Рынок грузовых перевозок находится в глубоком кризисе — заказов мало, кредиты неподъемные, а тут еще на носу сезонное закрытие дорог для грузовиков... Леонид Штейнберг — руководитель транспортно-коммерческой фирмы «Кама-Тракс», президент логистической ассоциации Татарстана, в своей статье, специально написанной для «БИЗНЕС Online», рассказал о том, как можно помочь выйти отрасли из замкнутого круга проблем.
У НАС СИТУАЦИЯ — КАК С ЭЛЕКТРИЧКАМИ
5 февраля в Москве мы впервые проводили совместное заседание правления ассоциации международных автомобильных перевозчиков РФ и правления российского автотранспортного союза. На нем присутствовали заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул, а со стороны законодателей — председатель комитета по транспорту Госдумы РФ Евгений Москвичев. Мы впервые собирались в таком составе и около 6 часов вели переговоры о том, как сделать так, чтобы во время кризиса транспортные компании, занимающиеся международными и междугородними перевозками, не потерпели крах. Дебаты были очень серьезными, потому что во всех отраслях и ведомствах — проблемы. Если российские производители продукции выполняют свои обязательства и мы возим грузы, то поток импортных грузов фактически уже на нуле, мы много простаиваем без работы. Если переориентироваться на страны Средней Азии и Закавказья, то там рынок перевозок занят местными игроками. На внутреннем рынке усилилась конкуренция из-за тех компаний, кто переориентировался с перевозок из зарубежных стран на Россию. Ввиду отсутствия заказов многие начинают демпинговать, что еще негативнее отражается на отрасли.
Мы высказали ряд замечаний и предложений, которые правительство не должно оставить без внимания. Вроде бы определенные подвижки есть. К примеру, введение дорожного сбора с грузовиков, масса которых выше 12 т, вроде бы переносят на 2016 год. Планировалось, что уже с этого года компаниям и владельцам техники пришлось бы платить по 3 с половиной рубля за километр.
К сожалению, многие из тех, кто принимает решения, не совсем понимают, что такое грузовой транспорт и его роль в экономике страны. Не всегда мы имеем возможность донести свои проблемы до президента РФ Владимира Путина, да и не хотим, чтобы все проблемы в стране решал президент. Как с запуском электричек. Но наше положение, признаться, тоже очень критичное.
В целом рынок коммерческого транспорта падает. Оценить размеры можно по КАМАЗу, по темпам снижения производства. Мы на международных перевозках в основном и используем автомобили челнинского автогиганта. Еще одна проблема — дороговизна топлива. Если в Европе и США горючее понизилось на 15 - 20% из-за снижения стоимости нефти, то в России находится большое количество разных предлогов для того, что оставить все как есть. Рынок лизинга грузового транспорта сокращается из-за малого спроса со стороны перевозчиков. Потому что нет заказов, увеличилось время и количество простоя. Кредиты также стали неподъемны, никто не хочет брать на себя оброк под 25% годовых. Заколдованный круг получается.
КАК НЕ РАЗРУШИТЬ КРОВЕНОСНУЮ СИСТЕМУ СТРАНЫ
На заседании мы составили протокол и будем надеяться, что в первых числах марта получим все ответы на волнующие нас вопросы. Мы надеемся, что в этом году, а такие разговоры ведутся, не будут закрывать дороги на весенний период для грузовиков. В кризис эта мера губительна для отрасли. Учитывая сложную ситуацию с заказами, многим просто нечем будет платить по долгам, не из чего выплачивать зарплату, предприятие вполне может закрыться.
Экономика на закрытии дорог экономит миллионы за счет сохраненного асфальта, а на самом деле теряет миллиарды. Я думаю, что мы в республике договоримся до разумного решения хотя бы по региональным трассам. Есть предприятия, у которых непрерывный цикл производства. Скажем, у «Нижнекамскнефтехима» продукцию нужно вывозить постоянно. У покупателей такой же непрерывный технологический процесс, который также нарушать нельзя.
Тому же КАМАЗу нужно стимулировать продажу новых машин. Подвижной парк стареет, поэтому часть денег, которые власти должны передавать производителям, каким-то образом, может быть с помощью контроля со стороны общественной организации, должна распределяться и в нашу сторону. Хотя бы снизить процентные ставки по лизингу и кредитам на докризисный уровень. Если бы ставка вернулась к тем 12 процентам, мы могли бы стать крупнейшими заказчиками по модели «КАМАЗ-5490». Цены на импортные автомобили сегодня запредельные. Покупать Scania и Iveco за 5,5 млн. рублей, когда грузовик стоил 4, в сегодняшних условиях очень накладно. Государство могло бы разработать программу по поддержке автопроизводителей, заодно не дать кризису утопить нашу отрасль.
Утилизация старой техники, по сути дела, провалилась, и вообще, эта мера оказалась малоэффективной. На время той беды, которая навалилась в комплексе на нас со всех сторон, нужно сделать единый транспортный налог и запретить регионам ставить свой тариф за лошадиную силу. Скажем, не 80 - 85 рублей за «лошадку», а 30. В Татарстане этот налог выше, чем в Нижегородской области. Тогда и платить его будут все. С машин повышенной экологичности вообще не нужно брать налоги. Хотя бы для тех водителей, кто занимается международными перевозками.
Мы сейчас бьемся за каждую копейку. У многих просто нет денег, чтобы платить высокий транспортный налог. Если нам придется повышать цены в условиях, когда все дорожает, то ценник для конечного потребителя в тех же магазинах поменяется. Нужно приложить все усилия, чтобы кровеносная система страны функционировала без сбоев.
Леонид Штейнберг
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 58
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.