По словам Рустама Минниханова, к санкциям, колебанию валютного курса и снижению цен на нефть Татарстан относится менее болезненно, чем федеральный центр

СНАЧАЛА НЕФТЬ У ТАТАРСТАНА ЗАБРАЛ, А ПОТОМ СТРАТЕГИЮ ДЛЯ НЕГО РАЗРАБОТАЛ

Тональность коллегии задал президент РТ Рустам Минниханов. Он указал, что 2014 год был напряженным, и темпы развития, конечно, не те, которые бы мы хотели. По словам Минниханова, к санкциям, колебанию валютного курса и снижению цен на нефть Татарстан относится менее болезненно, чем федеральный центр. «Ведь Кудрин в бытность министром почти все наши нефтяные доходы забрал», — улыбнулся Минниханов, обращаясь к гостю коллегии, — бывшему министру финансов РФ, а ныне одному из идеологов разработки стратегии «Татарстан-2030» Алексею Кудрину. — Но мы поддерживаемся из федерального бюджета, и все равно рассчитываем на эти деньги, программы и радоваться нам нечего. Утром первым делом смотрим, какая цена на нефть». Среди главных федеральных задач Минниханов обозначил поддержку МСБ и предприятий АПК. «Да и наши программы в этой области пока чисто декларативны», — не стал обелять себя президент. Также он призвал присутствующих активнее доносить до федерального правительства реальную информацию, а то оно нередко видит ее в искаженной форме (помимо Кудрина на коллегии были и другие федеральные деятели — замминистра экономического развития РФ Александр Цыбульский и замминистра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадырова).

Первым месседж Минниханова начал воплощать в жизнь министр экономики РТ Артем Здунов. Он сообщил, что прирост ВРП составил 1,3%. Доля обрабатывающих производств превысила 70% — в первую очередь за счет роста в нефтепереработке. В прошлом году переработана половина добытой нефти (в 2013-м — 49,1%). В результате доля сырой нефти в структуре экспорта сократилась. Однако из-за сужения внешних рынков, спрос на продукцию наших предприятий упал, и поскольку 50% промышленной продукции РТ направляется на экспорт, республика потеряла 1% роста ВРП. Впрочем, несмотря на общее снижение инвестиционной активности, объем инвестиций удалось сохранить на уровне 2013-го — 542 млрд. рублей.

В этом году, по словам министра, особое внимание будет уделено развитию семейных ферм, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и обществ, как эффективному способу обеспечения продовольственной безопасности и поддержания разумных цен на продукты. Есть хорошая новость для Камского инновационного территориально-производственного кластера. В прошлом году его предприятия произвели продукции на 700 млрд. рублей — 42% всего объема промышленного производства РТ. «Учитывая значение кластера для развития республики и страны, необходимо в текущем году разработать и утвердить на уровне правительства России концепцию его развития», — заявил Здунов.

ГОСОБОРОНЗАКАЗ НЕ ВЕЧЕН

Далее слово взял вице-премьер правительства РТ — министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов. По его словам, объем промышленного производства составил 1 трлн. 641 млрд. рублей, индекс промышленного производства — 100,6%. Снижение ИПП повлияло на финансовые результаты промышленных предприятий: прибыль — 159 млрд. рублей (увеличение на 2,5%), убыток — 33 млрд. (увеличение в 2,9 раза). Финансовый результат — 192 млрд. рублей (+9%).

ИПП в машиностроении — 97,2%. Причины ухода в минус: вызванное общемировым спадом снижение продаж на внутреннем и внешнем рынках; удорожание импортных комплектующих и переоценка валютной кредиторской задолженности; рост цен на основные литейные материалы. Эту тему позже продолжил генеральный директор ОАО «КМПО» Дамир Каримуллин: «Одна из проблем — необоснованное завышение цен поставщиками металла и полуфабрикатов. Причем цены растут каждый день. Свежий пример. Ступинская металлургическая компания 2 февраля прислала коммерческое предложение для участия в тендере на поставку жаропрочного сплава ценой 1 миллион 650 тысяч рублей за тонну. 6 февраля состоялся тендер, а 12 февраля компания, ссылаясь на рост котировок лондонской биржи, заявила новую цену — 2 миллиона 50 тысяч — рост на 24 процента за 10 дней. Считаем, в нынешней экономической ситуации цены на основные компоненты, добываемые в России и применяемые российскими металлургическими предприятиями, не должны быть привязаны к котировкам лондонской биржи и валютам других стран. Государство должно усилить свою роль в качестве регулятора».

