Как стало известно «БИЗНЕС Online», завод резинотехнических изделий КВАРТ, близкий к бизнесмену Равилю Зиганшину, перешел на сокращенный режим работы — минус 8 часов в неделю. И если для челнинских машиностроителей частичная занятость превращается в норму жизни, то столице еще предстоит заново к этому привыкать. По мнению экспертов «БИЗНЕС Online», оптимизации можно было избежать, если бы руководство завода вовремя среагировало на упадочные тенденции в автопроме.
В ЗАО «КВАРТ» на «сокращенку» переведены более двух третей заводчан |
«ВИНОВАТ» АВТОПРОМ?
Если учесть, что в ЗАО «Камско-Волжское акционерное общество резинотехники» (КВАРТ) трудятся 1,5 тыс. работников, то на «сокращенку» переведены более двух третей заводчан — 1066 человек. Как сообщила «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора КВАРТ по экономическим вопросам Любовь Трошкина, на неполный рабочий день переводятся сотрудники вспомогательных цехов и заводоуправления. Рабочих-сдельщиков (а их около 500 человек) вроде бы трогать не станут, если, конечно, будут заказы. Для остальных рабочая неделя сокращена на 8 часов, что, естественно, скажется на заработной плате — она упадет на 15%. Средняя зарплата по заводу в 2014 году составляла 25,6 тыс. рублей (по Татарстану — 27,6 тысячи). В ситуации взлета цен и прошлогодние-то зарплаты значительно потеряли покупательную способность, а тут еще 15-процентное секвестирование...
Чем объясняют оптимизацию? Как рассказали на заводе, в 2014 году предприятие снизило отгрузку на 11%. Причина в снижении заказов: на четверть — от автопрома (якорные заказчики завода: ОАО «КАМАЗ» и ОАО «УАЗ»), на 20,7% — от предприятий РЖД, на 12% — от оборонки. Минимум секвестра пришлось на нефтедобывающую отрасль — ее заказы сократились на 5,6%. Кроме того, из-за уменьшения поставок на Украину на 10% упала отгрузка на экспорт. «На февраль 2015 года объем заказов набран со снижением более чем на 25 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — констатировала Трошкина. То есть драйвером проблем КВАРТа можно назвать автомобилестроительную отрасль (как сказано на сайте завода, с 2004 года производство автокомпонентов — его стратегическое направление). Этого мнения, кстати, придерживаются и на самом предприятии. То есть, по сути, признают, что не восприняли всерьез минусовую тенденцию в автомобилестроении, не смогли вовремя изменить структуру производства и сориентироваться на другие рынки сбыта.
Гендиректор ЗАО «КВАРТ» Рафаэль Галимов |
Кстати, согласно базе данных «Контур-Фокус», основной акционер КВАРТа Светлана Зиганшина — супруга генерального директора ПСО «Казань», депутата Госсовета РТ Равиля Зиганшина. А в миноритариях Хуснутдинов Фархат Гусманович — бывший управляющий делами президента РТ, а с минувшего декабря — председатель Конституционного суда РТ. Какое-то время Зиганшин даже возглавлял совет директоров предприятия, однако сейчас этот пост занимает Муслим Хайретдинов.
«РУКОВОДСТВУ НАДО ГЛАЗА ОТКРЫТЬ НЕМНОГО ПОШИРЕ»
Между тем, по мнению президента ассоциации предприятий и предпринимателей РТ (АПП) Александра Лаврентьева, нынешнюю ситуацию в КВАРТe можно было предвидеть и, соответственно, принять контремеры: «Конечно, автопром — это массовое производство, однотипное, что проще всего. Но посмотрите: КИП «Мастер» целиком заточен под КАМАЗ, и в 2008 году, когда завод сел, КИП «Мастер» сел вслед за ним. Сегодня автопром садится, и за ним — все, кто стоит в «линеечку». Предприятия, особенно такого специфичного плана, как КВАРТ, зависят от диверсификации производства, и руководству завода нужно глаза открыть немного пошире и не зацикливаться на одном».
