КАПРЕМОНТ ДОМОВ — НА 1,380 МЛРД. РУБЛЕЙ

С подробного рассказа о проделанной в 2014 году работе в сфере ЖКХ начал свое выступление на деловом понедельнике в мэрии начальник управления ЖКХ Казани Искандер Гиниятуллин. По его словам, год был насыщен повседневной напряженной работой. Начать хотя бы с капремонта жилья — отремонтировано 184 дома на общую сумму 1,380 млрд. рублей. Причем в комитете не ограничились традиционными видами работ, полагающихся в рамках федеральной программы, — ремонт крыш, коммуникаций и т.п. На заемные средства Банка Москвы в 505 домах было установлено 707 узлов погодного регулирования. Планы на 2015 год еще не снижаются: капремонт будет проведен в 280 домах. На эти цели будет потрачено 1,5 млрд. рублей.

Гиниятуллин отметил, что важной вехой для жилищников в минувшем году стала новая норма законодательства об обязательности платы жителями за капремонт. «Благодаря решению об изменениях в законодательстве о капремонте жилья удалось достаточно точно спрогнозировать сроки, объемы и порядок проведения ремонтных работ всего жилищного фонда Казани на годы вперед», — отметил он. С 2014 года заказчиком работ по программе капремонта выступает региональный оператор.

Параллельно в городе велась работа по программе капремонта школ. За прошедший год отремонтировано 25 школ на сумму более чем полмиллиарда рублей. В предстоящие два года в Казани планируется привести в порядок еще 45 школ старше 30 лет, из них 19 зданий — в 2015 году. В итоге вторую жизнь получат все 133 казанские школы старше 30 лет или 78% от общего количества общеобразовательных учреждений города. Помимо этого, в рамках программы «Доступная среда» планируется провести работы в 23 школах на 69,3 млн. рублей.

Кроме того, в планах на 2015 год — капремонт четырех детских садов, переоборудование еще шести зданий под размещение детсадов, а также ремонт пяти подростковых клубов на 38 млн. рублей.

В плане благоустройства в надлежащий вид приведено 12 дворов, детскими игровыми комплексами оборудовано еще 88 дворов. «Общая стоимость работ по благоустройству в 2014 году составила 55,7 миллиона рублей. Для сравнения: в 2011 году — 13 миллионов рублей», — отметил Гиниятуллин.

СЕТИ, КОТЕЛЬНЫЕ, ПОЛИГОН ТБО...

Важные достижения есть в усовершенствовании инфраструктуры поставщиков тепла. Силами «Казэнерго» (25% домов) спроектирована и построена блочно-модульная котельная для 11 многоквартирных жилых домов в жилом массиве Залесный Кировского района. Пуск котельной в работу планируется при достижении положительных температур. Филиал Генерирующей компании — «Казанские тепловые сети» (74% домов) — в 2014 году начал программу по установке автоматических индивидуальных тепловых пунктов в жилые дома и объекты социальной сферы Казани — уже установлено 234 ИТП. «Что позволит вывести из эксплуатации 22 центральных тепловых пункта», — отметил начальник управления ЖКХ Казани. В самом конце декабря на Казанской ТЭЦ-2 пущены в эксплуатацию два блока парогазовых установок, что позволило снизить энергодефицит в генерации в Казани на 30%.

Глобальным документом, сопоставимым с генпланом города, обещает стать «Схема теплоснабжения Казани». По словам Гиниятуллина, она уже утверждена и находится на подписи у министра энергетики РФ. «Схема определит порядок теплоснабжения каждого объекта на территории города с учетом возможностей генерирующей и сетевой компаний, определит экономическую целесообразность тех или иных объектов», — пояснил начальник управления ЖКХ.

Свои локальные победы есть и у других поставщиков коммунальных услуг. Так, «Водоканал» ввел новый узел обеззараживания воды на водозаборе «Волжский», благодаря чему появилась возможность уйти от использования хлорки. Начаты работы по строительству очистных сооружений питьевой воды на подземном водозаборе «Кульсеитово».

«Казанские электрические сети» завершили работы по реконструкции подстанции «Кировская», это позволило увеличить мощность подстанции в 2,6 раза и решить проблему дефицита электроэнергии в прилегающих микрорайонах. Продолжается программа газификации, однако на данный момент, по словам жилищника, потребность в газоснабжении продолжают испытывать почти 1,5 тыс. домохозяйств в 20 жилых массивах.

