Каждая 3-я бутылка молока в магазинах — по составу фальсификат, каждая 10-я проба импортных продуктов оказывается нестандартной. Об этом в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» сообщила руководитель управления Роспотребнадзора по РТ Марина Патяшина. В ходе беседы она рассказала о деле McDonald’s, войне с «шаурмячными» и росте «потребительского экстремизма».
Марина Патяшина: «Сегодня самое сложное — найти гармонию между требованием снизить количество проверок бизнеса и обеспечением должного уровня защиты населения» |
НЕТ ПОСЛАБЛЕНИЙ ДЕТСКИМ, МЕДИЦИНСКИМ И СОЦИАЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ
— Марина Александровна, позвольте вопрос, что называется, в лоб от нашего читателя. Постоянно приходится давать откаты проверяющим организациям при проверках. Как быть с этим? (Фарит Мубаракшин, Елабуга)
— Коррупционный риск, соблазн у сотрудников надзорных органов всегда был и пока остается. Но за время моей работы в этой должности мне не поступало ни одной жалобы на факт «отката». Даже анонимной жалобы не было! У нас есть анонимный телефон доверия, но ни от одного юридического лица жалоб не поступало. С другой стороны, а почему они дают эти откаты? Значит, у них есть нарушения! Поэтому, наверное, и не жалуются.
Например, наличие просроченной продукции может квалифицироваться по статье 14.43 «Нарушение требований технических регламентов», и штраф на юрлицо составляет от 100 тысяч до миллиона рублей. А может квалифицироваться по общей статье 6.3, по которой штраф — 10 - 20 тысяч рублей. Разница большая, а кто об этом скажет? Но не пойман — не вор... А юрлицам мне хотелось бы сказать: не нарушайте! Они ругают контролеров, при этом прикрывают свое бездействие.
— Я согласна, что бизнес нельзя «кошмарить», но и нас, потребителей, нельзя подвергать опасности. Как вы совмещаете свои функции с требованием времени? (Зульфия Хакимова)
— Сегодня самое сложное — найти гармонию между требованием снизить количество проверок бизнеса и обеспечением должного уровня защиты населения.
— И как вы находите эту гармонию?
— Пока балансируем в поисках этой точки. Но мы для себя определили объекты повышенного риска, где мы никогда не даем послабления: детские, социальные и медицинские учреждения. Здесь всегда есть риск возникновения групповых инфекций и пищевых отравлений. И объекты питания всегда будут в зоне риска, особенно крупные, где кормят не 10 человек, а тысячу.
«ПОКА МЫ БУДЕМ ПРОСИТЬ УСТРАНИТЬ НАРУШЕНИЕ, ОН ПОЛГОРОДА ОТРАВИТ!»
— Наши читатели в своих комментариях призывали вашу службу проверить все «шаурмячные».
— Чтобы мы могли проверить объект, должно быть обращение граждан с конкретным адресом. Но когда нам пишут, например, «на улице Космонавтов», мы, чтобы не «футболить» жалобу, стараемся выйти на контакт с заявителем, чтобы уточнить адрес, или вместе с МВД проходим по улице с целью выявления таких объектов. За 2014 год мы закрыли 154 объекта, где делают в том числе шаурму и тому подобное. Главная причина закрытия — отсутствие водоснабжения и канализации. Или, например, в меню маленького кафе — изобилие блюд, а производственные цеха есть только на быстрое питание. И они на одном и том же месте готовят и сырые, и готовые блюда. А это всегда риск возникновения пищевых отравлений наших жителей.
К сожалению, люди, отравившись в таком заведении, не всегда обращаются в медицинское учреждение. Отлежатся дома, а потом на злости напишут нам жалобу. Мы, конечно, этому человеку должны верить, но факта обращения в медучреждение нет. А вдруг это заказ от конкурентов? Как расценить? Порой бывает сложно найти это равновесие. Прокуратура нам говорит, что жалоба обязательно должна быть подтверждена соответствующими документами.
— Как обстоят дела с соблюдением санитарных норм в крупных кафе и ресторанах?
— В 2014 году была вспышка сальмонеллеза в альметьевском кафе «Бон аппетит» в торговом комплексе. И мы приостановили деятельность кафе до приведения в соответствие санитарным нормам, поскольку в местах, где возникает групповая инфекция, требуется комплекс мер. Как правило, в основе групповых заражений бывает ряд текущих мелких нарушений, который позволил инфекции остаться и размножиться.
