КРИЗИС СТАЛ ВРЕМЕНЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Перенос делового понедельника на субботу мэр Казани Ильсур Метшин объяснил особенностями своего рабочего графика на будущей неделе. На повестке дня стояло всего два, но чрезвычайно важных вопроса: об итогах социально-экономического развития Казани в 2014 году и о создании единого парковочного пространства в городе.

Первым отчитаться вышел председатель комитета экономического развития Казани Ильдар Шакиров. Он сразу же подчеркнул, что негативные явления, зафиксированные в общеэкономической ситуации страны в целом, в рамках городской экономики, прошли более сглаженно. Более того, значения основных макроэкономических показателей по итогам 2014 года сохранили свою положительную динамику. Объем валового территориального продукта Казани оценивается в 560 млрд. рублей с темпом роста в 1,3%.

«Динамика промышленного производства также находится в положительной плоскости — индекс промышленного производства по итогам года составил 104,1 процента», — сказал Шакиров. Объем отгруженной продукции, произведенной промышленными предприятиями города, превысил 278 млрд. рублей. Он отметил, что многие предприятия обрабатывающей промышленности все чаще начинают испытывать трудности. «Это явилось следствием падения курса национальной валюты, повышения кредитных ставок, роста цен на металл и комплектующие», — объяснил он.

Вместе с тем Шакиров довольно оптимистично отметил, что кризис стал и временем дополнительных возможностей для экспортоориентированных предприятий столицы.

Наиболее перспективным сектором экономики глава комитета назвал малый бизнес — он более оперативно может реагировать на изменения в экономике и, как следствие, обеспечить стабильные показатели производства, рабочие места и отчисления в бюджет. К слову, в числе занятых на малых и средних предприятиях Казани — 178,5 тыс. человек, то есть каждое третье рабочее место в городе. Оборот малых предприятий Казани также составляет почти треть от общегородского — 27,2%. Шакиров не стал скрывать, что показатели по инвестициям в основной капитал в Казани снизились — городу удалось привлечь чуть более 160 млрд. рублей инвестиций. Для сравнения: в удачном на инвестиции 2012 году удалось привлечь 186 млрд. рублей, в 2013 году — 184 млрд. рублей. «Это прогнозируемо и объясняется тем, что своеобразным магнитом для масштабных инвестиций 2013 года стала Универсиада», — поспешил оправдаться Шакиров.

По его словам, Казань остается привлекательной для инвесторов. Это подтверждают как данные рейтинговых агентств, так и сами инвесторы, которые, как любит выражаться мэр Казани Метшин, голосуют рублем. Подтверждением тому, по мнению чиновника, служат данные о вводе жилья: за прошлый год в городе построена 801 тыс. кв. м жилья. «В условиях снижения курса национальной валюты наш рынок стал более привлекательным для иностранных инвесторов», — заявил Шакиров. В качестве примера он привел планы сети «Ашан» построить в Казани еще два гипермаркета, пять супермаркетов и несколько магазинов «Атак».

РАБОТОДАТЕЛИ СОКРАЩАЮТ ЧИСЛО ЗАЯВЛЕННЫХ ВАКАНСИЙ

Помимо этого, глава комитета озвучил ряд статистических данных по итогам 2014 года. Так, потребительские цены в Казани выросли на 7,4%. «Усиление инфляции в основном связано с удорожанием продовольственных товаров», — отметил он и добавил, что основными причинами стало ослабление курса рубля и введение ограничений на импорт. Оборот розничной торговли вырос на 2,6% и составил 449,9 млрд. рублей. Этот факт Шакиров связывает с ростом заработной платы, увеличением социальных выплат и потребкредитованием.

На рынке труда в 2014 году сохранились положительные тенденции, считает глава экономического ведомства. Причем к концу года численность безработицы даже несколько снизилась — до 0,56 - 0,58%. «Сегодня в сложных экономических условиях следует ожидать роста напряженности», — признал Шакиров. На 1 марта, по его данным, безработица составила в Казани 0,67%. Количество безработных — 4050 человек. При этом работодатели сокращают число заявленных вакансий, отметил чиновник. Сейчас его волнует также и ситуация с невыплатами зарплат. На 1 марта сумма задолженности по заработной плате увеличилась на 1,6 млн. рублей к показателю 1 января 2015 года. «Перед нами стоит задача не допустить ситуации, которая была в 2009 - 2010 годы», — отметил Шакиров. В то время безработица была выше сегодняшней в 8 раз! Он добавил, что за последний месяц удалось выявить еще 16 организаций, у которых имеется задолженность по зарплате, эта проблема решается совместно с прокуратурой. Средняя зарплата в Казани по итогам минувшего года составила 32 тыс. 122 рубля (на 8,9% больше, чем в 2013 году).

Подводя итоги, глава комитета признал, что в 2015 году не ждет роста ни в финансовом, ни в экономическом секторе. Основной задачей для себя он поставил сохранение занятых позиций.

Метшин, комментируя сказанное, в очередной раз отметил, что Казань оказалась лучше других подготовленной к кризису. «Это не потому что мы накапливали жир, ожидая какой-то беды, это была системная работа», — заявил мэр города. Вместе с тем он заметил, что город находится в едином экономическом пространстве России, так что «готовится нужно к любым вызовам и не сидеть сложа руки».

