НА СМОТРИНЫ К ОБОРОНКЕ

В Набережных Челнах накануне состоялось пленарное заседание «Камского промышленного форума-2015», на котором министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов вывел для себя два самых актуальных вопроса МСБ к республиканскому правительству. Обойдя перед пленумом выставку продукции малых и средних компаний, Зарипов обозначил проблемы, с которыми к нему обратились предприниматели: «Во-первых, это устойчивая работа банковских структур, доступные кредиты. Во-вторых, наличие промышленных контрактов. В рамках этих вопросов сегодня в России и Татарстане приняты антикризисные программы, в том числе «Стратегия-2030». Я просил бы бизнес тоже посмотреть их, дать свои замечания, это большая просьба от имени правительства. Какие реальные меры поддержки вы можете ожидать от нас? 27 числа выйдет некий окончательный документ от правительства России, в нем будет прописана компенсация процентных ставок по кредитам, полученным для увеличения оборотного капитала. Компенсация предполагается в пределах 15 процентов. Списки у нас есть, предприятия Татарстана дали свои заявки более чем на 10 миллиардов рублей. Надеюсь, в марте этот механизм заработает, очень надеюсь на поддержку муниципального руководства».

Зарипов также рассказал о том, что накануне было подписано соглашение между правительством РТ и фондом развития промышленности для поддержки промпредприятий, в первую очередь машиностроительных, о выделении кредитных ресурсов в размере 50 - 700 млн. рублей. Кредиты, согласно программе фонда, будут выделяться под 5% годовых. Кроме того, Зарипов пообещал 100% компенсации компаниям за НИОКР. Конкретно челнинцам министр пообещал отдельный круглый стол с казанскими оборонными предприятиями: «Мы с Наилем Гамбаровичем договорились, что по машиностроительным предприятиям, кто производит комплектующие, режущие инструменты, литье, для тех мы постараемся развить внутрироссийскую кооперацию и проведем отдельный круглый стол. Хотелось бы, чтобы на нем челнинские предприятия презентовали оборонным предприятиям Казани инструменты, оснастку, инженерные услуги. Это крупные потребители, и нам незачем создавать для них новые подобные мощности. По гособоронзаказу мы идем успешно, рост составляет 115 процентов. Только по прошлому году где-то на 100 миллиардов у нас оборонные предприятия получили промышленных заказов. Челнинцам тоже надо участвовать в этих вопросах».

«В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА О КОММЕРЧЕСКИХ ТАЙНАХ ГОВОРЯТ...»

Вторым выступил гендиректор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин — его доклад был адресован в основном химикам. Однако если если они и присутствовали в зале, то ничем себя не выдали. Яруллин отметил важность для республики реализуемых крупных проектов, таких как этиленовый комплекс НКНХ, перечислил импортные химические продукты, которые надо заменять местными аналогами. Они уже разрабатываются в институтах и скоро их нужно будет кому-то производить. В качестве одного из самых перспективных проектов импортозамещения он назвал нанотрубки, разработанные в Новосибирске, которые можно производить в Татарстане. По этому поводу в Казань в январе приезжал глава «Роснано» Анатолий Чубайс и предложил реализовать этот проект в ОЭЗ «Алабуга» за 6 млрд. рублей. «Очень интересный продукт эти нанотрубки. Например, для улучшения композиционных материалов. Мы попробовали на «Оргсинтезе», на заводе «Кварт» — пока результат очень слабый. Но и минпромторг работает, и ученых из Беларуси мы пригласили... Прочность этого материала в 100 раз превышает прочность стали. Температурная стабильность — 1 тысяча градусов, это один из лучших известных проводников, в 55 раз легче меди, площадь поверхности одного грамма трубок — две баскетбольные площадки. Еще раз обращаюсь к креативным челнинцам: нанотрубки применяются в строительстве, машиностроении, энергетике и многих других отраслях. У нас есть прямая связь с Новосибирском, они сделали этот продукт в 50 раз дешевле мировых аналогов, качество отличное, это все проверено и подтверждено».

