Гендиректор «АС Менеджмент» Роберт Хайруллин с адвокатом Рамилем Ахметгалиевым
Гендиректор «АС Менеджмент» Роберт Хайруллин с адвокатом Рамилем Ахметгалиевым

НАД ПРОКУРАТУРОЙ СГУЩАЮТСЯ ТУЧИ

Сегодня защита гендиректора компании «АС Менеджмент» Роберта Хайруллина обратилась к руководителю следственного комитета РФ по Татарстану Павлу Николаеву с заявлением о преступлении в связи с пожаром в ТЦ «Адмирал» Казани. Адвокат Рамиль Ахметгалиев просит возбудить уголовное дело в отношении старшего помощника прокурора Кировского района Казани Игоря Дворянского, который в Кировском районном суде Казани летом 2013 года отказался от требования приостановить эксплуатацию ТЦ «Адмирал», несмотря на 18 пунктов нарушений пожарной безопасности. При этом адвокат напоминает, что прокурором Кировского района Казани в то время был нынешний прокурор Казани Рафкат Уразбаев, а прокурором Казани — нынешний прокурор Татарстана Илдус Нафиков.

В заявлении Ахметгалиев просит СК опросить Уразбаева и Нафикова и в случае установления фактов ненадлежащего контроля за действиями своего подчиненного принять соответствующие меры.

«На тот момент прокурор Кировского района Казани Рафкат Уразбаев в 2013 году лично поручил МЧС проверку торгового комплекса, ему доложили о 18 пунктах нарушений ООО «Заря» пожарной безопасности, он вышел в суд с требованием приостановить деятельность «Адмирала», а во время этого судебного заседания в Кировском районном суде Казани 19 июля 2013 года его старший помощник неожиданно отказался от требования приостановить эксплуатацию здания торгового комплекса, — отмечает Ахметгалиев. — Никаких законных оснований для отказа от этих требований у помощника прокурора не было! Представители ООО «Заря» на судебное заседание не явились, документов, подтверждающих устранение нарушений, не представили. Более того, судом установлено, что ООО «Заря» предписание, выданное до судебного рассмотрения, не выполнило, руководитель ООО «Заря» был привлечен к административной ответственности за эти же нарушения».

Иными словами, судом установлено, что ООО «Заря» неоднократно уклонялось от устранения грубейших нарушений требований пожарной безопасности. Тем не менее помощник прокурора отказался от требований о приостановлении эксплуатации здания. Таким образом, в результате действий Дворянского ООО «Заря», по словам Ахметгалиева, продолжило эксплуатацию здания с нарушениями требований пожарной безопасности.

Отметим, что копия решения суда находится в распоряжении «БИЗНЕС Online». В нем действительно содержится следующий фрагмент: «Старший помощник прокурора Кировского района города Казани И.Н. Дворянский исковые требования уточнил, просил исключить из числа требований пункт 2 просительной части об обязании ООО «Заря» приостановить деятельность ТК «Адмирал» , в остальной части исковые требования поддержал».

Илдус Нафиков (справа) и Рафкат Уразбаев (слева)
Илдус Нафиков (справа) и Рафкат Уразбаев (слева)

СВОЕВРЕМЕННЫЙ ВЫСТРЕЛ?

Отметим, что фабула истории с Дворянским отнюдь не нова, несколько раз всплывала в СМИ и нет сомнений, что Ахметгалиев узнал о ней далеко не сегодня. Так что, возможно, время появления заявления в СК выбрано неслучайно. Дело в том, что накануне в Казань, как подтвердили «БИЗНЕС Online» два независимых источника, приехал заместитель генпрокурора России Сергей Зайцев. Причиной внезапного визита, по данным собеседников нашего издания, могли стать итоги служебной проверки, которую провели в прокуратуре Татарстана. Якобы по ее результатам прокурор Казани Уразбаев получил предупреждение о неполном служебном соответствии. Впрочем, к этим сведениям нужно относиться с осторожностью: к сожалению, получить оперативный комментарий от прокуратуры РТ не удалось.

