное мясо говядины до сентября не наблюдалось — среднее увеличение за год составило 11 процентов. Но с декабря начались колебания цен и на рынке говядины. Избежать резкого роста цен позволили лишь партнерские отношения с поставщиками. Однако уже с первых дней января цены поднялись на 20 процентов. И сейчас опять ожидается повышение — до 35 процентов по сравнению с концом 2014 года.
Причем никакой объективной причины повышению нет. Население потреблять мяса больше не стало, наоборот, товарооборот по мясу падает. Единственное объяснение — это повышение цен на импортное мясо, там изменения на 3 - 10 процентов в неделю. Поэтому некоторые поставщики говядины заняли выжидательную позицию в надежде на еще больший рост цен и искусственно создают дефицит на рынке. Также еще одной причиной является ввод запрета на подворный забой скота. Надо понимать, что забой в специализированных местах создаст дополнительное звено в цепочке обеспечения населения мясом, отсюда следует ждать и повышения закупочных цен на продукцию.
Мясо охлажденное — это исключительно фермерский продукт Татарстана. В итоге двое поставщиков отказались поставлять мясо по той цене, по которой мы сегодня принимаем. Двое еще поставляют. В основном же наши поставщики по говядине, свинине и конине — это фермеры Заинска, Кукмора, Муслюмовского, Сармановского районов.
«Мы делаем из мяса колбасу и полуфабрикаты. Причем это натуральный продукт — без добавления сои, усилителей вкуса. Я хочу, чтобы на полках наших магазинов было больше качественных продуктов по доступным ценам» |
— А какую продукцию комбинат ChelnyFood делает из мяса?
— Мы делаем из мяса колбасу и полуфабрикаты. Причем это натуральный продукт — без добавления сои, усилителей вкуса. Я хочу, чтобы на полках наших магазинов было больше качественных продуктов по доступным ценам. Перед открытием комбината я много ездил по предприятиям, которые выпускают колбасу. И точно понял для себя, что никогда не буду кушать сосиски, а если и буду, то только своего производства. Посудите сами. Мясо на кости 180 рублей стоит. С косточки снимаешь — оно уже 220 рублей стоит. А тут в магазине лидер продаж — сосиски по 100 рублей за килограмм. Как так получается? А ведь с этих 220 рублей надо еще зарплату выплатить обвальщику, еще нужно купить дорогущий станок, за электроэнергию заплатить. И как тут здоровье нации не пострадает? В Беларуси за отклонение от соблюдения ГОСТов предусмотрена уголовная ответственность в отношении производителей. Я там был, видел, как они работают. Не дай бог растительный жир положишь! Никто не пойдет на такие ухищрения, потому что и гендиректор, и главный технолог сразу пойдут срок мотать. А у нас всего можно в сосиски нашпиговать.
Но самое обидное, что уже целое поколение людей выросло, которое вкус натурального продукта не помнит. Вот делаем мы закрытую дегустацию, выкладываем свою продукцию, которую из «охлажденки» делали, и бюджетный продукт. И все говорят, что «химическая» колбаса вкуснее! А мы вкачали огромные деньги в создание своего продукта! В итоге мы за год на 21 миллион рублей ушли в минус при продвижении этой здоровой продукции. Вкус качества у потребителей подменен! И здесь государству надо брать в свои руки управление в этом вопросе — убирать непорядочных производителей и учить их работать по ГОСТу.
— Как же вы поступили? Сделали поправку — меньше мяса, больше сои?
— Нет, мы ничего не изменили в рецептуре. Работу оптимизировали. Все, что на полках стоит под брендом ChelnyFood, все по-прежнему без сои. Мы можем сокращать объемы продукции, но в качестве мы падать не будем. За два года мы уже нашли своего покупателя, который по достоинству оценил качество продукции ChelnyFood, и продажи нашей колбасы неизменно показывают ежегодный рост.
«В хлебобулочном и кондитерском производстве ЗАО «Челны-хлеб» продукция «Халяль» представлена в широком ассортименте» |
«ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЛЮДИ СТАЛИ ГОТОВИТЬ ДАЖЕ НА РАБОТЕ»
— Какое внимание вы уделяете развитию халяль-индустрии? (NIYAZ)
— В хлебобулочном и кондитерском производстве ЗАО «Челны-хлеб» продукция «Халяль» представлена в широком ассортименте. По планам к началу марта 2015 года покупатели смогут приобрести товар «Халяль» и в сегменте мясопереработки, сейчас идет процесс согласования и получения сертификатов. Помимо этого, практически в каждой группе товаров в наличии продукция «Халяль» от поставщиков.
— Одним из аргументов для развития формата магазинов фреш-маркет стал тот факт, что людям некогда готовить. Стали ли челнинцы в связи с кризисом больше готовить дома? (Марсель Хафизов)
— У нас такое ощущение складывается, что они не только дома стали готовить, но и на работе тоже. Ситуация непростая, конкуренция страшная. Собственное производство стало активно развиваться в последние несколько лет многими торговыми сетями, но одними из новаторов, предложивших готовую еду по доступным ценам, были магазины «Челны-хлеб». В течение всего 2014 года темпы роста продаж по этому направлению существенно опережали темпы роста товарооборота сети в целом. В декабре и первой неделе января уже наметился некоторый спад, а с середины января спрос на готовую еду существенно снизился.