— У ваших проверяющих есть какие-то инструкции, как они должны действовать при проверке объектов бизнеса? Что у вас главное — наказать или подсказать? (Дамир)
— Наказать или подсказать — это зависит от вида и тяжести правонарушения. Бизнес больше всего боится приостановки своей деятельности. Но приостанавливаем не мы, а суд, и для этого должны быть очень веские доводы. Я уже говорила о 154 случаях приостановки деятельности организаций, в том числе и маленьких кафе, где не было водоснабжения и канализации. Как в таких случаях подсказать? Человек пищу готовит, а руки не моет! Пока мы его просим устранить, он полгорода отравит! Поэтому, конечно, такую деятельность надо остановить. Или, например, мясо на реализацию поступает без документов, подтверждающих его безопасность. Что тут подсказывать?! Надо мясо изъять, а нарушителя наказать. Разве он не знал, что документы необходимы?
Приостановлением деятельности мы не злоупотребляем. Если мы просим приостановить работу из-за отсутствия чепчика на голове у продавца, суд ведь не одобрит это дело. Да, мы принимаем решение о временном приостановлении деятельности, но окончательное решение выносит суд: приостановление либо снимает, либо продлевает до 90 суток.
Если нарушение совсем несущественное, не несет вред здоровью, например, отсутствие чепчика или перчаток, отсутствие маркировки на той же швабре, то оно может быть устранено в ходе проверки. Мы сегодня говорим своим сотрудникам: не позорьте службу — не составляйте протоколы по таким мелким случаям. Все протоколы рассматриваются на административной комиссии, которая и выносит постановления о наказании, но когда мои заместители видят несерьезность нарушения, указывают специалисту: прекратить придираться к мелочевке! Если нарушения исправляются, мы стараемся не составлять протоколы.
— Вы как-то наказываете особо придирчивых сотрудников?
— За последние 3 года нами проведено 137 служебных проверок, наложено 55 дисциплинарных взысканий. Тем, кто компрометирует нашу службу, не место в наших рядах! Но основная часть сотрудников у нас работает добросовестно.
«ЗА ПЯТЬ ЛЕТ ЧИСЛО ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК СНИЗИЛОСЬ В ТРИ РАЗА»
— И все-таки число проверок растет или снижается?
— За последние пять лет число плановых проверок снизилось примерно в три раза. Но бывают внеплановые проверки по приказу центрального аппарата Роспотребнадзора, основанные на поручениях правительства России. В прошлом году таких проверок было 7: по сети кафе McDonald’s, по рыбной продукции на содержание вредных веществ и массовой доли ледяной глазури, по тем летним оздоровительным детским лагерям, которые не попали в план проверок, и другие.
— Как вы можете прокомментировать тот факт, что после проверки одного из ресторанов (на пересечении Вахитова и Декабристов в Казани) сети и вынесенному предписанию McDonald’s все-таки удалось оспорить и признать незаконным вынесенное предписание? Получается, оснований для вынесения предписания не было? (Марина)
— В СМИ была дана некорректная информация по данному факту. В отношении McDonald’s было вынесено два документа: предписание и постановление. В предписании было написано: «Установить локальный вытяжной зонт над горячими плитами». А в санитарных требованиях написано: «Должны быть локальные вытяжные системы». «Вытяжной зонт» и «вытяжная система» — это одно и то же.
Но суд посчитал, что мы сузили возможности юридического лица установить иные системы. Однако наше постановление суд оставил в силе, штраф не отменил! Разве правильно, что у них отсутствовала вытяжка? Это же мера защиты их сотрудников, это профилактика производственно-обусловленных заболеваний. Горячий пар не должен попадать в дыхательные пути работника.
— И какой штраф они заплатили?
— 20 тысяч рублей.
— А почему Роспотребнадзор решил проверить McDonald’s по всей стране?
— Роспотребнадзору было поручено правительством РФ проведение этих проверок.
— Что конкретно предписывалось проверять?
— Требования к санитарным нормам едины для всех. Мы проверили всю сеть McDonald’s в Татарстане, но нарушения у них были незначительные, потому что в Универсиаду мы с ними работали очень тесно, они обеспечивали питанием основную «группу риска» — спортсменов в Деревне Универсиады.
