Ранее сообщалось, что в городе остается порядка 1,1 тыс. уличных ларьков и павильонов, из них около 290 продуктовых магазинчиков, около 300 газетных киосков, будок пор ремонту обуви и цветочных
Ранее сообщалось, что в городе остается порядка 1,1 тыс. уличных ларьков и павильонов, из них около 290 продуктовых магазинчиков, около 300 газетных киосков, будок по ремонту обуви и цветочных ларьков


20 КВ. МЕТРОВ НА 7 ЛЕТ И БОЛЕЕ

Минпромторг России разработал поправки в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», согласно которым каждому индивидуальному предпринимателю (ИП) и фермеру будет гарантированно предоставлено одно место для размещения торговой точки без проведения торгов. Как сообщает газета «Известия», площадь объекта должна быть не более 20 кв. м, а срок заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта составит не менее 7 лет. Причем с палаточниками, которые не нарушают условий договоров, предлагается неоднократно продлевать срочные договоры без проведения торгов.

Замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов сообщил, что место будет предоставляться по заявлению в орган местного самоуправления — по месту регистрации ИП и КФХ. Для фермеров предусмотрено ограничение: чтобы обойти процедуру торгов, более 80% ассортимента киоска должна составлять продукция крестьянского хозяйства, сельхозпродукция и продукты питания.

В ведомстве пояснили, что перебора с ларьками быть не должно, поскольку «зачастую все-таки и фермерские хозяйства, и ИП регистрируются там, где работают». К тому же, муниципалитеты должны будут сами определить критерии допустимого размещения киосков на своей территории. А в остальном численность ларьков должен отрегулировать его величество рынок, считают в минпромторге.

Идея предоставить каждому фермеру по ларьку подается под соусом поддержки предпринимательства, а 7-летний срок поясняется необходимостью долгосрочного планирования бизнеса. Причем этот договор может быть продлен неограниченное количество раз, если к предпринимателю нет претензий. Кроме того, согласно проекту, субъекты не смогут менять требования к внешнему виду и техническому состоянию киосков чаще, чем один раз в 10 лет (примерный срок выхода из строя объекта). В документе также прописывается, что «использование схемы размещения для регулирования количества и видов специализаций объектов не допускается» и «достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не может служить основанием для отказа во включении в схему размещения новых объектов».

Также законопроектом предполагается ввести понятие социально значимых специализаций торговых объектов. К ним относятся киоски продуктов питания (торговля мясом и мясной продукцией, молоком и молочной продукцией, овощами, фруктами, ягодами и иной сельхозпродукцией, хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями, рыбой, мороженым, безалкогольными прохладительными напитками). Эти товары не могут составлять меньше 80% ассортимента объекта. «К социально значимым специализациям также относится торговля печатной продукцией, изделиями народных художественных и иных промыслов, ремесленничества, сувенирами, одеждой, обувью и изделиями легкой промышленности отечественного производства», — поясняется в документе. Власти субъектов РФ смогут дополнить этот список в случае необходимости.

Каждый субъект должен будет принять программу развития социально значимых киосков для увеличения их количества. Так, им могут быть предоставлены льготные условия размещения.

«БУДУТ СПЕКУЛИРОВАТЬ РАЗНЫЕ ДРУЗЬЯ-ТОВАРИЩИ»

Инициатива минпромторга РФ явно идет вразрез с проводимой в Казани в последние годы политикой по сокращению мелкорозничной торговли. Особенно мощная волна сноса киосков, стоящих на первой линии, прокатилась в преддверии Универсиады. По последним данным, прозвучавшим на одном из деловых понедельников, сейчас в городе насчитывается порядка 1,1 тыс. уличных ларьков и павильонов, из них около 290 продуктовых магазинчиков, около 300 газетных киосков, будок по ремонту обуви и цветочных. Остальное — киоски по розливу питьевой воды и универсальные торговые точки.

В планах исполкома — еще сильнее сократить число этих объектов, при этом часть ларьков планировалось «спрятать» в подземные переходы и метро. Сообщалось, что в городе готовится новая схема размещения мелкорозничных торговых точек. Право аренды сроком на 5 лет планировалось разыграть на аукционе. Замруководителя исполкома Казани Иван Кузнецов объяснял введение новой схемы размещения ларьков тем, что старая уже себя изжила. В новой схеме постараются исключить «задвоенность» торговых объектов с тем, чтобы рядом не оказались несколько киосков одной направленности, «Цветы», например. Также будет учитываться, не закрывает ли тот или иной киоск вид на исторические здания и т.п.