Предприятия, особенно такого специфичного плана, как КВАРТ, зависят от диверсификации производства |
«Мы работаем по антикризисному графику еще с середины прошлого года, — рассказал «БИЗНЕС Online» директор департамента по связам с общественностью КАМАЗа Олег Афанасьев. — Уже тогда было понятно, что выпуск грузовиков будет сокращен, потому что рынок России значительно упал и продолжит падение». Он отметил, что прогнозировать снижение закупок автозавода можно было заранее: «Все наши партнеры прекрасно об этом знали, так как мы планируем за несколько месяцев вперед, и, соответственно, за несколько месяцев вперед становится ясно, что заказы сокращаются». Отметим, что признаки грядущего кризиса стали заметны на КАМАЗе еще в первом полугодии 2013-го, когда производство упало сразу на 7%. И КВАРТ в 2013-м показал отрицательную динамику, снизив выручку с 2,17 млрд. до 2,04 млрд. рублей.
ВСПОМНИМ ОПЫТ 90-Х?
Лаврентьев отметил, что ситуация на некоторых промышленных предприятиях РТ, в том числе на КВАРТе, напоминает 2008 год. Тогда выплыл тот, кто вовремя диверсифицировал производство и держал нос по ветру. По мнению президента АПП, успех компании на 90% зависит от ее руководства. Кому, как не ему знать слагаемые успеха — в незабвенные 90-е он возглавлял Казанский вертолетный завод. «У нас совсем не было заказов, — вспоминает Лаврентьев, — а на предприятии 9 тысяч человек! Люди сидели без работы, но мы платили по тарифу, а все, что оставалось, вкладывали в модернизацию завода. И сегодня у него миллиардные заказы, прибыли: это все оттуда, из 90-х. Развитие идет тогда, когда есть инвестиции. Но пока серьезных инвестиций на татарстанских предприятиях не видно. Кроме нефтехимического комплекса, и он выдержит, потому что инвестиции были колоссальными».
Александр Лаврентьев отметил, что ситуация на некоторых промышленных предприятиях РТ, в том числе на КВАРТе, напоминает 2008 год |
Что намеревается делать КВАРТ в связи со сложившейся ситуацией? «БИЗНЕС Online» на заводе сообщили, что «принимаются все меры по усилению маркетинговой деятельности, внедрению новых изделий, проводится работа по оптимизации расходов по всем местам возникновения затрат, прорабатывается вопрос по организации временных работ на предприятии». Не исключено, что правительству РТ придется внести предприятие в число получателей помощи в рамках антикризисной федеральной программы по примеру Бугульминского насосного завода. Во всяком случае, как стало известно «БИЗНЕС Online» от источников, близких к кабинету министров РТ, вопрос с КВАРТом рассматривается в данном ключе. Но пока не утверждена региональная антикризисная программа, о федеральной денежной помощи можно только мечтать.
«БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий на промышленных предприятиях республики.
Справка
ЗАО «КВАРТ» основано в 1941 году на базе Московского, Ленинградского и Ярославского заводов РТИ как Казанский завод резиновых технических изделий. Задача — удовлетворение потребностей военного времени. Производство расположено на площади 27 га в 70 зданиях и сооружениях. Коллектив — 1,5 тыс. человек. Производится 7 тыс. наименований РТИ, которые поставляются в 81 регион России и страны ближнего зарубежья. Формовые и неформовые изделия поставляются на ОАО «УАЗ», ОАО «КАМАЗ», ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «Нефаз», ОАО РЖД и другие предприятия.
В 2013 году выручка составила 2 млрд. 47 млн. рублей, что на 5,7% ниже показателя 2012-го (2 млрд. 171 миллион).
Основные акционеры: коммандитное товарищество «КВАРТ и компания» — 90,1% (39,8% — ЗАО «КВАРТ», 29,2% — ООО «ИНТЕКО» (100% — Светлана Зиганшина), 4,3% — ООО «Бизнес-Формат» (100% — Фахрат Хуснутдинов).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.