«У НАС БОЛЬШОЕ ЧИСЛО ДЕКРЕТНИЦ. ЗНАЧИТ, ЖЕНЩИНЫ НАМ ДОВЕРЯЮТ»
— Кто работает продавцами в магазинах «Челны-хлеб»? Много ли среди них учителей, бухгалтеров, экономистов и менеджеров с высшим образованием? Какова средняя зарплата кассира, завмага? (Асгат Ямалиев)
— К сожалению, вузы города не закрывают потребности нашего предприятия в полной мере. Мы работаем с Набережночелнинским государственным торгово-технологическим институтом. Мы им даже подарили учебный класс с кассовыми аппаратами, с программным обеспечением. Кстати, в этом вузе даже доска почета висит с фотографиями выпускников, которые сделали успешную карьеру в «Челны-хлебе». Зарплата зависит от формата магазина, от товарооборота. Есть у нас универсальные сотрудники, продавцы-кассиры, которые получают от 19 тысяч рублей. Новички получают меньше, но существует система обучения и аттестации, которая позволяет постоянно повышать свою квалификацию. Продавцы первой категории во фреш-маркете получают от 21,5 тысячи рублей. В нашей отрасли существенно заметен сезонный отток персонала — продавцы летом уходят огороды копать и квас продавать. Поэтому сейчас мы начали выплачивать доплату за выслугу лет.
Другой немаловажный фактор — это абсолютная законопослушность нашей компании. У нас «белая» заработная плата, в отличие от многих других торговых сетей. Показательным фактором доверия персонала к компании является то, что у нас в торговом доме большое число работниц находится в декретном отпуске — 350 человек или 14 процентов, еще примерно столько же в ЗАО «Челны-хлеб». Это значит, что они доверяют нашей компании, знают, что они в полном объеме получат все полагающиеся социальные выплаты и могут быть уверены, что их рабочее место сохранится через три года.
В целом группа компаний «Челны-хлеб» насчитывает 5 тысяч работников, мы являемся третьими в городе Набережные Челны по объему платежей в бюджеты всех уровней, перечислив в прошлом году порядка 900 миллионов рублей налогов.
«Показательным фактором доверия персонала к компании является то, что у нас большое число работниц находится в декретном отпуске — 350 человек или 14 процентов, еще примерно столько же в ЗАО «Челны-хлеб» |
— Слышала про ваш благотворительный фонд «Важен каждый». Кому конкретно вы помогли и в чем? Какова сумма оказанной помощи в 2014 году, например? (Лейсан Байбулдина)
— Фонд «Важен каждый» был учрежден в 2010 году. Все время со дня основания фонд помогает челнинцам, которые оказались в непростой жизненной ситуации. За прошлый год на эти цели было выделено 6,7 миллиона рублей. Мы помогли в ремонте 7 нуждающимся школам и благоустроили 12 проблемных дворов. Постоянно ведется адресная спонсорская помощь детям из малообеспеченных семей и семьям с детьми-инвалидами. В канун Нового года проводится акция «Исполняем желания», в ходе которой мы исполняем реальные желания детей с ограниченными возможностями. Всего по результатам работы фонда за 2014 год было зафиксировано 1017 обращений, из них 993 уже отработано, остальные вопросы в процессе решения.
СОДЕРЖАНИЕ СВОЕГО ТРАНСПОРТА МЕНЕЕ ВЫГОДНО, ЧЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЕМНОГО
— Как вы решаете проблемы логистики? (Руслан)
— На сегодня компания «Челны Логистик» не имеет собственного транспорта, а пользуется наемным. В среднем в день с распределительного центра отгружается порядка 150 тонн готовой продукции. Коэффициент загрузки — 95 процентов. Это большой показатель. Среднее количество рейсов в день — 3,1. Себестоимость доставки 1 тонны продукции на расстояние до 110 километров — менее 1 процента от товарооборота. У нас имеется GPS-навигация, все фиксируется: во сколько уехал, когда приехал, сколько минут выгружался.
Сегодня содержание собственного транспорта на 15 - 30 процентов менее выгодно, чем использование наемного, особенно если учесть коррупционную составляющую в транспортной логистике, системе откатов при закупке ГСМ, запасных частей и ремонте машин, приписки пробега водителями, налогов с фонда зарплаты и т.д. Чтобы логистика имела минимальный вес в структуре затрат, было принято решение начать оказывать транспортные услуги сторонним клиентам для доставки и развоза продукции по городу и городам Закамского региона. Это позволило окупать фонд оплаты труда ИТР транспортного отдела, а также получать постоянный мониторинг рыночной стоимости услуг грузоперевозок, тем самым исключив завышение стоимости фрахта автотранспорта и получения откатов руководителями транспортного отдела. Изначально была внедрена порейсовая оплата, поэтому нам не нужно контролировать простои водителей в рабочее время — они сами делают максимально быстро и эффективно один рейс и встают в очередь за вторым.