«В ГОД ПРОВОДИМ 80 ТЫСЯЧ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОДУКТОВ»
— Сегодня в магазинах продают салаты холодного приготовления. Наверное, это тоже «зона риска»?
— Да, и производство готовой пищевой продукции тоже находится в поле нашего пристального внимания. Мы в год проводим порядка 80 тысяч лабораторных исследований продуктов. Конечно, салаты и суши, где нет термической обработки, не блещут чистотой. Лично я сама не ем многокомпонентные салаты. Чем меньше мы режем, тем салат получается чище.
— Может быть, салаты опасно покупать в магазине?
— За последние три года у нас не было групповых инфекций или отравлений, связанных с реализацией салатов. Доля нестандартной продукции у нас находится практически на одном уровне — порядка 4,5 процентов, то есть из 100 проб 5 загрязнены микробами.
А вот по санитарно-химическим показателям ситуация ухудшились: за год доля такой продукции выросла с 0,2 до 0,5. Рост идет за счет нитратов в бахчевых, овощах, фруктах и за счет гистамина в рыбе — в консервах, готовой рыбной продукции и в свежей рыбе. Гистамин увеличивается, когда продукция много раз замораживалась и размораживалась. У человека повышенное наличие гистамина может вызвать аллергическую реакцию и анафилактический шок.
Всего же у нас 450 показателей качества и безопасности пищевых продуктов, анализ которых делает наш центр гигиены и эпидемиологии. Считаю, 80 тысяч проб, 450 показателей — это достаточная выборка для того, чтобы держать ситуацию под контролем.
«НАРУШЕНИЯ НОРМАТИВОВ ВЫЯВЛЕНЫ В 11 ПРОЦЕНТАХ ИМПОРТНЫХ ПРОДУКТОВ»
— В Госдуму РФ на рассмотрение внесен законопроект об отмене ограничений на импорт продовольствия из стран, которые ввели санкции против России. А что показывает статистика ваших проверок, какая продукция лучше: местная, отечественная или импортная? (Андрей Федоров)
— К модной импортной продукции мы всегда относились с настороженностью... Мы считаем, что местные производители находятся под бо́льшим нашим контролем. Мы их контролируем с особой «любовью», чтобы принудить выпускать качественную, безопасную продукцию. К тому же, эта продукция не везется издалека, значит, нет необходимости пичкать ее химией для увеличения сроков хранения. Чем ближе производство продукции к месту торговли, тем она чище с точки зрения наличия химических веществ.
Нарушения могут быть в трех местах: на производстве продукции, при ее транспортировке и во время реализации и хранения в магазине. Перевозить пищевую продукцию можно только в специализированных автомобилях с определенным температурным режимом. У вас есть гарантии, что все это делают правильно? Нет! Поэтому рекомендую брать продукцию, у которой меньшее транспортное плечо, а в магазине смотреть, в холодной витрине лежит продукт или нет.
Те 80 тысяч проб, которые мы сделали за год, разложили по производителям на отечественных и зарубежных. Оказалось, что нарушения гигиенических нормативов выявлены в 11 процентах импортных продуктов питания, среди отечественных продуктов таких оказалось 3,4 процента, в местных — 1,7 процента. Динамика показывает, что качество некоторых импортных продуктов ухудшается, поэтому мы стали внимательнее ее контролировать. Был приостановлен ввоз в Россию 10 наименований импортных продуктов, к примеру, токсичные польские яблоки, молоко с антибиотиками из Финляндии, виноград с превышением пестицидов из Нидерландов. Поэтому у нас выбраковка импортной продукции увеличилась с 30 тонн в 2013 году до 43 тонн в 2014-м.
— Это было до западных санкций?
— Это все было раньше и касается запрета ввоза только небезопасной продукции. В этом году мы планируем провести анализ по группам товаров, например, по яблокам разных производителей. Думаю, к концу года мы получим более ясную картину.
«В 2014 ГОДУ ПОСТУПИЛО ОКОЛО 11 ТЫСЯЧ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН»
— Каков срок рассмотрения жалоб населения?