ООО «ПЖКХ» на свои средства начало строительство полигона «Восточный» по Мамадышскому тракту. «Срок эксплуатации полигона — 15 лет, стоимость строительства первой очереди объекта — 240 миллионов рублей», — отметил руководитель.

Однако проблем в сфере достаточно. Как сообщил начальник после совещания журналистам, износ сетей в системе теплового хозяйства, водопровода и канализации составляет 43 - 45%. Однако, по его словам, менять сетей больше в рамках сдерживания тарифов невозможно.

Чтобы открыть страничку, нажмите на нее

«ЖКХ — ЭТО ТА ОТРАСЛЬ, В КОТОРОЙ ОБЪЕМ НЕСДЕЛАННОГО ВСЕГДА БОЛЬШЕ»

«ЖКХ — это та отрасль, в которой объем несделанного всегда больше, чем сделанного, и тут до минуты славы или далеко, или невозможно дойти», — сказал мэр Казани Ильсур Метшин, комментируя выступление главы управления ЖКХ. Вместе с тем он отметил, что по сравнению с другими городами страны опыт Казани считается передовым.

Градоначальник отметил, что в программе капремонта жилых домов-2015 не стоит рассчитывать на экономию средств, с учетом роста цен хорошо бы просто уложиться в бюджет. В разговоре с журналистами Гиниятуллин также пожаловался на рост цен на строительные материалы. «Трубопрокат подорожал процентов на 40, а это система водоснабжения, отопления, канализации. Полипропиленовые трубы подорожали не сильно, но подорожали соединительные элементы, которые часто импортного производства», — отметил он и сообщил, что в минстрой РТ сейчас направлено обращение с предложением установить предельные цены на материалы, чтобы в дальнейшем можно было бы скорректировать программу капремонта.

Дмитрий Еремеев рассказал Ильсуру Метшину о перспективах развития портала

«ВСЕ ДОЛЖНЫ ВСЕМ СЕГОДНЯ В ЖКХ»

Также в числе проблем Гиниятуллин отметил пассивность собственников жилья. Он напомнил, что одним из требований законодательства было решение собственниками помещений МКД создать свои советы, однако они появились лишь в 2385 домах, что составляет 62% жилищного фонда. Однако по действующему законодательству муниципалитет, по словам начальника управления ЖКХ Казани, не имеет права выступать от имени собственников жилья в решении их вопросов, в сфере его ответственности лишь неприватизированное жилье, которое составляет 10% от общего жилого фонда.

Он сообщил, что по поручению президента РТ Рустама Минниханова сейчас готовится законодательная инициатива в Госсовет РТ. «Перечень поправок в действующее законодательство сейчас проходит согласование в минюсте РТ», — добавил Гиниятуллин. Однако руководитель не сообщил, какие именно поправки планируется принять, а главное, как они отразятся на платежах населения. Он отметил лишь, что разработка законодательной инициативы по муниципальному управлению в сфере МКД необходима для решения застаревших проблем с тем же ремонтом жилья.

Еще одной пока нерешаемой проблемой остаются долги: каждый месяц казанцы недоплачивают по 20 млн. рублей. И хотя это всего 2% от общего объема платежей за ЖКУ, но ежемесячно эта проблема растет как снежный ком. «Все должны всем сегодня в ЖКХ», — посетовал руководитель, — «Жители — перед УК, УК — перед ресурсниками и так далее».

Еще одной темой для обсуждения стало предстоящее лицензирование управляющих компаний — с 1 мая 2015 года. Выяснилось, что в настоящее время не прошли аттестацию 39 управляющих компаний, в управлении этими компаниями 57 МКД. Впрочем, у них еще есть время сдать «экзамен» до 15 апреля. Если это не будет сделано, по словам жилищника, муниципалитет должен будет определить для этих домов новые УК на конкурсной основе. При этом Гиниятуллин отметил, что руководители всех крупных УК города аттестацию прошли успешно.

«В КАКИЕ ШТЫКИ НАШИ ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИНИМАЛИ!»

