«А МЫ НЕ РАБОТАЕМ, ЧТО ЛИ?!»

Розыском главного архитектора Набережных Челнов Алмаса Идрисова пришлось заняться накануне сити-менеджеру автограда Наилю Магдееву на совещании, посвященном итогам работы местного строительного комплекса в прошлом году.

Когда представители малого бизнеса выступили с рядом предложений по улучшению взаимодействия с местными властями, руководитель исполкома сказал: «Мы не в первый раз встречаемся, и, думаю, в этом году свежим взглядом посмотрим на вопросы, которые вы поставили. Не все сдаваемые объекты жилищного строительства соответствуют современным требованиям. Здесь у нас главный архитектор?» Идрисова в зале не оказалось. Став фигурантом уголовного дела о превышении должностных полномочий в Альметьевске, он вообще перестал показываться на публике, отказывается от интервью с журналистами и даже, как выяснилось, не пришел на итоговое отраслевое совещание. Это, мягко говоря, вызвало неудовольствие сити-менеджера. «Главного архитектора потеряли, что ли?» — удивился Магдеев. Когда кто-то из зала предположил, что у Идрисова много работы, Магдеев парировал: «А мы что делаем, не работаем? Мы говорим, что строим по европейским стандартам, но не все объекты этим стандартам соответствуют».

Нелегкая миссия рассказать в положительном ключе, как того требовали, выражаясь театральным языком, предлагаемые обстоятельства, об объектах, не соответствующих стандартам, выпала на долю и.о. начальника управления архитектуры, градостроительного и жилищного развития исполкома города Ильнаса Газизуллина (он занимает эту должность после громкой отставки предыдущего начальника Ильдара Ахметгареева). По словам Газизуллина, инвестиционный план на стройки в Набережных Челнах в 2015 году сугубо прагматичный — школы, садики и ремонт давно построенного. Подтверждены инвестиции в строительство на общую сумму 2,8 млрд. рублей. Деньги пойдут на строительство и реконструкцию 14 объектов образования, 12 спортивных, 7 объектов социально-культурного назначения, 2 объектов здравоохранения и т.д. Под инвестициями в социально-культурную сферу имеется в виду реконструкция парка Победы (100 млн. рублей), но без новых зданий (строительство цирка, к примеру, отложено до лучших времен), третья очередь мемориала «Родина-мать», либо реконструируемые, либо незавершенные объекты. Из крупных вложений Газизуллин назвал только уже известные: 200 млн. рублей пойдет на ремонт стадиона «КАМАЗ», 1 млрд. рублей республика дала на мосты, набережные, памятники и дороги (уже в апреле начнутся работы по капремонту дороги на проспекте Сююмбике на 660 млн. рублей).

По жилищному строительству план на 2015 год повторяет прошлогодний — республика снова заказала Челнам 340 тыс. кв. м жилья. Напомним, в прошлом году аналогичный план был в итоге скорректирован в меньшую сторону и автоград сдал 327,8 тыс. кв. метров с учетом трех завершенных долгостроев, в итоге получился рост на 6% к 2013-му. В этом году челнинцы должны ввести 18,4 тыс. кв. метров по соципотеке, 266 тыс. кв. м инвестиционного жилья и 55,6 тыс. кв. м ИЖС. По соцпрограмме в 2015-м в городе должны быть сданы 6 школ на 310 млн. рублей и 6 садиков с общим объемом финансирования 887 млн. рублей. Школы сдадут к 1 июля, садики — к 20 августа.

Что касается итогов, то, по словам Газизуллина, общий объем СМР в 2014 году составил 30,4 млрд. рублей, что на 3,7% больше, чем в 2013-м. Еще 9 млрд. рублей челнинские строители заработали вне города, на значимых объектах республики — в частности, в Иннополисе, «Алабуге», на заводе «Аммоний». Предприятиями строительной индустрии было отгружено продукции на 4,2 млрд. рублей, что на 5,5% больше показателя 2013 года. Средняя зарплата по отрасли составила 27,5 тыс. рублей — это плюс 9,4% к уровню 2013-го.