«ДА, Я БЫЛ ДВОРНИКОМ. И ЭТО ВРЕМЯ ВСПОМИНАЮ С УДОВОЛЬСТВИЕМ»
— Вы уроженец Таджикистана и, стало быть, не понаслышке знаете о популярности лаваша. Почему он у вас не производится? (Рустам)
— Я в Таджикистане родился и прожил всего год, в период, когда мой отец проходил там срочную службу. Но знаю, что там производством лаваша занимаются индивидуальные предприниматели. У нас в сети магазинов продается несколько видов лавашей. Есть фокаччо — итальянский лаваш, армянский, узбекский лаваш. Их тоже производят ИП. Нам такие партнеры-производители нужны, мы на их долю не претендуем.
— У вас в биографии указано, что вы начинали свою трудовую деятельность с работы дворником. И вот нам на эту тему поступило два вопроса. Не кажется ли вам, что первое место вашей трудовой деятельности — это пошлость, возведенная в квадрат? Из якобы низов, «дворников», «сам дорос» до генерального директора. (Данил) А другой читатель более позитивно рассуждает. Сейчас мало кто соглашается работать дворником, а вас что заставило начинать с низов? (Рустам)
— Да. Есть такой факт в моей биографии. Это было еще в студенчестве — мы убирали территорию нашего общежития. И мои соседи по комнате помогали мне. Мы эту зарплату делили между собой, она служила реальной помощью. Если кому-то кажется это пошлостью, что тут скажешь? Мой отец ведь не всегда был обеспеченным человеком. Так какой уж тут пиар. Многие люди думают, что мы всегда стояли во главе «Челны-хлеба» и деньги лопатой гребем, но это не так. Мой отец, Рафаэль Сулейманович Юнусов, был простым деревенским парнем, он из тех, про кого говорят, что он сам себя сделал. А еще он вывел «Челны-хлеб» на уровень крупного регионального игрока.
Я с удовольствием вспоминаю то время, когда был студентом-дворником, с благодарностью думаю о тех людях, с которыми тогда свела жизнь. И конечно же, на предприятии я не сразу торговый дом возглавил. Сначала, это уже 18 лет назад было, работал помощником, потом коммерческим директором. Уже больше 10 лет я в должности первого заместителя генерального директора. Два года назад стал одновременно генеральным директором ТД «Челны-хлеб». Отец всегда говорил: «Если в нашей компании родственник, он должен работать лучше, чем другие». Поэтому никаких поблажек мне не было. Спрашивал и спрашивает с меня куда строже, чем со многих других. Я очень благодарен отцу за его доверие, за то, что он дал мне возможность заниматься новыми проектами, связанными с развитием компании, такими как «Тортугалия» или ТД «Челны-хлеб». Это требовало всегда очень большой самоотдачи, непрерывного обучения, саморазвития, напряжения. Но мне это всегда было интересно. А вот моя старшая дочь пошла по стопам бабушки и выбрала профессию врача, хочет лечить детей.
Читайте также:
Справка
Группа компаний «Челны-Хлеб»
Товарооборот группы компаний «Челны-хлеб» составляет более 10 млрд. рублей. На предприятиях трудятся более 5 тыс. человек. В структуру входит ЗАО «Челны-хлеб», агрофирма «Родные края — Туган як», кондитерская фабрика «Тортугалия», торговый дом «Челны-хлеб», распределительный центр «Челны Логистик», а также производственное предприятие Chelny food, специализирующееся на переработке мяса.
ООО «ТД «Челны-хлеб»
1994 год — открытие первого магазина.
2009 год — открытие торгово-распределительного центра «Челны Логистик».
2012 год — открытие первого супермаркета Fresh market. Открытие обособленного производственного подразделения Chelny food (производство колбасных изделий, мясных деликатесов).
Количество магазинов: 55.
Форматы магазинов: «У дома», «Супермаркет».
Представлен в 6 городах РТ.
Численность сотрудников: 2,5 тыс. человек.
Количество наименований в ассортиментной матрице: более 15 тысяч.
Обладает 2 СТМ: «Дядюшкина ферма», «Мудрая хозяйка».
Эдуард Рафаэлевич Юнусов
Родился 28 сентября 1974 года в городе Чкаловске Таджикской ССР. Окончил Казанскую государственную сельскохозяйственную академию по специальности «бухгалтерский учет и аудит» (1997), Казанский (Приволжский) федеральный университет по специальности «технологические машины и оборудование» (2013).
1992 — 1993 — дворник ФГОУ «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса», Казань.
1997 — 2001 — помощник генерального директора по экономическим вопросам, коммерческий директор ЗАО «Челны-Хлеб», Набережные Челны.
2001 — 2012 — первый заместитель генерального директора ЗАО «Челны-Хлеб».
С 2012 года — генеральный директор ООО «ТД Челны-хлеб», первый заместитель генерального директора ЗАО «Челны-Хлеб».
Член координационного совета, руководитель комитета Fresh и собственного производства союза независимых сетей России.
Депутат горсовета Набережных Челнов, член постоянной комиссии по экономической политике и бюджету.
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.