Действенным инструментом для наведения порядка в сфере ЖКХ стало внедрение проекта «Открытая Казань». Как сообщил сегодня советник по вопросам развития IT Дмитрий Еремеев, за три года работы над проектом было введено два модуля. Сейчас компьютерщики трудятся над созданием третьего. Еремеев напомнил, что первый модуль системы отвечает за работу с сервисными и аварийными заявками от жителей, с ним жилищники уже давно и успешно работают. За прошлый год через систему было принято 305 тыс. заявок, причем 99,5% было выполнено. В 2014 году к системе подсоединился ряд новых УК и ТСЖ, причем интерес к программе стали проявлять и небольшие жилищные компании, отметил Еремеев. Также модуль прирос мобильным приложением, с помощью которого можно как подать заявку, так и отследить ее исполнение, а также оплатить квартплату. Приложение доступно для мобильных устройств с операционными системами IOS и Android. «На сегодняшний день уже насчитывается порядка 1 тысячи скачиваний и 1 тысяча заявок подана за 1,5 месяца работы», — сообщил он.

Еремеев отметил, что накопленная за три года информация, грубо говоря, не пылится на полке. «Должностные лица могут наглядно видеть те зоны и дома, где из года в год возникает наибольшее число проблем и неисправностей, с отображением на карте города», — отметил он. Система позволяет делать прогнозы состояний домов и их конструктивных элементов в будущем и даже может предугадать возникновение аварий. «К примеру, система может выделить те дома, где из года в год течет кровля в период таяния снега», — сказал Еремеев.

Пока доступ к системе есть только у руководителей и работников в сфере ЖКХ. Но не исключено, что в будущем данные увидят и обычные казанцы. Эта информация, безусловно, заинтересует не только жильцов, но и покупателей квартир, ведь сейчас, покупая жилье, люди, по сути, берут кота в мешке.

Еще одна интересная возможность системы — это анализ работы жилищников и подрядчиков по одинаковым видам работ на одинаковом жилом фонде. «Город знает лучших и худших подрядчиков», — заметил главный казанский айтишник. Очевидно, что не все УК готовы вот так просто расстаться со старыми «амбарными книгами», так как Еремеев обратился к присутствующим в зале руководителям с просьбой помочь с реализации нововведений на практике.

Чуть позже ситуацию ярко описал Метшин. «В какие штыки наши обслуживающие организации принимали («Открытую Казань» ред.). Говорили, что не будет работать, что лучше тетя Клава, которая знает весь район, она сидит на телефонном звонке, на пульсе руку держит», — вспомнил мэр. Но сейчас, по его словам, к работе в системе привлечена даже та сама тетя Клава.

Еремеев обрадовал также новостью о том, что в 2014 году был успешно внедрен второй модуль «Открытой Казани», он касается управления МКД. В основу модуля легли технические паспорта домов. Они были и раньше, но на бумаге, так вот за прошлый год они были переведены в электронный вид. В базе не только данные о годе постройки дома, количестве этажей и подъездов, но и полная детализация по всем конструктивным элементам дома, их составу, материалу изготовления, наличию тех или иных коммуникаций и так далее.

111.jpg
Чтобы открыть страничку, нажмите на нее

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ДЛЯ ЖИЛОГО ФОНДА

«То есть если ранее о какой-то неисправности в доме, в том числе, возможно, серьезной, знал инженер, который решал вопрос самостоятельно, то теперь эта информация доступна целому кругу ответственных лиц, она наглядна и прозрачна», — заявил он. Также программа позволит точно рассчитывать стоимость необходимого капремонта зданий и даже — фантастика — дать совет, какие работы нужно провести. Как отметил Еремеев, в непростой экономической ситуации это позволит утверждать бюджеты на ремонт домов «не на основе цифр, нарисованных в Excel, и чьих-то личных интересов, а на основе заранее внесенных в систему тарифов, расценок и нормативов».

Еремеев сообщил также, что в плане на 2015 год заставить все УК, а также городские и коммунальные службы работать только в системе, наладить отслеживание фактического исполнения работ по капремонту, в том числе и самими жителями. Но, конечно, главной целью, поставленной на 2015 год, стал запуск третьего модуля «Открытой Казани». Ее цель — сделать прозрачными начисление платежей населению, а также отслеживание всех трат УК.

Ну и конечно, платежи должны стать еще более удобными для жителей. «Мы хотим прийти к процессу, когда житель Казани получает на свой телефон СМС а еще лучше push-уведомление в мобильном приложении с примерным текстом: «Уважаемый Сергей Петрович, сумма оплаты за услуги ЖКХ за июнь составила 2 тысячи рублей, хотите оплатить банковской картой?» — сказал он. В случае согласия условный Сергей Петрович тут же производит платеж. По мнению айтишника, это должно еще и повысить собираемость платежей, так как многие не платят не потому, что не могут, а потому, что некогда идти на почту или в банк.

