ТУРИЗМ В ЮЖНОМ ТЕХАСЕ

Туризм — одна из основных движущих сил развития экономики в городе Сан-Антонио (Южный Техас), где я нахожусь в рамках программы стажировки, организованной профессиональной организацией ICFJ (International Center for Journalists — Международный центр для журналистов). Как я уже писала ранее, город в какой-то степени сравним с Казанью: население — 1,4 млн. человек, нефтяной регион, вот разве что количество солнечных дней в году зашкаливает (в регионе оно достигает 300).

Сначала мои обывательские впечатления. В интернете до поездки я прочитала, что самые популярные туристические места в городе — крепость Аламо, набережная Сан-Антонио (River Walk; тянется вдоль центральной части города), исторический район Ла Вильита, обзорная башня двух Америк. Ряд мест бесплатны для посещения, но в каждом есть, например, сувенирный магазинчик и коробка для сбора денег, обычно туристы кидают туда доллар или два. В среднем цена билетов в музеи, на обзорную башню — $10.

В крепости Аламо (вход свободный) запрещено фотографировать, и ни один из нескольких десятков находившихся в крепости туристов во время моего визита туда даже не попытался достать смартфон или фотоаппарат. Мне тоже пришлось подчиниться, хотя рука так и тянулась к карману с телефоном. До того, как войти в крепость, каждого посетителя на входе фотографирует профессиональный фотограф, и затем при желании можно выкупить фото. Стоит оно недешево (с учетом высокого курса, конечно же) — $27, которые идут на поддержку данной достопримечательности. Распечатывают фотографию за 20 секунд, поэтому очередь не скапливается. Интересно, что монетами оплатить нельзя, только бумажными купюрами, и все с пониманием к этому относятся.

Музей San Antonio Museum of Art

Приятно удивил музей San Antonio Museum of Art, где в качестве смотрительниц — милые бабушки, которые не смотрят на тебя сурово. Одновременно в этом музее проходила выставка работ Пабло Пикассо, на которой, в отличие от основных экспозций музея, фотографировать было запрещено. Я это предупреждение не заметила, и радостно снимала все вокруг, пока ко мне не подошла представительница службы охраны. Я приготовилась к тому, что, возможно, заставят даже удалить фото из телефона, и начала извиняться, но меня оградили только милой улыбкой и словами «Ничего страшного». В другом музее — McNay Museum of Art — проходила специальная выставка, посвященная русскому балету. Работники музея, когда узнали, что я из России, очень обрадовались, и в течение пяти минут подробно объясняли, с какого зала следует начать осмотр, на что обратить внимание.

Практически у каждой достопримечательности города есть аккаунт в Twitter, где информация о проводимых мероприятиях, выставках, часах работы и т.д. обновляется регулярно. В городе на крупных перекрестках расставлены указатели, помогающие сориентироваться, где находится тот или иной туристический объект.

У города не один слоган. Используется слово Unforgettable (незабываемый), а на логотипе, на визитках компаний туротрасли и в буклетах написано: San Antonio. Deep in the heart.

ОСНОВНЫЕ РЫНКИ: МЕКСИКА, КАНАДА, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

В городе есть несколько организаций, которые занимаются развитием туризма. Это Бюро Сан Антонио по организации мероприятий и туризму (CVB — San Antonio Convention & Visitors Bureau), Комиссия по организации мероприятий и туризму (Convention and Visitors Commission; в отличие от CVB, включает членов муниципального совета, менеджеров отелей и т.д.), ассоциация отелей и средств размещения (The San Antonio Hotel & Lodging Association), совет по туризму в регионе (San Antonio Area Tourism Council) и, наконец, ассоциация, которая занимается развитием только набережной River Walk (Paseo del Rio Association).