К слову, теперь становится более понятно, почему именно Ахметгалиева наняла группа ASG для защиты Хайруллина. Адвокат в основном известен как правовой аналитик правозащитной ассоциации «Агора», штаб-квартира которой находится в Казани. О давнем противостоянии «Агоры» и прокуратуры известно уже давно. Таким образом, Ахметгалиев удачно продолжает негласную борьбу правозащитников с надзорным органом, хотя официально «Агора» подчеркивает, что защита Хайруллина — это частная практика их правового аналитика.

Не исключено, что масла в огонь мог подлить и приговор по скандальному делу о «крышевании рынков». Его на фоне расследования пожара в ТЦ «Адмирал» огласили в Советском райсуде Казани — неожиданно для всех дело дошло до финала за один день, словно «под шумок», хотя пожар в «Адмирале» придавал этому делу неожиданное звучание. Напомним, директор рынка «Анис» Зуфар Казанбаев заявил осенью в ФСБ, что при проверке пожарной безопасности у него на рынке старший помощник прокурора Казани Динар Салахутдинов через чиновницу исполкома Светлану Шабаеву потребовал у него взятку в 200 тыс. рублей. Правда, в итоге на скамье подсудимых оказалась лишь Шабаева — следователям не удалось доказать, что деньги, с которыми женщину взяли с поличным, предназначались прокурорскому работнику.

«ЗАЩИТА ASG ПОДНИМАЕТ ВПОЛНЕ ЛОГИЧНЫЕ ВОПРОСЫ...»

«БИЗНЕС Online» попросил прокомментировать юристов действия защиты Хайруллина.

Эмиль Гатауллин — адвокат:

— Хотелось бы подчеркнуть, что я ни в коем случае не даю оценку профессиональности защиты. Поэтому я скажу следующим образом. Я уверен, что защита Хайруллина — это очень грамотные и профессиональные адвокаты. Все, что они делают, служит во благо их подзащитного. Однако подобного рода шаг, на мой взгляд, выглядит не очень выгодным по отношению к подзащитному, ведь он находится под арестом. Зачем ссориться с прокуратурой, правоохранительными органами? Как правило, это ни к чему хорошему не приводит. Из этих двух посылов я делаю вывод, что, поскольку защита грамотная и делает то, что она обязана делать, видимо, ничего другого у нее не остается, кроме как идти в контратаку. То есть это как жест отчаяния мною воспринимается.

Айрат Хикматуллин — адвокат:

— Защита выбирает все законные способы реализации своих прав, указывая на те обстоятельства, которые должны быть исследованы для получения полной картины. Другой вопрос — форма реализации этих прав. Защита Хайруллина написала именно заявление о преступлении. Обычно, когда выясняются обстоятельства, необходимые для защиты, адвокат пишет ходатайства. Например, ходатайство с требованием рассмотреть и исследовать какие-то обстоятельства, истребовать какие-то документы и допросить каких-то лиц. Может быть, люди просто отчаялись, может быть, им отказывали в удовлетворении их ходатайств, поэтому они пошли другим путем — написали заявление, которое обязательно должно быть зарегистрировано, по нему должна быть проведена проверка. В практике я часто сталкиваюсь с тем, что следователь отказывает в удовлетворении ходатайств. Защита, к сожалению, весьма ограничена в реализации своих прав: адвокат сам не может допросить человека и заложить его показания в материалы расследования. Он может сделать адвокатский опрос, однако решение о приобщении этих доказательств будет принимать следователь. И зачастую следователь просто отказывает в этом.

Мне как адвокату и просто человеку непонятно, почему Хайруллин находится под стражей. Насколько мне известно, человек сам являлся, давал все документы, все показания, не прятался от следствия. Все-таки арест должен быть крайней мерой, а в этом деле всех кого ни попадя хватают, закрывают. Такое ощущение, что никому не нужны результаты расследования, а нужно показать видимость этого расследования, всех похватать и позакрывать. Действительно, непонятны обстоятельства дела о том, что проверки проводились, нарушения находились, меры принимались или должны были приниматься. А сейчас все эти обстоятельства проходят мимо, крайних нашли среди собственников и арендаторов. Быть собственником и арендатором — не значит быть преступником. Преступление — это прежде всего действие. Поэтому нужно тщательно проанализировать, какие действия Алексея Семина и Роберта Хайруллина привели к случившемуся. Мне кажется вполне логичным, что защита ASG поднимает эти вопросы и требует их рассмотрения.