— 30 дней. И у нас нет обращений, которые не были бы рассмотрены в срок. За соблюдением сроков рассмотрения жалоб следит и прокуратура.
— Месячный срок — это все-таки много, мне кажется. Это из-за вала жалоб?
— Во-первых, и жалоб много, во-вторых, есть процессуальные нормы. Например, нам прислали жалобу на наличие грызунов у контейнерной площадки сбора мусора вблизи жилого дома. Как правило, фотографии нет. Поэтому мы в течение двух-трех дней назначаем зоологическую экспертизу от центра гигиены и эпидемиологии. Поскольку у центра есть другая текущая работа, экспертизу они проводят в течение недели. Если они зафиксировали следы пребывания грызунов или несанкционированную свалку вблизи дома, мы наказываем управляющую компанию. А она должна организовать работу по устранению грызунов.
— Вы сказали, что в прошлом году число обращений граждан сократилось, а сколько было? На что чаще жалуются?
— В 2014 году поступило около 11 тысяч обращений граждан. Общее количество несколько увеличилось, но отмечено снижение количества обращений на нарушение прав потребителей. Чаще жалуются на непродовольственную группу товаров, на бытовую технику, на продукты питания, на водоснабжение, на условия проживания, когда в доме находится, например, кафе.
— Качество жилищно-коммунальных услуг вы тоже контролируете?
— В ЖКХ в нашей компетенции остались только несвоевременный вывоз мусора, несоответствующая температура горячей воды в жилых помещениях, места общего пользования на предмет грызунов и тараканов. Остальное контролирует Госжилинспекция.
— Коммунальщики постоянно выставляют счет за дератизацию подвальных помещений, но ни разу ее не проводили. Кто контролирует их работу? (Марина Фомина)
— Да, есть вопрос контроля качества подобных работ. В Казани в прошлом году было 96 жалоб на наличие грызунов вблизи жилых домов, и треть из них подтвердилась. Я считаю, это большой показатель, указывающий на отсутствие системной профилактической дератизации.
— Нарушений, связанных с бездействием Роспотребнадзора, стало больше. Что только стоит массовая геморрагическая лихорадка в Мамадыше. Считаете ли вы это своей виной, и как будете дальше с этим работать? (Юлия)
— Групповая заболеваемость в Мамадышском районе произошла в ноябре прошлого года из-за того, что учащиеся двух школ убирали старую листву без индивидуальных средств защиты, а территория не была обработана от грызунов. Заболели 7 детей.
Мы всегда говорим, что геморрагическая лихорадка — это опасное для нас заболевание, потому что территория нашей республика является природно-очаговой: всегда в грызунах здесь есть этот возбудитель. И мы мониторим количество этих грызунов на территории. К сожалению, в 2014 году произошел рост численности грызунов в два раза, чему могли способствовать и достаток кормов, и благоприятный температурный режим. Два раза в год — весной и осенью — необходимо обрабатывать открытую территорию против грызунов. Дератизацию в школе должны проводить ежемесячно, кроме того, обрабатываться должна и территория школы. Мамадышские школы этого не сделали, хотя располагаются вблизи лесопосадок. И не выдали детям средства индивидуальной защиты во время уборки.
А вину своего специалиста мы видим в том, что при последней проверке школы он не обратил внимания на отсутствие договора на обработку прилегающей территории. В отношении должностного лица проводится служебная проверка, после чего примем меры. Все мамадышские школы мы взяли на контроль эффективности соблюдения санитарных норм.
Всем дачникам надо помнить, что геморрагическая лихорадка передается воздушно-пылевым путем, поэтому после зимы на даче надо надевать маску и делать влажную уборку.
«РАСТЕТ ЧИСЛО ЖАЛОБ НА НЕКАЧЕСТВЕННУЮ МЕДПОМОЩЬ»
— А медицинские услуги в вашей компетенции? На эту тему вам поступило несколько вопросов от наших читателей.
— В нашей компетенции — платные медицинские услуги. И число жалоб на некачественную медпомощь растет. Но как мы их можем определить? Своевременность, правильность назначения диагностических и лечебных процедур и эффект — это прерогатива Росздравнадзора. Мы сами определить качество оказанных услуг не можем, поэтому перенаправляем жалобы в Росздравнадзор. И уже они должны пригласить эксперта. Если выявили, что услуга оказана некачественно, направляют материалы нам, и мы наказываем по факту. Но мы и документы на оказание платных медицинских услуг смотрим, поскольку в них часто содержатся положения, ущемляющие права потребителей.