«Поднимается рейтинг города, причем по оценке не самых дружественных агентств», — отметил мэр. И делается это в то время, когда рейтинги других городов, в том числе Москвы, понижаются. «Откуда-то Opel решил уйти, откуда-то Generel Motors... А мы сегодня видим и по нашим турецким партнерам — та же Kastamonu, «Ашан» приезжал в лице высшего руководства, обсуждал свои новые проекты по Казани и по Татарстану в целом», — заявил мэр и снова подчеркнул, что город остается привлекательным для инвесторов. «Петь известную песню We are the champions нам еще рано, для этого предстоит серьезно, кропотливо, системно поработать», — поставил задачу мэр.

Айдар Абдулхаков
Айдар Абдулхаков сообщил, что казанцы заплатили за парковки уже более 132 тыс. рублей, при этом 34 тыс. зачислены через паркоматы, а 98 тыс. рублей — посредством SMS и мобильного приложения

В КАЗАНИ БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ ГОРОЖАН ЕЗДЯТ НА РАБОТУ НА ЛИЧНОМ АВТО

Далее на совещании оценили готовность к запуску теперь уже в рабочем режиме проекта муниципальных платных парковок. Метшин отметил, что до окончательного запуска проекта осталось 10 дней, и попросил председателя комитета по транспорту Казани Айдара Абдулхакова рассказать последние новости. В обоснование самой идеи о платных парковках Абдулхаков привел данные об общей автомобилизации города: 314 машин на 1 тыс. жителей, что выше, чем в целом по России. «Учитывая сложившуюся планировку исторической части города с узкими улицами и плотной застройкой, а также разделение его на две части рекой Казанкой, остро ощущается дефицит улично-дорожной сети, особенно в центре», — заявил Абдулхаков.

Он сообщил, что на один автомобиль в городе приходится все лишь 40 кв. м дорог, и назвал эту цифру «критичным показателем». «При существующей автомобилизации через два-три года загруженность дорог составит 75%, что приведет к возникновению транспортного коллапса», — заявил Абдулхаков. В дополнение картинки глава транспортного комитета сообщил, что в центр ежедневно въезжают 100 тыс. машин, из них 60% остается около работы их владельцев, причем примерно 2,5 тыс. машин казанцы ежедневно бросают прямо на проезжей части. Проект платных парковок должен стимулировать горожан отказать от руля в пользу общественного транспорта. Абдулхаков сравнил Казань с Европой. Доля трудовых поездок на личном транспорте там, как выяснилось, составляет около 20%. В Казани же, по данным опроса, больше половины горожан — 55% — ездят на работу на авто, и только 35% — на городском транспорте.

f9mJCf366NvgDEkgbTidFk51.png
Штрафные санкции за неоплату стоянки на платных парковках начнут взимать с 1 апреля 2015 года

Газета «БИЗНЕС Online» не единожды и в подробностях писала о проекте платных парковок, поэтому не станем останавливаться на технических нюансах, где паркоматы расположены и как платить. Стоит напомнить лишь, что штрафные санкции за неуплату стоянки на платных парковках начнут взимать с 1 апреля 2015 года. Однако уже немало сознательных граждан, которые стали оплачивать парковку до введения штрафных санкций. Так, за тестовый период водители Казани уже заплатили более 132 тыс. рублей, из них 34 тыс. зачислены через паркоматы, а 98 тыс. рублей — при оплате посредством SMS и мобильного приложения. Для контроля будут использоваться три мобильных и один портативный комплексы фото- и видеофиксации. Также Абдулхаков сообщил, что в апреле при наличии благоприятных погодных условий будет завершена работа по нанесению дорожной разметки. С 1 апреля на парковках вновь появятся волонтеры, которые помогут автовладельцам решить возникающие у них проблемы.

«ВСЕГО 1,2 ТЫСЯЧИ МЕСТ ВВОДИМ, А ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ОБСУЖДАЕТ ВСЯ КАЗАНЬ»

Метшин не стал скрывать, что проект платных парковок не является популярным у горожан, социальные сети кипят от обсуждений. «Всего 1,2 тысячи мест вводим, а такое ощущение, что обсуждает вся Казань», — подивился мэр. Он, в свою очередь, отметил, этот путь — внедрения платных парковок — прошли все крупные города мира, и без него не решить проблему пробок в центре города. Он снова акцентировал, что целью проекта является не зарабатывание денег, а организация нормального дорожного движения в центре. Метшин напомнил, какой «треск стоял», когда в городе принималось решение о переходе на «красные» автобусы, но сейчас Казань сложно представить себя с «ПАЗиками» и «Газелями». «Запретительные меры никогда не проходили на ура», — признал мэр, но выразил надежду на понимание горожан.

Отвечая на вопрос журналистов после окончания совещания, Абдулхаков рассказал, что пока, до вступления в силу штрафов, за парковку платит только каждый 15 или 18 автомобилист. «Но наша основная цель была не в том, чтобы собрать в бюджет денежные средства, а в том, чтобы люди освоили все методы и системы оплаты», — пояснил он и отметил, что в системе уже зарегистрировано 3,5 тыс. водителей. Пока пустых мест на парковках нет, но с 1 апреля, уверен Абдулхаков, ситуация изменится. «Опыт Москвы показывает, что в первые три недели после ввода парковочного пространства, все эти улицы были пустыми, вообще никто не стоял, зато потом, по истечении трех месяцев, там места уже не было свободного», — ответил руководитель на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». Также Абдулхаков не стал отрицать, что в будущем платные муниципальные парковки могут появиться и в других районах города.