«ТАТАРСТАН ПОЧТИЛИ ПРИСУТСТВИЕМ ВСЕ ТРИ ГЛАВНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦА ТУРЦИИ»

По словам генконсула Турции в Казани Турхана Дильмача, 27 марта ожидается визит в Казань министра экономики Турции Нихата Зейбекчи — он будет участвовать в турецко-татарстанском экономическом форуме. Не исключено, что в рамках визита будет объявлено о новых турецких инвестиционных проектах в республике. А уже в середине апреля планируется визит председателя парламента Турецкой Республики Джемиля Чичека, который сначала посетит Москву, а затем — Казань.

«С учетом того, что в 2009 году Татарстан посетил в то время президент Турции Абдуллах Гуль, а в 2010-м — бывший в то время премьер-министром Реджеб Тайиб Эрдоган (нынешний президент), можно сказать, что Татарстан почтили присутствием все три главных должностных лица Турции», — с удовлетворением констатировал генконсул, добавив, что в последнюю неделю апреля планируется очередной визит в Турцию президента РТ Рустама Минниханова. А в четвертом квартале 2015 года в Казани пройдет заседание российско-турецкого совета сотрудничества высшего уровня, в котором примут участие президент России Владимир Путин и Эрдоган. «Отношения между Татарстаном и Турцией динамично развиваются, и мы в генконсульстве стремимся соответствовать этому темпу и внести свою посильную лепту», — подчеркнул Дильмач.

25% ВСЕХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ТАТАРСТАН — ТУРЕЦКИЕ

Результатом двухсторонних визитов стал рост инвестиций в экономику Татарстана, который сегодня составляет примерно $2 миллиарда. «Это 25 процентов всех иностранных инвестиций в республику», — отметил генконсул. Для сравнения: турецкие инвестиции в России — порядка $12 миллиардов. Дильмач рассказал об основных турецких инвестиционных проектах в РТ — это производство автокомплектующих, стекла, бытовой химии, деревообработка. Генконсул отметил, что эти проекты способствуют диверсификации экономики Татарстана, снижают ее зависимость от цены на нефть.

По словам генконсула, состоявшийся месяц назад бизнес-форум по развитию сотрудничества в области сельского хозяйства показал большой потенциал для роста в этой сфере: «Татарстан пока неизвестен турецкими бизнесменами как сельхозрегион — он известен добычей и переработкой нефти, а также IT-технологиями. Мне пришлось рассказывать нашим бизнесменам, что первый и второй президенты Татарстана окончили сельхозакадемию, а самое красивое здание в Казани — это здание минсельхоза. Это показатель того, какое значение в Татарстане придают развитию сельского хозяйства». Впрочем, по его словам, законы экономики должны определить, будут ли реализованы совместные проекты в области сельского хозяйства или же они так и останутся на бумаге.

«НЕ ХОЧУ ВДАВАТЬСЯ В ПОДРОБНОСТИ ТОЙ ИСТОРИИ»

Большой блок вопросов читателей «БИЗНЕС Online» касался условий работы турецких бизнесменов в Татарстане. По словам Дильмача, нарекания со стороны турецких предпринимателей есть, но в Татарстане их намного меньше, чем в других регионах России. По мнению генконсула, причины этого — заинтересованность Минниханова в успехе совместных проектов и наличие у президента РТ «активной и динамичной» команды, в которую входят сотрудники, хорошо знающие турецкий язык и имеющие опыт работы в Турции. Кроме того, турецких бизнесменов привлекает наличие в Татарстане хорошей инфраструктуры в виде ОЭЗ «Алабуга» и промышленных площадок. Имеют значение также ментальная близость турок и жителей Татарстана, а также наличие в Казани одного из трех генконсульств Турции в России.

Дильмач выразил надежду на то, что и татарстанские бизнесмены (прежде всего из сферы нефтехимии) начнут вкладывать в Турцию: «В Турции тоже 12 миллиардов долларов российских инвестиций. Но пока нет татарстанских инвестпроектов. Мы ждем, тем более что в Татарстане есть крупные компании». В ответ на это корреспондент «БИЗНЕС Online» напомнил турецкому генконсулу про историю 11-летней давности, когда «Татнефть» купила на аукционе турецкий НПЗ, предложив самую высокую цену, но затем сделка со скандалом была опротестована. Может быть, памятуя о той истории, татарстанские бизнесмены и не торопятся инвестировать в Турцию? «Там был вопрос внутренней политики, не связанный с Татарстаном, — ответил Дильмач. — Я не хочу вдаваться в подробности той истории, но отмечу, что сейчас в Турции успешно работают нефтяные компании со всего мира, в том числе и из России. Поэтому, думаю, что то событие никак не влияет на приток инвестиций из Татарстана.

«ПРИХОДИТСЯ ОБРАЩАТЬСЯ К ЛУЧШЕ ЗНАЮЩИМ ЯЗЫК
И МЕСТНЫЕ РЕАЛИИ ЗА РАЗЪЯСНЕНИЯМИ»

Дильмач рассказал и о своем отношении к «БИЗНЕС Online», отметив, что начинает рабочее утро с изучения материалов на нашем сайте. Правда, при этом генконсул признал, что недостаточно хорошо знает русский язык и поэтому не всегда понимает ироничные обороты и скрытые смыслы, которые нередко присутствуют в статьях. «Приходится обращаться к лучше знающим язык и местные реалии за разъяснениями», — отметил он.

Также генконсул поделился прогнозами о перспективах нового туристического сезона, ответил на вопросы наших читателей о том, как можно устроиться на работу в турецкие компании, о схожести Казани с турецкими городами. Подробнее об этом и многом другом читайте в полной стенограмме интервью, которая будет опубликована на сайте «БИЗНЕС Online».