Тем, кто остался недовольным платными медицинскими услугами, дам совет. Сначала в адрес руководителя поставщика услуг (медцентра) нужно написать претензию и указать свои требования — вернуть деньги или бесплатно устранить недостаток. Копию претензии с датой ее приема в медцентре надо оставить себе. Если медцентр в месячный срок на вашу претензию не ответил или отказался удовлетворить ваши требования, весь пакет документов можно передать в суд.
— Многие боятся обращаться в суд. А нельзя обратиться сначала в надзорные органы — Роспотребнадзор или Росздравнадзор?
— Конечно, можно обратиться и к нам, но не обязательно. Если потребитель грамотный, он может сам составить исковое заявление. Если человек пожилого возраста, инвалид, то он может обратиться к нам, и мы поможем составить исковое заявление. Если выясним, что медцентр виноват, то вынесем соответствующее постановление и приложим его к пакету документов для предоставления в суд.
Кстати, как показывает практика, 95 процентов дел суд рассматривает в пользу потребителей. Поэтому не надо бояться обращаться в суд. Надо сказать, в силу того, что суд в основном удовлетворяет требования потребителя, бизнесмены все чаще стараются урегулировать проблемы в досудебном порядке и идут навстречу своему клиенту. Иначе их убытки будут гораздо больше.
«Выход на объект должен носить четко законный характер. И у нас не было фактов незаконных проверок за четыре года моей работы в этой должности» |
«ИМЕННО МЫ ВЫНОСИМ ШТРАФНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ»
— В функции Роспотребнадзора входит защита прав потребителей. Но и Госалкогольинспекция РТ тоже наделена этой функцией. Зачем нужно дублирование?
— Да, Госалкогольинспекция тоже занимается защитой прав потребителей, но информацию о выявленных нарушениях КоАП РФ передает нам, потому что у них нет «рычагов» воздействия. Функция защиты прав потребителей есть даже у муниципалитетов, и МВД в ходе своих проверок может выявлять нарушения. У нас есть и общественные организации по защите прав потребителей. Но нами эта функция реализуется более широко и глубоко, именно мы выносим штрафные постановления, передаем материалы в суд.
Считаю, так и должно быть: пусть все ветви власти видят этот острый вопрос — нарушение прав потребителей. Роспотребнадзор занимается защитой прав потребителей 10 лет, и только в прошлом году у нас было небольшое снижение количества обращений граждан. А до этого был постоянный рост!
— У вас есть территориальные подразделения в районах республики? Каков общий штат ведомства?
— У нас 12 территориальных отделов, общий штат насчитывает 485 человек. Сегодня наш надзор осуществляется как аудит, и проверки нельзя проводить, как было ранее: шел мимо — зашел проверить. В настоящее время все строго регламентировано, выход на объект должен носить четко законный характер. И у нас не было фактов незаконных проверок за четыре года моей работы в этой должности.
— Когда ваш сотрудник приходит на проверку, что он должен предъявить?
— Служебное удостоверение и распоряжение на проверку, подписанное мной или моим заместителем. Если нас привлекает к проверке прокуратура, то есть еще документ с ее стороны — требование о проведении проверки.
ЕСТЬ СЛУЧАИ «ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА»
— Как правильно покупателю действовать при покупке просроченной продукции? Сейчас ее очень много. Не хочет ли ваше ведомство обзавестись внештатными народными контролерами, периодически проверяющими магазины с частыми нарушениями? (Руслан Галлямов)
— Я не могу сказать, что мы часто выявляем просроченную продукцию при выходе наших сотрудников на объекты. Вместе с тем жалобы населения на ее наличие имеются. Если вы выявили такую продукцию, надо сказать об этом продавцу и сделать запись в «Книге отзывов и предложений» с указанием номера своего телефона. Вам должен прийти письменный ответ о принятых мерах. Если вы только дома обнаружили, что продукт просрочен, то следует письменно или через интернет-приемную обратиться в наш адрес, и мы выйдем на объект с проверкой.
— Наверное, чтобы доказать факт «просрочки», надо иметь чек, где указана дата приобретения товара, и сам товар?