Рафинат Яруллин
Рафинат Яруллин

В целом процесс импортозамещения в Татарстане Яруллин оценил как весьма пассивный, а претензии по этому поводу адресовал промышленным гигантам: «Вот, смотрите, цифра по импорту в России — 286 миллиардов долларов. Цифра вроде внушительная, но на самом деле она еще больше — порядка 500 миллиардов. Я сегодня по Челнам проехал, посмотрел — все магазины торгуют импортным товаром. Здесь сидящих мужиков я тоже многих знаю, кто торгует импортными товарами. Вот, посмотрите, машинное оборудование — 48 процентов. Вчера открывали новый завод по светильникам в Казани. Очень хороший завод, оборудование все китайское. Руководитель мне сказал: работаем на этом оборудовании и горя не знаем. Я более чем уверен, что через 5 - 7 лет все машины в России будут китайские. И во всем мире. Почему китайцы добились такого успеха? Потому что они решения принимают оперативно. Я хочу сказать, что пробиться на КАМАЗ или на «Нижнекамскнефтехим» очень сложно. Есть разработчики в казанском университете с очень интересными деталями, но зайти на КАМАЗ не могут. Все какие-то чопорные, важные... В условиях кризиса еще говорят о коммерческих тайнах».

Далее президент ассоциации предприятий МСБ РТ Хайдар Халиуллин рассказал о своей организации и значении предпринимательских объединений. Руководитель департамента развития поставщиков ООО «Форд Соллерс Холдинг» Татьяна Ананьева пригласила предпринимателей к поставкам на заводы компании в Челнах, «Алабуге» и Всеволжске. Зарипов в своем докладе сообщил, что к концу года локализация «Форд Соллерс» должна вырасти с 40 до 45%, так что участие малых компаний в этом процессе придется кстати.

Хайдар Халиуллин
Хайдар Халиуллин

«ТЕПЕРЬ МЫ ПОВОРАЧИВАЕМСЯ К ВАМ И ОТВОРАЧИВАЕМСЯ ОТ ТЕХ, КТО ВКЛЮЧАЕТ САНКЦИИ»

Главным же героем дня стал КАМАЗ. Напомним, первый день форума был посвящен поставкам малых предприятий на «Татнефть», и, как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» начальник отдела поддержки и развития предпринимательства исполкома города Радмир Беляев, в течение суток с блоком закупок «Татнефти» установили контакт порядка 40 малых предприятий. Второй же день взял себе автогигант, и основные позиции возможного сотрудничества с малыми предприятиями изложил в своем докладе заместитель гендиректора автогиганта по закупкам Рустам Шамсутдинов.

Он сообщил, что КАМАЗ переходит к более широкому использованию пластика и различного рода жидкостей. В этом ему видится обоюдная выгода и для бизнесменов, и для КАМАЗа: «Если нефтехимия будет у нас передовой, мы получим российские компоненты взамен импортных». Руководитель департамента закупок дал некоторые итоговые цифры, как надежду потенциальным поставщикам стать стратегическими партнерами КАМАЗа в рамках импортозамещения. Сегодня доля КАМАЗа на рынке составляет 45% на российском рынке грузовиков. Тем не менее на автогиганте уверены, что у него есть все шансы к дальнейшему захвату рынка не только в России, но и за рубежом, так как иномарки становятся все дороже. В общем объеме закупок КАМАЗа, который в 2014 году составил почти 62,5 млрд. рублей, на долю импорта приходится 11% , 45% — на Россию, 44% — на Татарстан. Общее же количество поставщиков у КАМАЗа — 832, среди них из Татарстана — 28%, российские — 66%, остальные — зарубежье.

Как отметил Шамсутдинов, КАМАЗ, как и многие предприятия города, столкнулся с «хаотичным повышением цен поставщиками». Из-за чего произошел существенный рост цены на машкомплект — в среднем на 35 тыс. рублей. Это, по мнению директора по закупкам, существенное повышение. К слову, машкомплект состоит из отечественных компонентов на 57%, из импортных — на 23%. У КАМАЗа появились проблемы и в связи с санкциями. «На протяжении полугода, в зависимости от того как к нам относились зарубежные правительства, мы теряли своих партнеров. При этом партнеры были всегда надежные, технически передовые. Просто от них приходили письма со словами: «Мы не можем вам поставлят». И эти письма продолжают поступать», — констатировал Шамсутдинов.

Каковы пути выхода из создавшегося положения? Первый — приглашать иностранных партнеров локализовать здесь свое производство. В качестве примера Шамсутдинов привел одну из заграничных фирм, которая могла бы локализовать производство тормозных камер. По крайней мере, такое желание есть у КАМАЗа. Второй путь Шамсутдинов не озвучил, но прямо обратился уже к отечественным поставщикам с целым списком автокомпонентов, которые попадают под импортозамещение: «Можно изготавливать насосы, сцепления, рулевые колонки, манжеты. Всего у нас 412 очень важных позиций. По логистике нам очень важно, чтобы производство находилось здесь. Поэтому мы сейчас поворачиваемся к вам и отворачиваемся от тех, кто включает санкции. Это жизненная необходимость. К примеру, ГСМ мы закупаем на 77 миллионов рублей. У нас 64 поставщика. Понятно, что с «Татнефтью», которая поставляет топливо, вы не сможете конкурировать, но вы можете заменить некоторых импортных поставщиков по смазочно-охлаждающим жидкостям, которые мы закупаем на 320 миллионов, антифризам — почти на 80 миллионов, химическим материалам — на 66 миллонов. А герметиков российских почти нигде нет».