Метшин призвал команду Еремеева успеть с внедрением третьего модуля к лету 2015 года, но отметил, что нужно «постараться выдать качественный материал». «У нас был постоянный футбол для жителей. Звонят в сети водопровода и говорят, что это не наши сети. Звонят в «Водоканал», говорят: выясним, потом к вечеру говорят: тоже не наши, оказывается, они бесхозные», — напомнил недавнее прошлое градоначальник. Он отметил, что сейчас работа с обращениями граждан до принятия решения ускорилась в 3,5 - 4 раза. «В режиме оnline мы видим на рабочем столе единую карту, какие аварии, какие работы проводятся», — отметил мэр.

Также Метшин назвал проект своего рода диспансеризаций жилого фонда Казани, а саму программу — «рабочим инструментом» в работе жилищников.

«БИЗНЕС Online» выяснил у представителей управляющих компаний о том, как складывается их работа с «Открытой Казанью».

Вячеслав Шелуханов — директор ТСЖ «Азино-1»:

— В целом «Открытая Казань» — это положительное явление. Жители видят, как выполняются заявки, органы власти, подключенные к системе, тоже могут контролировать работу управляющих компаний. Тем более сейчас разрабатывается новый модуль — будет проведено нормирование технического обслуживания. Причем мы присоединились к этой системе одними из последних. У меня жители несколько капризные, все спрашивали, почему они не могут напрямую звонить в управляющую компанию. И мы очень долго разрешали им подавать заявки и туда, и сюда. В любом случае заявки с «Открытой Казани» приходят мгновенно, в режиме оnline. Постепенно мы перевели жителей на тот телефон, хотя если кто-то позвонит сюда или придет, мы, конечно, рассмотрим и их заявку. Все идет к тому, что при введении следующих модулей (третьего или четвертого) появятся электронные паспорта дома, где будет обычная и спутниковая фотография дома, полное его описание, какие работы когда проводились. То есть в паспорте дома должно быть указано все: когда родился, крестился, женился, что умирать, тьфу-тьфу, еще не собирается. Я считаю, что это только на пользу. Часть работы мы сделали сами — например, пронормировали каждую операцию по ремонту дома: теперь «Открытая Казань» у нас просит эти нормы. Вообще текущий ремонт состоит из планово-предупредительного ремонта — это крупная работа: ремонт кровли, замена швов. А есть мелкая работа — потекла где-то задвижка, вентиль надо заменить. Мы слесарю диктуем: вот эту работу ты должен выполнить за час. И мы с секундомером пронормировали 800 таких операций. Все это хранится у нас в электронном виде. А когда будет электронный паспорт дома, там будет сразу весь архив, когда что делали. И если кто-то выполнил свою работу плохо, это тоже будет видно.

Игорь Солянов — заместитель директора по информационным технологиям и СМИ УК ЖКХ Московского района:

— Система полностью сделала прозрачной сферу ЖКХ, особенно улучшила контроль за выполнением заявок как аварийного, так и текущего характера. Плюс она позволяет в электронном виде работать с техпаспортами домов, что дает системе возможность прогнозировать их техническое состояние — она сама показывает нам наиболее проблемные дома, чтобы провести по той или иной категории капитальный ремонт. Очевидно, что работать нам стало проще. Когда внедрялся первый модуль, были проблемы по заявкам, но все это было доработано в совместной команде с программистами. О введении третьего модуля мы знаем, пока он нам не был озвучен в полном объеме — как программисты его видят и что они нам предложат, мы не знаем.

Марат Нуриев — депутат Казгордумы и директор УК «Уютный дом»:

— Третий модуль системы «Открытая Казань» позволит узнавать, куда расходуются средства. Хотя данная информация у нас на сайтах, сейчас это хотят ввести и в «Открытой Казани». Все нормально. Меньше вопросов будут задавать управляющим компаниям. Жители тоже довольны работой этой системы. Ее ввели, чтобы сделать работу управляющих компаний более прозрачной, открытой. Что касается качества услуг, то благодаря «Открытой Казани» его вряд ли удастся повысить. Качество услуг зависит от того, как люди выполняют свою работу, а система «Открытая Казань» просто повышает информированность населения.