Что касается поддержки фермеров, то замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Николай Титов, комментируя «БИЗНЕС Online» инициативу, назвал ее несколько «сыроватой». Он отметил, что в Татарстане фермерам места и так предоставляются в агропромпарке «Казань» и на выездных еженедельных ярмарках, так что в нашей республике этот вопрос, по сути, уже решается. «Потом, может быть, даже будут отчасти спекулировать разные друзья-товарищи, не совсем крестьянско-фермерские хозяйства, — считает он. — У фермера же не будет круглый год товара, образно говоря, ему надо месяца на два, на три. У нас в республике таких запросов не возникает».

Гендиректор агропромышленного парка «Казань» Олег Власов сказал, что еще не знаком с деталями законопроекта, но выразил сомнение в его целесообразности из-за сложности контроля за качеством продаваемой в ларьках продукции. «Допустим, человек решил поставить около своего дома торговый павильон, а теперь представьте, что таких не два-три, а в каждом микрорайоне сотни, а в городе — тысячи тысяч, даже сложно представить, как будет выглядеть мегаполис!» — удивляется он. Власов не отрицает необходимости помогать, особенно в это тяжелое время, предпринимателям, но говорит о необходимости определенных стандартов, норм, правил. «Как можно превратить все в хаос и отдать на откуп желанию: хочу так?» Руководитель АПП не думает, что принятие такого закона приведет к существенному оттоку покупателей от торговых центров. «Год от года культура потребления растет, растет сам предприниматель, у него есть выбор, какие-то пристрастия, — говорит он и добавляет. — Если человек привык уже к гарантированному качеству товара, если он понимает, что, придя в торговый комплекс, защищен, наверное, он будет выбирать».

«ГОСУДАРСТВО НЕ МОЖЕТ ОПЛАЧИВАТЬ БИРЖУ ТРУДА, ВОТ ТАКИМ ОБРАЗОМ ИДЕТ СТИМУЛИРОВАНИЕ»

Газета «БИЗНЕС Online» спросил мнения других экспертов о ларечном законопроекте минпромторга России.

Марс Исмагилов — председатель совета союза потребителей РТ:

— В первую очередь, конечно, это связано с экономическим кризисом. Представьте, если вы вчера работали на заводе, то сегодня открыть предприятие и арендовать место для работы вам не на что, если вы честный и порядочный человек. Эта инициатива как раз для того, чтобы люди могли без проблем заняться предпринимательской деятельностью — речь идет именно о малом бизнесе. Государство не может оплачивать биржу труда, вот таким образом и идет стимулирование — это снижение социальное напряженности и появление рабочих мест. Фермер находит свое место, где он хочет торговать, и ему должны дать это место для работы. Сейчас фермерам будет дан зеленый свет.

Да, возможно, потом, когда ситуация нормализуется, начнется переизбыток и кризис минует, тогда государство опять начнет вводить лицензирование. Вспомните 90-е годы, когда каждый мог торговать там, где хотел: бабушки стояли по всей Казани и торговали, кто чем мог. Потом оказалось, что это не очень хорошо, стали вводить налогообложение, регистрацию ИП, дальше нужно было пожарное и санитарное заключение и так далее.

Вопрос стоит иначе: если государство перестает контролировать какую-то сферу, то появляются криминальные структуры для ее передела. Выбрали вы хорошее место для торговли на перекрестке, а завтра приходят ребята и говорят подвинуться, так как вместе вы не можете тут работать. Я думаю, что, возможно, это начнется, как в 90-е годы.

Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермерских хозяйств:

— Нас и предпринимателей уже раз или два, как говорят в народе, кидали в плане расположения этих киосков. Потом с таким же успехом приходящие или уходящие власти говорят, что там неэстетично — все помнят эпопею с вывозом киосков без ведома предпринимателей. Власть должна решить этот вопрос на законодательном уровне. Я бы хотел, чтобы предприниматели в определенной степени задумались о такой работе: все это должно быть на законодательном уровне, хотя бы на местном. Только тогда можно будет играть в определенные игры с государством. Я бы сказал, что не советую этого делать, пока не будет сформирована законодательная база — мы не хотим опять обманываться. Один призыв, и киоски опять могут убрать. Я считаю, это нецивилизованный подход по отношению к предпринимателям.

На мой взгляд, такая идея опять возникла не от хорошей жизни. Сейчас идет рост сельскохозяйственной продукции, поэтому решение поставить киоски принято скоропалительно, чтобы создать конкурентную среду и удержать рост цен. Однако цены поднимаем не мы, а торговые предприятия. Торговые сети, к сожалению, на обоюдно выгодную кооперацию не идут — у них пока еще сохраняется старый синдром, когда они могут до бесконечности поднять стоимость нашей продукции.