Как стало ясно из доклада, КАМАЗ сегодня ищет замену не только, скажем, немецким компонентам для коробок передач, которые сейчас необходимо локализовать на 100%, но и местную спецодежду. «Раньше мы шили спецодежду из импортных тканей. Шили у того, кто находился далеко. Теперь готовы предложить это тем, кто в Челнах занимается пошивом. Уже выбраны российские ткани», — сообщил Шамсутдинов.

«БЕЗ РУКОВОДЯЩЕГО ПИНКА НИКТО НЕ ПОШЕВЕЛИТСЯ...»

Закрывая пленум, руководитель исполкома Челнов Наиль Магдеев напомнил, что в Челнах за последние 6 лет доля малого бизнеса в валовом территориальном продукте выросла с 25 до 33,2%. «Мы понимаем, что есть резервы для дальнейшей работы, — сказал он. — Думаю, текущая экономическая ситуация в какой-то мере позволит выполнить плановые показатели, поставленные перед нами президентом республики о доведении доли МСБ в ВТП до 50 процентов. Консолидированный бюджет Набережных Челнов вместе с федеральными и республиканскими программами по итогам прошлого года составил 13 миллиардов рублей. Поэтому я думаю, что при желании малый бизнес в этих 13 миллиардах может себя найти. 10 процентов в этих 13 миллиардах — достаточно высокая сумма».

Представители малого бизнеса, пообщавшиеся в рамках выставки с министром промышленности, рассказали «БИЗНЕС Online», какую поддержку предложил им Зарипов.

Александр Макушев — замдиректора по маркетингу и продажам ОАО «Риат»:

— Мы говорили о поставках спецтехники на север, особенно в части вытеснения с рынка автомобилей «УралАЗ». Его влияние превалирует сегодня на северном рынке. С нами работают Schlumberger, «Лукойл», Newco Well Service и ряд других компаний. Думаю, в Newco Well Service мы могли бы увеличить свои поставки, предложив альтернативу продукции УралАЗа. УралАЗ берет тем, что его машины просты и достаточно надежны. Они не боятся северного климата. «КАМАЗ» в этом отношении ничем не хуже, но сегодня он слишком сложен для ремонта в полевых северных условиях. Водитель не дорос до такой техники, как «КАМАЗ», особенно с импортными агрегатами. Поэтому КАМАЗу сегодня нужно подумать о возврате к старым методам комплектования автомобилей — неприхотливыми двигателями и агрегатами. Это наше частное мнение.

Мы надеемся, что у минпромторга будут интересные программы, которые помогут бизнесу масштабов «Риат» комфортнее реализовывать новые проекты. Проблема сегодня в том, что существует ряд госпрограмм финансирования малого и крупного бизнеса. А «Риат» находится где-то между — это средняя по масштабам компания, на которую никаких программ почему-то нет. А в России компании, связанные с тюнингом и модернизацией автомобилей, это в основном как раз фирмы среднего уровня.

Ришат Нургалиев — коммерческий директор ООО «Мирас»:

— У нас литейное производство, оно энергоемкое и нашему предприятию требуются льготы по электроснабжению. Мы платим за электричество по коммерческим тарифам, и наш гендиректор попросил снизить ставки. Равиль Хамматович обещал помочь нам со входом в бизнес-программу, по которой тариф будет снижен.

Артур Туктаров — гендиректор ООО «Атон-Импульс»:

— Нам нужна помощь в контакте с такими гигантами, как «Роснефть» и «Новотек». Министр предложил включить нас в состав рабочей группы на совещание с этими компаниями. Мы работаем и с «Роснефтью», и с «Новотеком», но процедура доступа к таким промышленным монстрам очень забюрократизирована. У них, конечно, тоже есть система торгов, но без руководящего пинка нижестоящие сотрудники шевелиться не будут. Вот для такого ускорения нам нужно выйти наверх, и республика в этом помогает. Если мы договоримся с гигантами о проведении совместных испытаний, то после этого выйдем на заказ. Сейчас мы ведем опытно-промышленную сборку, параллельно занимаемся подготовкой мелкосерийного производства. Будет заказ — сразу выйдем и на серию.