Наполовину снизилась в городе – что могут видеть казанцы по пустующим или вовсе исчезнувшим щитам вдоль дорог – заполняемость рекламных конструкций. В 2008 году они были востребованы на 80%, в январе 2009-го – уже только на 30:  кризис вызвал спад рекламного рынка. В марте начался подъем "наружки", в мае заполняемость щитов приблизилась к докризисным временам и достигла почти 70%, в июне вновь упала до 50. 

ЦЕНЫ ПАДАЮТ

 

Цены на наружную рекламу падают. В 2008-м за одну сторону щита 3 х 6 метров надо было платить в среднем 16 тыс. рублей за месяц, в нынешнем году – 10 тыс.

 

Несмотря на снижение цен, объемы продаж рекламных площадей тоже снижаются. Раньше было немало компаний, которые размещали рекламу на 30 щитах, сегодня – максимум на десяти.

 

В итоге местные предприниматели уходят с рынка наружной рекламы – в 2009 году не продлили договоры на использование рекламных конструкций более 60 компаний. На освободившееся место приходят крупные федеральные и транснациональные компании – они нарастили долю до 70%. Всего в Казани в настоящее время работают, как сообщила газета "Время и Деньги"  почти полсотни юридических лиц и частных предпринимателей. Они владеют более чем двумя тысячами наружных рекламных конструкций, большинство из которых имеют размеры 3х6 метров. Основные игроки рынка наружной рекламы в столице РТ – Неон Арт-М,  Лариса Сити, Gallery, News Оutdoor, Биг Борд, Clear Chanel.

 

Город вроде бы помогает операторам наружной рекламы – администрация Казани за полгода разместила на пустующих щитах социальную рекламу – более 6000 постеров. Однако предпринимателям пришлось самим изготавливать их за свой счет, самим же размещать и платить с них единый налог на вмененный доход. Освободили их лишь от арендной платы за землю. Такую помощь трудно назвать эффективной.

 

Тем более, что город принял решение помочь заказами на соцрекламу лишь тем, у кого нет задолженностей. Но сегодня они есть практически у всех. В целом просроченная задолженность рекламных фирм в Казани оценивается более чем в 14 млн. рублей. Казанские предприниматели, действующие на рынке наружной рекламы, считают, что город мог бы принять решение о снижении ставок за аренду земли для рекламных конструкций и о понижении коэффициентов для подрядчиков, работающих по системе ЕНВД.

 

СПЛОШНОЙ ДЕМОНТАЖ

 

За полгода более 60 владельцев (по 10 предпринимателей на каждый месяц!) рекламных конструкций отказались продлить срок их использования и просто демонтировали свои щиты. Но если у большинства фирм – в основном, мелких и средних – сегодня денег на рекламу нет, крупные рекламодатели с рынка наружной рекламы не уходят, а иногда даже увеличивают заказы на нее. Речь о таких рекламодателях, как банки, фирмы сотовой связи, пивные компании. Так, МТС уменьшила долю рекламы на конструкциях 3х6 метров, зато увеличила ее на малых форматах.

 

Среди местных рекламодателей, которые сегодня занимают только 20% рынка "наружки", более всего размещают рекламу магазины техники и крупные розничные сети.

 

ПЕРЕСТРОИТЬ БИЗНЕС

 

Сегодня владельцы рекламных конструкций пытаются перестроить свой бизнес, понимая, что в кризис надо идти навстречу своим клиентам. Поэтому снижают цены, продают три поверхности рекламных щитов по цене двух, делают немаленькие скидки за масштабные заказы, дарят два–три дня в подарок.

 

Федеральные фирмы также ищут пути решения возникших в кризис проблем. Некоторые не сокращают своих менеджеров, а, наоборот, принимают новых. Так появляется шанс на увеличение числа заключенных контрактов.

 

Однако лето – традиционный период сезонного спада на рынке наружной рекламы. И в августе ожидается дальнейшее понижение спроса на "наружку".

 

БИЗНЕС Online