Есть, о чем подумать Татарстану на потребительском рынке. Если удельный вес в торговых сетях местного хлеба и хлебобулочных изделий — 100%, то молочной продукции — 66%, мяса кур — 49%, сахара — 42%, а овощной продукции — только 10,8%. «Нам предстоит системная работа совместно с минсельхозпродом республики в этом направлении», — прокомментировал последний пункт Зарипов.

Светлые эмоции вызывает только оборонно-промышленный комплекс. Объем производства предприятий ОПК составил 100 млрд. рублей, ИПП — 114,9%. Позитивные сдвиги связаны с загрузкой гособоронзаказом — в прошлом году он вырос на 29%. По разным ФЦП оборонка в Татарстане получила 6 млрд. рублей, на 2015 год заявлено 5,5 миллиардов. Кстати, как рассказал Каримуллин, на завершающей стадии находится работа по освоению трех узлов для вертолетного двигателя ВК-2500, который должен ликвидировать зависимость России от украинских поставок. Сейчас рассматривается вопрос освоения производства в Казани еще трех узлов... Впрочем, Зарипов предупредил, что бесконечно ВПК-праздник жизни продолжаться не будет: «Особо хочу подчеркнуть, что в связи с возможным снижением к 2020 году гособоронзаказа, директорскому корпусу оборонных предприятий необходимо предпринять меры по расширению линейки конкурентоспособной инновационной продукции гражданского назначения и доведения ее доли до 50 процентов». В пример были приведены «ПОЗиС», завод им. Горького, Казанский электротехнический завод, КВЗ.

Кстати, среднемесячная зарплата в промышленности РТ составила 31,4 тыс. рублей (рост — 110,3%), а конкретно в нефтегазохимическом комплексе — 39,4 тыс. (+109,6%), в машиностроении — 29 тыс. (+111,3%).

БАЛЛАДА ОБ «АЛАБУГЕ»

Цыбульский высоко оценил усилия Татарстана, отметив, что республика по всем показателям имеет положительную динамику. Также он дал понять, что к докризисной модели экономики возврата нет — она должна быть диверсифицированной. «Мы эту цель перед собой имели, к ней шли, но ставили перед собой срок в десятилетие, — рассказал замминистра. — Понятно, что в связи с внешними условиями надо максимально ускориться и пройти этот путь за 2 - 3 года». Важная роль в этой гонке отводится регионам. Цыбульский сообщил о создании межведомственного штаба, который будет собирать инициативы субъектов и попытается выработать единые подходы к решению проблем.

Одним из прорывов Татарстана он назвал особую экономическую зону «Алабуга», которая уже несколько лет признается лучшей ОЭЗ России. Цыбульский сообщил, что успешность проекта заставила федералов задуматься о передаче больших полномочий по управлению ОЭЗ на региональный уровень. «Это точки экономического роста, и местные власти должны непосредственно участвовать в управлении зонами», — пояснил чиновник. Но тут он встретил ощутимое сопротивление Минниханова. «У меня своя позиция по особым зонам, — заявил президент, еще в начале коллегии назвавший «Алабугу» одним из позитивных явлений. — Считаю, что федеральное правительство недооценивает значение ОЭЗ. Мировой опыт показывает, какие это потенциальные точки роста. И чтобы регионы денег не просили, передать им ОЭЗ — это совершенно неправильно. Да, можно от нас отвязаться, но сегодня в «Алабугу» 20 с лишним миллиардов федеральных средств вложено, 80 миллиардов — инвесторами. Там федеральные структуры работают, таможня, например, как вы нам это передадите? У меня таких полномочий нет... Да и продекларированное количество особых зон — 28 - 29 — тоже совершенно неправильно, думаю, 4 - 5 достаточно».