«СЕЙЧАС ДЕНЬГИ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ К НАМ ТАК ЛЕГКО НЕ ПРИХОДЯТ»

О состоянии отрасли в целом по республике рассказал замминистра строительства РТ Юрий Аляшев, сообщив, что все программы 2014 года были выполнены, общий объем составил 300 млрд. рублей. По прошлому году Аляшев пожаловался только на уменьшение федерального финансирования программы капремонта: «По программе мы ежегодно осваиваем по 4,5 млрд. рублей. Сейчас деньги федеральные к нам так легко не приходят. По прошлому году цифра была всего порядка 200 миллионов. Плюс к этому бюджет Татарстана — 1,4 миллиарда рублей, местные бюджеты — чуть более 1 миллиарда, средства собственников — 2 миллиарда». В этом году планируется отремонтировать 999 домов на 4,7 млрд. рублей.

Говоря о том, что рынок сжался, Аляшев дал понять, что и в республике строиться будут только жилье и соцобъекты первой необходимости. «Средства из России очень экономно расходуются, банки дешевые кредиты нам не дают, но все 30 существующих программ мы выполним, — сообщил он. — 73 детских сада будет построено. Жилья — также 2,4 миллиона квадратных метров, будем капитально ремонтировать дороги и объекты социальной сферы. Есть новая концепция, мы считаем, что нужно что-то менять и в сметном ценообразовании, и в вопросах, связанных с присутствием науки в стройке. Важнейшей проблемой является кадровая политика, есть проблема с торгами. Мы будем вносить изменения в федеральный закон ФЗ-44, и уже есть предложения. Например, ввести институт рейтинга и долгосрочной деловой репутации строительных организаций. Чтобы не появлялись фирмы, которые демпингуют торги, покупают за бесценок, а потом продают заказ».

Тему участия малого и среднего бизнеса в стройках города затронула Олеся Белякова —совладелица небольшой строительной компании «Мой дом», которая пыталась работать на строительном рынке, но сумела занять только нишу на рынке благоустройства и теперь специализируется на производстве детских игровых площадок. Белякова пожаловалась на монополизацию рынка крупными компаниями и внесла несколько предложений о мерах поддержки малых. У муниципалитета она попросила выделить конкретную квоту малым предприятиям в муниципальном заказе и устраивать тендеры на субподряд, а в договорах с генподрядчиками на комплексную застройку оставлять объем для строителей из разряда МСБ, например, в инфраструктурных работах, причем не на субподрядных, а на равных условиях. Также Белякова предложила городу формировать инвестиционные проекты так, чтобы малые компании могли создавать альянсы и сообща их реализовывать: «Эти проекты позволят объединять средства малых инвесторов для реализации крупных объектов любого направления: от детских центров до сельскохозяйственных рынков, причем желательно с одновременным включением механизмов коммерческой ипотеки. Это позволит решить одновременно ряд задач: город получит архитектурно значимый объект, малый бизнес получит в собственность площади по доступной цене, расширится заказ на подрядные работы и в итоге малые компании почувствуют поддержку города и региона так же, как чувствует его крупный бизнес».

Вот тут Магдеев и начал розыск своего главного архитектора...

«МЫ ЖЕ НЕ ЛЕНИМСЯ СЪЕЗДИТЬ В ГЕРМАНИЮ ПООХАТЬ?!»

Не преуспев в этом, сити-менеджер напомнил, что на сегодня в Набережные Челны из-за пределов Татарстана завозится товаров на 40 млрд. рублей в год (в Татарстан — на 350 миллиардов). Между тем в январе сити-менеджер ориентировал местный бизнес жестче — на закупки внутри города. Теперь приоритеты расширились, в доказательство чего Магдеев представил строителям производителя гипса и сухих смесей из Камского Устья Миндиля Шамсутинова — председателя совета директоров компании «Аксолит» и своего бывшего коллегу. Когда Шамсутдинов пропиарился, Магдеев рекомендовал аудитории подойти к стенду «Аксолита», где впоследствии корреспонденты «БИЗНЕС Online» и застали генералов отрасли.