— По таким фактам мы выходим на объект в любом случае. А вообще, человек может прислать чек или фотографию товара и чека. С другой стороны, покупатель должен смотреть дату выпуска товара и не покупать просроченный.
— Но ведь некоторые магазины «перебивают» дату выпуска!
— К сожалению, такие факты бывают и это является грубым нарушением. Но все равно потребитель должен быть внимательным при покупке продуктов питания и делать замечания. Законодатель ужесточает наказания за нарушения. С одной стороны, количество проверок мы уменьшаем, с другой, нормы становятся более жестокими, наказание — более суровым, до миллиона рублей. Причем за просроченную продукцию ответственность несет продавец. Ответственность-то высокая! И мы вместе с обществом должны добиться того, чтобы продавцу стало невыгодно продавать просроченную продукцию.
— Тогда с собой надо лупу носить, чтобы рассмотреть мелкий шрифт...
— Да, шрифт регламентируется только по масложировой продукции и по молоку. Любой покупатель имеет право обратиться к продавцу, который обязан предоставить информацию о товаре. Когда и контролирующие органы, и общественность будут пристально смотреть и принимать меры, вот тогда продавец у нас перестанет нарушать.
— Вам нужны внештатные помощники для проверок?
— С зарегистрированными общественными организациями по защите прав потребителей мы уже работаем. К примеру, они предоставляют нам акт обследования с выявленными нарушениями, и мы принимаем меры. Но, если честно, сложности в этом вопросе есть. Во-первых, не все магазины общественников пускают для проверки, во-вторых, есть случаи «потребительского экстремизма». Порой за недонесение о нарушениях они хотят от магазина что-то получить. Искушение и их не обходит стороной... К сожалению, перекосы везде возможны. А вообще, мы всегда открыты для тех, кто хочет сообщить нам о фактах нарушения. Самое главное — сообщить точный адрес объекта-нарушителя и свой контактный телефон.
«В год у нас обжалуется порядка 400 дел, и 80 процентов из них остаются в силе. Потому что мы правы. Это очень высокий показатель» |
ФАЛЬСИФИКАТ В 2014 ГОДУ СОСТАВИЛ 31%
— Много ли на прилавках наших магазинов опасного для здоровья фальсификата? Что чаще подделывают? Как распознать подделку? (Маршида Тагирова)
— Вопрос об опасности здоровью в случае фальсификата не стоит, поскольку это вопрос только качества. Производители фальсифицируют продукцию в целях ее удешевления и получения большей выгоды. Например, молочные жиры в своей продукции заменяют на растительные, но при этом скрывают от покупателя этот факт и продают по дорогой цене. Доля фальсификата уменьшается: если в 2013 году нестандартных проб по фальсификату было 37 процентов, то в 2014-м — 31 процент (это 93 пробы из 390 исследований). И чаще это касается молочной продукции.
— Много говорят об использовании пальмового масла. Оно вредно для здоровья?
— Пальмовое масло запрещено только в питании детей до трехлетнего возраста. Но в целом в продуктах питания оно допускается, его содержание регламентируется. Весь вопрос в том, что некоторые производители просто не дают информацию о его наличии, обманывая потребителя. Стоимость продукции с содержанием пальмового масла гораздо меньше.
— В магазине «Пятерочка» (Камая, 1) на фабричную упаковку с указанным весом наклеивают магазинный купон с указанием нового завышенного веса. Прав ли магазин? (Людмила)
— Конечно, магазин неправ! Это расценивается как обман потребителя. Мы обязательно проверим данный объект. В каждом магазине в доступном месте должны находиться контрольные весы, на которых можно взвесить товар, нужно указать на нарушение в «Книге жалоб и предложений», направить жалобу в адрес Роспотребнадзора или обратиться через интернет-приемную на сайте ведомства по адресу http://16.rospotrebnadzor.ru/. В жалобе надо указать факт нарушения, адрес магазина и свой контактный телефон для оперативности решения вопроса.