«Считаю, что вы должны отстаивать наши интересы», — Минниханов посмотрел на Цыбульского и Кадырову. И напомнил, что, к примеру, Иннополис будет решать проблему, которая особо важна для всей страны, — импортозамещения программного обеспечения. «Мы должны сконцентрировать большую массу интеллектуальных сил, которые будут этим заниматься, — подчеркнул масштабность задумки президент. — Поэтому я надеюсь на дальнейшую поддержку. А полномочий нам достаточно тех, которые есть, полномочия без денег нам не нужны», — дал он «отповедь» планам минэкономразвития.

«Но в целом у нас идет очень конструктивная работа, Александр Витальевич нас во всех вопросах поддерживает, давайте ему отдельное спасибо скажем», — предложил залу Минниханов. Собравшиеся с воодушевлением похлопали. «Все секреты выдаете», — предостерег президента РТ Цыбульский.

«ВРАГИ ВЕДЬ ЕЩЕ ЕСТЬ»

«Дорогие земляки», — так начала свое выступление Кадырова, перебравшаяся из Набережных Челнов в Москву в 2004 году. «Она знает республику, — напомнил залу Минниханов. — Морально мы вас всегда поддерживаем», — теперь уже он обращался к Кадыровой. «Не только морально», — поблагодарила она. Минниханов в ответ завернул что-то в духе: «Ну, а как же! Враги ведь еще есть».

Кадырова сообщила, что федеральный минпромторг начал активную работу по региональной промышленной политике: «Мы изучили региональные программы и пришли к выводу о том, что нам необходимо в рамках госпрограммы развития промышленности создать самостоятельную подпрограмму, которая будет направлена на поддержку субъектов. Они вкладывают в свои региональные промышленные политики порядка 8 миллиардов рублей, и на каждый такой рубль мы готовы дать свой». Как заверила Кадырова, отбор проектов начнется в третьем квартале этого года.

Глава Мамадышского муниципального района Анатолий Иванов свой доклад делал на татарском языке. «Я уже почувствовал, что по стратегии «Татарстан-2030» есть одна недоработка: не все разработчики, и я в том числе, знаем татарский, — отметил выступавший вслед за Ивановым Кудрин. — Это то, над чем нам надо работать».

О «нефтяных» взглядах бывшего министра финансов «БИЗНЕС Online» писал вчера. Однако он высказался и по ряду других проблем, например, об импортозамещении. «Я сегодня услышал мнение, что нам все надо локализовать в России», — отметил Кудрин и предостерег от этого пути. Дескать, в таком случае мы можем сделать очень плохой аналог зарубежной продукции, а потому отстанем еще больше. Невозможно конкурировать во всем, необходимо искать свою нишу. «Надо делать то, что мы сможем и на свой рынок поставлять, и на зарубежный, — объяснил Кудрин. — В моем понимании импортозамещение — это поиск своего места в мировой цепочке производства. Взять «Боинг» (люблю этот пример!), эти самолеты собираются в США, но компоненты для них производят и Италия, и Японии, и так далее. В этом смысле в результате импортозамещения Россия не уменьшит свое общение с внешним миром, но, наоборот, может даже и увеличить: будем покупать технологии и оборудование и поставлять то же самое, а не нефть». Кудрин похвалил КМПО за внедрение бережливого производства и вновь упомянул американский авиапром: «Тот же «Боинг» при помощи бережливого производства за 10 лет в два раза сократил себестоимость самой своей популярной модели — 737. Сам самолет — железо — не стал дешевле, но вся система обеспечения перестроена таким образом, что она стала эффективнее».

В завершение выступления Кудрин пригласил всех на форум креативных индустрий, который пройдет в Казани 11 - 12 апреля.