«Он по моей просьбе приехал, — прокомментировал выступление Шамсутдинова Магдеев. — Это в рамках поддержки собственного товаропроизводителя, импортозамещения. В рамках перехода от красивых слов к конкретному делу и конкретному человеку. Поэтому убедительная просьба: строители, коллеги, поинтересуйтесь, подойдите к стенду, посмотрите качество, цена какая, какое плечо? Надо же быть в хорошем смысле слова патриотом своей республики. Мы же не ленимся съездить куда-нибудь в Германию, посмотреть завод, поохать. А тут Камское Устье... рядом. Строители, съездите, посмотрите!»

Хотя никто из докладчиков не сказал прямо, что проекты новых объектов не первой необходимости финансироваться не будут, нетрудно заметить, что в планах их нет. Среди строителей давно ходят слухи, что введен неофициальный запрет на бюджетные инвестиции в новые проекты объектов культуры, развлекательные и крупные спортивные комплексы и другие подобные стройки. Это подтверждается не только отказом от строительства цирка, заложенного в проект реконструкции парка Победы в Челнах, но и комментариями «БИЗНЕС Online» некоторых игроков рынка.

«ГЛАВАМ АДМИНИСТРАЦИЙ ЗАПРЕТИЛИ ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ НА ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ...»

В частности, гендиректор ООО «Челныпроект» Вячеслав Нилов рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что его организация в последние месяцы лишилась трех крупных госзаказов: «Если говорить о последних месяцах, то у нас были заморожены проектные работы на три крупных объекта, по которым мы уже оформляли конкретную документацию. Это, во-первых, горнолыжный комплекс в Татарстане — отказано в продолжении проектирования. Это новые объекты в санатории «Бакирово». Финансирование проектов остановлено на неопределенный срок. Пока заявлено — до того момента, как муниципальные бюджеты рассчитаются с населением по незащищенным статьям расходов: медицина, зарплата... Мелкая работа, такая как капремонт, реконструкция, — это есть. Насколько я знаю, введен правительственный мораторий на бюджетные инвестиции в новое строительство такого уровня — главам администраций, с которыми мы прорабатывали проекты новых строек, запретили тратить государственные деньги на проектные работы. Что касается частных инвестиций, то коллеги и партнеры тоже не рискуют начинать новые стройки в такое время. Те, у кого были планы по освоению целых микрорайонов и поселков, теперь выжидают».

Замминистра Аляшев, у которого корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался подробностями такого запрета, отвечать на вопрос отказался, предложив перезвонить позже. Магдеев же ответил отрицательно: «Если говорить о цирке, то реконструкция парка Победы состоит из нескольких очередей, и до него мы пока просто не дойдем. Никаких ограничений по объектам нет, и президент республики это подтвердил — все новые детские садики, все школы финансируются. 136 миллионов дополнительно дают на парки и скверы, это же тоже новые объекты. В Челнах все, что определено по программе, все строится».

Мунир Гайнуллов — гендиректор строительного холдинга «Домкор», в целом согласился с тем, что инвестиции направлены на латание дыр, но считает, что это правильно — прежде чем строить что-то новое, необходимо отремонтировать старое, к тому же инвестиции в этой области довольно крупные: «Те объемы, которые предлагаются, — это рекордные цифры, например, по детским садам. Огромные суммы, есть над чем работать в период кризиса. С конца 80-х годов объекты социальной инфраструктуры вообще не строились, а сейчас по 6 детсадов в год! В начале 2000-х годов город получал инвестиции — 5 - 10 миллионов, а сейчас по 5 миллиардов! Но, конечно, есть первая необходимость: если людям некуда отвести детей, то всему свое время. Эти проблемы скапливались в течение многих лет — и детские сады, и школы, и спортивные объекты. В ДЮСШ «Дельфин», например, вкладывается достаточно — да, в реконструкцию, но надо же привести в соответствие те объекты, которые у нас уже есть. Мы в «Домкоре» стараемся не сходить со стратегической линии, для нас это жилищное строительство, коммерческая и социальная ипотека, сопутствующие объекты. Конечно, и на нас в какой-то степени ситуация отразится, но я думаю, что наш запас прочности позволит пережить сложные времена».