«ШУМ ОТ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ НЕ НОРМИРУЕТСЯ»
— С ноября 2014 года напротив жилого дома по улице Родина, 37, производится складирование снега, собираемого с дорог города. На хранение бытовых отходов на данном месте имеется разрешение Роспотребнадзора. Как разрешили свалку перед жилым домом? (Адель)
— Да, это место мы согласовывали. Расстояние от складирования снега до жилых домов не нормируется, но мы стараемся смотреть, чтобы было не ближе 50 метров. Разрешая складирование, мы предписали после таяния снега провести исследование почвы. Эту норму мы ввели в этом году впервые. Исходя из результатов исследования примем решение о местах складирования снега на будущий год.
«Расстояние от складирования снега до жилых домов не нормируется, но мы стараемся смотреть, чтобы было не ближе 50 метров» |
— Соседи сверху при ремонте квартиры содрали звукоизоляционную стяжку. Теперь практически слышны все шумы, особенно шаги по ночам. Есть ли в Роспотребнадзоре приборы для определения соответствия шумозащиты нормативным без вскрытия и разборки полов? (Геннадий)
— Согласно методическим указаниям от 2007 года, шум от жизнедеятельности людей не нормируется. Плач ребенка, звук музыки, хлопанье дверью — это считается эпизодическим шумом, а нормируется только шум от постоянных источников: каких-то установок, кондиционеров, вентиляции. В данном случае я могу только посоветовать привлечь Госжилинспекцию для фиксации факта нарушения конструкций и в досудебном или судебном порядке обязать соседа сверху восстановить стяжку.
— В нашем офисе очень скользкие полы. Существуют ли какие-нибудь нормативы по «скольжению» керамической плитки? (Татьяна)
— Сертификация рабочих мест — это обязанность работодателя, а контролирующий орган — Гострудинспекция. По скользким полам санитарно-гигиенического нормирования нет, только если строительное. А вообще, сегодня есть много жидкостей, которые уменьшают коэффициент скольжения без ущерба для пола.
— В мае 2014 года в туркомпании «Нева» (Казань) оплатила 100 процентов турпутевки (200 тысяч рублей). В июле начинается история с разорением турфирм. На вопрос, когда вернут оплаченный тур, ответ: идите в головной офис, к страховщикам. А в интернете пишут, что страховщики возвращают 0,15 процента от заявленных сумм! Что делать? (Любовь)
— Страховые выплаты — это вопрос Нацбанка. Но действительно, вопрос тупиковый. Дело в том, что туроператор застраховывает себя на сумму, которая с 2012 года не менялась и составляет 30 миллионов рублей. Но туроператор может быть крупным, и в случае форс-мажора эта сумма делится по чуть-чуть на всех его клиентов. Поэтому сегодня рассматривается новый федеральный закон по увеличению суммы страхового обеспечения туроператоров, чтобы она была достаточной для компенсации ущерба.
Что касается конкретно данного вопроса вашего читателя, то можно попытаться вернуть деньги через суд, если будет заведено уголовное дело по факту мошенничества.
«ВАШИ МАТЕРИАЛЫ ОЧЕНЬ ОСТРЫЕ! МНЕ ЭТО НРАВИТСЯ»
— Как давно и как часто читаете газету «БИЗНЕС Online»?
— Вашу газету читаю ежедневно с тех пор, как возглавила управление Роспотребнадзора в Татарстане. Конечно, ваши материалы очень острые! Мне это нравится. Но бывает необъективная подача информации, когда вы не до конца разобрались с проблемой. К примеру, по ситуации с проверкой McDonald’s.
В год у нас обжалуется порядка 400 дел, и 80 процентов из них остаются в силе. Потому что мы правы. Это очень высокий показатель. По каждому делу из 20 процентов, которые отменяются, мы проводим служебную проверку в отношении должностного лица нашего ведомства. И я готова оперативно давать вам комментарий по всем случаям, касающимся Роспотребнадзора.
— Марина Александровна, спасибо за полезный разговор. Успехов вам!
Справка
Марина Патяшина родилась в 1977 году в Казани. Окончила с отличием Казанский государственный медицинский университет по специальности «медико-профилактическое дело» (2000). Кандидат медицинских наук.
1996 - 2000 — палатная медсестра больницы скорой медицинской помощи Казани.
2002 - 2003 — врач — эпидемиолог ГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Казани.
2003 - 2011 — заместитель главного врача по эпидемиологическим вопросам государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер».
С 2011 года — руководитель управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ — главный государственный санитарный врач по РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.