Характерное для года Универсиады восприятие Татарстана как спортивного центра России постепенно отходит на второй план, уступая место в головах более деловитому позиционированию — в качестве центра инновационного развития. К такому выводу пришли социологи ЦПЭИ и КФУ, исследуя внутренний имидж республики. Также они выяснили, что, несмотря на кризис, 64,5% татарстанцев сохраняют твердую веру в светлое будущее.
МНОГОГРАННЫЙ ВНУТРЕННИЙ ИМИДЖ
О том, как укрепляется имидж Татарстана в России, широко известно. А вот что сами жители думают о своей республике, какой образ у них перед глазами? Этому вопросу специалисты ГБУ «Центр перспективных экономических исследований» (ЦПЭИ) и Казанского федерального университета посвятили целую серию исследований.
Так, в ноябре-декабре 2013 года был проведен массовый опрос жителей республики относительно их мнений и оценок о текущем состоянии и перспективах развития имиджа Татарстана. А летом 2014-го в рамках реализации молодежного гранта Академии наук РТ был организован ряд интервью с экспертами из разных сфер деятельности — представителями органов власти, СМИ, сферы туризма, академического сообщества, АНО «Исполнительная дирекция спортивных проектов».
Данные исследований свидетельствуют о зонтичном имидже республики, сложившемся в сознании татарстанцев. Другими словами, внутренний имидж РТ многогранен: ни экспертные мнения, ни данные массового опроса населения не позволили выделить черты какого-либо единственного направления развития территориального бренда.
В декабре 2014 года социологи центра выявили некоторые параметры представлений татарстанцев относительно имиджа родной республики. Согласно мнению относительного большинства респондентов, наиболее актуальным слоганом для РТ является «Республика Татарстан — молодежный центр России» (24,9%), вторыми по значимости были отмечены «Республика Татарстан — культурный центр России» и «Республика Татарстан — центр инновационного развития России» (по 20,9%).
Рисунок 1 |
СПОРТИВНАЯ СТОЛИЦА ИЛИ ЦЕНТР ИННОВАЦИЙ?
Между тем в ходе декабрьского опроса 2014 года татарстанцы гораздо более активно, чем в 2013-м, выбирали слоган «Республика Татарстан — центр инновационного развития России» (20,9% и 14,7% соответственно). Это соотносится с объективной тенденцией стремительного развития сферы инноваций. К тому же инновации и события, так или иначе с ними связанные, — это всегда удачный информационный повод. В связи с этим тема инноваций активно освещается в различных СМИ, что оказывает значительное влияние на массовое сознание населения.
Заметим попутно, что выделение инновационной составляющей в имидже Татарстана свойственно и для экспертного сообщества республики. Так, экспертный опрос, реализованный летом 2014 года, дал весьма высокие показатели согласия с данным лозунгом, который в совокупности оценок оказался на первом месте по популярности среди экспертов. Тогда опрошенные эксперты объяснили свою позицию тем, что в Татарстане успешно реализуются такие проекты, как «Электронное правительство», «Народный контроль», «Технополис», «Смарт Сити», «Иннополис» и т.д. В республике создана инновационная экосистема, есть интерес со стороны правительства к развитию инноватики, поддержки малого и среднего бизнеса.
Что касается восприятия Татарстана как спортивной столицы, сельчане и горожане примерно в равной степени выбирают данный слоган. Отметим, что в 2014 году по сравнению с данными массового опроса 2013-го «спортивный» слоган значительно потерял свои позиции (18,1% и 25,8% соответственно). Это можно объяснить тем, что в 2013-м у татарстанцев слишком свежи были в памяти ощущения и впечатления от проведенной в Казани Универсиады, которые к концу 2014-го несколько сбавили свою остроту. Однако нельзя утверждать, что мы совсем забыли это событие, хотя бы потому, например, что, по версии фонда «Общественное мнение», казанская Универсиада-2013 была названа в числе наиболее значимых событий России в 2014-м (рисунок 1).
«ТАМ ЗА ТУМАНАМИ...»: ТАТАРСТАНЦЫ ОЦЕНИЛИ, ЧТО ЖДЕТ РЕСПУБЛИКУ В БУДУЩЕМ
В рамках массового опроса населения в декабре 2014 года респондентам был также задан вопрос о том, каким они видят будущее Республики Татарстан. Большинство респондентов, несмотря на кризис (в декабре «посыпался» рубль, впали в панику многие вкладчики банков и т.д.), отметили положительную динамику развития. Половина опрошенных (52,7%) видят будущее вполне успешным, однако с определенными трудностями. Почти четверти респондентам (23,7%) будущее республики представляется туманным, зависящим от многих факторов. И только 14,6% видят будущее светлым и безоблачным.
Рисунок 2. Чтобы загрузить картинку полностью, нажмите на нее |
Актуальные социально-экономические и политические процессы и события (санкции, девальвация рубля и прочее) в некоторой степени отразились на настроениях татарстанцев. Так, несколько снизилась доля оптимистично настроенных респондентов, видящих будущее республики светлым и безоблачным (14,6% в 2014-м и 18,9% в 2013-м). И наоборот, несколько повысилась доля тех, кому будущее представляется туманным (23,7% и 20,8% соответственно). Почти на 10% повысилась доля респондентов, ожидающих от будущего тех или иных сложностей (52,7% и 43,7% соответственно).
Отметим, что кризисные явления в экономике не стали для татарстанцев причиной панического или депрессивного настроя: доля тех, кому будущее кажется мрачным и унылым или беспокойным, по-прежнему составляет менее 10% (рисунок 2).
Полина Ермолаева,
заведующая отделом качественных исследований ЦПЭИ АН РТ
Елена Носкова,
научный сотрудник ЦПЭИ АН РТ
Алиса Шакирова,
научный сотрудник ЦПЭИ АН РТ
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.