Айрат Сабирзанов

«ПРОГРАММЫ MBA И DBA РАЗДВИГАЮТ ГОРИЗОНТЫ МЫШЛЕНИЯ»

— Айрат Яруллович, расскажите о себе.

— Родился в Казани в 1973 году. С отличием окончил Московский энергетический институт и параллельно — Казанский финансово-экономический институт. В Академии народного хозяйства при правительстве РФ обучался по программе EMBA «Стратегический финансовый менеджмент», а сейчас учусь там же, но по программе DBA.

— Вам просто нравится учиться или этого требует работа?

— Это то, во что стоит вкладываться. Казалось бы, техническое и экономическое образование — это две большие разницы, но жизнь доказала, что самое слабое место там, где переход среды. А когда ты владеешь и тем и другим, когда понимаешь «стык», у тебя появляется сильное конкурентное преимущество. А программы MBA и DBA помогают из хорошего специалиста стать хорошим руководителем и раздвигают горизонты мышления.

— Где и кем вы работаете?

— Третий год я работаю в ОАО «Генерирующая компания», в настоящее время — первым заместителем генерального директора. И мои знания там востребованы. До этого работал в ТГК-16, строительной компании «Фон», на компрессорном заводе, в «Татнефтехиминвест-холдинге».

«В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ НАКОПИЛОСЬ ПРОБЛЕМ, КАК НИ В ОДНОЙ ДРУГОЙ ОТРАСЛИ!»

— Какие проблемы есть в электроэнергетике сегодня? Какие из них вы назвали бы основными?

— В электроэнергетике Татарстана накопилось проблем, как ни в одной другой отрасли! Но у нас есть понимание, как их решать, и что-то мы уже успели сделать. Нынешние кризисные явления усугубляют ситуацию, но мы это воспринимаем как возможности. Есть даже некий драйв в преодолении трудностей! Мы их не боимся.

— Что конкретно является проблемой?

— Главное — отсталость электроэнергетики, прежде всего — генерации. И причина отсталости понятна — мы не попали в федеральную программу ДПМ (договоры о поставке мощности), которая направлена на модернизацию производства. Сегодня в России в основном переизбыток мощностей. А за избыток мощностей платят все потребители России, в том числе республики! При этом в Татарстане наблюдается недостаток мощностей, поскольку за последние 10-летия не вводились серьезные объекты электроэнергетики. Поэтому мы не можем конкурировать на российском рынке. Дефицит вынуждены восполнять поставками из других регионов, расположенных за тысячи километров, и это, безусловно, ведет к существенному росту тарифов для наших потребителей. Кроме того, появляется необходимость усиления сетей, что также перекладывается на плечи республиканских потребителей.

— Дефицит мощностей в Татарстане большой?

— Раньше остаток был нулевым: «Татэнерго» вырабатывал ровно столько, сколько потребляла республика. В 2010 году объем поставок электроэнергии из вне составил 5 процентов, в 2013-м — 16,5 процентов, в 2014-м — 22,6 процента или 5 миллиардов киловатт-часов. Это объем потребления пяти регионов Средней Волги! Чувашия, Мордовия, Марий Эл, Пензенская и Ульяновская области вместе потребляют практически столько же, сколько не хватает Татарстану. Безусловно, это сказывается как на росте цены за электроэнергию для потребителей республики, так и на надежности энергоснабжения. Как результат — в Казани периодически случаются блэкауты, последний привел к отключению более 400 тысяч жителей на 4 часа. В такой ситуации важнейшим фактором становится увязка всех звеньев и согласованная их работа.

ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ?

— Что вы подразумеваете под «звеньями»?

— Производство, транспортировка, преобразование электроэнергии и реализация ее потребителям.

— То есть требуется объединение в одну организацию? А зачем же РАО ЕЭС и «Татэнерго» в свое время разделили на составляющие? С монополизмом боролись?

— Да, боролись с монополизмом, хотели повысить конкурентоспособность компаний и эффективность их работы. На самом деле идея звучит неплохо, но взяли не ту отрасль. И результат получился прямо противоположным.

— Подвижки в сторону объединения у нас уже есть?

— Думаю, это неизбежно и в масштабах России, и у нас в Татарстане. Ну не может это безобразие длиться вечно!

— О каком «безобразии» идет речь?

— В России понастроили мощностей там, где это совершенно не нужно, а другие регионы страдают от дефицита электроэнергии. Теперь надо затратить столько же средств на строительство сетей, чтобы перебрасывать лишнее. Создали конкуренцию не за потребителя, а за доступ к ресурсам, так как в электроэнергетике большая часть деятельности подпадает под регулирование.

Айрат Сабирзанов

«ВОЗМОЖНО, КРИЗИС ПОДСТЕГНЕТ НАС...»

— На интернет-конференцию господину Жихаревичу вы прислали такой вопрос: «Насколько актуальна Стратегия «Татарстан-2030» в сегодняшних реалиях, если сбор данных, анализ и выработка предложений пришлись на докризисный период?» Вы считаете, что пользы от этой стратегии не будет?

— Я согласен с тем, что стратегия не ставит задачу учитывать все «тонкие настройки». Она задает главную линию развития и определяет инструментарий достижения целей. На самом деле мой вопрос был несколько провокационным. Имея эту стратегию, мы сегодня еще имеем и кризис. Вот когда горит дом, мы думаем о стратегии? Нет, мы думаем, как потушить пожар. Сегодня у нас «пожар»!

— Вам не кажется, что сиюминутное тушение «пожара» — это недальновидная политика?

— Мой дом — это вся моя жизнь, оставшись без дома трудно строить счастливое будущее. Так и в экономике!

— Для тушения «пожара» разрабатывают антикризисные программы...

— Я считаю, что разработчиками стратегии был наработан очень серьезный материал, который сегодня надо трансформировать в антикризисную программу.

— Или разрабатывать антикризисную программу с учетом рекомендаций стратегии.

— Совершенно верно! На мой взгляд, грех не воспользоваться результатами такого большого труда. Возможно, кризис только подстегнет нас, многие цели мы достигнем быстрее запланированных стратегией сроков.

«ЗАВИСИМОСТЬ ОТ «БИЗНЕС ONLINE» У МНОГИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ»

— Как давно и как часто вы читаете «БИЗНЕС Online»?

— Читаю давно. Даже появилась некая зависимость от вашего издания. Более того, зависимость от «БИЗНЕС Online» появилась у многих руководителей! Считаю, это ваше достижение.

— Что раздражает в нашей газете?

— Есть моменты, когда материал воспринимаешь позитивно, а комментарии под ним очень жесткие. На мой взгляд, надо вводить более мелкий фильтр. Думаю, сейчас не то время, когда можно будоражить. Сегодня нужна консолидация и настрой на позитив. Но это не раздражает, а просто, считаю, можно улучшить.

— А мне кажется, что именно в кризис критические комментарии очень важны. Они как барометр, по которому можно судить о состоянии настроений в обществе.

— Согласен с вами, что комментарии — это полезная информация для понимания сегодняшней ситуации в обществе. Вообще мне нравится ваша подача материала, ваша открытость и непредвзятость. За последние годы вы очень сильно продвинулись. Мои пожелания: так держать!

Айрат Яруллович, спасибо за интерес к нашей газете. Успехов вам!