River Walk (Paseo del Rio Association)

С помощью моего коллеги из местной газеты San Antonio Express-News Нила Мортона, который пишет о туризме, мне удалось встретиться с представителями CVB и расспросить их о том, что делает бюро для привлечения туристов, Шанна Смит (Shanna A. Smith) — менеджер по партнерским коммуникациям и Ричард Оливер (Richard Oliver) — директором по коммуникацям организации. Ричард бывал в России, но до Казани еще не доезжал. В CVB работают примерно 80 человек; это департаменты туризма, маркетинга, коммуникаций, продаж и т.д.

Итак, цифра, которая интересовала меня больше всего, — это количество приезжающих туристов в год. И она впечатляет — по итогам 2013 года (это последние данные) город посетил 31 млн. туристов (напомню, Татарстан в 2014 году посетили 2,5 млн. туристов)! Из них 24,9 млн. — обычные туристы, приезжающие отдохнуть, посмотреть город, и 6,2 млн. — бизнес-посетители, приезжающие на проводимые деловые мероприятия, выставки с рабочими целями. Большинство туристов — жители США.

По словам Ричарда, самый сильный рынок для Сан-Антонио — это Мексика (неудивительно, из города до мексиканской границы — 200 километров). «Техас очень большой. Близко к Мексике находится город Монтерей — движущий для нас рынок, и уже оттуда туристы едут в Сан-Антонио, а затем в Даллас. У мексиканцев очень популярен шопинг в Сан-Антонио, так как цены здесь невысокие (одна и та же футболка, например, стоит в Сан Антонио $20, а в Мексике — $50прим. авт.), — рассказывает он. — Канада также становится для нас очень сильным рынком. Из Китая пока приезжает не так много туристов, хотя сейчас направление усиливается, потому что появились прямые перелеты из Китая в Техас. Один из самых больших рынков для нас сейчас — Великобритания. Из Лондона есть прямой перелет в Остин (столица Техасаприм. авт). В 2012 - 2013 годах количество туристов из Англии в Техас выросло на 43 процента. Кроме того, в Техасе обосновался английский бизнес. Мы много времени и усилий тратим на этот рынок, ведь понятно, что если ты летишь 9 часов, то захочешь провести здесь какое-то время, и все должно соответствовать».

Приезжают в город также туристы из Германии, Южной Америки, Бразилии. Однако часть туристов отследить невозможно, это те, кто останавливается не в отелях, а у своих друзей или родственников.

Экономический эффект от оказанных в отрасли услуг составил в 2013 году $13,4 миллиарда. Для сравнения: в 2012 — $12,2 млрд., а с 1993 к 2013 году рост составил 205%, с 2003 по 2013 год — 66%. В индустрии гостеприимства города работают 122,5 тыс. человек (в 1993 году — 69,8 тыс. человек). В Казани с аналогичной численностью населения в туристической индустрии (по итогам 2014 года) заняты 37 тыс. человек. По словам Нила, регион уникален, т.к. здесь проводится множество деловых и других мероприятий, поэтому отрасль не проседала даже во времена экономических трудностей.

Шанна объясняет, как этому самому эффекту способствует работа с партнерами. При сотрудничестве с CVB партнеры (отели, рестораны, экскурсионные автобусы, развлекательные места и др.) получают ежемесячные отчеты о состоянии дел в отрасли, маркетинговые и рекламные возможности, получают возможность стать сертифицированным послом по туризму (Certified Tourism Ambassador), посещать партнерские мероприятия и т.д. На ланч, кстати, мы пришли в один из ресторанов-партнеров с итальянской кухней, где посетителей обслуживают очень хорошо. Через несколько дней я вернулась в этот ресторан уже одна, все так же — уровень обслуживания радует.

«ШТАТЫ ПРЕДСТАВЛЕНЫ РЕГИОНАМИ, А РОССИЯ ПРОСТО RUSSIA»

Бюро было основано в 1968 году, и тогда же, как утвреждают мои собеседники, и началась целенаправленная работа по привлечению туристов. «Набережная появилась в годы Второй мировой войны. За время существования ее протяженность была увеличена с 3 до 15 миль. На туризм повлияли военные базы, которые распологались здесь. В городе в какой-то период их было пять-шесть. Так что люди возвращаются, навещают своих друзей. На нашем сайте есть история военных, специфические достопримечательности для сообщества военных, их семей. Кроме того, отели и рестораны, развлечения, шопинг предлагают специальную скидку для военных», — говорит Ричард.

