ЧЕЛНИНСКИЙ АВТОГИГАНТ УХОДИТ НА ОТДЫХ ВМЕСТЕ С РОССИЙСКИМ АВТОПРОМОМ

КАМАЗ в седьмой раз за время кризиса останавливает конвейер. Эта остановка будет самой длительной для автогиганта – он уходит на каникулы до конца августа. Руководство автогиганта ссылается на мировой опыт – по словам гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина, для автопроизводителей Евросоюза уход в отпуск на месяц летом – обычная практика. Эксперты считают этот шаг оправданным в условиях кризиса, но предупреждают, что он будет иметь серьезные последствия для Челнов, которые уже пережили колоссальный промышленный спад – вдвое за первое полугодие.

ТО УХОДЯТ, ТО НЕ УХОДЯТ

О том, что КАМАЗ уйдет в августе на каникулы, его руководство говорит уже давно, с начала года. Однако, в мае в своем интервью г исполнительный директор компании Юрий Клочков заявил, что августовских каникул не будет – по той причине, что КАМАЗ к такому решению все-таки не готов. " Мы, к сожалению, поздно приняли решение и не смогли соответствующим образом подготовиться, - сказал Клочков газете "Челнинская неделя". - Ведь для этого необходимо создать задел автомобилей, которые должны продаваться в августе, четко знать, какие автомобили надо будет продавать в сентябре. А с учетом сложности прогноза в сегодняшних условиях это сделать непросто. И третья причина состоит в том, что практически половина сотрудников КАМАЗа уже побывала в отпуске".

Однако, на днях на КАМАЗе приняли уже третье решение по этому же вопросу – завод все-таки в августовский отпуск уходит. На сайте компании отмечается, что перед уходом, сборочные конвейеры завершают выполнение июльского плана выпуска грузовых автомобилей — самого весомого по объёмам в 2009 году (2518 машин, 3499 силовых агрегатов).

"Объявление одного из месяцев нерабочим не только в кризисное время, но и в годы подъёма экономики в новинку только для России, – так прокомментировал решение генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. – В автомобильных компаниях стран Евросоюза, например, отправление всего персонала в летние отпуска – обычная практика. Достигается двойной выигрыш. Во-первых, сотрудники получают возможность отдохнуть в самое благоприятное для этого время года. Во-вторых, это экономически выгодно для предприятия, поскольку позволяет при планировании производства сманеврировать так, чтобы все месяцы года были загружены примерно одинаково. И тем самым сгладить сезонные колебания, ставшие у нас "традиционными" именно из-за отсутствия подобного "регулятора". Когда большинство предприятий страны перейдут на эту систему, спрос и предложение на рынке начнут гармонизировать между собой".

Директор департамента по связям с общественностью КАМАЗа Олег Афанасьев в интервью "Российской газете" сообщил, что у предприятия есть идея сделать август традиционным месяцем летнего отдыха. В следующем году, независимо от экономической ситуации, всех отправят в отпуск одновременно.

РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ В ОТПУСКЕ

КАМАЗ, как выясняется, не одинок в своем решении. Продолжительные августовские каникулы ждут работников практически всех автозаводов, работающих на территории России. Сегодня о месячной остановке конвейеров объявил завод Nissan в Петербурге. Интересно, что его пресс-служба также ссылается на распространенную за рубежом практику останавливать на месяц производство и отправлять всех сотрудников в отпуск.

Кстати, из подобного отпуска только что вернулись работники завод GM-AVTOVAZ, отдыхавшие с 13 июля по 26 июля. "В соответствии со сложившейся практикой в период летних отпусков на заводе происходит плановая остановка конвейера", - сообщает пресс-служба предприятия.

Персонал самого АвтоВАЗа, кстати, тоже будет отдыхать с 1 по 31 августа. Неделей ранее об этом заявило руководство компании, опровергнув при этом появившиеся в прессе слухи о сокращении четверти персонала.

С 1 июля отдыхают российские заводы Ford и General Motors, причем GM еще и в августе не возобновит сборку машин Chevrolet Captiva и Opel Antara, сообщает агентство "Рейтер". Сотрудники Ford выходили в июле лишь на неделю, и теперь отдыхают с 20 июля по 9 августа.

С понедельника на три недели остановит свой конвейер московский завод "Автофрамос", выпускающий автомобили Renault Logan. "Эта остановка является плановой (рабочие уходят в плановый отпуск) и не связана с ситуацией на рынке", - подчеркивает пресс-атташе Renault в России Ольга Сергеева в интервью агентству LadaOnline.

Чуть меньше, две недели, будет отдыхать коллектив российского завода Toyota в Шушарах, сообщает ИТАР-ТАСС. После третьей в этом году остановки конвейер возобновит работу 17 августа.

О готовности работать в августе несмотря на отпускной сезон заявили заводы ТагАЗ, Соллерс, УАЗ, Автотор и ГАЗ.

КАМАЗ РАБОТАЕТ НА 15% СВОЕЙ МОЩНОСТИ

Эксперты в своих комментариях газете "БИЗНЕС Online" оценивают решение КАМАЗа неоднозначно. С одной стороны, завод незагружен работой, с другой – вынужденные каникулы делают ситуацию в экономике автограда еще более сложной.

Борис Кузнецов - профессор, завкафедрой "Экономика, организация и управление производством" ИНЭКА:

– У КАМАЗа сегодня нет такого портфеля заказов, который бы обеспечивал его работой на уровне, требуемом экономикой города. Завод на сегодня работает всего на 15процентов своих проектных мощностей, он страшно незагружен. С точки зрения производственников такая остановка в принципе объяснима и объективна. Она действительно дает ощутимую экономию средств. Руководство КАМАЗа вынуждено идти на это, потому что для повышения эффективности предприятия в условиях кризиса у него просто нет другого выхода. Это общая ситуация для городов, основу экономики которых составляет машиностроение. В Тольятти положение не лучше.

Что касается экономики Набережных Челнов, то снижение зарплат на КАМАЗе привело к тому, что в Набережных Челнах значительно снизился товарооборот. Многие работники КАМАЗа за август получат две трети от тарифа. Это приведет уже к резкому снижению и товарооборота, и средней зарплаты по городу, и других показателей. С точки зрения контекста происходящих в Челнах событий, в этой остановке, конечно, ничего хорошего нет. И пока на государственном уровне не будет разработана программа, ориентированная на сохранение и развитие добавленной стоимости, особенно в автомобилестроении, боюсь, что КАМАЗ и даже вся экономическая система будет все время биться в таких конвульсиях. 

БИЗНЕС Online