МНОГОГРАННЫЙ ВНУТРЕННИЙ ИМИДЖ

О том, как укрепляется имидж Татарстана в России, широко известно. А вот что сами жители думают о своей республике, какой образ у них перед глазами? Этому вопросу специалисты ГБУ «Центр перспективных экономических исследований» (ЦПЭИ) и Казанского федерального университета посвятили целую серию исследований.

Так, в ноябре-декабре 2013 года был проведен массовый опрос жителей республики относительно их мнений и оценок о текущем состоянии и перспективах развития имиджа Татарстана. А летом 2014-го в рамках реализации молодежного гранта Академии наук РТ был организован ряд интервью с экспертами из разных сфер деятельности — представителями органов власти, СМИ, сферы туризма, академического сообщества, АНО «Исполнительная дирекция спортивных проектов».

Данные исследований свидетельствуют о зонтичном имидже республики, сложившемся в сознании татарстанцев. Другими словами, внутренний имидж РТ многогранен: ни экспертные мнения, ни данные массового опроса населения не позволили выделить черты какого-либо единственного направления развития территориального бренда.

В декабре 2014 года социологи центра выявили некоторые параметры представлений татарстанцев относительно имиджа родной республики. Согласно мнению относительного большинства респондентов, наиболее актуальным слоганом для РТ является «Республика Татарстан — молодежный центр России» (24,9%), вторыми по значимости были отмечены «Республика Татарстан — культурный центр России» и «Республика Татарстан — центр инновационного развития России» (по 20,9%).

1 (1).jpg
Рисунок 1

СПОРТИВНАЯ СТОЛИЦА ИЛИ ЦЕНТР ИННОВАЦИЙ?

Между тем в ходе декабрьского опроса 2014 года татарстанцы гораздо более активно, чем в 2013-м, выбирали слоган «Республика Татарстан — центр инновационного развития России» (20,9% и 14,7% соответственно). Это соотносится с объективной тенденцией стремительного развития сферы инноваций. К тому же инновации и события, так или иначе с ними связанные, — это всегда удачный информационный повод. В связи с этим тема инноваций активно освещается в различных СМИ, что оказывает значительное влияние на массовое сознание населения.

Заметим попутно, что выделение инновационной составляющей в имидже Татарстана свойственно и для экспертного сообщества республики. Так, экспертный опрос, реализованный летом 2014 года, дал весьма высокие показатели согласия с данным лозунгом, который в совокупности оценок оказался на первом месте по популярности среди экспертов. Тогда опрошенные эксперты объяснили свою позицию тем, что в Татарстане успешно реализуются такие проекты, как «Электронное правительство», «Народный контроль», «Технополис», «Смарт Сити», «Иннополис» и т.д. В республике создана инновационная экосистема, есть интерес со стороны правительства к развитию инноватики, поддержки малого и среднего бизнеса.

Что касается восприятия Татарстана как спортивной столицы, сельчане и горожане примерно в равной степени выбирают данный слоган. Отметим, что в 2014 году по сравнению с данными массового опроса 2013-го «спортивный» слоган значительно потерял свои позиции (18,1% и 25,8% соответственно). Это можно объяснить тем, что в 2013-м у татарстанцев слишком свежи были в памяти ощущения и впечатления от проведенной в Казани Универсиады, которые к концу 2014-го несколько сбавили свою остроту. Однако нельзя утверждать, что мы совсем забыли это событие, хотя бы потому, например, что, по версии фонда «Общественное мнение», казанская Универсиада-2013 была названа в числе наиболее значимых событий России в 2014-м (рисунок 1).

«ТАМ ЗА ТУМАНАМИ...»: ТАТАРСТАНЦЫ ОЦЕНИЛИ, ЧТО ЖДЕТ РЕСПУБЛИКУ В БУДУЩЕМ

В рамках массового опроса населения в декабре 2014 года респондентам был также задан вопрос о том, каким они видят будущее Республики Татарстан. Большинство респондентов, несмотря на кризис (в декабре «посыпался» рубль, впали в панику многие вкладчики банков и т.д.), отметили положительную динамику развития. Половина опрошенных (52,7%) видят будущее вполне успешным, однако с определенными трудностями. Почти четверти респондентам (23,7%) будущее республики представляется туманным, зависящим от многих факторов. И только 14,6% видят будущее светлым и безоблачным.

Рисунок 2.
Чтобы загрузить картинку полностью, нажмите на нее

Актуальные социально-экономические и политические процессы и события (санкции, девальвация рубля и прочее) в некоторой степени отразились на настроениях татарстанцев. Так, несколько снизилась доля оптимистично настроенных респондентов, видящих будущее республики светлым и безоблачным (14,6% в 2014-м и 18,9% в 2013-м). И наоборот, несколько повысилась доля тех, кому будущее представляется туманным (23,7% и 20,8% соответственно). Почти на 10% повысилась доля респондентов, ожидающих от будущего тех или иных сложностей (52,7% и 43,7% соответственно).

Отметим, что кризисные явления в экономике не стали для татарстанцев причиной панического или депрессивного настроя: доля тех, кому будущее кажется мрачным и унылым или беспокойным, по-прежнему составляет менее 10% (рисунок 2).

Полина Ермолаева,
заведующая отделом качественных исследований ЦПЭИ АН РТ

Елена Носкова,
научный сотрудник ЦПЭИ АН РТ

Алиса Шакирова,
научный сотрудник ЦПЭИ АН РТ