Мне интересно, что конкретно делает бюро для привлечения туристов, и я спрашиваю об этом. «Самое большое событие, в котором мы постоянно принимаем участие, так же, как и другие страны, — World Travel Market (ведущее событие для туристической отрасли, в этом году пройдет в Лондоне в ноябреприм. авт.). На нем, помимо прочего, страны презентуют себя на стендах. Мы представлены не как Сан-Антонио, а как Техас. Америка представлена, например, Техасом, Лас-Вегасом и другими регионами. А Россия представлена как один огромный стенд Russia», — улыбается Ричард.

По его словам, когда, например, местная баскетбольная команда San-Antonio Spurs (четыре раза становилась чемпионом NBA) поехала играть в Торонто, члены бюро также поехали и рекламировали в холодной Канаде свой солнечный город.

«Мы также являемся членом организации US Travel Association, — сообщила Шанна. — Сейчас в Мексике у нас организована кампания с рекламой на радио, наружной рекламой, работаем с туроператорами». Ричард добавляет, что бюро очень внимательно относится к деньгам, бюджету в плане работы продвижения.

«Зарубежные туристы тратят в три раза больше, чем местные, за счет длительного перелета. Средний расход в день зависит от цели визита — это какая-то выставка или спортивное событие, и т.д.», — рассказала мне Шанна.

По данным DK Shifflet & Associates (компания, которая проводит исследования в туротрасли), 31 млн. туристов за 2013 год потратил конкретно в Сан-Антонио $8 миллиардов. «Трудно сказать, сколько потратил каждый турист во время пребывания в городе, но мы оперируем цифрой в среднем 120 долларов в день на человека. Средняя длительность пребывания одного туриста в городе — 2,8 дня», — уточнил Ричард.

«ФОЛЛОВЕРЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ГДЕ Я БЫВАЮ И ЧТО ДЕЛАЮ»

На мой вопрос о том, как ведется работа в соцсетях, Шанна отвечает, что бюро представлено и в Facebook, и в Twitter, и Pinterest, имеет канал на YouTube. В год на сайт бюро заходят 5 млн. человек (несколько лет назад — 2 миллиона).

«У меня и Шанны есть доступ к аккаунтам в социальных медиа. Мы хотим, чтобы люди знали, что происходит, над чем мы работаем, куда ездим по работе. Мы выкладываем много фотографий во время поездок куда-либо. Мне вообще нравятся социальные медиа. Ты думаешь: люди обязательно должны знать, что я делаю прямо сейчас, и пишешь в Twitter!» — смеется Ричард, а я понимающе киваю.

«Журналисты особенно понимают всю важность социальных медиа. Когда журналист идет в какое-то место, может затвитить свои впечатления. Я люблю так делать. Вы можете посетить какие-то мероприятия и отписаться в соцмедиа, и это будет бесплатной рекламой», — добавляет он. Нил отмечает, что в последнее время отели и рестораны активно используют хештеги. «Они поняли всю важность соцмедиа. Появляются записи с мероприятий под единым хештегом. Или заведения общепита, например, сообщают, что у них проводится специальная акция», — говорит он.

Прогнозы о количестве туристов в городе через год или пять лет мои собеседники не делают, а мне было оченть интересно, насколько совпадают амбиции казанских и американских представителей туротрасли. «Это зависит от многих факторов. Трудно сказать. В какой-то год может быть просто плохая погода, и тогда люди не приедут. Прошлый год был замечательный», — оптимистично завершает беседу Шанна.

Сан-Антонио (Южный Техас) — Казань

Читайте также: